Методическая разработка воспитательного события с детьми
«Безопасный Интернет»
Мешалкина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 90 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского
В 2024 году 6 февраля в России и других странах отмечается праздник под названием Международный день безопасного Интернета. Несколько фактов о нём:
∙ Это часть глобальной информационной кампании.
∙ Учреждён в рамках проекта Европейского союза SafeBorders.
∙ Отмечается каждый год во вторник второй недели второго месяца года. В 2024 году приходится на 6 февраля. ∙ В этот день проводятся различные просветительские мероприятия.
Международный день безопасного Интернета, появившись в Европе 20 лет назад, уже вышел за пределы этой географической зоны, поддерживается в большинстве стран, в том числе в России. Основной лозунг этого события — “Вместе за лучший Интернет” (Together for a better internet). Суть праздника в том, чтобы напомнить: Интернет даёт много преимуществ современному миру, удобен для получения информации, но вместе с тем несёт и немало рисков. Поэтому важно знать, как обезопасить себя во время пользования Всемирной паутиной.
В России в 2008 году был создан проект “Центр безопасного Интернета”, который затем стал Центром безопасности в информационном обществе “Не допусти!”. Именно он является организатором мероприятий Международного дня безопасного Интернета в нашей стране. Наша реальность давно уже стала «дополненной». Заказать что угодно, найти любую информацию или человека теперь дело нескольких минут. С развитием технологий пришли практически безграничные возможности — от онлайн-обучения и удаленной работы до развлечений и творчества. Все эти полезные «расширения» дарит нам Интернет.
Наши дети уже родились в цифровом мире — невозможно просто спрятать их от него, да и не нужно. Гораздо эффективнее — понять, как сделать общение ребёнка с Интернетом полезным и интересным, избежать зависимостей. Согласно социологическому исследованию, проводимому Альянсом по защите детей в цифровой среде, 96 процентов российских детей и подростков сталкиваются с цифровыми угрозами. Среди них самые распространенные — это фейки, мошенничество, игровая зависимость, интернет-зависимость и кибербуллинг. Дети и подростки активно пользуются Интернетом и при этом они наиболее уязвимы. Именно поэтому нам необходимо не только изучать киберриски, но и предлагать эффективные методы обеспечения безопасности несовершеннолетних в онлайн-среде, – делают выводы сотрудники Альянса.
(https://lenta.ru/articles/2024/02/07/detki/)
Как же найти баланс, чтобы, с одной стороны, защитить ребенка от киберугроз, а с другой, дать ему воспользоваться всеми плюсами новых технологий? Именно поэтому необходимо начинать формировать у ребенка здоровые цифровые навыки уже в дошкольном возрасте. Методическая разработка «Безопасный Интернет» поможет педагогу выработать у ребёнка правильное взаимодействие с интернетом, чтобы Сеть стала для него источником полезной информации и безопасных развлечений.
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Безопасный Интернет»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Форма НОД: занятие
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Принципы воспитания и обучения:
− поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; − принципы наглядности, доступности, активности.
Цель: Создание условий для развития способностей детей самостоятельно получать информацию, используя наглядные и практические средства в ходе игровой ситуации.
Задачи:
Образовательные:
Создавать условия для формирования познавательных действий, становления сознания.
Создавать условия для формирования способности к принятию собственных, осознанных решений на основе первичных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Формировать представления о безопасности в Интернете: представление об угрозах и опасности, выработка правил. Развивающие:
Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи.
Развивать речь детей в соответствии с познавательно-игровой ситуацией.
Воспитательные:
Поощрять участие детей в ситуациях речевого общения.
Поддерживать проявление инициативы и самостоятельности детей в выборе способов решения проблемных ситуаций. Поощрять активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, желание учитывать интересы и чувства других. Методы и приемы:
– словесные: беседа, объяснение, вопросы поискового характера;
– наглядные: просмотр презентации «Ситуации в Интернете»;
– практические: изготовление карточек-правил, упражнения, активизация мышления детей.
