Конспект занятия по ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Моя семья на новый год» (составление описательного рассказа)

ФИО: Мастяйкина Т.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3318
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Моя семья на новый год» (составление описательного рассказа)
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Конспект занятия по ООД  по развитию речи в подготовительной группе  по теме «Моя семья на новый год» (составление описательного рассказа)

Ф.И.О: Мастяйкина Татьяна Викторовна

Должность: воспитатель

Место работы : МБДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок» г. Прокопьевск

Цель: развитие речи детей, формирование у детей представления о семье.

Задачи: Образовательные:

– учить детей осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя;

 учить составлять сюжетный рассказ, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, 

предшествовавшие и последующие изображенным;

следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий.

Развивающие:

обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

– совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины с последовательно развивающимся действием;

– развивать познавательный интерес, мышление,  творческие способности, умение наблюдать, анализировать.

Воспитательные:

– воспитывать любовь к своим близким, желание заботиться о них.

Предварительная  работа: изготовление поздравительных открыток для мам, чтение рассказов , стихов, заучивание стихотворений о семье, загадывание загадок, беседы, рассматривание генеалогического дерева.

Материал: фотографии семей, рисунки «Моя семья», использование мультимедиа, генеалогические деревья – 7 штук, 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

I часть: 

Организационный момент: Звучит песня ” Родительский дом”, муз. В.  Шаинского,  сл. М. Рябинина.  Под музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся .

Воспитатель: Начинаем наше занятие. У меня есть снежинки, каждая из них с загадкой:

1 снежинка: 

«Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая…» 

Ответы детей: Мама!

2 снежинка: 

«Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый…»

Ответы детей: Папа!

3 снежинка: 

«Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная…»

Ответы детей: Бабушка!

4 снежинка: 

«Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…»

Ответы детей: Дед!

5 снежинка: 

«Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой…»

Ответы детей: Братишка!

6 снежинка: 

«Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая…»

Ответы детей: Сестрёнка!

 7 снежинка: 

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…»

Ответы детей: Семья!

 

Воспитатель: У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться друг о друге и помогать своим родным.Семья – это дружный коллектив родственников мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, тетя, дядя, одним словом – родня.

 Ребята, давайте познакомим наших гостей с выставкой. Кого вы изобразили на своих работах? Кто может познакомить нас со своей семьей?  (Дети кратко рассказывают.  Например: «В моей семье 4 человека. Это – мои родители и я  с сестрой», во время рассказа на экране появляется фото с изображением семьи каждого ребенка ).

Слайд № 8 (Семья Марковых)

Слайд № 9 (Семья Зайцевых)

Слайд № 10 (Семья Семахиных)

Слайд № 11 (Семья Дудченко)

Слайд № 12 (Семья Груздовых)

Слайд № 13 (Семья Тарасовых )

Слайд № 14 (Семья Максименко)

Воспитатель: Молодцы! 

Если взять любовь и верность,

К ним добавить чувство, нежность.

Все умножить на года,

То получится семья.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Проверим.

Игра  «Кем приходятся» (передают снежный ком)

– Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)

– Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Внук)

Девочка для мамы и папы кто? (Дочь)

– Девочка для дедушки и бабушки кто? (Внучка)

Папа для дедушки и бабушки кто? (Сын)

– Мама для дедушки и бабушки кто? (Дочь)

– Мальчик для девочки в семье кто? (Брат)

– Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра)

Дидактическая игра с использование карточек«Скажи наоборот»:

дедушка старший, а …внук младший;

  • бабушка старая, а…мама молодая;
  • папа высокий, а …сын низкий;
  • брат большой, а …сестра маленькая;
  •  папа молодой, а … дедушка старый.

Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть.

 

Физкультминутка «Семейная зарядка»

«Осенью, весной, летом и зимой                (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй.    (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.                              (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает,                                (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.                             (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой                                   (бег на месте)
И качаю головой.                                         (наклоны головы вправо-влево)

(На экране появляется  сюжетная картина «Семья на новый год», 

Воспитатель дает детям возможность некоторое время её рассмотреть.)

Воспитатель:  Ребята , внимательно рассмотрите картину

и скажите, какое название можно дать картине?

Дети: «Скоро Новый год», «Встреча Нового года»

Воспитатель: Давайте остановимся на том названии, которое точно передает содержание картины. Назовём ее «Семья на новый год»

Сегодня я предлагаю Вам составить рассказ «О семье на новый год», ведь совсем скоро все мы будем отмечать это волшебный праздник «Новый год». 

(Вопросы по содержанию картины)

Воспитатель: Но сначала, ответьте мне на вопросы.

Воспитатель: Скажите, кто изображен на картине?

Дети:Мама, папа, дочка, сын, кот, попугай.

Воспитатель: Как можно их назвать одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: Что делает семья на картине?

Дети:Семья наряжает ёлку, готовятся к встрече Нового года.

Воспитатель: Чем они наряжают ёлку?

Дети: Шариками, фонариками, гирляндами.

Воспитатель: Что из коробки достаёт мама?

Дети: красивые новогодние шары и подаёт их папе, папа вешает шары на елку.

Воспитатель: Кто еще помогает наряжать ёлку?

Воспитатель: Кто наблюдает за семьей в окошко?

Дети: За семьей наблюдает Дедушка Мороз.

Воспитатель: Как смотрит Дедушка Мороз на семью?

Дети: Смотрит по доброму, с интересом.

Воспитатель: Как вы думаете какое настроение у всех членов семьи?

Дети: Настроение веселое, праздничное, хорошее.

Воспитатель:Чтобы ваши рассказы получились интересными , мы будем использовать схему ответа.

  • Когда отмечают праздник Новый год?
  • Как готовится семья к этому празднику.
  • Как помогают домашние животные.
  • Кто наблюдает за всем происходящим в окошке.

Воспитатель: Послушайте какой у меня получился рассказ. Дальше вы будите составлять рассказ по очереди: один начинает, другие продолжают и заканчивают.

Рассказ называется «Семья на новый год» 

Приближается Новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую елку и поставил её в комнате. Вся семья принялась украшать елку. Мальчик Саша и девочка Маша вместе с родителями наряжают праздничную елку. Они украшают елку шарами, бусами, гирляндами. Мама достает из коробки красивые шары и подает их папе. Кот лежит и наблюдает за мерцающими фонариками. Попугай помогает папе – держит красивый шарик. Дедушка Мороз смотрит в окно по доброму, наблюдает как семья готовится встречать новый год. 

Воспитатель: Теперь попробуйте сами по очереди составить свой рассказ.

Воспитатель: Молодцы! Какой красивый рассказ вы составили про семью, которая готовится к новому году.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Чьи ответы вам больше всего понравились? (Дети дают оценку ответам других). Я очень рада, что вы все на занятии были внимательными и активными.

       А сейчас я хочу подарить вам на память волшебные деревья, которые называется «История моей семьи». С помощью этого дерева вы можете составить родословную вашей семьи. Со своими родителями впишите имена всех ваших родственников. 

      У каждого из вас  есть родной дом,  где вас любят,  ждут,  заботятся, приходят  на помощь.  Вы, ребята, должны тоже ценить  близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.