ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЧЕРНЯНСКОГО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, КУРИРУЕМЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

ФИО: Набокова М.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3301
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЧЕРНЯНСКОГО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, КУРИРУЕМЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЧЕРНЯНСКОГО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, КУРИРУЕМЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

 

В январе 2020 года в методическое пространство Белгородской области были внесены изменения и созданы 6 межмуниципальных методических центров.

В соответствии со штатным расписанием в Чернянском межмуниципальном методическом центре работает 10 методистов, имеющих высшее педагогическое образование и стаж работы в образовательных учреждениях от 5 до 29 лет. 7 из 10 методистов имеют ведомственные награды.

Деятельностью Чернянского межмуниципального методического центра охвачено 1835 педагогических работников дошкольного, дополнительного и общего образования из 120 образовательных учреждений 3 муниципалитетов Белгородской области.

В соответствии с положением о межмуниципальном методическом центре первоочередной задачей центра является формирование траектории непрерывного профессионального развития педагогов образовательных учреждений. С этой целью методистами центра проводится работа по оценке профессиональных затруднений педагогических работников и их адресное методическое сопровождение.

Одним из направлений деятельности методического центра является – организация работы педагогов по вопросам наставничества.

Введение

В системе Отечественного образования наставничество − одна из главных
в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Сегодня мы видим общее понимание данной системы, как необходимого инструмента повышения качества образования, механизма создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

Задачи наставничества изучались еще в древние времена учеными и философами античности. По мнению Сократа главной задачей наставника являлось пробуждение мощных душевных сил ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина. По Платону, «учителя становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут». Хорошие учителя, как и хорошие философы, должны быть умеренными, не алчными, мелочность не совместима
с созерцанием всего пространства и времени. Позже Жан-Жак Руссо определял их, как умение ничего не делать с учеником. По мнению К.Д. Ушинского − отечественного педагога, теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга. 

Невозможно так же не согласиться с мнением руководителя Федерального методического центра Академии Минпросвещения России, доктора психологических наук А.А. Бучек: «Система наставничества является ключевым фактором эффективного использования кадрового потенциала региона, одним из важных элементом профессионального роста педагогических работников».

 

Общие положения

Методистами центра на постоянной основе проводится оценка профессиональных компетенций у разных категорий педагогических работников: молодых специалистов, тех, кто имел длительный перерыв в работе, тех, кто не очень уверен в своих знаниях и просто желающих проверить уровень профессионализма. Тестирование включает четыре блока вопросов, которые имеют важное значение в условиях реализации ФГОС общего образования. Они касаются знаний нормативно-правового обеспечения, методических и информационных аспектов профессиональной компетентности, а также коммуникативных и информационных аспектов. В ходе тестирования выявляется уровень владения различными методами обучения, знаний дидактических методов и приемов, умений применять их в процессе обучения. Оценивается такой актуальный в современных условиях навык как использование информационно-компьютерных технологий и техники, электронных учебников и возможностей Интернет для создания собственного электронного учебника или урока. Определяется уровень компетенций в области возрастной психологии и применения ее принципов в учебно-познавательной деятельности, умение управлять собственным эмоциональным состоянием.

В своей работе методисты центра руководствуются документами всех уровней. Основным документом регионального уровня является 

Региональный уровень

  • постановление Правительства Белгородской области от 30.09.2019№ 421-пп «Об утверждении методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных общеобразовательных организаций Белгородской области и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений среднего профессионального образования, имеющих структуре общеобразовательные организации»;
  • приказ министерства образования Белгородской области от 27.01.2022 № 269 «Об утверждении положения о внедрении системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области, плана мероприятий (дорожной карты)».

Локальный уровень

  • дорожная карта;
  • персонализированная программа наставничества;
  • положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
  • приказ о создании наставнических пар/групп.

 

Актуальность целевой модели наставничества 

как компонента современной системы образования Российской Федерации.

Как я уже сказала на территории Белгородской области, в том числе на территориях муниципалитетов, курируемых Чернянским ММЦ: Корочанский, Чернянский районы и Новооскольский ГО система наставничества реализуется с 2019 года.

