МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Специализированная школа искусств города Мариуполя»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«Хореографическое творчество»
Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
Срок реализации 8 лет
Мариуполь 2024
Разработчик: Н.Ю. Онищенко, преподаватель специализированной школы искусств города Мариуполя, специалист первой категории
Рецензент: А.В. Калинина, преподаватель специализированной школы искусств города Мариуполя, специалист первой категории
2
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
− Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
− Срок реализации учебного предмета
− Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
− Цель и задачи учебного предмета
− Обоснование структуры программы учебного предмета
− Методы обучения
− Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Содержание учебного предмета
− Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и методы контроля, система оценок.
- Методическое обеспечение учебного процесса
− Методические рекомендации преподавателям
− Словарь терминов
- Список рекомендуемой методической литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом современных тенденций в области хореографического искусства.
Хореографическое искусство – одно из универсальных средств всестороннего развития личности. Его специфика определяется многогранным воздействием на человека, так как хореография является синтетическим искусством и объединяет музыку, движение и театр.
Совершенствуя тело человека, влияя на становление эмоциональной сферы, воспитывая через музыку духовно, хореография способствует раскрытию творческого и познавательного потенциала, дает импульс к самосовершенствованию, постоянному личностному росту.
Хореографическое искусство отражает и преобразует современные тенденции в мировой танцевальной культуре. Современный танец – одно из новых направлений хореографии, продолжающее переживать в наше время период становления и развития. В России современный танец появился
сравнительно недавно, как синтез американской и африканской культуры, его популярность растет, а формы его освоения – обновляются и расширяются. Художественная особенность современного танца – это полная свобода движений танцора при его крайней эмоциональной напряженности, предельной «самоотдаче», это новый язык движения. Причем «эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, а от телесных ощущений танцовщика»1, от восприятия музыки и ритмов.
1 Никитин В.Ю. «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца». – М.: Один из лучших, 2006, с. 12.
4
Учебный предмет «Современный танец» вызывает активный интерес у детей и родителей, направлен на воспитание интереса и любви к танцу и искусству в целом, на овладение основами исполнения джазового танца, на эффективное индивидуально-личностное развитие ребенка и раскрытие его творческих способностей, а также на укрепление здоровья учащихся, на формирование у них чувства прекрасного и других эстетических категорий, на развитие эмоциональной восприимчивости и двигательной выразительности.
Учебный предмет «Современный танец» ориентирован на развитие физических данных учащихся, на приобретение начальных базовых знаний, умений и технических навыков в области джазовой хореографии. Освоение содержания предмета «Современный танец» способствует формированию художественно-эстетической культуры учащихся, обеспечивает развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана с учетом физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от простого к сложному». Физическая нагрузка увеличивается постепенно, усложняются творческие задания, уровень сложности движений нарастает поэтапно и последовательно и так же целенаправленно возрастает уровень ответственности детей. Учебно
воспитательный процесс ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и заинтересованности в творческой активности каждого ученика.
Программа разработана с учетом здоровьесберегающих факторов. Основа обучения хореографии – хореографический экзерсис – способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и имеет возможность исправлять уже имеющиеся небольшие отклонения, такие, как сколиоз, остеохондроз, болезни суставов, слабый мышечный тонус и др.
- Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета – 6 лет
5
Программа предназначена для детей от 8-9 лет, имеющих начальную хореографическую подготовку, полученную в начальных классах детских школ искусств. Первые два года обучения на хореографическом отделении отводится для развития природных данных учеников, чувства ритма, координации и основных танцевальных навыков. Поэтому в первом и втором классе учебным планом предусмотрены предметы «Ритмика», «Гимнастика», «Танец». Изучение предмета «Современный танец» начинается на третий год обучения
с 3-го класса.
- Объем учебного времени и форма проведения занятий, предусмотренные на реализацию учебного предмета
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Современный танец» составляет 4 часа в неделю.
Основной формой учебной работы является групповое занятие – урок (групповая форма проведения занятий, наполняемость группы от 8 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут (два раза в неделю по два урока). Учебно-тематический план каждого года обучения рассчитан на 33 недели. Общий объем аудиторной нагрузки за весь период обучения составляет 792 часа.
