Проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

ФИО: Гашкова Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4267
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 1 «Соловушка»

Проект

«Я здоровье сберегу,

 сам себе я помогу!»

                      Разработчик:

        Гашкова Е.Н., воспитатель

Прокопьевский ГО, 2024

 

Содержание

 

1. Паспорт проекта…………………………………………………… 3-4
2. Актуальность проекта и анализ исходного

 состояния проблемы………………………………………………

5
3. Цель и задачи проекта……………………………………………… 6
4.

5.

Новизна и практическая значимость проекта…………………….

Партнёры проекта………………………………………………….

6

7

6. Целевые группы проекта ………………………………………… 7-8
7.

8.

Прогнозируемые результаты ……………………………………

Механизм и сроки реализации проекта………………………….

8

9-10

9. Принципы, лежащие в основе проекта…………………………. 10
10. Методы организации деятельности детей………………. …….. 10-11
11. Рабочий план мероприятий по реализации проекта …………… 11-16
12. Результаты реализации проекта ……………………………….… 16
13. Дальнейшее развитие проекта …………………………………… 17
14. Список используемой литературы ……………………………… 17

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Творческое название «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Тип проекта Информационно – практико – ориентированный

 (по Л.В.Киселевой)

Вид проекта средней продолжительности
Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад № 1»
Разработчики проекта Гашкова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад
№ 1»
Организация, на базе которой реализуется проект МБДОУ «Детский сад № 1» г. Прокопьевска
Цель проекта

Задачи проекта

Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
  • Расширять представления дошкольников о здоровом образе жизни.
  • Развивать интерес старших дошкольников к различным видам физической активности.
  • Воспитывать потребность дошкольников в ведении здорового образа жизни. 
  • Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах воспитания здорового ребенка.
Срок реализации проекта       09 сентября – 31 октября 2024г.
Этапы реализации проекта Подготовительный этап: 09-15 сентября 2024 г.;

Основной этап:16 сентября -25 октября 2024 г.;

Заключительный этап: 28-31 октября 2024 г.

Направления развития и образования детей Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие; 
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
Исполнители проекта Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 1»
Целевые группы проекта Дети старшей группы «Журавушки», родители воспитанников,  педагоги и специалисты ДОУ.
Прогнозируемые результаты
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни; 
  • повышение уровня сформированности физического развития воспитанников;
  • расширение знаний воспитанников о здоровом образе жизни.
  • создание единого образовательного пространства развития ребенка. Обеспечение открытости детского сада во взаимодействии  с родителями воспитанников  в вопросах воспитания здорового ребенка. 

 

Актуальность проекта

 

«Береги здоровье смолоду»

 

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в современном мире превратилось в первоочередную социальную проблему. ФГОС ДО ставит перед педагогами вопросы «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия»). Гиподинамия, сложная экологическая обстановка, наследственность, – целый ряд факторов   делает уязвимым детское здоровье. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим    учебно-воспитательный  процесс современного детского сада.

Необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества во всех видах человеческой деятельности.

По результатам проведенного опроса проблема формирования навыков здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников: снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, компьютеризация и др.  Отсутствие педагогических знаний является одним из факторов родительского противодействия. Родители, как первые педагоги ребенка, в соответствии с законом «Об образовании», должны внести свой значимый вклад в формирование здорового образа жизни своих детей, «обязаны заложить основы физического  развития личности ребенка».

Необходимость разрешения выявленных проблем обусловили выбор темы проекта: «Формирование  основ здорового  образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

 

Цель и задачи проекта

 

Гипотеза: систематическая и целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни будет способствовать физическому развитию старших дошкольников.

Цель:  Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного навыков здорового образа жизни.

Задачи: 

  • повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование навыков здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста.
  • расширять представления дошкольников о здоровом образе жизни.
  • развивать интерес старших дошкольников к различным видам физической активности.
  • воспитывать потребность дошкольников в ведении здорового образа жизни. 
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах воспитания здорового ребенка.

    

 

Новизна и практическая значимость проекта.

 

Новизна заключается в формировании основ здорового образа жизни через организацию различных мероприятий в группе;  организации цикла познавательных, физкультурных занятий, бесед, досугов и развлечений.

Проект  так же отражает новые подходы и опирается на современные технологии в развитии познавательной активности детей:

  • использование информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсов, просмотр тематических  презентаций, видеоматериалов;
  • системная паутинка, составленная на основе интеграции всех направлений развития ребенка, обозначенных в ФГОС ДО;
  • активное взаимодействие с учреждениями социума.