Оборудование: экран (компьютер/смарт доска/телевизор), презентация, средства изобразительной деятельности, бланки «сообщений». Предварительная работа: просмотр мультфильма «Что такое Интернет», рассматривание иллюстраций про Интернет. Планируемый результат: Повышение уровня осведомленности детей о безопасности при использовании сети Интернет. Проявление инициативы и самостоятельности в ходе познавательной и игровой ситуации.
Этапы | Содержание
деятельности |
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.
Организационный |
Способствование формированию у детей
внутренней мотивации к деятельности. Игра «Менялки» |
– Здравствуйте, ребята.
– Предлагаю узнать друг на друга получше и для этого поиграть в «Менялки»! Кто за? – Меняет свое место тот, кто умеет кататься на велосипеде. – Меняет свое место тот, у кого есть брат или сестра. – Друзья, предлагайте свои варианты: кто сейчас будет меняться? – Как много у нас общего! В заключении игры предлагает: – Меняются те, кто умеет и пользуется Интернетом. – Через какие устройства вы «заходите» в Интернет? – Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим об Интернете, точнее о безопасности в Интернете. |
Заходят в кабинет/зал.
Обращая внимание на внешний вид, предпочтения, меняют места. Предлагают свои варианты «обмена». Предлагают варианты: – Телефон…планшет… компьютер… Узнают тему занятия. |
Привлечение внимания детей.
Активное взаимодействие со сверстниками и взрослым. Проявление инициативы. Проявление эмоциональной отзывчивости в диалоге. |
2. Целевой. | Формирование представлений о предстоящей
деятельности. Способствование планированию детьми их деятельности. Актуализация знаний детей. |
– Практически все мы пользуемся
Интернетом. Он давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. А кто из вас сможет объяснить, что такое Интернет? – Интернет – это очень много компьютеров, которые соединены друг с другом невидимыми каналами связи, по которым они обмениваются информацией. Ведет диалог: – Как вы думаете, какая опасность может подстерегать детей в Интернете? Если дети не проявляют инициативы, предлагает вариант опроса: – Кто со мной согласен – хлопает в ладоши, кто не согласен, каким знаком будете |
Делятся имеющимися
знаниями: – Это такое место, где есть много информации… – Интернет – это в компьютере или телефоне… – Это такая программа… – Там, где можно играть… Участвуют в диалоге: – Можно увидеть «взрослые картинки», где дерутся и убивают. – Испортится зрение. – Плохие сайты. – Просят деньги… |
Актуализация
имеющихся знаний на основе представлений об объектах окружающего мира. Проявление речевой активности в диалоге. |
показывать? (топот/ качание головой в стороны, показ руками)
– В Интернете можно найти интересную новую информацию. – В компьютере и телефоне можно «сидеть» целый вечер. – Можно заходить на взрослые сайты. – В Интернете можно играть в любимые детские игры. – В Интернете ребенку можно покупать товар и оплачивать его картой. – Мне очень приятно было узнать ваше мнение. Может попробуем «зайти» в Интернет и более подробно узнаем о его безопасности? Как вам идея? |
Предлагают выбор жеста.
Знаками-символами показывают свое мнение (да/нет). Откликаются на предложение. |
Проявление
познавательной активности и готовности расширять собственный опыт. Мотивация на готовность к деятельности. |
||
3. Деятельностный | Способствование реализации
детского замысла. Организация пространства. Проблемная ситуация. |
– Что нам для этого понадобится?
