Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сундучок семейных ценностей»

ФИО: Золотницына Р.Р.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3409
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сундучок семейных ценностей»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад № 134 «Лучик»

 «Сундучок семейных ценностей»

Автор: Назарчук Светлана Васильевна

                                    

 

Дзержинск 2024

                                                        ВВЕДЕНИЕ

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние  школьники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.

Все мы говорим о возрождении  культуры, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с давних времён  люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. 

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, цель которого показать, что во все времена существовало творчество

В  творческих работах, созданных  многими поколениями, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником  прекрасного.

В последнее время о традициях говорят много. 

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем.

 Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. 

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

     

Приступая к составлению проекта, я  задумалась,, как построить совместную работу с родителями, бабушками и дедушками, чтобы  молодое поколение стало продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

  Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

 Я предполагаю,, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. 

Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… 

С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.

Итак, мой  проект  « Сундучок семейных ценностей» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение, создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в обществе и частном быту, а также художественную обработку предметов быта и одежды.    

 

 

                                                     

 

 

Цели   проекта:

Раскрытие творческого потенциала ребенка посредством занятий  декоративно-прикладным искусством, создание условий для самореализации личности, ее профессионального самоопределения.

Осуществление ь взаимодействия  школы и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи  проекта:

 –  приобщать   ребят к традициям народной культуры; 

 –  развивать  творческие способности; 

 –  учить создать  вещи своими руками для дома и семьи;

 –  укреплять духовную  связь поколений; 

 – воспитывать  уважение к культурному наследию своего народа;

 – прививать   интерес и любовь к   разным видам творчества;

 – выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и 

   семейных праздниках;

 – сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через 

  изучение семейных традиций, проведение народных и семейных   

  праздников;

 – создать условия для совместной работы школы  и семьи по возрождению народных и семейных традиций;

 – воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

 

 

 

 

 

 

 

Семейные посиделки                                                                                                             «У семейного очага»                                                                                             Цель: создание атмосферы праздника, проведение мастер-класса                          

Задачи:     

  • Формировать  нравственно-эстетические  ценности, уважение к людям старшего поколения: бабушкам, дедушкам, содействовать сплочению семьи; 
  • развивать сотрудничество  между родительской общественностью и школой; 
  • развивать  творческие способности  детей; 
  • создать  доброжелательную  атмосферу в коллективе.

  

Наглядность: ТСО, карточки , материалы для декоративно-прикладного творчества( шаблоны, клей, бумажные салфетки, кисти)

Ход мероприятия:                                                                                                          –  Когда появилось слово семья?

 Воспитатель:                                                                                                                  Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

 Легенда.  В давние времена жила одна большая семья из  ста человек , и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – (задать вопрос) «ПОНИМАНИЕ».

Ведущий: – Что же такое семья?

Дети

  Семья – это то, что мы делим на всех,                                                            

  Всем понемножку: и слёзы и смех,                                                                      

  Взлёт и падение, радость, печаль.                                                                     

  Дружбу и ссоры, молчанья печать.                                                                    

  Семья – это то, что с тобой всегда.                                                                  

   Пусть мчатся секунды, недели, года,                                                                  

   Но стены родные, отчий твой дом                                                                 

   Сердце навеки останется в нём!

  Ведущий: Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте  построим семейный дом из того , что нам для этого необходимо . Мне нужно в семье чтобы было уважение ( 1). А вам? 

 Родители: Доброта(2), понимание(3), уют(4), забота(5),  любовь(6),….(7)                      

       (Ведущий  размещает на доске “бревна».  В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово   «тепло»)

  Конкурс «Что нам стоит дом построить? » ( из частей нужно сложить пословицу о доме)

  • Не нужен клад, когда в семье лад.

Дом вести – не бородой трясти.

  • Каково на дому, таково и самому.

В гостях хорошо, а дома лучше. 

  • Когда семья вместе, и сердце на месте.

Красна изба не углами, а пирогами.

Ведущий. Молодцы! Отличный построили дом!

      

                 Соберите в ладони свое тепло.
                 Пусть его будет много.
                 Почувствуйте это тепло.
                Поделитесь своим теплом друг с другом.
Воспитатель:   (читает с учащейся под  музыку ) 

        Было утром тихо в доме

       Ты писала на ладони 

                   имя мамино…
                 Не в тетрадке на листке,
                 Не на стенке каменной –
                 Ты писала на руке  ,
                 Было утром тихо в доме,
                 Стало шумно среди дня…
                  – Что ты спрятала в ладони? –
                 Стали спрашивать тебя.
                 Ты ладонь разжала –
                 Счастье  в нём держала.                                                                      

 – Дорогие ребята! У каждого из вас есть изображение  своей ладошки. Эти ладошки подарите своим мамам.        

Учитель:

                    Когда – то   мы тоже были малышами

                   И любили мамам задавать вопрос:

                  Что такое небо, 

                  что такое солнце, 

                  что такое любовь?

«Конкурс  загадок»

Излучает она свет, от улыбки – ямочка.

