Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Школа КВН»
Направление: художественная
Класс: 6-8
Срок реализации: 1 год
Разработал: Павлов Дмитрий Васильевич, педагог дополнительного образования.
2024 год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Школа КВН» социально – педагогической направленности создана на основе результатов деятельности детских объединений «КВН».
Данная программа рассчитана на работу с подростками во внеурочное время. Приоритетное направление государственной политики формирует запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированную на лучшие конечные результаты. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина РФ. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является первостепенной задачей современного образования.
Поэтому задача творческого объединения «КВН» – реализовывать концепцию модернизации системы дополнительного образования и информатизации. Помочь растущему человеку развить свои творческие способности, способствовать духовному и интеллектуальному росту, всестороннему развитию, воспитанию, приобретению определенного социального опыта.
Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в воспитательную систему образовательного учреждения, но и создать атмосферу поиска и творчества в детском коллективе. Используемые формы и способы построения деятельности способствует выявлению и развитию творческих способностей детей разных возрастов. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому члену объединения осознавать и проявлять себя, найти свое место в системе отношений и способствуют выявлению и развитию скрытого творческого потенциала подрастающего поколения, которые до настоящего времени не успели раскрыться и как-то проявить себя.
Программа предусматривает вовлечение в творческий процесс учащихся среднего и старшего школьного возраста, выявление творчески одарённых детей и привлечение их к работе в кружке, создание условий для творческого коллективного и индивидуального поиска её участников, в условиях работы творческих микрогрупп, коллективного планирования, совместной деятельности детей и взрослых.
Отличительные особенности данной программы: состоит в том, что она ориентирована на всех детей, обучающихся в школе и имеющих различные уровни развития познавательных интересов.
«КВН» позволяет вовлечь и увидеть одаренного ребенка, детей с девиантным поведением, состоящих на учете, с ограниченными возможностями обеспечить необходимые условия для раскрытия и развития одаренности, а слабого ученика, направить и помочь ему в достижении целей.
При составлении программы, изучался опыт работы и дополнительные образовательные программы по данному направлению.
Основы общения и взаимоотношений в группе, со управление и самоуправление, являются основными принципами культурно-групповой деятельности. На этих принципах отрабатывается социально-позитивная модель поведения. Ребенок с творческими способностями активный, пытливый, он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят, он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Вот это творческое начало в человеке воспитывает искусство, и в этом его ничем заменить невозможно.
Направленность программы: художественная
Адресат программы: подростки от 11 до 15 лет
Краткая характеристика учащихся.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся подросткового возраста обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие, не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Поэтому для подростков очень важно найти в этот период ту сферу образования, в которой он сможет самоопределится и развиваться, почувствовать свою значимость. В этом смысле, КВН, пожалуй, наиболее привлекательная программа. Здесь подросток найдет сверстников, которые станут для него единомышленниками и, возможно, друзьями. На этой программе учащийся должен уметь держатся на сцене, креативно и быстро мыслить, быть веселым и открытым человеком.
Важнейшей особенностью младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается в ходе особой деятельности – самопознание. В младшем подростковом возрасте (11-13 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая подросткам этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у младших подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». В программе «КВН для всех» учащийся получит общение с такими же школьниками и сможет научиться общению в неформальной обстановке. Учащиеся приобщатся к общественноорганизационной и художественной видам деятельности. Они смогут почувствовать свою значимость, т.к. работа в команде, выступление в различного уровня конкурсах – это тот вид деятельности, который очень полезен для подростков этой возрастной группы.
Актуальность программы: Программа призвана обеспечить ряд профилактических мер по коррекции поведения подростков, активно содействует развитию творческих способностей школьников, учит их осознавать значимость своей деятельности.
Новизна программы: программа важна для школьников тем, что она направлена на развитие активности, инициативности; способности эффективно отстаивать личные интересы; влиять на зрителей личностными качествами, в том числе и коммуникативными; оперировать суждениями, умозаключениями, аргументами; уметь возбуждать интерес к своей личности. Программа пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает их самостоятельность и инициативность, помогает раскрыть творческие способности.
Для программы ключевыми понятиями являются:
Театральная игра – предполагает комплексные занятия, при которых возникает потребность решать логические задачи, происходит общение детей друг с другом, активно работает речевой аппарат и все группы мышц. Малоподвижный образ жизни современных детей часто ведет к многочисленным мышечным зажимам, как следствие – раннее развитие многих заболеваний. Предмет «Театральная игра» развивает не только мышление, но и пластичность тела, что положительно сказывается на здоровье ребенка. Потребность преподавания данного курса обуславливается необходимостью снятия мышечного напряжения, раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования навыка четко и внятно произносить слова и предложения. Предмет «Театральная игра» является частью комплекса театральных дисциплин.