Классы/количество часов | 3-8 классы | |||||
Максимальная нагрузка (в часах) | В год | 132 часа | ||||
за 6 лет | 792 часа | |||||
Классы | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Недельная аудиторная
нагрузка |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
- Цель и задачи учебного предмета «Современный танец» Цель:
6
Целью учебного предмета «Современный танец» является раскрытие творческих способностей детей, создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации посредством обучения современному танцу. Задачи учебного предмета:
1) Обучающие задачи:
– дать представление о технике джазового танца и танца контемпорари. – научить:
∙ необходимым двигательным умениям и навыкам в области современного танца;
∙ качественно и осознанно выполнять требования педагога;
∙ самостоятельно работать над ошибками.
2) Воспитательные задачи:
– воспитать:
∙ стремление к здоровому образу жизни;
∙ чувство ответственности и дисциплину;
∙ самостоятельность, целеустремленность, инициативность;
∙ терпение и силу воли для достижения результатов;
∙ осознанное отношение к ценностям культуры;
∙ художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству;
– сформировать дружный коллектив и способствовать возникновению уважительных отношений между учащимися.
3) Развивающие задачи:
– развивать физические качества и специальные навыки:
∙ координацию,
∙ ловкость,
∙ силу,
∙ выносливость,
∙ гибкость,
7
∙ шаг,
∙ прыжок,
∙ ось вращения;
– развивать личностные качества:
∙ аналитическое и пространственное мышление;
∙ образное мышление;
∙музыкальные способности;
∙ зрительную память и специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;
∙ эмоциональную выразительность;
∙ коммуникативные качества;
∙общий уровень культуры;
– укреплять здоровье, формировать мышечный корсет и осанку; – расширять танцевальный кругозор путем посещения концертов хореографических коллективов, участия в конкурсах и фестивалях хореографического искусства.
- Обоснование структуры программы
Программа учебного предмета «Современный танец» содержит: – сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки учащихся;
– методическое обеспечение учебного процесса.
- Методы обучения
Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений. Исходя из этого, основными методами обучения являются:
8
✔ метод словесной передачи учебной информации (рассказ, объяснение, беседа и др.);
✔ методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.);
✔ методы передачи учебной информации посредством практических действий. Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов;
✔ проблемно-поисковые методы обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Поисковые методы в большей степени способствуют самостоятельному и осмысленному овладению информацией;
✔ методы эмоционального восприятия. Подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений. Опора на собственный фонд эмоциональных переживаний каждого учащегося;
✔ методы контроля обучения (опросы, контрольные уроки, зачеты и экзамены и т.д.).
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Современный танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
∙ балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 учащихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
9
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
∙ наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе, аудиоаппаратуры для обеспечения звучания фонограммы;
∙ помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
∙ костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений; ∙ раздевалки и душевые для учащихся и преподавателей.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Содержание программы по современному танцу включает в себя комплекс движений у станка и на середине зала, распределенных в развитии, – от простого к сложному. Обучение по данной программе позволяет осваивать материал поэтапно и последовательно, присоединяя новые технические приемы к уже освоенным ранее движениям, постепенно их усложняя. Преподаватель имеет возможность творчески подойти к формированию годовых требований, исходя из психологических, физических и эмоциональных особенностей учащихся на конкретный период времени.
Возможно изучение движений по следующему алгоритму:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения путем его повторения;
в) работа над движением в комбинации.
10
Урок включает в себя основные разделы: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, кросс, акробатические элементы.
Первый год обучения
3 класс
Рекомендуемый список изучаемых движений
Экзерсис у станка:
- Основные позиции ног: I, II, III и VI.
- Plie по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям. 3. Releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям. 4. Flat back вперед:
– на прямых ногах,
– на plie.
- Battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
- Battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
- Passé на полной стопе по I параллельной и out позиции.
- Arch по I, II параллельным и out позициям.
- Stretch.
- Lay out.
- Relevé lent на 45о лицом к станку во всех направлениях.
- Grand battements на 90о в сторону лицом к станку.
Экзерсис на середине зала:
- Основные позиции рук: пресс-позиция, I, II, III и V положения. 2. Техника изоляции.
- Поза коллапса.
- Plie по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям. 5. Releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям.
11
- Flat back вперед:
– на прямых ногах,
– на plie
- Battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
- Battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
- Passé на полной стопе по I параллельной и out позиции.
