«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

ФИО: Курашова О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3407
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Итоговая оценка: 2 место,  68 баллов(-а)



 

«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»!

 

В дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека. Нравственной воспитание может и будет видоизменяться в зависимости от компонентов и возраста воспитанников. Но в любом случае, это всегда было, есть и должно быть одной  из важнейших задач, стоящих перед педагогами.

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества: и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства. Происходит процесс целенаправленного и последовательного введения ребёнка в контекст культуры общества на данном этапе его развития, формируется осознание ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни.

 Конечно,  необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. Но то, что ставится сейчас в основу воспитания, а именно, зацикливание на компетентности, коммуникабельности, успешности вовсе не означает вырастить доброго, милосердного, нравственного и порядочного человека, сейчас общество взращивает скорее потребителей, отношения людей регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами.

Людям стали чужды такие понятия, как совесть, чувством чести и долга, принципа честности и порядочности.

  1. То культурное окружение, в котором находятся дети, имеет очень весомую значимость.

Большое воздействие оказывают средства массовой информации через демонстрацию жестокости и насилия, киноисскуство фильмов  и мультфильмов  американского и европейского производства искажающих представление детей о главных человеческих  духовно – нравственных ценностях, о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, вследствие чего формируются чуждые нам нормы поведения, растет уровень детской преступности. Поэтому  не случайна, высокая степень  распространенности  психических и физических нарушений среди детей начиная с дошкольного возраста.

              На плечи воспитателя ложится большая задача. Необходимо сделать так, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственных качеств. Задача  развить в ребенке духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

   Педагоги в своей деятельности по духовно – нравственному формированию личности воспитанников опираются на культурное достояние России.

Мы живем в интересное и сложное время, когда стоит задуматься о внутреннем, обратить особое внимание на то, что по-настоящему делает нас сильнее. Для нас, как для нации, сейчас как никогда важно твердо стоять на ногах, преодолевая потрясения и злобу мира. 

Это возможно, если опираться на прошлое, на наши корни, чувствуя причастность к великому культурному наследию.

Обращение к ценностям, накопленным в культуре народа, к его истории предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, тем самым формирует любовь к традициям, обычаям, интересам, быту своего народа и даёт неповторимую возможность приобщения детей к духовным богатствам, помогая воспитанникам осознать своё место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым.

       Прошлое не исчезает бесследно, оно есть и в настоящем, и должно пробиваться в будущее, оставляя свидетельства своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры.

 

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без

идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

 В первую очередь, маленькими шагами в большой мир необходимо прививать любовь к ближнему и понятному окружению – к малой Родине. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. 

   

    Наша небольшая деревня Клементьево прекрасна. Наши местные достопримечательности – это социокультурные ценности, богатство для каждого жителя деревни. 

Изучая  прошлое нашей деревни ,  мы способствует приобщению детей к героической истории предков, их вкладе в культуру.

В историческом направлении невозможно обойтись без знакомства со значимыми личностями. Это люди, жившие рядом с нашими   предками   в   одних   культурно-исторических   условиях. 

На историю Клементьево влияли такие значимые лица, как Петр 1, Екатерина 1, князья Прозоровские и графы Ефимовские и другие.

    Петр Иванович Прозоровский – князь, русский государственный деятель, наставник и сподвижник Петра Великого. Представитель княжеского рода Прозоровских.  Петр Иванович был назначен Петром I-ым в приказ Большой казны, ведавший финансами страны, а позже боярин руководил Оружейной палатой.

В 1669 году Петр I передал в вотчину князю Прозоровскому Петру Ивановичу за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием дворцовую волость Шебаршинскую, в которую входило и Клементьево. 

 

    В 1701 году князь Петр Иванович Прозоровский выделил село Клементьево своему брату Борису Ивановичу Прозоровскому, который в 1703 году построил в нем по проекту архитектора  каменную приходскую церковь на месте сгоревшей в Смутное время церкви во имя Николая Чудотворца. Величественный храм Введения  считался дворцовым храмом наряду с церквями в знаменитых подмосковных усадьбах, таких как Коломенское, Фили, Останкино. Село на некоторое время получило другое название – Введенское, по имени церкви  Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1730-х гг. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня на средства графа Иосифа Михайловича Ефимовского, который владел Клементьево с 1734 г.
В церкви располагались родовые усыпальницы Ефимовских и Прозоровских.
Конец XIX столетия стал для села Клементьево периодом наивысшего расцвета, церковь Пресвятой Богородицы в эти годы окончательно превратилась в величественный храмовый комплекс. В 1901 г. рядом с храмом был установлен памятник императору Александру II. К приходу села Клементьево относились Ратчинская, Шебаршинская и Гавшинская школы.
В 1917 г. был разрушен стоявший у церкви памятник Александру II. В апреле
      В 1937 г. году церковь была взорвана. Основной объем храма рухнул, а из-под здания колокольни взрывом выбило лишь несколько рядов кирпичей.
Из кирпичей храма в 1940 г. жители Клементьево и его окрестностей построили школу.
  От Введенской церкви сохранилась только колокольня, в которой оборудован храм и проводятся регулярные богослужения.

  Осенью 1812 года Клементьево было занято французскими войсками. В церкви стрелки устроили конюшню и тир одновременно. Роль мишеней выполняли иконы. Один из французов выбрал в качестве мишени икону чудотворца Николая, но все семь пуль, выпущенных им, не задели лик святого угодника, а восьмая пуля срикошетила в самого стрелка. Память об этом чуде передавалась у прихожан из поколения в поколение, а икона чудотворца Николая, хранившаяся в Храме вплоть до его разрушения, считалась местно чтимым чудотворным образом.

      Изучение наших корней, основ православной культуры пронизывает все сферы бытия человека. Важно, чтобы новые поколения воспитанников не забывали прошлое, историю своего родного края, его традиции, культуру.

Знание истории своего народа – одна из основ образования человека и укрепления духовных ценностей. «Нельзя говорить о будущем, не осознав, не осмыслив прошлое, а наша духовная история невероятна интересна, богата и значима».