Баютова Лариса Викторовна,
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное
учреждение «Курганское училище
(колледж) олимпийского резерва»,
преподаватель
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье рассматривается индивидуализация учебного процесса учреждений среднего профессионального образования на примере модели индивидуальной образовательной программы, критерии успешности индивидуализации.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, обучаемость, личностно ориентированное обучение.
Одной из основных задач образования является удовлетворение индивидуальных запросов и потребностей каждого обучающегося. Система профессионального образования с годами становится гибкой, вариативной, появляются новые тенденции и такие понятия как «образовательный маршрут», «образовательная траектория», «образовательная программа» зачастую с непременным определением «индивидуальный».
Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.
Система образования России претерпевает в настоящее время изменения, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества. В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Эти изменения требуют формирования человека с новым уровнем сознания, с высоким профессионализмом и наличием нескольких квалификаций. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
Поэтому к числу приоритетов совершенствования системы профессионального образования относят реализацию личностно-ориентированного обучения обучающихся, а также развитие вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
Цель индивидуализации в системе СПО – адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента.
Следует отметить, что массовость обращения педагогов учреждений среднего профессионального образования к личностно-ориентированному обучению в 90-х не смогла сделать процесс профессионального обучения индивидуализированным.
На сегодняшний день педагогические коллективы училищ, колледжей, формулируя стратегические цели своего развития, ориентируются на становление много функциональных, многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений и комплексов, создающих образовательное многообразие, на создание
открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, реализации ими индивидуальных образовательных траекторий.
Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно ориентированного образования. Для реализации «индивидуальная образовательная траектория» разрабатывают индивидуальную образовательную программу (ИОП), которую рассматривают как документ, формализирующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей.
Исходя из данного понимания ИОП должна отвечать следующим требованиям: – должна быть адресной и гибкой;
– обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа; – соответствовать ФГОС;
– способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (проектной, исследовательской, самостоятельного обучения, творческой); – способствовать интеграции содержания профессионального образования; – отражать технологии, отвечающие индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;
– соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарно-гигиеническим требованиям;
– обеспечивать максимально возможное привлечение ресурсов для развития обучающегося;
– давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.
ИОП выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения.
Ее корректная разработка позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество. Однако ИОП не может быть сформирована раз и на всегда. Меняются запросы обучаемых, изменяются и внешние условия организации образовательного процесса, появляются новые образовательные ресурсы.
Нормативно-методическое обеспечение ИОП должно предусматривать механизмы ее коррекции и механизмы ее сопровождения.
Нормативная база для реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся среднего профессионального образования включает следующие документы:
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО»;
– письмо Министерства образования и науки РФ от 20.07.2015 г. № 06-846 «О направлении методических рекомендаций об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования»;
– приказ Министерства образования и науки РФ от 10.02.2017 г. № 124 «Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования»;
– приказ Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения России от 30.06.2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
– Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
– Устав образовательной организации и иные локальные нормативные акты. Ведущими условиями для реализации ИОП в СПО должны стать:
– разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе учреждения СПО образовательных программ разного уровня и направленности, создание избыточной среды ресурсов (образовательных программ);
– обеспечение преемственности содержания начального, среднего и высшего профессионального образования, позволяющего выпускам программ успешно реализовывать;
– развитие механизмов взаимодействия с другими учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами; – реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;
– информационное и технологическое развитие образовательной среды, развитие разноуровневых информационных ресурсов;
– развитие системы мониторинга личностного продвижения студента. Индивидуальная образовательная программа для обучающихся среднего профессионального образования — это индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
ИОП, разработанная с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся – средство интенсификации образовательного процесса: – предоставление выбора курсов по выбору;
– допускается освоение одновременно двух ОПОП СПО;
– возможность освоения основной программы среднего профессионального обучения, дополняющей ОПОП СПО (профессия; содержание вариативных модулей направленных на освоение компетенций Future Skills, Digital Skills).