- Deep body bend.
- Arch по I, II параллельным и out позициям.
- Stretch.
- Lay out.
- Roll down/ Roll up.
- Contraction / release.
Кросс:
- Шаги:
– pas de bourre,
– pas chasse.
- Прыжки:
– jump по I, II параллельным и out позициям,
– hop: рабочая нога принимает положение passé по I параллельной позиции,
– трамплинные прыжки.
- Вращения: поворот на трех шага
Второй год обучения
4 класс
Рекомендуемый список изучаемых движений
Экзерсис у станка:
- Основные позиции ног: IV параллельная позиция.
12
- Plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II out позициям. 3. Flat back вперед:
– на полупальцах.
- Постановка корпуса одной рукой за станок.
- Passé по I параллельной позиции на полупальцах.
- Deep body bend с ногой на станке:
– на plie.
- Battement tendu:
– на plie.
- Battement tendu jeté:
– положения flex/point стопы.
- Rond de jambe par terre по I out и параллельной позиции по раскладке – en dehors и en dedans.
- Relevé lent на 90о лицом к станку во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
- Grand battements на 90о во всех направлениях лицом к станку. Экзерсис на середине зала:
- Техника изоляции – координация двух центров (параллель и оппозиция).
- Swing.
- Plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II out позициям. 4. Battement tendu:
– на plie,
– перевод рук из позиции в позицию во время движения.
- Battement tendu jeté:
– положения flex/point стопы,
– перевод рук из позиции в позицию во время движения.
- Rond de jambe par terre по I out и параллельной позиции по раскладке – en dehors и en dedans.
13
- Relevé lent на 90ово всех направлениях по I параллельной и out позиции.
Кросс:
- Шаги:
– grand battements вперед на 90о,
– pas de bourre en tournent.
- Прыжки:
– jump: во время взлета arch торса,
– hop: рабочая нога принимает положение passé, в корпусе спираль. 3. Вращения:
-chaînés,
-preparation к пируэтам.
Третий год обучения
5 класс
Рекомендуемый список изучаемых движений
Экзерсис у станка:
- Основные позиции ног: IV out позиция.
- Plie:
– по IV out позиции,
– в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе. 3. Flat back вперед:
– прием plie – releve.
- Passé по I out позиции на полупальцах.
- Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
- Grand battements на 90о во всех направлениях боком к станку. 7. Перегибы корпуса.
14
Экзерсис на середине зала:
- Техника изоляции – координация двух центров с шагами.
- Flat back вперед:
– прием plie – releve.
- Plie: в координации с arch, сontraction/release, спиралями в корпусе. 4. Battement tendu: в координации с arch, сontraction /release, спиралями в корпусе.
- Battement tendu jeté:
– положения flex/point колена и стопы,
– в координации с arch, сontraction/release, спиралями в корпусе. 6. Rond de jambe par terre:
– на plie,
– «восьмерка».
- Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
Кросс:
- Шаги:
– grand battements во всех направлениях на 90о,
– pas de bourre с preparation к пируэтам.
- Прыжки:
– jump: во время взлета arch торса,
– hop: рабочая нога в положении passé, во время взлета arch торса, – hop: рабочая нога открывается в сторону на 45о,
– leap с трамплинным зависанием в воздухе.
- Вращения:
-chaînés на plie, на полной стопе,
-пируэт en dehors, en dedans.
15
Четвертый год обучения
6 класс
Рекомендуемый список изучаемых движений
Экзерсис у станка:
- Основные позиции ног: IV параллельная позиция.
- Plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II свободной позициям. 3. Flat back вперед: – на полупальцах.
- Постановка корпуса одной рукой за станок.
- Passé по I параллельной позиции на полупальцах.
- Deep body bend с ногой на станке: – на plie.
- Battement tendu: – на plie.
- Battement tendu jeté: – положения flex/point стопы.
- Rond de jambe par terre по I свободной и параллельной позиции по раскладке – en dehors и en dedans.
- Relevé lent на 90о лицом к станку во всех направлениях по I параллельной и свободной позиции.
- Grand battements на 90о во всех направлениях лицом к станку.
Экзерсис на середине зала:
- Техника изоляции – координация двух центров (параллель и оппозиция). 2. Swing. 3. Plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным позициям. 4. Battement tendu: – на plie, – перевод рук из позиции в позицию во время движения.