А так же в него включены ранее неиспользованные формы работы с детьми и родителями:  авторские интерактивные игры, создание книги по теме проекта, проведение агитационных мероприятий.

 

Партнёры проекта

 

Ключевые партнеры Содержание деятельности
Заведующая  МБДОУ Осуществляет 

  • разработку  локальных актов МБДОУ;
  • создаёт  условия для реализации  мероприятий   по проекту; 
  • заключает договоры с социокультурными   учреждениями города;
Старший воспитатель
  • занимается подбором методической
    литературы; наглядного  и  видеоматериала; 
  • координирует работу  педагогов;
  • участвует в реализации  проекта
Основные партнеры

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Осуществляют реализацию мероприятий проекта:

  • проводят занятия, беседы;
  • принимает активное участие по подготовке и проведению спортивных   мероприятий

 

                                             Целевые группы проекта

 

Целевые группы Краткая характеристика
Дети 5-7лет Дети проявляют интерес к здоровому образу жизни, к различным видам двигательной активности
Родители Заинтересованы в воспитании здорового ребенка.  Испытывают потребность  в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания.
Педагоги Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной  программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень

 

Прогнозируемые результаты

 

  Реализация проекта позволит:

  • повысить уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни; 
  • повысить уровень физического развития воспитанников;
  • сформировать потребность воспитанников в двигательной активности;
  • расширить знаний воспитанников о здоровом образе жизни;
  • создать единое образовательное пространство развития ребенка. Обеспечить открытость детского сада во взаимодействии  с родителями воспитанников  в вопросах воспитания здорового ребенка.

 

Механизм и сроки реализации проекта

Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта
I этап

Подготовительный

09-15 сентября 2024
  • выявление уровня заинтересованности детей, педагогов и родителей в реализации проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»;
  • изучение нормативно-правовых  документов и методической литературы по теме проекта;
  • разработка модели предметно- пространственной среды
    интегрированного вида, разработка компонентов наполнения центров детской активности; 
  • создание организационных, научно-методических условий для реализации проекта;
  • создания системы партнёрской деятельности всех субъектов образовательного процесса и социума в контексте требований проекта.
II этап

Практический

16 сентября – 25 октября 2024 года
  • разработка и апробация системы методических мероприятий по формированию у детей навыков здорового образа жизни;
  •  апробация интерактивных  форм работы с детьми в рамках реализации проекта;
  • создание единого информационного пространства ДОУ и учреждений социума по проблеме проекта.
III этап

Аналитический

28-31 октября  2024 года
  • оценка эффективности реализации проекта;
  • определение проблем препятствующих достижению ожидаемого результата и перспектив дальнейшего развития проекта;
  • итоговое мероприятие – спортивное развлечение «Мы со спортом дружим, нам болеть не нужно!»
  • изготовление альбома «ЗОЖ – это по-нашему!»
  • выступление на педагогическом совете МБДОУ с презентацией проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».

                        

   

 

 Принципы, лежащие в основе проекта:

 

  • учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
  • последовательности;
  • занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
  • наглядности (иллюстрации, выставки, презентации и т. д.);
  • интеграции различных видов детской деятельности (содержание  образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);
  • личностно-ориентированного общения  (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога
    с детьми;
  • непрерывности;
  • партнёрства.

 

Методы организации деятельности детей

Методы  организации деятельности детей:

  •   словесный (устное изложение, викторины, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
  • практический (создание мини-музея, экскурсии и др.).

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная поисково – практическая деятельность.

 

Рабочий план мероприятий по реализации проекта

                     

Перспективный план работы с детьми

 

Перспективный план работы с детьми основан на принципе интеграции и составлен в виде системной паутинки в соответствии с основными направлениями развития ребенка.

Системная паутинка

 

Образовательная

область по ФГОС

Центр предметно-

развивающей  среды

Формы работы Дата
Познавательное развитие Наш спортивный кинозал
  • Просмотр интерактивной сказки «Приключения Нехочухи»;
  • презентация «Спортивная доблесть Кузбасса» (спортсмены и спортивные сооружения нашего края);
  • просмотр мультфильмов «Приходи на каток», «Матч-реванш»;
  • просмотр мультфильма «З.О.Ж.»;
  • просмотр мультфильмов  «Азбука здоровья» (все сезоны, из серии «Смешарики»).
сентябрь

сентябрь

октябрь

сентябрь

сентябрь-октябрь.

