Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Соловушка»
Проект
«Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу!»
Разработчик:
Гашкова Е.Н., воспитатель
Прокопьевский ГО, 2024
Содержание
1. | Паспорт проекта…………………………………………………… | 3-4 |
2. | Актуальность проекта и анализ исходного
состояния проблемы……………………………………………… |
5 |
3. | Цель и задачи проекта……………………………………………… | 6 |
4.
5. |
Новизна и практическая значимость проекта…………………….
Партнёры проекта…………………………………………………. |
6
7 |
6. | Целевые группы проекта ………………………………………… | 7-8 |
7.
8. |
Прогнозируемые результаты ……………………………………
Механизм и сроки реализации проекта…………………………. |
8
9-10 |
9. | Принципы, лежащие в основе проекта…………………………. | 10 |
10. | Методы организации деятельности детей………………. …….. | 10-11 |
11. | Рабочий план мероприятий по реализации проекта …………… | 11-16 |
12. | Результаты реализации проекта ……………………………….… | 16 |
13. | Дальнейшее развитие проекта …………………………………… | 17 |
14. | Список используемой литературы ……………………………… | 17 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» |
Творческое название | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» |
Тип проекта | Информационно – практико – ориентированный
(по Л.В.Киселевой) |
Вид проекта | средней продолжительности |
Заказчик | Администрация МБДОУ «Детский сад № 1» |
Разработчики проекта | Гашкова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 1» |
Организация, на базе которой реализуется проект | МБДОУ «Детский сад № 1» г. Прокопьевска |
Цель проекта
Задачи проекта |
Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
|
Срок реализации проекта | 09 сентября – 31 октября 2024г. |
Этапы реализации проекта | Подготовительный этап: 09-15 сентября 2024 г.;
Основной этап:16 сентября -25 октября 2024 г.; Заключительный этап: 28-31 октября 2024 г. |
Направления развития и образования детей | Образовательные области:
|
Исполнители проекта | Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 1» |
Целевые группы проекта | Дети старшей группы «Журавушки», родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОУ. |
Прогнозируемые результаты |
|
Актуальность проекта
«Береги здоровье смолоду»
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в современном мире превратилось в первоочередную социальную проблему. ФГОС ДО ставит перед педагогами вопросы «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия»). Гиподинамия, сложная экологическая обстановка, наследственность, – целый ряд факторов делает уязвимым детское здоровье. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим учебно-воспитательный процесс современного детского сада.
Необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества во всех видах человеческой деятельности.
По результатам проведенного опроса проблема формирования навыков здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников: снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, компьютеризация и др. Отсутствие педагогических знаний является одним из факторов родительского противодействия. Родители, как первые педагоги ребенка, в соответствии с законом «Об образовании», должны внести свой значимый вклад в формирование здорового образа жизни своих детей, «обязаны заложить основы физического развития личности ребенка».
Необходимость разрешения выявленных проблем обусловили выбор темы проекта: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Цель и задачи проекта
Гипотеза: систематическая и целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни будет способствовать физическому развитию старших дошкольников.
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
- расширять представления дошкольников о здоровом образе жизни.
- развивать интерес старших дошкольников к различным видам физической активности.
- воспитывать потребность дошкольников в ведении здорового образа жизни.
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах воспитания здорового ребенка.
Новизна и практическая значимость проекта.
Новизна заключается в формировании основ здорового образа жизни через организацию различных мероприятий в группе; организации цикла познавательных, физкультурных занятий, бесед, досугов и развлечений.
Проект так же отражает новые подходы и опирается на современные технологии в развитии познавательной активности детей:
- использование информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсов, просмотр тематических презентаций, видеоматериалов;
- системная паутинка, составленная на основе интеграции всех направлений развития ребенка, обозначенных в ФГОС ДО;
- активное взаимодействие с учреждениями социума.
А так же в него включены ранее неиспользованные формы работы с детьми и родителями: авторские интерактивные игры, создание книги по теме проекта, проведение агитационных мероприятий.
