Опыт организации наставничества логопедов в рамках общественной организации

ФИО: Рязанова Л.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3317
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Опыт организации наставничества логопедов в рамках общественной организации
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Рязанова Людмила Григорьевна

учитель-логопед, руководитель проекта «Академия профессионала» 

г.Киров, Кировская область

 

Опыт организации наставничества логопедов 

в рамках общественной организации

 

Аннотация: статья посвящена вопросу развития профессионализма логопеда через наставничество и представляет собой обобщение опыта работы региональной некоммерческой организации, реализации регионального проекта «Академия профессионала». Программа рассчитана на несколько уровней профессионализма: «Школа начинающего логопеда», «Мастерская специалиста»,  «Академия эксперта». 

Ключевые слова: наставничество, логопед, региональный проект «Академия профессионала», некоммерческая организация. 

 

В современном мире предъявляются серьезные требования к профессионализму логопеда. Увеличение количества тяжелой речевой патологии и ее усложнение требуют профессионалов высокого уровня, умеющих применять свои знания в новых реалиях. Поэтому важно постоянно обновлять и совершенствовать однажды полученные знания – это стимулирует специалиста к профессиональному развитию. Развитие  профессионализма тесно связано с систематическим повышением профессиональных знаний, умений и навыков, а также совершенствованием профессионально значимых качеств и характеристик специалиста. 

На каждом этапе профессионального развития логопед, будь то начинающий специалист или специалист с большим опытом работы, должен решать различные задачи профессионального роста и развития. Начинающему логопеду предстоит длительный путь постижения профессии, главной задачей такого логопеда является адаптация к профессиональной деятельности.  Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения специалиста к своей деятельности. Период вхождения начинающего логопеда в профессию отличается напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития. Постепенно у специалиста развиваются профессиональные умения, формируется свой стиль в работе, появляется опыт, появляется авторитет в профессиональном сообществе. Приобретая опыт, логопед нуждается в профессиональной поддержке (в наставнике), обсуждении конкретных случаев в профессиональном сообществе. 

Региональный проект «Академия профессионала» стартовал в 2015 году в рамках общественной организации, которая объединила логопедов области и стала значимым профессиональным объединением. Данное объединение специалистов работает как площадка для профессионального роста и развития через наставничество, решая актуальные практические вопросы: адаптация начинающих специалистов, отработка эффективных технологий коррекции речи, повышение квалификации, вопросы междисциплинарного взаимодействия. В работе использовались разнообразные формы повышения профессионализма логопеда: семинары, мастер-классы, деловые игры, конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции.   Специалисты общественной организации выступают в роли наставника на разных этапах становления специалиста. Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт. Наставляемым – того, кто получает опыт от наставника. Наставничество определяется как метод совершенствования содержания профессиональной деятельности с целью повышения эффективности деятельности специалиста. Наставничество понимается нами не только как форма работы с начинающими логопедами, но и процесс совершенствования знаний на любом этапе профессиональной карьеры. Наставником становится специалист, профессиональное мастерство которого высоко оценивается коллегами, специалист, готовый делиться своими профессиональными знаниями, умениями, секретами. Наставником, который готов взять на себя ответственность за профессиональное развитие наставляемого, желающим получить новый статус «наставник», как подтверждение своей профессиональной квалификации.

Проект «Академия профессионала» был рассчитан на пять лет. Цель: разработка системы наставничества, содействие профессиональному росту и повышению квалификации логопедов, поддержка начинающих специалистов. Проект рассчитан на несколько уровней профессионализма: «Школа начинающего логопеда», «Мастерская специалиста»,  «Академия эксперта». Охарактеризуем каждый уровень.

«Школа начинающего логопеда». В ее работе принимали участие начинающие логопеды без опыта работы или с опытом до 3 лет, у которых возникали вопросы в той или иной области практической деятельности. Наставниками «Школы начинающего логопеда» были специалисты с опытом работы от 5 лет. Наставник выступал в роли сопровождающего, помогая вчерашнему выпускнику совершенствовать свои профессиональные знания, приобрести конкретные умения и навыки. Работу наставников данного уровня курировали специалисты «Академии эксперта».