Мини-музей 
  • Сбор информации, подбор материалов, сбор экспонатов;
  • создание книги «Спортивные легенды Кузбасса»;
  • создание мини-музея «Наш спортивный регион».
сентябрь-октябрь 

октябрь 

октябрь

Познаватель-ная гостиная 
  • Цикл бесед «Познай себя» (формирование знаний о человеческом организме), 
  • беседа «Кто со спортом дружит, никогда не тужит»
  • работа с лэпбуком «Полезная и вредная еда»;
  • ООД «Помощь Здоровячкам»;
  • беседа «Хорошо здоровым быть!»;
  • беседа «Быть здоровыми хотим!»;
  • ООД «Азбука здоровья».
сентябрь-октябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь 

Социально-коммуникатив-ное развитие Акции
  • Акция «Путь к здоровью»
  • акция «Мы за здоровый образ жизни!», 
  • акция «Вместе с мамой, вместе с папой».
сентябрь

октябрь

октябрь

Весёлая игротека  Интерактивные игры (авторские):

  • «Кому что нужно?» (подбор спортивного инвентаря),
  • «Хорошо – плохо» (правила ЗОЖ),
  • «Зимние и летние виды спорта»,
  •  «Подбери словечко».

Дидактические игры:

  •  «Как вырасти здоровым»,
  • «Будь здоров!»;
  •  «Я тоже»,
  • «Кто помог?» (об органах чувств),
  •  «Закончи предложение»,
  • «Пишем письмо заболевшему товарищу»,
  • «Что ты знаешь о…»,
  • «Что было бы, если бы…»,
  • «К нам пришел Незнайка»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин полезных продуктов», 
  • «Поликлиника», 
  • «Путешествие», 
  • «Спортивная семья»
сентябрь-октябрь

сентябрь-октябрь

сентябрь-октябрь

Речевое развитие Читальный зал

«Быть здоровым модно»

  • А. Бах «Надо спортом заниматься»
  • А. Барто «Зарядка» 
  • Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка.
  • Е. Канн «Наша зарядка»
  • Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры»
  • А. Павлова «Весёлая зарядка»
  • В. Суслова «Про Юру и физкультуру»
  • О. Высотская «Волны»
  • С. Михалков «Про мимозу»
  • В. Лебедев – Кумач «Закаляйся»
сентябрь-октябрь
Поэтическая гостиная 
  • Заучивание пословиц и поговорок о спорте, ЗОЖ.
  • Конкурс стихотворений о спорте.
сентябрь-октябрь
Художественно-эстетическое

 развитие

Мастерская добрых дел
  • Изготовление рисунков-памяток для малышей «Как расти и не болеть»
сентябрь-октябрь
Выставочный зал
  • фотовыставка «Спорт в моей семье»;
  • выставка детских рисунков  

«Я дружу со спортом».

сентябрь-октябрь

октябрь

Физическое развитие Спортзал 
  • Спортивное развлечение «Мы со спортом дружим, нам болеть не нужно!»
  • Вечер подвижных игр (совместно с родителями)
28 октября

октябрь

 

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей как средство   развития познавательной активности ребенка

 

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество педагогов с родителями воспитанников. Связь детского сада и семьи приобретает большую актуальность именно сейчас, в период перехода на Федеральные государственные стандарты дошкольного образования Разработанная нами, план-программа привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада в целях развития познавательного интереса  дошкольников включает следующие формы взаимодействия: 

  • Анкетирование;
  • Круглый стол;
  • Конкурсы, выставки совместного творчества;
  • Акции «Путь к здоровью», «Мы за здоровый образ жизни!», «Вместе с мамой, вместе с папой».
  • Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования «Гусеница», «Весёлый зонтик», «Волшебный колпачок».
  • Родительские собрания «Здоровый образ жизни семьи – залог воспитания здорового ребенка»; «За здоровьем – в детский сад!»
  • Вечер подвижных игр.
  • Презентации «Советы доктора Пилюлькина», «Приобщение детей к здоровому образу жизни в детском саду».

Широко распространены в работе с родителями активные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, ассоциативный ряд и  т. д. Они позволяют снять барьеры в общении и перейти к открытым доверительным отношениям. 

