Воспитательное событие с детьми “Безопасный Интернет”

ФИО: Мешалкина С.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4252
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Воспитательное событие с детьми "Безопасный Интернет"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Методическая разработка воспитательного события с детьми 

«Безопасный Интернет» 

Мешалкина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед 

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 90 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского 

В 2024 году 6 февраля в России и других странах отмечается праздник под названием Международный день безопасного Интернета.  Несколько фактов о нём: 

Это часть глобальной информационной кампании. 

Учреждён в рамках проекта Европейского союза SafeBorders. 

Отмечается каждый год во вторник второй недели второго месяца года. В 2024 году приходится на 6 февраля. В этот день проводятся различные просветительские мероприятия. 

Международный день безопасного Интернета, появившись в Европе 20 лет назад, уже вышел за пределы этой географической зоны,  поддерживается в большинстве стран, в том числе в России. Основной лозунг этого события — “Вместе за лучший Интернет” (Together for a  better internet). Суть праздника в том, чтобы напомнить: Интернет даёт много преимуществ современному миру, удобен для получения  информации, но вместе с тем несёт и немало рисков. Поэтому важно знать, как обезопасить себя во время пользования Всемирной паутиной. 

В России в 2008 году был создан проект “Центр безопасного Интернета”, который затем стал Центром безопасности в информационном  обществе “Не допусти!”. Именно он является организатором мероприятий Международного дня безопасного Интернета в нашей стране.  Наша реальность давно уже стала «дополненной». Заказать что угодно, найти любую информацию или человека теперь дело нескольких  минут. С развитием технологий пришли практически безграничные возможности — от онлайн-обучения и удаленной работы до развлечений и  творчества. Все эти полезные «расширения» дарит нам Интернет.  

Наши дети уже родились в цифровом мире — невозможно просто спрятать их от него, да и не нужно. Гораздо эффективнее — понять,  как сделать общение ребёнка с Интернетом полезным и интересным, избежать зависимостей. Согласно социологическому исследованию, проводимому Альянсом по защите детей в цифровой среде, 96 процентов российских детей и подростков сталкиваются с цифровыми угрозами.  Среди них самые распространенные — это фейки, мошенничество, игровая зависимость, интернет-зависимость и кибербуллинг. Дети и  подростки активно пользуются Интернетом и при этом они наиболее уязвимы. Именно поэтому нам необходимо не только изучать киберриски,  но и предлагать эффективные методы обеспечения безопасности несовершеннолетних в онлайн-среде, – делают выводы сотрудники Альянса. 

(https://lenta.ru/articles/2024/02/07/detki/) 

Как же найти баланс, чтобы, с одной стороны, защитить ребенка от киберугроз, а с другой, дать ему воспользоваться всеми плюсами  новых технологий? Именно поэтому необходимо начинать формировать у ребенка здоровые цифровые навыки уже в дошкольном возрасте.  Методическая разработка «Безопасный Интернет» поможет педагогу выработать у ребёнка правильное взаимодействие с интернетом, чтобы  Сеть стала для него источником полезной информации и безопасных развлечений.

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности 

Тема: «Безопасный Интернет» 

Возрастная группа: старший дошкольный возраст  

Форма НОД: занятие 

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Принципы воспитания и обучения: 

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; принципы наглядности, доступности, активности. 

Цель: Создание условий для развития способностей детей самостоятельно получать информацию, используя наглядные и практические средства  в ходе игровой ситуации. 

Задачи: 

Образовательные:  

Создавать условия для формирования познавательных действий, становления сознания. 

Создавать условия для формирования способности к принятию собственных, осознанных решений на основе первичных представлений об  объектах и явлениях окружающего мира. 

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. 

Формировать представления о безопасности в Интернете: представление об угрозах и опасности, выработка правил. Развивающие:  

Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи. 

Развивать речь детей в соответствии с познавательно-игровой ситуацией. 

Воспитательные: 

Поощрять участие детей в ситуациях речевого общения. 

Поддерживать проявление инициативы и самостоятельности детей в выборе способов решения проблемных ситуаций. Поощрять активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, желание учитывать интересы и чувства других. Методы и приемы: 

– словесные: беседа, объяснение, вопросы поискового характера; 

– наглядные: просмотр презентации «Ситуации в Интернете»; 

– практические: изготовление карточек-правил, упражнения, активизация мышления детей. 