Для начинающих специалистов были организованы ежемесячные заседания по различным вопросам профессионального роста: повышение научной, теоретической, практической, психолого-педагогической, методической подготовки. Разбирались вопросы нормативно-правовой деятельности специалиста, ведения документации, диагностики, в том числе дифференциальной, коррекционной работы с лицами, имеющими тяжелые нарушения речи, разбор практических ситуаций. Также проводились индивидуальные консультации (по запросу), мастер-классы и открытые занятия, на которых начинающие специалисты перенимали опыт своих коллег. Наставники составили список наиболее частых вопросов начинающих специалистов, решение которых позволит ускорить профессиональную адаптацию. Решение этих вопросов могут быть включены в практику студентов, и это ускорит овладение практическими умениями и навыками в освоении профессии. 

«Мастерская специалиста». В работе «Мастерской специалиста» принимали участие логопеды, имеющие опыт практической деятельности от 3 до 10 лет и нуждающихся в оказании помощи при решении трудных практических задач. Наставниками «Мастерской специалиста» были логопеды с опытом работы от 10 лет. Заседания проводились один раз в два месяца. «Мастерская специалиста»  рассматривалась как процесс приобретения новых способов мышления, новых методов и приемов работы. Проводились индивидуальные и групповые консультации, курсы повышения квалификации, мастер-классы, круглые столы по актуальным вопросам логопедии и дефектологии, междисциплинарные встречи со специалистами медицинского профиля и выработка эффективного взаимодействия, профессиональные конкурсы, разбор конкретных практических примеров, где коллеги делились опытом преодоления подобных ситуаций, также были разработаны унифицированные пакеты документов для начинающих специалистов. 

В индивидуальной работе наставник вместе с наставляемым анализировал конкретную ситуацию, возможные пути ее решения. Отрабатывались определенные методы и приемы профессиональной деятельности, наставник помогал проанализировать ситуацию с разных сторон (различных теорий и подходов к проблеме). Наставник формировал у наставляемого новую методологию деятельности, исследовательский подход, знакомил с принципами осуществления инновационной деятельности. Наставляемый получал знания, развивал навыки и умения, повышал свой профессиональный уровень, строил собственную профессиональную карьеру, выстраивает конструктивные отношения с наставником и профессиональным сообществом. Общение в профессиональном сообществе решает вопросы и профессионального выгорания, оказываемая поддержка коллег является и психоэмоциональным развитием специалиста. 

 «Академия эксперта». Спецификой «Академии эксперта» является направленность на логопедов, имеющих опыт практической деятельности от 10 лет. Заседания проводились один раз в три месяца. Проходили индивидуальные и подгрупповые консультации «специалист-специалист», где решались вопросы тонкой настройки профессионализма и распространения уже проверенных профессиональных практик. Наставниками выступали сами участники «Академии эксперта». Профессиональные интересы каждого специалиста сформировали наставников в различных узких направлениях (наставник по коррекции заикания, по работе со взрослыми пациентами после инсульта, по запуску речи, по работе с дизартрией и т.д.). Специалисты «Академии эксперта» выступали кураторами наставников «Школы начинающего логопеда», осуществляли наставничество в «Мастерской специалиста», становились членами жюри профессиональных конкурсов, осуществляли руководство практикой студентов, разрабатывали и совершенствовали систему наставничества «Академии профессионала». Специалисты «Академии эксперта» проходили курсы повышения квалификации, изучали инновационные методики работы логопеда в современном мире и распространяли успешный опыт работы.

С профессиональным опытом можно познакомиться в методической литературы, Интернете и других источниках информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. Это значит, что работа наставников на сегодняшний день необходима.  Профессиональное общение коллег служит стимулом профессионального развития, способствует самореализации, решению профессиональных проблем, позволяет достичь удовлетворения в работе. 

Описанный опыт наставничества представляет собой технологию, включающую в себя адаптацию и профессиональную подготовку логопеда, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков. Реализуя проект «Академия профессионала», мы получили качественный рост профессионализма логопедов региона, присоединившихся к проекту.

 

Список литературы

  1. Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М.: Высшая школа, 1985. – 272 с.
  2. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество – как инструмент развития бизнеса. – СПб.: РЕЧЬ, 2006. – 142 с.
  3. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского гос. пед. университета. – 2017. – Том 7. – №5.
  4. Козырин 3.А. Наставничество. – М.: Мол. гвардия, 1976. – 159 с.
  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 312 с.
  6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие / В.П. Симонов. – М.: Высш. образование, 2005. – 385 с.