Реализация целевой модели наставничества осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными Академией Минпросвещения России.

 

Мониторинг внедрения системы (целевой модели) наставничества, проведенный Чернянским ММЦ, показал, что в 100% общеобразовательных организациях трех муниципалитетов внедрена целевая модель системы наставничества. 

По состоянию на 1 сентября 2022 года в образовательных организациях курируемых муниципалитетов в отношении педагогических работников, включенных в систему наставничества, создано 156 наставнических пар. По форме «опытный педагог – молодой специалист» 

– «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации» создано: 

– «педагог-новатор – консервативный педагог» 

– «опытный предметник – неопытный предметник» создано: 

– «руководитель образовательной организации – педагог». создано: 

В соответствии с утвержденным положением среди сотрудников ЧММЦ были определены ответственные лица (тьюторы), содействующие внедрению системы (целевой модели) наставничества в муниципалитетах.

В соответствии с дорожной картой методистами центра были проанализированы кадровые, организационно-методические, организационно-педагогические, материально-технические, мотивационные и психолого-педагогические условия и ресурсы образовательных организаций. Проведенный анализ позволил скорректировать работу сотрудников методического центра по внедрению системы наставничества в курируемых муниципалитетах.

Методистами Чернянского ММЦ (тьюторами, кураторами наставниками) было осуществлено более 250 консультаций по вопросам подготовки условий для реализации системы наставничества, организации и осуществления работы наставнических пар/групп, информационной поддержки системы наставничества в образовательных организациях.

В рамках межведомственного взаимодействия сотрудниками Чернянского ММЦ и педагогами-наставниками образовательных организаций было составлено 156 дорожных карт наставничества для представителей образовательных организаций, включенных в систему (целевую модель) наставничества.

Анализ совместной публикационной активности методистов, педагогов-наставников и наставляемых в Российском индексе научного цитирования, равен 22 статьям, опубликованным в научно-методических сборниках по различным направлениям.

В течение 2022-2023 годов Чернянским ММЦ (был проведен ряд мероприятий по направлениям деятельности наставничества, обмену опытом в сфере наставничества: это семинары  и вебинары

  • региональный вебинар «Актуальные вопросы по распространению передового педагогического опыта»;
  • региональный вебинар «Подготовка к аттестации: методические рекомендации для педагогических работников общего образования»;
  • межмуниципальный вебинар «Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности через реализацию системы наставничества»;
  • межмуниципальный педагогический консилиум «Эффективное обучение математике: динамика формирования предметных и универсальных действий»;
  • создание базы данных лучших образовательных практик педагогов-победителей конкурсов профессионального мастерства  Чернянского района, Корочанского района, Новооскольского городского округа.

На 2023 год планом работы Чернянского ММЦ предусмотрено проведение следующих мероприятий:

  • межмуниципальный семинар-практикум «Панорама педагогических достижений педагогов наставников – лучшая программа по дополнительному образованию детей»;
  • межмуниципальный круглый стол «Эффективные формы наставничества в современной школе»;
  • муниципальный конкурс профессионального мастерства «Наставничество: формула успеха».

Промежуточными результатами внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества являются: 

  • разработаны, апробированы и внедрены персонализированные программ наставничества для педагогических работников с учетом потребностей
    их профессионального роста и выявленных профессиональных затруднений – 156 программ; 
  • создан электронный банк наставничества, доступный для взаимодействия педагогов
    в рамках наставнических практик вне зависимости от их места работы и проживания (открытое наставничество);
  • созданы материалы мониторинга оценки эффективности осуществления персонализированных программ наставничества;
  • увеличена доля педагогов, вовлеченных в процесс наставничества;
  • сокращено время на адаптацию молодого/начинающего педагога в профессиональной среде;
  • снижена «текучесть» педагогических кадров. 

Промежуточные эффекты от внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества:

  • повысилось профессиональное мастерство педагогов, увеличилась профессиональная активность;
  • повысился уровень профессиональной компетентности педагогов при решении новых или нестандартных задач.

С помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение). Это чрезвычайно важно в современном мире.