Оборудование: экран (компьютер/смарт доска/телевизор), презентация, средства изобразительной деятельности, бланки «сообщений». Предварительная работа: просмотр мультфильма «Что такое Интернет», рассматривание иллюстраций про Интернет. Планируемый результат: Повышение уровня осведомленности детей о безопасности при использовании сети Интернет. Проявление  инициативы и самостоятельности в ходе познавательной и игровой ситуации.

Этапы  Содержание  

деятельности

Деятельность педагога  Деятельность детей  Планируемый результат
1.  

Организационный

Способствование  формированию у  детей  

внутренней  

мотивации к  

деятельности. 

Игра «Менялки»

– Здравствуйте, ребята. 

– Предлагаю узнать друг на друга получше  и для этого поиграть в «Менялки»! Кто за? – Меняет свое место тот, кто умеет кататься  на велосипеде. 

– Меняет свое место тот, у кого есть брат  или сестра. 

– Друзья, предлагайте свои варианты: кто  сейчас будет меняться? 

– Как много у нас общего! 

В заключении игры предлагает: 

– Меняются те, кто умеет и пользуется  Интернетом. 

– Через какие устройства вы «заходите» в  Интернет? 

– Как вы уже догадались, сегодня мы с вами  поговорим об Интернете, точнее о  безопасности в Интернете.

Заходят в кабинет/зал. 

Обращая внимание на  

внешний вид, предпочтения,  меняют места.  

Предлагают свои варианты  «обмена». 

Предлагают варианты: 

– Телефон…планшет… 

компьютер… 

Узнают тему занятия.

Привлечение внимания  детей. 

Активное  

взаимодействие со  

сверстниками и  

взрослым. 

Проявление  

инициативы. 

Проявление  

эмоциональной  

отзывчивости в диалоге.

2. Целевой.  Формирование  представлений о  предстоящей  

деятельности. 

Способствование  планированию  

детьми их  

деятельности. 

Актуализация  

знаний детей.

– Практически все мы пользуемся 

Интернетом. Он давно стал неотъемлемой  частью жизни современного человека. А  кто из вас сможет объяснить, что  такое Интернет? 

– Интернет – это очень много компьютеров,  которые соединены друг с другом  невидимыми каналами связи, по которым  они обмениваются информацией. 

Ведет диалог: 

Как вы думаете, какая опасность может  подстерегать детей в Интернете? 

Если дети не проявляют инициативы,  предлагает вариант опроса: 

– Кто со мной согласен – хлопает в ладоши,  кто не согласен, каким знаком будете 

Делятся имеющимися  

знаниями: 

– Это такое место, где есть  много информации… 

– Интернет – это в  

компьютере или телефоне… – Это такая программа… – Там, где можно играть… 

Участвуют в диалоге: 

– Можно увидеть «взрослые  картинки», где дерутся и  убивают. 

– Испортится зрение. 

– Плохие сайты. 

– Просят деньги…

Актуализация  

имеющихся знаний на  основе представлений об  объектах окружающего  мира. 

Проявление речевой  активности в диалоге.

 

показывать? (топот/ качание головой в  стороны, показ руками) 

– В Интернете можно найти интересную  новую информацию. 

– В компьютере и телефоне можно «сидеть»  целый вечер. 

– Можно заходить на взрослые сайты. – В Интернете можно играть в любимые  детские игры. 

– В Интернете ребенку можно покупать  товар и оплачивать его картой. 

– Мне очень приятно было узнать ваше  мнение. Может попробуем «зайти» в  Интернет и более подробно узнаем о его  безопасности? Как вам идея?

Предлагают выбор жеста. 

Знаками-символами  

показывают свое мнение  (да/нет). 

Откликаются на  

предложение.

Проявление  

познавательной  

активности и готовности  расширять собственный  опыт. 

Мотивация на  

готовность к  

деятельности.

3. Деятельностный  Способствование  реализации  

детского  

замысла. 

Организация  

пространства. 

Проблемная  

ситуация.

– Что нам для этого понадобится? 

Обращает внимание на экран (компьютер  или смарт доска), 

предлагает детям разместиться на полу/  стуле и выбрать каждому ребенку свое  место – написать на карточке в виде  сообщения свое имя.  

– Друзья, у нас все готово? Тогда вперед! Демонстрирует на экране презентацию, на  слайдах которой представлены  

ситуативные задачи. Перелистывание слайдов можно поручить ребенку. 

(Ссылку на презентацию см. ниже). Предлагает детям обсудить  

правильность/неправильность ситуации: 1. Что обозначает надпись «14+» и «5+»? Чем может быть опасна первая игра?  Будете ли вы играть в нее? А вторая игра? 2. Обратите внимание на просьбу перейти  по ссылке. Как вы думаете, чем опасно  такое действие?

