Мультипликация как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста

ФИО: Варанкина К.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3316
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Мультипликация как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Индивидуальный план работы по самообразованию педагога

 

Тема: «Мультипликация как средство всестороннего развития детей 

старшего дошкольного возраста»

 

Варанкина Ксения Алексеевна, воспитатель

Участники: дети подготовительной группы, родители, наставник, учитель-логопед, психолог 

Задачи:

  1. повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
  2. создать рабочую программу кружка;
  3. принять участие в форуме / конференции, выступить с темой «Мультипликация как средство развития просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»;
  4. принять участие в конкурсе мультипликации;
  5. обобщить наработанный материал, опубликовать научную статью.

 

месяц формы работы
с детьми с родителями с педагогами
сентябрь познакомить дошкольников с понятием мультипликация и ее видами, историей развития, профессиями людей, работающих в индустрии мультипликации домашнее задание: рассказать детям о своих любимых мультфильмах детства совместно с наставником продумать подробный пан мероприятий
октябрь 1) создание студии мультипликации в группе: разработка названия, логотипа к 28 октября – международному дню анимации

2) создание сюжета мультфильма

домашнее задание: нарисовать свой любимый мультфильм, героя мультфильма 

(1 рисунок дети, 1-2 родители) 

1) рассказать педагогам о проекте;

2) организовать выставку в группе «Наши любимые мультфильмы»

ноябрь 1) познакомить детей с оборудованием, используемым для создания мультфильма  (просмотр презентаций, мультфильмов, отрывков из мультфильмов)

2) подготовка к съемке мультфильма (выбор техники, подбор материала, распределение ролей, изготовление декораций)

3) репетиции, работа над выразительностью речи детей

помощь родителей в создании декораций для мультфильма 1) совместно с наставником начать подготовку к написанию статьи;

2) совместно с учителем-логопедом отработать выразительность речи детей

декабрь съемка, звуковое оформление (озвучивание); подготовка афиши мультфильма демонстрация мультфильма

(премьерный показ)

1) совместно с наставником смонтировать мультфильм;

2) подготовить премьерный показ

январь –

февраль

создание сюжета мультфильма помощь родителей в создании декораций для мультфильма  совместно с наставником и психологом подготовить сценарий мультфильма для выпускного
март подготовка к съемке мультфильма (выбор техники, подбор материала, распределение ролей, изготовление декораций) помощь родителей в создании декораций для мультфильма совместно с наставником и логопедом
апрель 1) репетиции, работа над выразительностью речи детей 

2) съемка, звуковое оформление  

1) совместно с наставником смонтировать мультфильм; 

2) совместно с учителем-логопедом отработать выразительность речи детей

май монтаж мультфильма демонстрация мультфильма на выпускном творческий отчет на педсовете

 

Практические выходы (формы представления результата):

  1. Открытый просмотр созданных мультфильмов.
  2. Программа кружка.
  3. Представление опыта на межрегиональном уровне.
  4. Публикация научной статьи по теме самообразования.
  5. Творческий отчет на педсовете.

 

Список литературы:

  1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Изд. Робинс, 2012.
  2. Голдман Гэри Этапы производства традиционного мультфильма. М.: Изд. Эксмо, 2002.
  3. Иванов-Вано Рисованный фильм – М.: Госкиноиздат, 1950.
  4. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Изд. Просвещение, 2007.
  5. Милборн Анна Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006.
  6. Саймон Марк Как создать собственный мультфильм. NT Press, М. 2006.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика — М., 1995.

 

МАТЕРИАЛЫ СТАТЬИ

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Интенсивное формирование речи у детей происходит в дошкольном возрасте, в возрасте, когда происходит распад совместной деятельности ребенка со взрослым, и ребенок открывает мир человеческих отношений с помощью сюжетно-ролевой игры.

В игре ребенок копирует действия взрослых, тем самым реализует тенденцию действовать как взрослый. При этом постепенно круг значимых лиц ребенка расширяется, и в него уже входят не только взрослые (в первую очередь родители), но и сверстники как партнёры по игре.

Поэтому чем более развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира  и  полноценного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. 

Важным элементом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выступает развитие просодической стороны речи, то есть ее голосовые характеристики, а именно высота, сила, длительность, тембр, а также мелодико-интонационная сторона речи, то есть темп, ритм, паузация.

Просодика, как сложный комплекс элементов, служит для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. При этом она воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Интенсивное развитие просодической стороны речи должна осуществляться в период дошкольного образования. Это позволит избежать существенных трудностей, когда ребенок придет в  школу, в которой  нужно общаться с новыми взрослыми, с новыми детьми. 

Важно отметить, что формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием таких сторон речи, как звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.

Поэтому развитие просодической стороны речи позволит  ребенку быть   уверенным в правильности и чёткости своей речи. 

Одной из современных технологий, способствующих формированию и развитию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, является создание мультипликационных фильмов, то есть мультипликация. 

Больгерт Н., Больгерт С. под мультипликацией понимают вид современного искусства, который обладает очень высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.

Анофриков П. под мультипликацией понимает такую технологию, с помощью которой неодушевленные неподвижные объекты, объединенные в серию рисованных изображений, создают иллюзию движения.

По мнению Е. Р. Тихоновой, особый вид искусства, самостоятельный и самоценный – это детская мультипликация. Именно посредством детской мультипликацией у ребенка появляется хорошая возможность высказаться и быть услышанным, а также самостоятельно создавать произведения искусства, в том числе с помощью компьютера.