Никого дороже нет, чем родная. (мамочка) .

Всё хозяйство: лебеда, да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда, нас накормит. (бабушка).

Надарили безделушек – семь матрёшек и бобрёнка.

Но дороже всех игрушек, для меня моя. (сестрёнка) .

Угадай-ка, кто же это? Ключи от авто, галстук, шляпа.

Жду, друзья, от вас ответа. Молодцы! Конечно. (папа)

 .Мочит в тёплом молоке, он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке, наш любимый. (дедушка) .

Воспитатель: – Уважаемые родители, сейчас попробуйте отгадать, о ком я читаю высказывания  ваших детей.

 

  1. Она бывает доброй, а бывает строгой. Не покупает, что хочешь. Она заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя. (Мама)
  2. Он никогда не плачет, никого не боится. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить. (Папа)
  3. Она всегда ласковая и мудрая. Перед сном расскажет сказку. Поможет выполнить уроки.  Прощает все мои провинности ( Бабушка)
  4. Он много времени проводит со мной, играет, мастерит, ходит на рыбалку. ( Дедушка)

Дети:

Мы с тобою дед, друзья, куда ты, туда и я.

Вместе ходим на рыбалку, я бегом, а ты – вразвалку.

Собираем мы малину: ты – с куста, я – из корзины.

Вместе красили забор – руки в краске до сих пор!

Только ты, сомнений нет, самый лучший в мире дед!

 

Ведущий: –   Дорогие гости, угадайте  загадку « Мама моей мамы, кто это?» Ну конечно же это бабушка!

 Члены кружка « Искусство рукоделия»

  Сегодня  славим седину,

  Усталые, морщинистые  руки.

  А  ведь, бывало, в  старину

  Не  знали  эти руки  скуки!

  Вся  ваша жизнь  наполнена трудом,

  Теплом  души и радостью согрета!

  Да  поглядите, поглядите вы  кругом:

 Милее  лиц не  видела планета!

 

Люди пожилые, 

Сердцем молодые, 

Сколько повидали 

Вы путей, дорог. 

 

 Горячо любили, 

И детей растили, 

И надеждой жили: 

Меньше бы тревог! 

 

Люди пожилые, 

Вы во всем такие: 

Отдаете душу, 

Опыт и любовь 

 

Дорогому дому, 

Миру молодому 

И всему, что сердце 

Вспоминает вновь. 

 

Люди пожилые, 

Пусть года былые 

Будут вам опорой, 

Дети — все поймут. 

 

 И поклон вам низкий 

От родных и близких 

И от всей отчизны 

За бесценный труд!

Воспитатель:

Очень часто за событиями

И за суетой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны 

Нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину!

Воспитатель: – Уважаемые родители и ваши дети!  Я предлагаю всем нам заглянуть в гости к женщине, чье имя, в первую очередь,- мама, бабушка. Полное имя этой удивительной мастерицы- Зоя Ивановна. Сегодня на наших семейных посиделках она  научит нас своим маленьким хитростям мастерицы и поделится своими семейными воспоминаниями.  

 Мастер – класс

Бабушка Зоя. Здравствуйте, мои дорогие!   Собрались мы с вами на семейные  посиделки. А кто знает, что же это такое? (ответы детей). Посиделки в старой   деревне – это вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой, играми.  .  

Я предлагаю вам вместе со своими детками подготовить сувенир для членов вашей семьи- символа 2020  года 

 

(Зоя Ивановна  знакомит присутствующих с техникой выполнения работы)

 Вопросы:

– Зоя Ивановна, что вам больше всего запомнилось из вашего детства?

– Зоя Ивановна, в те времена, каким мастерством владели ваши родители, бабушки и дедушки?

–  Что вы любите делать больше всего? Когда вы этому научились? Кто  вас этому научил?

– Мы знаем, что у вас большая и дружная семья, расскажите нам   немного о ней. Кто из ваших детей и внуков тоже владеет художественным мастерством?  

– Зоя Ивановна, мы знаем, что  ваши работы часто выставляются на выставках не только в нашем сельском Доме культуры, но  и районе. Получаете ли вы от этого удовольствие?  

Воспитатель:  

– Дорогие родители! Я  думаю, что на сегодняшних наших семейных посиделках вы   не только получили удовольствие от общения друг с другом, своим ребёнком, но  и соприкоснулись душой с великой ценностью – творением рук человеческих. И особенную ценность оно имеет  за то, что преподнесено оно руками людей старшего поколения вашим детям, ребятам сегодняшнего времени. 

 –Народная мудрость гласит: “Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему! ” Не забывайте об этом. Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, помогайте своим близким! 

-Я желаю вам  большого семейного счастья.

 – А знаете в чём наш рецепт счастья? Возьмите чашу терпения, влейте  туда полное сердце любви! Бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведённой вам жизни и щедро делитесь со всеми, кого встретите на своём пути, и вы наверняка будете счастливы! Пусть всех домашних всегда согревает добрая улыбка. Прощайте обиды, и будете прощены. Мира и счастья всем Вам!