Предлагают атрибуты  

деятельности: 

– Компьютер (экран) и нужно  место перед экраном.  

Каждый ребенок выбирает  место перед экраном и  

пишет/просит написать свое  имя. Например, Аня  

Просматривают слайды по  одному с последующим  обсуждением. 

Высказывают и  

аргументируют свое мнение. Делают выводы: 

– Нужно обращать внимание  на разрешенный возраст для  игры. 

– Нельзя переходить по  

ссылкам, которые  

«высвечиваются» в рекламе.

Проявление  

самостоятельности и  осуществление  

планирования  

деятельности. 

Восприятие визуальной  информации. Развитие  познавательного  

интереса. 

Формирование основ  безопасного поведения в  социуме. 

Выражение интереса и  проявления внимания к  проблемным ситуациям.

 

Художественно продуктивная  

деятельность.

3. Табличка как бы «заставляет» нас  купить игру. Это действительно нужно  сделать? 

4. Вас просят сообщить данные о себе. Где  здесь спряталась опасность? 

После показа презентации: 

– Ребята, что бы вы могли сделать, для  того, чтобы больше детей смогли  

обезопасить себя в Интернете? 

Обращает внимание на средства  

художественной изобразительности и  предлагает детям сделать картинки правила «Безопасного Интернета». – Договоритесь друг с другом, что вы  будете делать, только, чтобы у вас все  получилось. Можете объединиться в пары  или маленькие группы, тогда у вас  получится быстрее.  

(Ссылку на картинки-правила см. ниже)

– Нельзя скачивать и покупать  игры без разрешения  

взрослых с сайтов. 

– Никогда не рассказывать о себе незнакомым людям: как  тебя зовут, кто твои  

родители, где ты живешь. Это  должны знать только твои  друзья и семья! 

– Надо рассказать о правилах  безопасного Интернета  

другим детям. 

Выбирают способ  

изготовления символов:  – Я буду рисовать… 

– Мы наклеим картинки… – Я напишу сообщения для  других ребят… 

Выполняют продуктивную  деятельность по созданию  наглядных символов-правил.

Усвоение сведений о  мире людей. 

Используют речевое  высказывание в  

соответствии с  

коммуникативной  

ситуацией. 

Самостоятельно или с  помощью педагога  

выполняют работу. 

Владение техническими  сторонами  

изобразительной  

деятельности. 

Проявление  

дружелюбия,  

партнерских отношений.

4. Рефлексивный  Способствование  проведению  

детской  

рефлексии по  

итогам  

деятельности.

– Очень интересно посмотреть, что же у  вас получилось.  

– С кем вы поделитесь картинками правилами? 

– Подведем итог нашего занятия: Интернет  – это хорошо или всё-таки, плохо? Предоставляет возможность кратко  высказать детям свое мнение. 

– Ребята, сейчас я уверенна в вашей  безопасности при работе в Интернете.  Если занятие проходит в начале февраля,  то вариант продолжения рефлексии  следующий:

Демонстрируют результаты  деятельности. 

– С ребятами других групп, с  друзьями, знакомыми. 

Участвуют в диалоге. 

Высказываются по поводу  полученной информации. – В интернете можно найти  много полезной и  

необходимой информации – В интернете можно играть в  любимые игры 

– Так же можно общаться со  своими друзьями и родными.

Осознание себя как  

участника  

познавательного  

процесса. 

Осмысленное  

выражение своих чувств  и эмоций.  

Построение речевого  высказывания в  

соответствии с  

диалоговой  

ситуацией.

 

– Во второй вторник февраля отмечается  Международный день безопасного  Интернета. В этот день проводят акцию  – день без Интернета и призывают людей  на некоторое время отложить свои  мобильные устройства, не пользоваться  компьютером, чтобы отвлечься от  цифрового мира и провести больше  времени со своей семьей и друзьями.  Поддержим акцию? Кто за? 

– Как можно провести это время? – Кто считает, что мы здорово провели  время, давайте свои «пятерочки»  

(ладошки)! 

– Я так рада, что у нас все получилось! Провожает детей в группу.

– Надо помнить про правила  безопасности, когда мы  

«сидим» в телефоне или  компьютере. 

Воспринимают информацию. 

Высказывают мнение, что: – Можно поиграть с друзьями и взрослыми, провести время  на улице… 

Забирают картинки-правила. Возвращаются в группу.

Ориентация на  

активную деятельность.