Обращает внимание на экран (компьютер или смарт доска), предлагает детям разместиться на полу/ стуле и выбрать каждому ребенку свое место – написать на карточке в виде сообщения свое имя. – Друзья, у нас все готово? Тогда вперед! Демонстрирует на экране презентацию, на слайдах которой представлены ситуативные задачи. Перелистывание слайдов можно поручить ребенку. (Ссылку на презентацию см. ниже). Предлагает детям обсудить правильность/неправильность ситуации: 1. Что обозначает надпись «14+» и «5+»? Чем может быть опасна первая игра? Будете ли вы играть в нее? А вторая игра? 2. Обратите внимание на просьбу перейти по ссылке. Как вы думаете, чем опасно такое действие? |
Предлагают атрибуты
деятельности: – Компьютер (экран) и нужно место перед экраном. Каждый ребенок выбирает место перед экраном и пишет/просит написать свое имя. Например, Аня Просматривают слайды по одному с последующим обсуждением. Высказывают и аргументируют свое мнение. Делают выводы: – Нужно обращать внимание на разрешенный возраст для игры. – Нельзя переходить по ссылкам, которые «высвечиваются» в рекламе. |
Проявление
самостоятельности и осуществление планирования деятельности. Восприятие визуальной информации. Развитие познавательного интереса. Формирование основ безопасного поведения в социуме. Выражение интереса и проявления внимания к проблемным ситуациям. |
Художественно продуктивная
деятельность. |
3. Табличка как бы «заставляет» нас купить игру. Это действительно нужно сделать?
4. Вас просят сообщить данные о себе. Где здесь спряталась опасность? После показа презентации: – Ребята, что бы вы могли сделать, для того, чтобы больше детей смогли обезопасить себя в Интернете? Обращает внимание на средства художественной изобразительности и предлагает детям сделать картинки правила «Безопасного Интернета». – Договоритесь друг с другом, что вы будете делать, только, чтобы у вас все получилось. Можете объединиться в пары или маленькие группы, тогда у вас получится быстрее. (Ссылку на картинки-правила см. ниже) |
– Нельзя скачивать и покупать игры без разрешения
взрослых с сайтов. – Никогда не рассказывать о себе незнакомым людям: как тебя зовут, кто твои родители, где ты живешь. Это должны знать только твои друзья и семья! – Надо рассказать о правилах безопасного Интернета другим детям. Выбирают способ изготовления символов: – Я буду рисовать… – Мы наклеим картинки… – Я напишу сообщения для других ребят… Выполняют продуктивную деятельность по созданию наглядных символов-правил. |
Усвоение сведений о мире людей.
Используют речевое высказывание в соответствии с коммуникативной ситуацией. . Самостоятельно или с помощью педагога выполняют работу. Владение техническими сторонами изобразительной деятельности. Проявление дружелюбия, партнерских отношений. |
|
4. Рефлексивный | Способствование проведению
детской рефлексии по итогам деятельности. |
– Очень интересно посмотреть, что же у вас получилось.
– С кем вы поделитесь картинками правилами? – Подведем итог нашего занятия: Интернет – это хорошо или всё-таки, плохо? Предоставляет возможность кратко высказать детям свое мнение. – Ребята, сейчас я уверенна в вашей безопасности при работе в Интернете. Если занятие проходит в начале февраля, то вариант продолжения рефлексии следующий: |
Демонстрируют результаты деятельности.
– С ребятами других групп, с друзьями, знакомыми. Участвуют в диалоге. Высказываются по поводу полученной информации. – В интернете можно найти много полезной и необходимой информации – В интернете можно играть в любимые игры – Так же можно общаться со своими друзьями и родными. |
Осознание себя как
участника познавательного процесса. Осмысленное выражение своих чувств и эмоций. Построение речевого высказывания в соответствии с диалоговой ситуацией. |
– Во второй вторник февраля отмечается Международный день безопасного Интернета. В этот день проводят акцию – день без Интернета и призывают людей на некоторое время отложить свои мобильные устройства, не пользоваться компьютером, чтобы отвлечься от цифрового мира и провести больше времени со своей семьей и друзьями. Поддержим акцию? Кто за?
– Как можно провести это время? – Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки» (ладошки)! – Я так рада, что у нас все получилось! Провожает детей в группу. |
– Надо помнить про правила безопасности, когда мы
«сидим» в телефоне или компьютере. Воспринимают информацию. Высказывают мнение, что: – Можно поиграть с друзьями и взрослыми, провести время на улице… Забирают картинки-правила. Возвращаются в группу. |
Ориентация на
активную деятельность. |