Выступление на педагогическом совете “Технология составления метафор с детьми старшего дошкольного возраста”

ФИО: Кузнецова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3310
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Выступление на педагогическом совете "Технология составления метафор с детьми старшего дошкольного возраста"
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Выступление на педсовете №3 

на тему «Технология составления метафор»

Метафора творит волшебство,

преображает обыкновенное и привычное 

в чудо, создаёт сказку…

А.А. Блок

Нередко мы слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать и размышлять, а другой не в состоянии увидеть на небе облака в виде птицы или ракеты. И тут же звучит объяснение, что одному дано, другому – нет. Однако педагоги не сомневаются, что способности можно и нужно развивать независимо от их исходного уровня. 

Развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка – основная задача дошкольного образования, одним из основных показателей которой считается богатство речи ребенка. На сегодняшний день проблема развития образности речи детей дошкольного возраста является достаточно актуальной. Под выразительностью (образностью) речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, изменение силы, тембра голоса, использование междометий, образных слов и выражений. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие. Однако прилагательные не часто используются детьми. А ведь наличие прилагательных в речи является показателем глубины восприятия и отражения окружающего мира. Другими словами, образность речи является показателем богатства языка ребенка. Для того, чтобы мотивировать ребенка на использование образных характеристик в повседневном общении, необходимо создать условия для развития творческой речевой деятельности дошкольника. В деятельности нашего ДОУ это стало возможным благодаря применению инновационных технологий в речевом общении. 

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 – 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Первые два этапа работы вам раскрыли мои коллеги, я же хочу остановится на технологии составления метафор.

Метафора – это некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении, на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Проще говоря, одно слово заменяется другим, имеющим с ним похожий признак. Благодаря метафоре складывается определенный яркий образ предмета или явления. Этот художественный прием прекрасно передает авторские переживания и показывает оценку, эмоции, чувства, взгляд на предметы или события. Использование метафор помогает представить более наглядную картину. Вот пример метафоры из стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина

«В саду горит костер рябины красной…»

Обратите внимание в данном случае на слово «костер». Автор хотел показать, что цвет гроздьев рябины настолько ярко красный, что напоминает пламя огня.

Для детей термин «метафора» лучше заменить на термин «загадочные фразы». Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 5,5 – 7 лет. Однако, опыт показывает, что нахождение метафор даётся детям труднее, чем выявление других изобразительных средств, потому что образность метафоры распознать сложнее. Поэтому необходима предварительная работа – использование на практике ассоциативных игр и творческих заданий, способствующих развитию навыка выделения признаков объектов, формированию умения детей определять объект по описанию и выделять характерные специфические значения данного объекта, сравнивать объекты. Ведь между далёкими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее сопоставив их. На этом явлении и основана метафора, представляющая собой скрытое сравнение на основе сходства.

Мы играли с детьми в такие словесно-дидактические игры как: 

  • «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Ведущий называет какой – либо признак (например, цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (черный, малиновый и т. д).
  • «Что бывает круглым…?» («Что (кто) делает так же?»). Воспитатель называет какое-либо значение признака, дети подбирают объект (что бывает высоким – гора, башня, пирамида, дерево, человек, сто, дом, шкаф; …холодным – вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь; кто еще прыгает, как воробей – кузнечик, мячик, заяц).
  • «Угадай по действиям». Воспитатель загадывает слово и называет его действия, дети должны отгадать это слово. Например, он идет, порхает, кружится, ложится, тает, переливается, искрится и т.д. (снег). Затем роль ведущего предлагается ребенку.
  • «Скажи по-другому» Например, при прочтении сказки в тексте встретилось выражение: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по – другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно).
  • Придумывание рассказов и сказок по серии предметных картинок с использованием «красивых» слов.
  •  «Пойми меня». Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что в ней приготовлены для детей разные подарки – картинки. Дальше каждый ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. После воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово – подарок тоже называть нельзя. Воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по – очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.
  • «Найди отличия», «Сравни» Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить героев из сказок, например, мишку и мышку (мишка большой, а мышка… маленькая; у медведя лапы толстые, а у мышки …тоненькие; у мышки хвост длинный, а у медведя… короткий; мышка ловкая, а медведь… неуклюжий; медведь любит малину, мед, а мышка… сыр, сухарики). Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя и т. д. Детям можно предложить сравнить предметы с разными характеристиками, например, двух кукол.
  • Прием «Рисование с комментированием» (коллективное рисование по принципу сказки «Мышонок и карандаш»). Дети начинают рисовать еще ни кому неизвестный объект, первый ребенок выходит и начинает рисовать, например, «глаза…» и комментирует: «Я нарисую глаза голубые с длинными черными ресницами», далее рисует следующий ребенок: «а я нарисую носик черный и блестящий» и т.д. Таким образом, в процессе поэтапного коллективного рисования может получиться совсем необычный объект, но уже образно окрашенный (прокомментированный).
  • «Дружеское интервью – отгадай, кто я?». Ведущий садится в центр круга на стул, загадывает кто он, не называя. Остальные угадывают, кто он, задавая ему вопросы.
  • «Экскурсовод». Воспитатель размещает в группе детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Из группы детей выбирают экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия.
  • «Найди общее». Необходимо придумать связывающие их ассоциации: дружба и цветок (дружба расцветает и увядает, как цветок); дружба и стол (дружба и стол бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей); кошка и лампочка (кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы похожи на спираль у лампочки, глаза горят, как лампочки).
  • «Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.