Благодаря широким возможностям сайта образовательного учреждения стало возможным организовывать дистанционное взаимодействие с родителями  дошкольников с помощью информационно-коммуникационных технологий. На сайте ДОУ были помещены консультации «В здоровой семье – здоровые дети», «Заботимся о здоровье детей вместе», фоторепортажи о проведенных мероприятиях по теме проекта.

 

Перспективный план работы с родителями

 

п\п

Название мероприятия Задачи Дата проведения
1 Анкетирование Выявление уровня заинтересованности родителей в реализации проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» 09-11 сентября

2024 г.

2 Проведение «Круглого стола» Ознакомление с идеей и задачами проекта 15 сентября 2024 г.
3 Мастер-классы для родителей: 

(изготовление нетрадиционного спортивного оборудования)

Создание предметно-развивающей среды  по теме проекта 20, 27

сентября 2024г.4

Родительские собрания «Здоровый образ жизни семьи – залог воспитания здорового ребенка»;

«За здоровьем – в детский сад!»

Повышение компетентности родителей по воспитанию здорового ребенка28 сентября 2024 г.5Выпуск книги  «ЗОЖ – это по-нашему!»»Обобщение знаний детей об необходимости вести здоровый образ жизни, оптимизация работы с родителямиоктябрь 2024г.6Организация выставки детских рисунков «Я дружу со спортом»Развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса, создание единого образовательного пространстваоктябрь 2024г.7Оформление информационных стендов для родителей – консультации «В здоровой семье – здоровые дети»,  «Заботимся о здоровье детей вместе»Повышение компетентности родителей по теме проекта

сентябрь-октябрь

2024г.

8Создание памяток «О соблюдении здорового образа жизни  дошкольников»,  «Здоровый образ жизни в семье»Повышение компетентности родителей по теме проектасентябрь 2024г.9

Совместные акции 

«Путь к здоровью», «Мы за здоровый образ жизни!», «Вместе с мамой, вместе с папой».

вовлечение родителей в решение проблемы формирования здорового образа жизни у детейсентябрь-октябрь 2024г.12Фоторепортажи о проведенных мероприятиях на сайте  ДОУ Вовлечение родителей в активное сетевое взаимодействие 

сентябрь-октябрь

2024г. 

13Итоговое мероприятие спортивное развлечение «Мы со спортом дружим, нам болеть не нужно!»Создание единого образовательного пространства28 октября 2020г.

 

Результаты реализации проекта 

В ходе реализации проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» был обобщен опыт работы  по формированию основ здорового образа жизни у детей  старшего дошкольного возраста.

   В рамках планомерно проводимой деятельности были достигнуты следующие результаты:

  •  высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; 
  • повышен уровень физического развития;
  • сформирована потребность воспитанников в двигательной активности;
  • расширены знания детей о здоровом образе жизни;
  • расширены знания родителей по вопросу воспитания здорового ребенка;
  • осуществлен новый   поиск  более эффективных  путей социального партнерства между ДОУ, семьей и социумом;
  • созданы картотеки дидактических игр, подвижных игр, подобраны художественная литература;
  • оформлены совместно с родителями выставки и фотовыставки.
  • апробированы новые интерактивные  технологии и формы работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

 

Перспективы дальнейшего развития и использования проекта

Дальнейшая реализация проекта позволит: 

  • продолжить работу по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с использованием  нетрадиционных форм работы и интерактивных  технологий;
  • продолжить работу по разработке  методических рекомендаций по здоровьесбережению;
    • подготовить материалы о положительной практике реализации проекта  для публикации в периодической печати и электронных СМИ.
    • представить проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» на  Всероссийском конкурсе «Призвание – воспитатель»;
  • внедрять опыт, изложенный проекте, в практику дошкольных учреждений   города через участие в работе городских методических объединений. 

Разработанный проект соответствует возрастным особенностям старших дошкольников, адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специалистам ДОУ, родителям детей старшего дошкольного возраста.  

 

Список используемой литературы

 

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». 
    2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» – М.: «Детство-Пресс», 2011.
  •  Глазырина Л.Д.  Программа «Физическая культура – дошкольникам» –  М.: Владос, 2004. 
  1. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» –  СПб., «Акцидент», 1997.
  2. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим: оздоровительные и               познавательные занятия для детей подготовительной группы» – М.:  «Педагогика», 2004.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для   вовлечения родителей в жизнь детского сада» –  М.: «Сфера», 2011.
  4. Сигимова М.Н. «Формирование представлений о себе у старших            дошкольников» –  Волгоград, «Учитель», 2009.