Индивидуальная образовательная программа должна соответствовать требованиям:
– быть гибкой и адресной;
– обеспечивать возможность достижения студентами уровня образования, необходимого, востребованного для реализации социального заказа; – соответствовать требованиям ФГОС;
– способствовать интеграции учебной и внеурочной деятельности студентов (исследовательской, проектной, самостоятельного обучения);
– способствовать интеграции содержания профессионального образования; – отражать технологии, отвечающие индивидуальным образовательным запросам и особенностям обучающихся;
– соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям финансовым, материальным, кадровым возможностям учреждения СПО;
– обеспечивать максимально возможное привлечение ресурсов для развития, обучающегося;
– давать обучающемуся полную информацию об организации образовательного процесса.
Для разработки ИОП можно воспользоваться принципом 5 шагов.
Шаги | Роль педагога | Условия |
Шаг первый –
подготовка |
педагог выступает в роли наставника, компетентного советчика | – учет возраста обучающихся;
– правильная постановка цели образования (какие развить навыки); – активность обучающегося; – учет увлечения обучающегося |
Шаг второй –
давать выбор |
преподаватель, владеющий знаниями и передающий их, | – индивидуальный темп обучения (скорость развития учебного |
выступает как субъект,
организующий учебный процесс, то обучающийся выступает как субъект учебной деятельности |
процесса, выполнения программы); – выбор изучаемых предметов, дополнительной тематики, тем для научно-исследовательских,
исследовательских работ; – форма обучения (наряду с традиционными уроками можно выбрать дистанционное обучение); – индивидуальный режим посещения занятий; – способы работы с учебным материалом; – возможность осуществлять оценку, корректировать свою работу, осознанно оценивать полученные результаты |
|
Шаг третий –
обратная связь и саморефлексия |
разрабатываются критерии оценки. И доводят до
обучающегося информацию |
– формирование ответственности обучающегося за свое обучение. Он должен научиться адекватно
оценивать себя и результаты своего труда |
Шаг четвертый – поиск
подходящей мотивации |
Задача педагога –
положительным педагогическим воздействием на обучающегося формировать его заинтересованность. Это мощный двигатель к успешному завершению, достижению запланированного результата |
– мотивационный настрой необходимо подкреплять и укреплять. Если возникают проблемы – не унывать, а вместе искать пути их решения; – разобраться, что непонятно, сделать так, чтобы обучающийся сам понял ошибку |
Шаг пятый –
контроль |
ориентироваться на
созданный учеником продукт. В нем он реализует полученные знания. Своими умениями ребенок оперирует в стандартной или непривычной ситуации. Если учитель доволен – значит, цель будет достигнута |
– правильный выбор инструменты; – сопоставляет достигнутые
результаты с запланированными в программе показателями; – самоорганизацию обучающегося |
Организуя процесс обучения нельзя полностью исключить коллективную форму организации обучения. В процессе обучения необходимо осуществлять рациональное сочетание групповой, индивидуальной и коллективной форм работы с обучающимися.
Критериями успешности индивидуализации обучения студента являются: – организационно-целевой: наличие системы научно обоснованных целей индивидуализации, конкретных задач по их реализации, комплексный подход к обучению, оптимизация содержания, форм и методов;
– качественно-содержательный: полнота, обобщенность, системность знаний, прочность, мобильность, действенность знаний, навыков, умений, активность, самостоятельность, продуктивность, сознательность усвоения знаний;
– мировоззренческо-ценностный: степень сознательного отношения к индивидуализации обучения в познавательной деятельности, ее содержанию и самому процессу, достигнутый уровень мышления в овладении профессиональными компетенциями, широта и глубина индивидуальных познавательных интересов, степень познавательной инициативы;
– функционально-деятельностный: отношение к дисциплине, мотивы обучения, уровень самоорганизованности;
– результативно-оценочный: степень научной компетентности, степень теоретической подготовленности, умение применять полученные знания, умения и навыки при решении различных задач.
Повышения эффективности индивидуализации обучения обучающихся в среднем профессиональном образовании позволяет достичь положительных результатов учебно производственной деятельности.
Индивидуализация обучения должна осуществляться на протяжении всего процесса профессиональной подготовки обучающихся, не только на практических занятиях, но и в рамках теоретического обучения. Только в этом случае положительная динамика в профессиональном обучении будет наблюдаться у всех обучающихся. Эффективность образовательно-воспитательного процесса в среднем
профессиональном образовании значительно возрастет, и откроются новые перспективы повышения качества образования.