Работу по формированию у детей образной речи проводим как в индивидуальной, так и в групповой форме на занятиях, и в ходе совместной деятельности в режимных моментах (на прогулке, в утренний и вечерний отрезок времени). 

При составлении метафор лучше учитывать сезонность и предлагать воспитанникам предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие. Так для детей среднего возраста – это игрушки, предметы домашнего обихода, домашние и дикие животные, продукты питания, а для детей старшего возраста – насекомые, рыбы, грибы, ягоды, цветы, современная техника, явления природы, одежда, орудия труда, спорт, человек.

Основная цель педагога в этой работе – создать условия, необходимые для успешного усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенку удастся усвоить модель в полном объеме, то он будет способен самостоятельно сформулировать фразу метафорического содержания. 

Основная сложность создания метафоры – это умение найти признак, на основании которого будет совершен перенос свойств одного объекта на другой. Причем сходство может быть основано на совершенно разных вещах: цвет, эмоции, форма, расположение и т.п. Поэтому работу с детьми по составлению метафор следует организовывать в форме обсуждения, так называемого «мозгового штурма». Педагог должен побуждать детей использовать свое воображение при создании метафор, а не воспринимать их буквально. 

Итак, давайте попробуем украсить свою речь метафорами!

  1. Выбирается объект – снежинка.
  2. У данного объекта выявляется специфическое свойство. Что делает снежинка? (Кружится). 
  3. Далее выбирается другой объект с таким же свойством. С чем (кем) можно сравнить снежинку по ее движению? Кто также кружится? (Балерина). 
  4. 4. Определяется место расположения первого объекта (Где находится снежинка?) – на небе.
  5. После чего объединяем два объекта между собой (второй объект – балерина и место расположения первого объекта – небо). Слово небо превратим в слово признак, которое будет отвечать на вопрос «какие?» То есть, преобразуем его в прилагательное (небесные). Добавим существительное балерина. Теперь необходимо соединим эти два объекта, получаем фразу «небесные балерины» – это метафора.
  6. Просим составить предложение с этим словосочетанием: «Небесные балерины» спускаются на землю.

В литературе нет адаптированной для дошкольников наглядной схемы этих действий. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает буквами, либо схематичными рисунками последовательность мыслительных операций. Мы же постарались разработать наглядный универсальный алгоритм составления метафор. 

Процесс обучения будет успешным, если после составления фраз возвращаться к модели и просить детей проговорить правила их составления.

Таким образом, последовательная и целенаправленная работа по развитию образной речи детей дошкольного возраста способствует совершенствовать умение аргументированно высказывать свои мысли, сопровождать речь умозаключениями, речевыми доказательствами. Данная работа усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно – словесному творчеству, с которым они встретятся в школе, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования.

Ассоциативная разминка

  1. Продолжите ассоциативный ряд: 

Что бывает круглым (шар, луна…), 

длинным (река, лента…), 

высоким (скала, дом…), 

холодным (снег, мороженое…), 

лёгким (пух, снежинка…), 

колючим (ёж, шипы…), 

острым (боль, нож…), 

глубоким (море, колодец…) и др.

  1. Создайте ассоциативную цепочку. Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причём чем больше, тем лучше. 

Дружба и цветок. Дружба расцветает и увядает, как цветок.

Кошка и лампочка. Кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы похожи на спираль у лампочки, глаза горят, как лампочки.

Гора и человек. Гора и человек обладают силой и твёрдостью.

  1. «Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.

Кататься, возить, бегать. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

Семь, три, один. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Пожарный, дым, огонь. (Нет дыма без огня)

Лес, дрова, топор. (Без топора по дрова не ходят; Дальше в лес – больше дров)

 

1. дождь окно радуга
2. Льёт распахнуть растянулась
3. слёзы око семицветный мост
4. небо комната небосклон 
5. Небесные слёзы Комнатное око Семицветный мост на небосклоне
6. Небесные слёзы льются весь день. Я комнатное око распахнула

И краски дня мне брызнули в лицо!

Я аромат природы вновь вдохнула.

И счастьем жизнь наполнилась легко! 

     

На небосклоне семицветный мост

Растянулся во весь рост.

И на зеркале земли

Отражаются огни!

Примеры составления метафор:

 

Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой, на основании признака, имеющегося у обоих сопоставляемых объектов.