Партнёры проекта
Ключевые партнеры | Содержание деятельности |
Заведующая МБДОУ | Осуществляет
|
Старший воспитатель |
|
Основные партнеры
Воспитатели Музыкальный руководитель |
Осуществляют реализацию мероприятий проекта:
|
Целевые группы проекта
Целевые группы | Краткая характеристика |
Дети 5-7лет | Дети проявляют интерес к здоровому образу жизни, к различным видам двигательной активности |
Родители | Заинтересованы в воспитании здорового ребенка. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания. |
Педагоги | Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень |
Прогнозируемые результаты
Реализация проекта позволит:
- повысить уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни;
- повысить уровень физического развития воспитанников;
- сформировать потребность воспитанников в двигательной активности;
- расширить знаний воспитанников о здоровом образе жизни;
- создать единое образовательное пространство развития ребенка. Обеспечить открытость детского сада во взаимодействии с родителями воспитанников в вопросах воспитания здорового ребенка.
Механизм и сроки реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта | |
I этап
Подготовительный |
09-15 сентября 2024 |
|
|
II этап
Практический |
16 сентября – 25 октября 2024 года |
|
|
III этап
Аналитический |
28-31 октября 2024 года |
|
Принципы, лежащие в основе проекта:
- учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
- последовательности;
- занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
- наглядности (иллюстрации, выставки, презентации и т. д.);
- интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);
- личностно-ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога
с детьми; - непрерывности;
- партнёрства.
Методы организации деятельности детей
Методы организации деятельности детей:
- словесный (устное изложение, викторины, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
- практический (создание мини-музея, экскурсии и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная поисково – практическая деятельность.
Рабочий план мероприятий по реализации проекта
Перспективный план работы с детьми
Перспективный план работы с детьми основан на принципе интеграции и составлен в виде системной паутинки в соответствии с основными направлениями развития ребенка.
Системная паутинка
Образовательная
область по ФГОС |
Центр предметно-
развивающей среды |
Формы работы | Дата |
Познавательное развитие | Наш спортивный кинозал |
|
сентябрь
сентябрь октябрь сентябрь сентябрь-октябрь. |
Мини-музей |
|
сентябрь-октябрь
октябрь октябрь |
|
Познаватель-ная гостиная |
|
сентябрь-октябрь
сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь |
|
Социально-коммуникатив-ное развитие | Акции |
|
сентябрь
октябрь октябрь |
Весёлая игротека | Интерактивные игры (авторские):
Дидактические игры:
Сюжетно-ролевые игры:
|
сентябрь-октябрь
сентябрь-октябрь сентябрь-октябрь |
|
Речевое развитие | Читальный зал
«Быть здоровым модно» |
|
сентябрь-октябрь |
Поэтическая гостиная |
|
сентябрь-октябрь | |
Художественно-эстетическое
развитие |
Мастерская добрых дел |
|
сентябрь-октябрь |
Выставочный зал |
«Я дружу со спортом». |
сентябрь-октябрь
октябрь |
|
Физическое развитие | Спортзал |
|
28 октября
октябрь |
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей как средство развития познавательной активности ребенка
Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество педагогов с родителями воспитанников. Связь детского сада и семьи приобретает большую актуальность именно сейчас, в период перехода на Федеральные государственные стандарты дошкольного образования Разработанная нами, план-программа привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада в целях развития познавательного интереса дошкольников включает следующие формы взаимодействия:
- Анкетирование;
- Круглый стол;
- Конкурсы, выставки совместного творчества;
- Акции «Путь к здоровью», «Мы за здоровый образ жизни!», «Вместе с мамой, вместе с папой».
- Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования «Гусеница», «Весёлый зонтик», «Волшебный колпачок».
- Родительские собрания «Здоровый образ жизни семьи – залог воспитания здорового ребенка»; «За здоровьем – в детский сад!»
- Вечер подвижных игр.
- Презентации «Советы доктора Пилюлькина», «Приобщение детей к здоровому образу жизни в детском саду».
Широко распространены в работе с родителями активные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, ассоциативный ряд и т. д. Они позволяют снять барьеры в общении и перейти к открытым доверительным отношениям.