Актерское мастерство – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.
Сценическая речь – одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учеников, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учеником мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала «от себя», а не «от образа» драматургического произведения, то есть когда перед учеником нет задачи перевоплощения.
Сценическое движение – не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков – вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным. Без этих понятий невозможно было бы реализовать данную программу, и они становятся своеобразным ее скелетом, основой, дающей возможность ученику успешно заниматься любимой игрой – КВН
Цель: «Создание развивающей среды посредством включения обучающихся в позитивную творческую деятельность молодёжного движения КВН в условиях общеобразовательной школы и развития у подростков творческого потенциала и самореализации».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей движения КВН;
- показать, что это игра, не имеющая аналогов; игра, обладающая своими правилами;
- рассмотреть механизм создания команды;
- помочь определить права и обязанности ее участников, распределить их по функциональным группам;
- познакомить с требованиями игр, правилами конкурсов;
- показать условия создания шутки, написания сценария;
- познакомить с правилами поведения на сцене;
- научить работе с болельщиками;
- повторить кодекс корпоративной этики;
- познакомить с литературой и Интернет-ресурсами.
Развивающие:
- содействовать развитию творческих возможностей учащихся;
- развивать личностные качества детей;
- помочь учащемуся осознать свою роль в развитии движения КВН.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки;
- помочь осознать значимость деятельности каждого члена команды;
создать мотивацию к познанию нового и интересного материала
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часов в неделю, объем – 102 часа в год.
Клуб работает на протяжении всего учебного года (34 рабочих недель).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, составляет 11 – 15 лет. Подростковый возраст, хоть и труден, но очень податлив. Дети стараются самоутвердиться, у них нет прочной связи между тем, что есть и что будет. Когда они попадают в дружественную и интересную ситуацию, то раскрывают свои скрытые таланты.
Методы обучения:
– словесные, наглядные, практические;
– метод аналогии;
– метод самостоятельных действий;
– метод контроля и самоконтроля.
Приемы:
Создание ситуации успеха через поддержку и поощрения.
Формы обучения:
-Индивидуальные;
-Коллективные;
-Групповые;
Педагогические технологии:
- технология проблемного обучения
- технология развивающего обучения
- технология саморазвития,
- технология творческой деятельности,
- технология игрового обучения,
- технология личностно-ориентированного обучения.
Основные принципы
- Принцип наглядности. Педагог должен постоянно показывать, как двигаться, говорить, петь, ходить и т.д., как демонстрируя на себе, так и показывая видеоролики, фильмы, аудио и т.д.
- Принцип доступности: обучение ведется от простого к сложному, от неизвестного к известному, учитывая степень подготовленности обучающегося.
- Принцип систематичности: регулярность занятий, постепенное повышение нагрузки.
- Принцип прочности: многократное выполнение упражнений с целью закрепления навыков.
- Индивидуальный подход: учет особенностей возраста каждого обучающегося; воспитание его активности на занятиях и вне, интереса к занятиям.
- Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип разноуровневой: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
- Принцип интеграции: совмещение в одной программе игры КВН с различными видами искусства;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности.
- Принцип целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и развития с одной стороны, системности с другой.
Ожидаемые результаты
При реализации данной программы, прогнозирую получить дружный, творчески развитый, самостоятельный коллектив.
С высоким уровнем духовности и интеллекта, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни.
Самостоятельных, творчески развитых, активных, пытливых, умеющих находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ.
Способных играть в КВН, сочинять миниатюры, выступать на сцене. Результаты обучения могут быть представлены в форме открытых занятий, соревнований, творческих достижений обучающихся, участие в конкурсах. Итоговые выступления команды, показ этюдов, миниатюр на мероприятиях, проводимых в учреждении и посёлке, участие в играх КВН поселкового, районного, окружного уровней впоследствии учитываются как форма аттестации отдельного воспитанника, так и группы в целом.
К концу обучения воспитанник должен знать:
- структура игры КВН;
- правила поведения на сцене;
- актёрское мастерство;
- современные технические средства
- технологию проведения мозгового штурма;
- технологию проведения разминки;
- технологию проведения музыкально-домашнего задания;
- структуру игр КВН;
- специфику постановки действия на сцене.