- Battement tendu jeté: – положения flex/point стопы, – перевод рук из позиции в позицию во время движения.
- Rond de jambe par terre по I выворотной и параллельной позиции по раскладке – en dehors и en dedans.
16
- Relevé lent на 90о во всех направлениях по I параллельной и выворотной позиции.
Кросс:
- Шаги: – grand battements вперед на 90о, – pas de bourre en tournent. 2. Прыжки:
– jump: во время взлета arch торса,
– hop: рабочая нога принимает положение passé, в корпусе спираль. 3. Вращения:
-chaînés,
-preparation к пируэтам из прямой IV позиции.
Акробатические элементы:
- Кувырки вперед и назад с выходом в положение стоя.
- Перекаты на полу в положении сидя.
- Стойка на руках.
- Перекаты на полу с выходом на два колена.
- «Книжка» (прыжок в шпагат, опираясь на одну руку, с положения сидя на полу).
- «Колесо» на руках, на локтях.
Пятый год обучения
7 класс
Рекомендуемый список изучаемых движений
Экзерсис у станка:
- Основные позиции ног: IV прямая позиция.
- Plie: – по IV прямой позиции, – в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе.
17
- Flat back вперед: – прием plie – releve.
- Passé по I прямой позиции на полупальцах.
- Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и свободной позиции.
- Grand battements на 90о во всех направлениях боком к станку. 7. Перегибы корпуса.
Экзерсис на середине зала:
- Техника изоляции – координация двух центров с шагами. 2. Flat back вперед: – прием plie – releve.
- Plie: в координации с arch, сontraction/release, спиралями в корпусе. 4. Battement tendu: в координации с arch, сontraction /release, спиралями в корпусе.
- Battement tendu jeté: – положения flex/point колена и стопы, – в координации с arch, сontraction/release, спиралями в корпусе.
- Rond de jambe par terre: – на plie, – «восьмерка».
7.Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и свободной позиции.
Кросс:
- Шаги: – grand battements во всех направлениях на 90о,
– pas de bourre с preparation к пируэтам.
- Прыжки:
– jump: во время взлета arch торса,
– hop: рабочая нога в положении passé, во время взлета arch торса, – hop: рабочая нога открывается в сторону на 45о ,
– leap с трамплинным зависанием в воздухе.
- Вращения:
-chaînés на plie, на полной стопе,
-пируэт en dehors, en dedans.
Акробатические элементы:
18
- Перекаты с прыжка на полу в положении сидя.
- Стойка на руках с опорой о стену.
- Стойка на руках в паре.
- Переворот назад через стойку на локтях.
- «Колесо» на локтях.
- Кувырок вперед и назад с выходом на одну ногу
Шестой год обучения
8 класс
Рекомендуемый список изучаемых движений.
Экзерсис у станка:
- Plie по всем параллельным и свободным позициям в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе, со сменой темпа 2. Flat back вперед: – прием plie – releve.
- Lay out
- Battement tendu и battement tendu jeté по прямой и свободной позициям. 5. Rond de jambe par terre.
6.Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и свободной позиции.
7.Grand battements на 90о во всех направлениях боком к станку. 8. Port de bras.
Экзерсис на середине зала:
1.Танцевальная комбинация на технику изоляции.
2.Танцевальная комбинация на plié.
3.Battement tendu и battement tendu jeté.
4.Rond de jambe par terre.
5.Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и свободной позиции.
19
- Перекаты на полу в положении сидя, на спине.
- Танцевальная комбинация port de bras.
8.Танцевальная комбинация на ориентирование в пространстве. 9.Танцевальная комбинация в партере.
10.Комбинация на прыжки.
Комбинация.
Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу и джаз-модерну. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений. Комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.
Кросс:
1.Шаги: – grand battements во всех направлениях на 90о и выше в сочетании с pas de bourre, перекатами на полу, пируэтами и прыжками. 2.Прыжки:
– Grand jete вперед, всторону в сочетании с пируэтами и перекатами на полу. – комбинация на прыжки.
3.Вращения:
– chaînés на plie, на полной стопе с выходом в grand jete.
– пируэт en dehors, en dedans.