Благодаря широким возможностям сайта образовательного учреждения стало возможным организовывать дистанционное взаимодействие с родителями дошкольников с помощью информационно-коммуникационных технологий. На сайте ДОУ были помещены консультации «В здоровой семье – здоровые дети», «Заботимся о здоровье детей вместе», фоторепортажи о проведенных мероприятиях по теме проекта.
Перспективный план работы с родителями
№
п\п |
Название мероприятия | Задачи | Дата проведения |
1 | Анкетирование | Выявление уровня заинтересованности родителей в реализации проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» | 09-11 сентября
2024 г. |
2 | Проведение «Круглого стола» | Ознакомление с идеей и задачами проекта | 15 сентября 2024 г. |
3 | Мастер-классы для родителей:
(изготовление нетрадиционного спортивного оборудования) |
Создание предметно-развивающей среды по теме проекта | 20, 27 |
сентября 2024г.4
Родительские собрания «Здоровый образ жизни семьи – залог воспитания здорового ребенка»;
«За здоровьем – в детский сад!»
Повышение компетентности родителей по воспитанию здорового ребенка28 сентября 2024 г.5Выпуск книги «ЗОЖ – это по-нашему!»»Обобщение знаний детей об необходимости вести здоровый образ жизни, оптимизация работы с родителямиоктябрь 2024г.6Организация выставки детских рисунков «Я дружу со спортом»Развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса, создание единого образовательного пространстваоктябрь 2024г.7Оформление информационных стендов для родителей – консультации «В здоровой семье – здоровые дети», «Заботимся о здоровье детей вместе»Повышение компетентности родителей по теме проекта
сентябрь-октябрь
2024г.
8Создание памяток «О соблюдении здорового образа жизни дошкольников», «Здоровый образ жизни в семье»Повышение компетентности родителей по теме проектасентябрь 2024г.9
Совместные акции
«Путь к здоровью», «Мы за здоровый образ жизни!», «Вместе с мамой, вместе с папой».
вовлечение родителей в решение проблемы формирования здорового образа жизни у детейсентябрь-октябрь 2024г.12Фоторепортажи о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ Вовлечение родителей в активное сетевое взаимодействие
сентябрь-октябрь
2024г.
13Итоговое мероприятие спортивное развлечение «Мы со спортом дружим, нам болеть не нужно!»Создание единого образовательного пространства28 октября 2020г.
Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» был обобщен опыт работы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках планомерно проводимой деятельности были достигнуты следующие результаты:
- высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- повышен уровень физического развития;
- сформирована потребность воспитанников в двигательной активности;
- расширены знания детей о здоровом образе жизни;
- расширены знания родителей по вопросу воспитания здорового ребенка;
- осуществлен новый поиск более эффективных путей социального партнерства между ДОУ, семьей и социумом;
- созданы картотеки дидактических игр, подвижных игр, подобраны художественная литература;
- оформлены совместно с родителями выставки и фотовыставки.
- апробированы новые интерактивные технологии и формы работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития и использования проекта
Дальнейшая реализация проекта позволит:
- продолжить работу по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм работы и интерактивных технологий;
- продолжить работу по разработке методических рекомендаций по здоровьесбережению;
-
- подготовить материалы о положительной практике реализации проекта для публикации в периодической печати и электронных СМИ.
- представить проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» на Всероссийском конкурсе «Призвание – воспитатель»;
- внедрять опыт, изложенный проекте, в практику дошкольных учреждений города через участие в работе городских методических объединений.
Разработанный проект соответствует возрастным особенностям старших дошкольников, адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специалистам ДОУ, родителям детей старшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы
-
- Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» – М.: «Детство-Пресс», 2011.
- Глазырина Л.Д. Программа «Физическая культура – дошкольникам» – М.: Владос, 2004.
- Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» – СПб., «Акцидент», 1997.
- Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы» – М.: «Педагогика», 2004.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» – М.: «Сфера», 2011.
- Сигимова М.Н. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» – Волгоград, «Учитель», 2009.