Приложение 1
Индивидуальная образовательная программа
(через содержание предмета)
для обучающейся(гося) __ курса (группа ____)
________________________________
- Анализ индивидуальных познавательных интересов и образовательных запросов обучающегося(ейся)
Анализ учета личностных особенностей ______________________________ показал, что все они взаимосвязаны и представляют целостную сложно организованную систему свойств и качеств психических процессов, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, способностей, направленности личности и т. д. Это, в свою очередь, ориентировало процесс индивидуализации и дифференциации учебной деятельности на личностный, целостный подход к обучающейся.
Осуществление принципа индивидуального подхода базировалось на знаниях и действенном использовании и учете индивидуальных особенностей студентки(та). _______________ обращает внимание на значение фактов, а не на сами факты, т.е. типологические особенности восприятия у нее объективны. Ее внимание характеризуется устойчивостью, объемом, распределением, переключением. Таким образом, память словесно-логическая. Студент(ка) быстро запоминает, прочно сохраняет изученное.
Хорошо сформирована степень развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление закономерностей), степень развития творческого мышления. Высокая степень познавательного интереса к дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов.
Уровень познавательной самостоятельности обучающейся достаточно высок. Он определялся органическим единством сторон: побудительной (мотивы самостоятельного учения); содержательной (опорные знания) и технической (методы познавательной деятельности).
При анализе был выявлен потенциальный интерес к предметам профессионального цикла, который характеризовался положительным отношением к зрению, любознательностью, желанием и отдельными попытками преодолеть трудности в учебной деятельности и действенный интерес, характеризующийся осознанной устойчивой познавательной направленностью студентки, основанной на глубокой потребности самостоятельно добывать знания, овладевать навыками, умениями. В связи с этим в процессе анализа на первый план вышли: обучаемость (восприимчивость к обучению), т. е. общие умственные способности, а также специальные способности; учебные умения и обученность (приобретенные знания, которые состоят как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и практического опыта).
Было выявлено, что обучающаяся(ийся) обладает неодинаковыми как общими, так и специальными способностями, при этом выраженные способности по одному из предметов, вовсе не означают его отставания по другим.
В связи с чем в процессе исследования было выявлено, что пригодность к конкретной деятельности у обучающейся(егося) обуславливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для ее успешного осуществления:
– положительного отношения к данной деятельности, интереса к ней, переходящих в увлеченность;
– наличие трудолюбия, организованности, самостоятельности, настойчивости и т. д.;
– определенного уровня знаний, умений и навыков в соответствующей области. Кроме того, было установлено, что с умственными способностями тесно связана способность студентки(а) самостоятельно усваивать знания, предполагающая наличие у нее соответствующих интеллектуальных умений, под которыми работе понимаются приемы умственного труда – учебные умения. Учебные умения нагляднее всего проявлялись в самостоятельной работе студентки с учебным материалом: при восприятии и обработке нового материала, при выделении из него существенного, его
структурировании и связывании нового материала с ранее пройденным, при обобщении учебного материала, повторении и его применении.
- Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы промежуточного и итогового контроля)
Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное (с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения), что соответствует общей концепции модернизации и цифровизации российской системы образования.
От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:
1) предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию;
2) позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов; 3) сокращают временные затраты на проверку знаний;
4) практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки.
Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.
Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования: – развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;
– активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;
– воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;
– выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;
– помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;
– помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения.
При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.).
Составляя тест, необходимо учитывать:
– цели, в соответствии с которыми проводится тестирование;
– характер материала, усвоение которого необходимо выявить;
– возрастные особенности испытуемых.
Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов: наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил оценки ответов, правильность расположения элементов задания, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания. Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким.
- Учебно-тематический план
ФИО
обучающегося |
Дата | Тема
рабочей программы |
Количество часов | Форма занятия (СРС,
консультация, ДО) |
Описание используемого цифрового контента,
образовательной платформы для дистанционного и электронного обучения |
Форма контроля (тест, контрольная работа, зачет,
творческая работа) |
Образовательный продукт | Домашнее задание | Отметка о
выполнении |
- График контроля
Контроль выполнения обучающимся ИОП осуществляет ______________________ совместно с преподавателем.