-вращение в прыжке: с поджатыми ногами, ноги в положении «свастика». – комбинация: сочетание нескольких вращений.
Акробатические элементы:
1.Стойка на руках без опоры на середине зала.
2.Кувырок вперед со стойки на руках.
3.Переворот назад на локтях.
4.Подготовка к переворотам вперед и назад.
5.Колесо рондат.
20
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании обучения современному танцу по данной программе, учащиеся должны:
знать:
✔ специальную терминологию современного танца в рамках предложенной программы,
✔ принципы освоения танцевального движения,
✔ особенности постановки корпуса, рук, ног и головы,
✔ основные элементы и движения джазового танца, танца контемпорари.
уметь:
✔ двигаться в технике джазового танца, танца контемпорари. ✔ исполнять основные элементы и движения современного танца, ✔ ориентироваться на сценической площадке,
✔ работать самостоятельно и в коллективе.
У учащихся сформированы:
✔ хорошая хореографическая форма,
✔ развитая мускулатура (мышечная сила и выносливость),
✔ навыки сценических выступлений,
✔ готовность дальнейшему саморазвитию,
✔ чувство ответственности, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, сила воли для достижения результатов,
✔ художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству.
21
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Современный танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров, а так же, в форме показа. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2.Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале
22
Оценка | Критерии оценивания |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно
выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Методические рекомендации преподавателям
Особенности образовательного процесса по этапам обучения
Первый год имеет определяющее значение в процессе обучения современному танцу, поскольку именно на первом году обучения закладывается та основа, которая является базой для всей последующей
23
учебно-воспитательной и образовательной деятельности. Это касается как учебных навыков, так и формирования интереса детей к занятиям, их мотивации. Для педагога крайне важно увлечь учащихся, создать в классе особую творческую атмосферу сотрудничества и взаимоподдержки, а также создать условия для творческой активности каждого учащегося.
При построении урока преподавателю следует учитывать степень психофизического развития детей, а также опираться на общий уровень хореографической подготовки класса, группы в целом. Задача каждого урока должна быть по силам учащимся, иначе у детей быстро снижается интерес к
занятиям. Также следует учитывать и рационально дозировать физическую нагрузку, избегая перенапряжения детей. Важно помнить, что положительные ожидания от каждого учащегося дают огромный развивающий эффект.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в построении урока следует избегать монотонности, чередовать различные по характеру движения, периодически включать развивающие игры, творческие задания и импровизацию.
Основная задача преподавателя на данном этапе (3 класс):
– научить детей качественно, «чисто» и грамотно выполнять основные позиции, движения и положения современного танца;
– развить у учащихся элементарные навыки координации, ощущения себя и своих мышц в пространстве.
– направить решение локальных учебных задач на развитие силы и выносливости, музыкальности и артистичности.
На второй год обучения продолжается работа над качеством и чистотой исполнения пройденного материала. Идет дальнейшее развитие выносливости и силы мышц за счет выполнения упражнений в более быстром темпе и увеличения общего количества повторов. Движения и положения сочетаются в небольшие комбинации с простым ритмическим рисунком, упражнения исполняются в сочетании с позициями рук. Вводятся новые элементы, усложняется координация.
24
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения (4 класс): целенаправленное обучение детей грамотному исполнению движений современного танца, ритмически точному и четкому, с фиксацией; дальнейшее развитие координации и артистизма.
На третий год обучения продолжается работа над качеством и чистотой исполнения. Идет дальнейшее развитие выносливости и силы мышц за счет выполнения упражнений в более быстром темпе и увеличения общего количества повторов. Движения и положения сочетаются в небольшие
комбинации с простым ритмическим рисунком, упражнения исполняются в сочетании с позициями рук. Вводятся новые элементы, усложняется координация.
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения (5 класс): целенаправленное обучение детей грамотному исполнению движений современного танца, ритмически точному и четкому, с фиксацией; дальнейшее развитие координации и артистизма.
На четвертый год обучения усложняется координация рук в сочетании с различными движениями, смена позиций рук происходит не только между движениями, но и во время движения. Упражнения объединяются в комбинации, ускоряется общий темп исполнения движений и усложняется ритмический рисунок. Продолжается работа над развитием силы и выносливости, а также работа над чистотой исполнения движений при более быстром темпе урока. Следует уделить внимание выработке устойчивости и правильности формы при выполнении вращений. Важно рекомендовать ученикам разогревать мышцы и связки ног до начала урока, это дает возможность вести работу более эффективно. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать свое исполнение.