должен уметь:
- создавать задуманный образ;
- составлять сценарии;
- составлять шутки для конкурсов;
- работать над сценарием к играм;
- заниматься постановкой миниатюры на сцене;
- составлять шутки для конкурсов;
- работать над сценарием к играм;
- заниматься постановкой миниатюры на сцене;
- работать над всеми видами КВН-овских заданий;
- заниматься подборкой музыкального материала;
- создавать номера для выступлений,
- работать с литературой, выделяя для себя главное.
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
- результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного, городского, краевого, российского уровней;
- тестирование уровня развития творческих способностей, обучающихся;
- тестирование изменения ценностных ориентаций.
Метапредметные: В процессе освоения программы «Школа КВН» у учащихся формируются следующие компетенции:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учащимся картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам подросток овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
- Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для учащегося каждой ступени обучения в рамках программы.
- Социокультурные компетенции. Выполнение роли гражданина, члена семьи. Права и обязанности в вопросах в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входит, например, умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации 5 (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Тематическое планирование
Педагог руководствуется утвержденным учебно-методическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.
Тематическое планирование
№ | Тема | Теоретические | Практические |
Раздел№1 Создание команды | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с КВН | 2 | |
2 | Создание команды. Знакомство с ролями, выбор актива | 2 | |
Раздел№2 Подготовка команды к игре | |||
3 | Знакомство с конкурсами. | 2 | |
4 | Конкурс “Приветствие” | 2 | |
5 | Конкурс “Разминка” | 2 | |
6 | Конкурс “Домашние задание” | 2 | |
7 | Конкурс “Сказка” | 2 | |
8 | Знакомство с правилами поведения на сцене. | 2 | |
9 | Разработка миниатюр. | 2 | |
10 | Сценарии. Как построить свое выступление? | 2 | |
11 | Знакомство с планом создания сценария. Составление сценарных планов конкурсов. | 2 | |
12 | Подготовка и проведение игр. | 2 | |
13 | Тренинг: сюжетно-ролевые игры. | 2 | |
14 | Конкурс актерского мастерства. | 2 | |
15 | Использование методов ТРИЗ в КВН. | 2 | |
16 | Тренинг-Телеграф. | 2 | |
17 | Мозговой штурм. | 2 | |
18 | Тренинг долговременной памяти. | 2 | |
19 | Развитие мышц речевого дыхания. | 2 | |
20 | Произношение поэтического текста. | 2 | |
21 | Распределение высоты голоса. | 2 | |
22 | Разминка как способ решения творческих задач в КВН. | 2 | |
23 | Использование методов ТРИЗ в КВН. | 2 | |
24 | Наработка сценических навыков. | 2 | |
25 | Интонация в КВН. | ||
26 | Постановка сценария на сцене. Темпоритм, паузы. | 2 | |
27 | Музыкально-механическая база команды | 2 | |
28 | Актерские миниатюры в КВН. | 2 | |
29 | Тренинг: интонационные упражнения, сценические этюды. | 2 | |
Раздел№3 Игра в КВН | |||
30 | Составление сценария по отобранному материалу. | 2 | |
31 | Распределение ролей. | 2 | |
32 | Работа с микрофоном. | 2 | |
33 | Отработка сценической речи. | 2 | |
34 | Культура поведения на сцене. | 2 | |
35 | Разбор танцевальных движений для выхода и отбивки. | 2 | |
36 | Подбор музыкального оформления. | 2 | |
37 | Детальная отработка каждой шутки, миниатюры, танцевальных движений. | 2 | |
38 | Первый прогон всего сценария. | 2 | |
39 | Детальная отработка западающих номеров. | 2 | |
40 | Генеральная репетиция. | 2 | |
41 | Показательное выступление. | 2 | |
42 | Отработка ролей на приветствие. | 2 | |
43 | Подбор смешных вопросов. | 2 | |
44 | Работа над актерским мастерством. | 2 | |
45 | Репетиция. | 2 | |
46 | Репетиция. | 2 | |
47 | Репетиция. | 2 | |
48 | Выступление с программой в школе. | 2 | |
49 | Ход выступления. | 2 | |
50 | Итоговое выступление. | 2 | |
51 | Разбор выступления. | 2 | |
ИТОГО: 102 часа | 14 | 88 |
Содержание программы
1.Что такое КВН?
Цель: Дать объёмные знания о составляющих игры КВН
Теория: Игра КВН и её компоненты.
- Конкурсы игры КВН: визитка, приветствие, разминка, музыкальный конкурс, музыкально-домашнее задание, СТЭМ, капитанский конкурс, конкурс одной песни.
Практика: Проигрывание конкурсов КВН внутри группы.
3.Команда КВН, роли в команде
Цель: Формирование командного духа, путём привлечения к коллективной деятельности.
