Конспект занятия по ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Моя семья на новый год» (составление описательного рассказа)
Ф.И.О: Мастяйкина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы : МБДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок» г. Прокопьевск
Цель: развитие речи детей, формирование у детей представления о семье.
Задачи: Образовательные:
– учить детей осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя;
– учить составлять сюжетный рассказ, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события,
предшествовавшие и последующие изображенным;
– следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий.
Развивающие:
– обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;
– совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины с последовательно развивающимся действием;
– развивать познавательный интерес, мышление, творческие способности, умение наблюдать, анализировать.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к своим близким, желание заботиться о них.
Предварительная работа: изготовление поздравительных открыток для мам, чтение рассказов , стихов, заучивание стихотворений о семье, загадывание загадок, беседы, рассматривание генеалогического дерева.
Материал: фотографии семей, рисунки «Моя семья», использование мультимедиа, генеалогические деревья – 7 штук,
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
I часть:
Организационный момент: Звучит песня ” Родительский дом”, муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина. Под музыку дети заходят в группу.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся .
Воспитатель: Начинаем наше занятие. У меня есть снежинки, каждая из них с загадкой:
1 снежинка:
«Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая…»
Ответы детей: Мама!
2 снежинка:
«Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый…»
Ответы детей: Папа!
3 снежинка:
«Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная…»
Ответы детей: Бабушка!
4 снежинка:
«Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…»
Ответы детей: Дед!
5 снежинка:
«Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой…»
Ответы детей: Братишка!
6 снежинка:
«Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая…»
Ответы детей: Сестрёнка!
7 снежинка:
«Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…»
Ответы детей: Семья!
Воспитатель: У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться друг о друге и помогать своим родным.Семья – это дружный коллектив родственников мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, тетя, дядя, одним словом – родня.
Ребята, давайте познакомим наших гостей с выставкой. Кого вы изобразили на своих работах? Кто может познакомить нас со своей семьей? (Дети кратко рассказывают. Например: «В моей семье 4 человека. Это – мои родители и я с сестрой», во время рассказа на экране появляется фото с изображением семьи каждого ребенка ).
Слайд № 8 (Семья Марковых)
Слайд № 9 (Семья Зайцевых)
Слайд № 10 (Семья Семахиных)
Слайд № 11 (Семья Дудченко)
Слайд № 12 (Семья Груздовых)
Слайд № 13 (Семья Тарасовых )
Слайд № 14 (Семья Максименко)
Воспитатель: Молодцы!
Если взять любовь и верность,
К ним добавить чувство, нежность.
Все умножить на года,
То получится семья.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Проверим.
Игра «Кем приходятся» (передают снежный ком)
– Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)
– Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Внук)
Девочка для мамы и папы кто? (Дочь)
– Девочка для дедушки и бабушки кто? (Внучка)
Папа для дедушки и бабушки кто? (Сын)
– Мама для дедушки и бабушки кто? (Дочь)
– Мальчик для девочки в семье кто? (Брат)
– Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра)
Дидактическая игра с использование карточек«Скажи наоборот»:
дедушка старший, а …внук младший;
- бабушка старая, а…мама молодая;
- папа высокий, а …сын низкий;
- брат большой, а …сестра маленькая;
- папа молодой, а … дедушка старый.
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Семейная зарядка»
«Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
(На экране появляется сюжетная картина «Семья на новый год»,
Воспитатель дает детям возможность некоторое время её рассмотреть.)
Воспитатель: Ребята , внимательно рассмотрите картину
и скажите, какое название можно дать картине?
Дети: «Скоро Новый год», «Встреча Нового года»
Воспитатель: Давайте остановимся на том названии, которое точно передает содержание картины. Назовём ее «Семья на новый год»
Сегодня я предлагаю Вам составить рассказ «О семье на новый год», ведь совсем скоро все мы будем отмечать это волшебный праздник «Новый год».
(Вопросы по содержанию картины)
Воспитатель: Но сначала, ответьте мне на вопросы.
Воспитатель: Скажите, кто изображен на картине?
Дети:Мама, папа, дочка, сын, кот, попугай.
Воспитатель: Как можно их назвать одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Что делает семья на картине?
Дети:Семья наряжает ёлку, готовятся к встрече Нового года.
Воспитатель: Чем они наряжают ёлку?
Дети: Шариками, фонариками, гирляндами.
Воспитатель: Что из коробки достаёт мама?
Дети: красивые новогодние шары и подаёт их папе, папа вешает шары на елку.
Воспитатель: Кто еще помогает наряжать ёлку?
Воспитатель: Кто наблюдает за семьей в окошко?
Дети: За семьей наблюдает Дедушка Мороз.
Воспитатель: Как смотрит Дедушка Мороз на семью?
Дети: Смотрит по доброму, с интересом.
Воспитатель: Как вы думаете какое настроение у всех членов семьи?
Дети: Настроение веселое, праздничное, хорошее.
Воспитатель:Чтобы ваши рассказы получились интересными , мы будем использовать схему ответа.
- Когда отмечают праздник Новый год?
- Как готовится семья к этому празднику.
- Как помогают домашние животные.
- Кто наблюдает за всем происходящим в окошке.
Воспитатель: Послушайте какой у меня получился рассказ. Дальше вы будите составлять рассказ по очереди: один начинает, другие продолжают и заканчивают.
Рассказ называется «Семья на новый год»
Приближается Новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую елку и поставил её в комнате. Вся семья принялась украшать елку. Мальчик Саша и девочка Маша вместе с родителями наряжают праздничную елку. Они украшают елку шарами, бусами, гирляндами. Мама достает из коробки красивые шары и подает их папе. Кот лежит и наблюдает за мерцающими фонариками. Попугай помогает папе – держит красивый шарик. Дедушка Мороз смотрит в окно по доброму, наблюдает как семья готовится встречать новый год.
Воспитатель: Теперь попробуйте сами по очереди составить свой рассказ.
Воспитатель: Молодцы! Какой красивый рассказ вы составили про семью, которая готовится к новому году.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Чьи ответы вам больше всего понравились? (Дети дают оценку ответам других). Я очень рада, что вы все на занятии были внимательными и активными.
А сейчас я хочу подарить вам на память волшебные деревья, которые называется «История моей семьи». С помощью этого дерева вы можете составить родословную вашей семьи. Со своими родителями впишите имена всех ваших родственников.
У каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.