25
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения (6 класс): уделить наибольшее внимание развитию координации учащихся, а также развитию творческих навыков, навыков музыкальности и танцевальности учащихся. В течении пятого года обучения обучающийся должен овладеть знаниями, техническими и исполнительскими навыками исполнения элементов современного танца, необходимыми ему для обучения на данном этапе. Продолжить знакомство с основными танцевальными и музыкальными терминами. Большое значение на этом этапе обучения уделяется умению ориентироваться в пространстве в разных уровнях, с использованием прыжков, вращений, перекатов. Обучающийся должен научиться перемещаться по сценической площадке с осознанием своего местоположения по отношению к остальным ученикам. Совершенствуются приемы, формы, методы исполнения заданий педагога.
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения (7 класс): особое значение уделить развитию творческих навыков, навыков музыкальности и танцевальности учащихся.
В течении шестого года обучения отрабатывается умение свободно перемещаться в пространстве с пониманием своего местоположения и положения в классе других учеников. Совершенствование техники исполнения интонирования движений. Работа над развитием точности мелких движений на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем. Продолжается работа над исполнением прыжков, вращений. Работа над качеством исполнения движений через понятие «направленное и ненаправленное движение», с исследованием формы и усилия исполняемых движений.
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения (8 класс): особое значение уделяется совершенствованию техники исполнения современного танца, приемы и способы изменения формы и содержания двигательного аппарата в соответствии с задачами педагога
26
Важно рекомендовать ученикам разогревать мышцы и связки ног до начала урока, это дает возможность вести работу более эффективно. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать свое исполнение.
- Словарь терминов
Arabesque – рабочая нога открывается назад на любую высоту. Arch – легкий прогиб торса назад.
Attitude – рабочая нога поднята на любую высоту и немного согнута в колене. Battement developpe – открытие рабочей ноги через passe.
Battement releve lent – подъем рабочей ноги, не сгибая колено. Battement tendu – рабочая нога открывается вперед, в сторону или назад носком в пол.
Battement tendu jete – рабочая нога активно открывается вперед, в сторону или назад на 45о.
Body roll – волна корпусом.
Chaînes – вращение на двух ногах с передвижением.
Contraction – сжатие диафрагмы.
Deep body bend – глубокий наклон корпуса с прямым позвоночником. Demi plie – полуприседание, пятки не отрываются от пола.
Flat back – «ровная спина», наклон на 90о, голова и руки продолжают линию спины.
Flex – сокращенная стопа, кисть или колени.
Fouette – поворот тела танцовщика к зафиксированной в определенном положении ноге.
Grand battement – бросок ноги на 90ов любом направлении. Hop – прыжок с одной ноги на ту же ногу.
Jump – прыжок с двух ног на две.
27
Lay out – в положении flat back нога поднята на 90о.
Leap – прыжок с одной ноги на другую.
Pas de bourre – чередование трех переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi plie.
Passe – рабочая нога стопой касается колена опорной ноги.
Point – вытянутое положение стопы.
Preparation – подготовительное движение.
Press-position – согнутые в локтях руки касаются бедер.
Release – положение обратное contraction, вдох и раскрытие диафрагмы. Releve – подъем на полупальцы.
Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника.
Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Rond de jambe par terre – круг ногой по полу.
Side stretch – боковое растягивание корпуса.
Side walk – продвижение боком.
Stretch – вытягивание, растяжка.
Twist – закручивание корпуса в горизонтальной плоскости, начиная с плеч.
28
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М.: Искусство, 1989
- Джозеф С. Хавилер Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – М.: Новое слово, 2004
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов ВУЗа / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 4. Двигательная деятельность как фактор воспитания физической культуры ребенка/В.Я.Лыкова //Дополнительное образование и воспитание.- 2003.-№11. – С. 49-52
- Клейтон П., Гэммонд П. Джаз. Притворись его знатоком. – СПб, Амфора, 2000
- Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. – Л., Искусство, 1968
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.: Изд-во “ГИТИС”, 2000
- Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн джаз танца. – М.: Один из лучших, 2006
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
- Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004
- Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2004
29