Основываясь на мнения ученых, можно сделать вывод о том, что при грамотном педагогическом подходе интерес детей старшего дошкольного возраста к мультипликационного фильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития у детей дошкольного возраста не только познавательной, творческой, но и речевой активности, тем самым способствуя развитию просодической стороны речи ребенка.

В процессе работы над мультипликационным фильмом ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело.

При исследовании мультипликации с точки зрения средства развития просодической стороны речи детей важно разделять три понятия «мультипликация», «анимация» и «создание мультипликационного фильма».

По нашему мнению, мультипликация – это технология, состоящая из объединения нескольких видов искусств, которые с особой силой воздействуя на личность ребенка, способствуют развитию не только познавательной и творческой деятельности, но и качественной речевой активности ребенка.

Анимация – это метод, с помощью которого фигуры выглядят, как движущиеся изображения.

Создание мультипликационного фильма – это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. в результате чего у дошкольников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

Таким образом, основным понятием выступает «мультипликация», которое содержит в себе «анимацию» и «создание мультипликационного фильма». 

Анимация, или одушевление, свойственна детскому сознанию, и особенно ярко оно проявляется, когда ребенок самостоятельно (или с помощью взрослых) создает мультипликационным фильмом. 

Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, неудачным, при появлении его на экране, включённым в общий контекст, начинает восприниматься им иначе, а просмотр и обсуждение мультипликационного фильма даёт ребёнку возможность осознать себя автором.

В мультипликации важным является процесс, в ходе которого взрослый и ребенок взаимодействуют по модели сотворчества, а результатом такого взаимодействия является готовый продукт – мультипликационный фильм.

Участие ребенка в создании мультипликационного фильма, включение результатов его деятельности в общий контекст, – повышает самооценку ребёнка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

Кроме того, создание мультипликационных фильмов способствует построению партнёрских взаимоотношений, возникающих между взрослым и ребёнком, тем самым мультипликация выступает как средство творческой социализации детей.

Процесс развития просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мультипликации опирается на ряд обще дидактических, методических и специальных логопедических принципов, а именно на:

  • принцип реалистичности, сознательности, активности, взаимосвязи работы над различными сторонами речи, 
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности, наглядности.

В ходе  логопедической работы по развитию просодической стороны речи средствами мультипликации можно выделить три блока занятий: 

первый блок – это  занятия по развитию высоты, силы, длительности, тембра голоса. Целью занятий первого блока является развитие голосовые характеристик речи;

второй блок –  занятия по развитию темпа, ритма, паузации. Целью занятий второго блока является развитие мелодико-интонационной стороны речи;

третий блок – занятия по комплексному развитию просодической стороны речи ребенка. Целью занятий третьего блока является закрепление развитых голосовых и мелодико-интонационных характеристик, то есть повышение качества просодической стороны речи в целом.

Логопедическая работа по развитию просодической стороны речи средствами мультипликации строится в следующей последовательности. 

На первом  этапе, используя кадры из мультипликационных фильмов, происходит развитие голосовых характеристик. Ребенок, просмотрев и прослушав кадр из мультипликационного фильма, пытается повторить слова героев, соблюдая высоту, силу, длительность и тембр голоса. Например, после просмотра мультипликационного фильма «Серая шейка» можно попросить ребенка повторить слова мамы-утки, когда она учит своих детей летать: «Раз…два…три!» – с той же интонацией и с хлопками в ладоши.

На втором этапе с помощью предметов-заместителей, опорных картинок, картинных и рисуночных планов ребенок придумывает историю и озвучивает ее, соблюдая темп, ритм, паузацию, тем самым развивая мелодико-интонационную сторону своей речи.

На третьем этапе ребенок с помощью взрослых сам создает мультипликационный фильм, придумывает сценарий, героев, сюжеты; самостоятельно делает рисунки; а также самостоятельно осуществляет озвучивание этого мультипликационного фильма.

Таким образом, если первые два этапа – это этапы по развитию отдельных характеристик просодической стороны речи, то на третьем этапе происходит их закрепление и углубление, повышая качество просодической стороны речи ребенка.  

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста  является важной задачей логопедической работы.

Мультипликация выступает универсальным и всеобъемлющим средством  не только для повышения речевой активности и развития личности ребенка, но особенно для развития просодической стороны речи.

Повторяя слова героев, ребенок старается соблюдать высоту, силу, длительность и тембр голоса, тем самым развивая голосовые характеристики просодической стороны речи.

В процессе создания мультипликационного фильма, ребёнок придумывает историю, ее озвучивает, тем самым развивает мелодико-интонационную сторону своей речи.

В рамках логопедической работы по совершенствованию просодической стороны речи можно выделить три блока занятий: 1)  занятия по развитию голосовые характеристик речи (высоты, силы, длительности, тембра); 2)  занятия по развитию мелодико-интонационной стороны речи (темпа, ритма, паузации); 3)  занятия по комплексному развитию просодической стороны речи ребенка. 

Исходя из выделенных блоков занятий, непосредственно логопедическая работа по развитию просодической стороны речи средствами мультипликации состоит из последовательных трех этапов. На первом  этапе, используя кадры из мультипликационных фильмов, происходит развитие голосовых характеристик. На втором этапе с помощью предметов-заместителей, опорных картинок развивается мелодико-интонационная сторона речи. На третьем этапе, с помощью самостоятельного создания мультипликационных фильмов, у детей происходит закрепление и углубление достигнутого уровня развития характеристик просодической стороны речи ребенка, повышая ее качество.