Теория: Распределение ролей в команде, выявление личных способностей и особенностей каждого воспитанника.
Практика: Игры на выявление лидеров в группе.
4.Умение общаться с современными техническими средствами
Цель: выработка необходимых умений в обращении с техническими средствами.
Теория: Знакомство с необходимыми техническими средствами, их роль в подготовке и проведении выступлений.
Практика: Работа с микрофонами, аудио, видео, цифровой аппаратурой, компьютером.
5.Имидж и стиль команды
Цель: Выбор имиджа команды.
Теория: Внешний вид. Стиль одежды. Стиль поведения.
Практика: Подбор имиджа для команды.
6.Метод мозгового штурма.
Цель: Познакомить с методом мозгового штурма.
Теория: Разновидности метода мозгового штурма.
Практика: Мозговой штурм в команде.
7.Музыка в КВН.
Цель: Объяснить, как используются в КВНе музыкальные подводки, финальные песни.
Теория: КВНовские песни, подложки, фоны, карапульки.
Практика: Репетиция с музыкальным сопровождением.
8.Разминка.
Цель: Знакомство с разминкой
Теория: Методика проведения разминки
Практика: Блиц-разминка – командная эстафета – как вид групповой разминки.
9.Приветствие.
Цель: Раскрыть особенности создания приветствия.
Теория: Принципы построения сценария приветствия в КВН
Практика: Домашние заготовки, сценические миниатюры.
10Музыкально-домашнее задание.
Цель: Объяснить специфику и правила подготовки и проведения музыкально-домашнего задания.
Теория: Просмотр музыкально-домашнего задания высшей лиги. Специфика проведения.
Практика: Работа над музыкально-домашним заданием.
11.Речь, характеристики речи.
Цель: Определить роль стилистики, типа, характера речи в выступлении команды КВН.
Теория: Интонация в КВН. Образы – решения на сцене.
Практика: Речевые упражнения, сценическая речь. Тренинг: интонационные упражнения, сценические этюды.
12.Основы сценического мастерства.
Цель: Создание задуманного образа.
Теория: Сцена. Тайны нашего голоса. Мимика. Движения. Позы.
Практика: Тренинг: «реклама», «телевидение», синхробуфонада.
13.Сценарно – постановочная часть
Цель: Написание сценария, разводка на сцене.
Теория: Сценография, рисунок выступления. Использование ширмы, кулис, сценического реквизита.
Практика: Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических акцентов.
14.Репетиционная часть.
Цель: Отработка готового материала для сценического выступления.
Практика: Поиск и воплощение образов. Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость.
15.Сценарии. Как построить свое выступление.
Цель: Изучить методику написания сценариев.
Теория: Изучение алгоритма построения сценария.
Практика: Пробное написание сценариев.
16.Разминка.
Цель: Углубление знаний о разминке.
Теория: Методика проведения разминки.
Практика: Тренинг: «разминка».
17.Приветствие.
Цель: Изучить методику проведения приветствия.
Теория: Конкурс приветствие; известные формы, новые решения.
Практика: Выбор материала, сценические связки.
18.Музыкальное домашнее задание.
Цель: Изучить методику подготовки и проведения музыкального домашнего задания.
Теория: Методика подготовки и проведения музыкального домашнего задания. Практика: Конспектирование выступления – оценка и выбор материала.
19.Основы сценического мастерства. Этюды. Миниатюры.
Цель: Учет возможностей команды при создании сценария.
Теория: Текстовые, музыкальные акценты.
Практика: Разработка сюжетной линии. Ролевые образы.
20.Техника речи
Цель: Изучить механизм использования речевого аппарата.
Теория: Осознать механизм своего речевого аппарата.
Практика: Научиться пользоваться инструментом речевого аппарата для эффективного воздействия на зрителей.
21.Актерские миниатюры в КВН.
Практика: Написание актерских миниатюр для выступлений.
22.Сценарно-постановочная работа с командой КВН
Цель: Постановка КВН-овских материалов на сцене.
Теория: Работа над сценариями по зональным, районным и другим играм.
Практика: Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок между ними.
23.Репетиционная часть.
Цель: Коллективное взаимодействие.
Практика: Репетиция с музыкальным сопровождением. Фронтальная репетиция.
24.Постановка сценария на сцене
Теория: построение сценария, ролевой баланс, внутренняя логика
Выступления.
Практика: поиск и воплощение образов. Практика работы с микрофонами и
ширмой отработка сцен и связок между ними. Репетиция с музыкальным сопровождением.
Посещение студенческих игр КВН и Мастер-классов профессиональных «КВНщиков».
