Всей семьей за безопасность дорожного движения

ФИО: Ларина С.Э.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4291
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Всей семьей за безопасность дорожного движения
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №63 «АКАДЕМИЯ УСПЕХА»

(МБОУ «ГИМНАЗИЯ №63 «АКАДЕМИЯ УСПЕХА»)

___________________________________________________________________

г. Курск, 305040, пр-т В.Клыкова, зд.40А

ИНН 4632293373, КПП 463201001, 8(4712)39-00-63

Программа

«Всей семьей за безопасность дорожного движения»

 

Пояснительная  записка

Увеличение числа автомобилей, интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Часто это происходит потому, что дошкольники и учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники. Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Для получения настоящих знаний и навыков безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести их последствий, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам поведения на дорогах. На занятиях по программе «Всей семьей за безопасность дорожного движения» идет воспитание у детей культуры поведения на дорогах и выработка устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Программа «Безопасность дорожного движения» ориентирована на решение проблемы по предупреждению и снижению детского дорожно-транспортного травматизма в МБОУ «Гимназия №63 «Академия успеха».

Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Актуальность программы в школьном образовании обусловлена тем, что:

  • углубляет предметные знания и создает базу для дальнейшего изучения учебных дисциплин в средней школе;
  • ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;
  • учит самостоятельному поиску знаний.

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.

Задачи программы:

Образовательные

повысить у обучающихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;

помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитателъные

воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

вырабатывать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

В данную программу вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.

Прогнозируемые результаты программы

снижение ДТП с участием детей и подростков;

создание условий по формированию правовой культуры, активной гражданской позиции в молодежной среде;

воспитание грамотных сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами.

Используя программу и учебно-методические комплекты, преподаватель может самостоятельно выбирать для занятий необходимые ему материал.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в школе и семье. Программа построена по нарастающей степени сложности и разбита на разделы, темы занятий и мероприятий. На учебных занятиях используется интерактивное оборудование для закрепления знаний дорожной безопасности, раздаточные материалы и карточки для изучения материала в игровой форме. 

Объем программы – 50 часов – 34 часа теории и 16 часа практики.

Учебный план программы «Безопасность дорожного движения»

Наименование раздела Название тем и мероприятий Объем часов Материал для занятия
теория практика
1.  Введение в Правила Дорожного Движения 1. Понятие о безопасности на дороге – Мы идем в школу. Светофор. 2 Обучающие карточки, плакаты
2.   Роль правил дорожного движения в обеспечении безопасности. 2 Обучающие карточки, плакаты 
3.  Введение в дорожные знаки и их значения. 2 Знаки на дороге (набор)
4. Обзор основных дорожных знаков и группировка знаков по категориям. 2 Знаки, набор Знаки на дороге
5. Акция ЮИД: «За безопасность дорожного движения – все вместе!» 4 Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт)
Всего 12
2.  Правила для пешеходов, велосипедистов, самокатчиков  1.  Правила для пешеходов. Правила перехода дороги. Поведение у перекрестков. 2 учебное пособие “Дорожные уроки”, настольные игры.
2.  Правила для велосипедистов. Обзор основных правил для велосипедистов. Безопасное вождение на велосипеде. 2 Стенды
3. Безопасное использование самокатов и электросамокатов. 2 Стенды
4.  Правила движения двухколесных транспортных средств. 2 Стенды
5.  Акция ЮИД: «Мы ходим и катаемся по городу безопасно!» 4 Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт)
Всего 12
3.  Правила Движения Транспортных Средств 1.  Правила движения автотранспорта. Правила обгона и разворота. 2 Стенды
2.  Правила движения общественного транспорта. Правила посадки и высадки пассажиров. Взаимодействие с общественным транспортом. 2 Настольные игры, карточки, стенды
3.  Правила движения грузового транспорта. Особенности движения грузовых автомобилей. Правила перевозки грузов. 2 Настольные игры, карточки, стенды
4.  Движение в условиях дождя и тумана. Правила вождения в плохую погоду. Профилактика ДТП при неблагоприятных погодных условиях. 2 Видео
5.  Акция ЮИД: «Я и мои родители за безопасное вождение!» 4 Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт)
Всего 12
4.   Правила Дорожных Перекрестков 1.  Правила движения на перекрестках.

Взаимодействие с другими участниками движения.

2 Стенды
2.   Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекресток 2 Настольные игры
3.  Перекрестки и их виды.  Правила проезда на нерегулируемых и регулируемых перекрестках. 2 Настольные игры, карточки, стенды
4. Моделирование различных сценариев движения на перекрестках.

Решение задач на безопасное пересечение перекрестков.

2 Видео
5.  Акция ЮИД: «Наш друг – СВЕТОФОР!» 4 Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт)
Всего 12
ИТОГО 50 (34 т 16 пр)

 

Форма организации занятий

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Программа может быть реализована за счет часов, отведенных на изучение предметов «Окружающий мир» в 1-4 классах, ОБЗР в 5-9 классах, а также в рамках дополнительного образования – программы ЮИД, внеклассной работы, проводимой классными руководителями 1-11 классов.

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на работе и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Данная программа нацелена на пропаганду знаний ПДД и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе через реализацию творческих возможностей детей и подростков. С этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как практические, творческие, интерактивные, а также желательна организация встреч с работниками ГИБДД, проведение конкурсов, викторин, игр с использованием продукции Скарт на общерайоном, общегородском уровне.

Методы и средства обучения

С л о в е с н ы е –  рассказ, объяснение, беседа.

Н а г л я д н ы е- показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.

П р а к т и ч е с к и е – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:

уголки безопасности дорожного движения;

изображение дорожных знаков согласно Правилам дорожного движения;

уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.

В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.