Практика: посещение различных мероприятий и игр КВН, мастер-классов.
25.Коллективная концертная деятельность
Этика сценического выступления.
26.Практика редакторской работы
Единые принципы редактуры.
Принципы взаимодействия с командой в процессе редактирования. Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок.
27.Анализ творческого выступления команды
Анализ итогов творческого сезона команды.
28.Методика организации турнира КВН.
Практика: участие в организации турнира КВН.
Деятельность оргкомитета турнира КВН.
29.Интеллектуальные игры и тренинги:
«Комплект-опрос»
Цель: совершенствовать уровень общительности.
«Ритм»
Цель: способствовать совершенствованию способности открытости к собеседнику, пониманию его состояния, энергетики, темперамента, направленности.
«Эмпатия»
Цель: развивать умение «держать контакт глаз», понимать зрителей.
«Слушаю глазами…»
Цель: научиться управлять своим
взглядом, находясь на сцене.
«Телеграф»
Цель: развивать умение пользоваться невербальными средствами
общения.
«Снятие мышечных зажимов»
Упражнения для совершенствования умения мобилизовать
себя для действия.
Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы
Освоение программы предусматривает обязательное использование ИКТ, наглядных средств. В период обучения необходима музыкальная аппаратура, микрофоны.
Занятия проводятся в актовом зале на территории школы.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Педагог руководствуется утвержденным учебным планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процессса.
В связи со спецификой образовательной деятельности (работа в составе КВН команд по 7-8 человек), в рамках программы допускаются занятия по подгруппам.
Материально–техническое и информационное обеспечение реализации программы:
1.Наличие образовательной программы
2.Скомплектованная группа
3.Наличие учебного кабинета, отвечающего современным требованиям.
- ТСО: ПК, магнитофон, микрофон, видеопроектон
Кадровое обеспечение реализации программы:
Руководитель студии – 1 человек. Постоянно проходит курсы повышения квалификации.
Методическое обеспечение реализации программы:
Данная программа рассчитана на работу с подростками во внеурочное время. КВН является одним из направлений молодежной и подростковой субкультуры, способом творческого самовыражения и обучающей, познавательной деятельностью для молодежи и подростков.
Программа призвана создать среду для творческого и индивидуального развития ее участников.
Через творческие микрогруппы, коллективное планирование, совместную деятельность детей и взрослых пытается решить задачи:
1.социально-педагогическая задача (помощь в рефлексии, саморегуляции, самоопределения личности)
- организация деятельности подростков, как активной формы проявления их к окружающему миру)
Диагностика достижений воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
- Достижения учащихся в области КВН
- Результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
- Популярность культурных образцов, производимых учащимися в молодежной среде.
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
- Результаты участия воспитанников в творческих конкурсах городского, республиканского уровней
- Тестирование уровня развития творческих способностей
- Тестирование изменения ценностных ориентаций.
Механизм оценки результатов:
- Освоение обучающих программ посредством игровой групповой деятельности (применение знаний на практике – кубки, фестивали, конкурсы и т.д.)
- Организаторских умений: по результатам участия команды в организации мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов.
- Личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов.
Диагностики:
1.«Диагностика уровня творческой активности учащихся» (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича)
- «Изучение социализированности личности учащихся» (методика М.И. Рожкова)
- «Методика выявлений коммуникативных склонностей учащихся» (методика В.В. Овчаровой)
Результат может фиксироваться на 4-х уровнях:
– минимальный
-базовый
-повышенный
– творческий
Характеристика уровней
Минимальный- обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом.
Базовый– обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале.
Повышенный– обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету КВН; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках городского уровня.
Творческий- обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности в КВН, стабильно участвует в конкурсах, фестивалях, занимает призовые места.
Протокол проведения итоговой (промежуточной)диагностики
Год обучения | Минимальный уровень
(кол-во/%) |
Базовый
уровень (кол-во/%) |
Повышенный уровень
(кол-во/%) |
Творческий уровень
(кол-во/%) |
1-й |
Список литературы для педагога
1.Воронова Е. А.Мы начинаем КВН! : сборник авторских сценариев для команд КВН и театра миниатюр / Е.А. Воронова. — Изд. 6_е, доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. —287, [1] с. — (Зажигаем!).
2.Учебно-методическое пособие. Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» 2012г.
3.КВН- его величество!: пособие для играющих и не только. Автор: О.С.Бутаев.
Издательство: Феникс-2007 г.
4.Практическое пособие» Как делается КВН». Сергей Осташко.Одесса-2013г.
5.Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс- 2008г.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов.-М., 1988