Обучающийся, переведенный на ИОП, освобождается от обязательного посещения занятий по общему расписанию и выполняют программные требования учебных дисциплин в индивидуально установленные сроки и по индивидуальным заданиям преподавателей.
Результаты сдачи разделов дисциплины и ПМ (текущая успеваемость) фиксируются преподавателем в индивидуальном графике обучения в соответствии со сроками отчетности, указанными в графике.
Обучающийся, переведенный на ИОП, имеют право посещать учебные занятия, если у них есть такая возможность. Преподаватель, осуществляющий подготовку по дисциплине и ПМ, может установить дополнительное посещение консультаций для такой категории обучающихся.
В случае невыполнения обучающимся ИОП преподаватель (куратор) оформляет служебную записку на имя заместителя директора по учебной работе, который принимает соответствующие меры.
Перевод обучающегося для продолжения обучения по ИОП оформляется приказом образовательного учреждения «О переводе на индивидуальный учебный график обучения».
ИОП обучения содержит полный набор изучаемых дисциплин с указанием трудоемкости дисциплин, конкретных сроков отчетности по ним (экзамены и зачеты), включая учебные и производственные практики, курсовые работы.
ИОП обучения должен содержать подписи самого обучающегося и старшего методиста учебного отдела.
ИОП обучения не предусматривает увеличения сроков обучения по отношению к утвержденному учебному плану соответствующего курса.
Старшим методистом учебного отдела ведется журнал регистрации ИОП обучения, в котором записываются Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, сроки выполнения ИОП. Порядковый номер в журнале является номером ИОП. Индивидуальные графики хранятся в личных делах обучающихся. Ответственность за точность оформления индивидуального графика и правильность назначения стипендии несет старший методист учебного отдела.
ИОП обучения составляется преподавателями (совместно с обучающимся), осуществляющими подготовку по дисциплинам и ПМ, включенным в учебный план на текущий семестр с указанием разделов дисциплины и ПМ, заданий и рекомендуемой литературы по темам (разделам) дисциплины и ПМ, сроков и форм контроля.
ИОП заполняется в 3-х экземплярах. Один выдается обучающемуся, второй находится у куратора группы, третий у старшего методиста учебного отдела.
- Организация учебного процесса обучающихся
Образовательное учреждение осуществляет контроль за освоением программ учебного плана обучающимися, перешедшими на обучение по ИОП. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному по ИОП, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточности аттестации обучающихся.
Итоговая государственная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по ИОП, осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций Российской Федерации.
К итоговой государственной аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший ИОП, если иное не установлено порядком проведения итоговой государственной аттестации по соответствующим образовательным программам.
Приложение 2
Индивидуальная образовательная программа
(через тьюторское сопровождение, кураторство, классное руководство) для обучающейся(гося) __ курса (группа ____)
________________________________
Схема-памятка
для разработки проекта тьюторского сопровождения
- Общая характеристика обучающегося, в отношении которого осуществляется тьюторское сопровождение.
- Характеристика познавательных интересов обучающегося, приоритетные сферы познавательных и практических интересов.
- Цель индивидуальной образовательной программы.
(Личностное развитие и самоопределение обучающегося через освоение ресурсов познавательной и практической деятельности в открытой образовательной среде в соответствии с самостоятельно предъявляемыми образовательными запросами)
- Задачи индивидуальной образовательной программы .
(• Создание условий для организации учебно-исследовательской деятельности с учетом индивидуальных интересов;
- Расширение образовательного пространства обучающегося;
- Овладение техниками самоорганизации, необходимыми для реализации своего образовательного уровня).
- Карта образовательных ресурсов.
(В качестве образовательных ресурсов реализации ИОП могут выступать: различные образовательные программы (в т.ч. – программы дистанционного обучения); конкретные люди, взаимодействие и общение с которыми может выполнять эту функцию; мероприятия, участие в которых будет способствовать задачам ИОП (конкурс профессионального мастерства, учебная и производственная практика); важнейшие тематические интернет-ресурсы)
- Перечень возможных тем проектов в рамках реализации ИОП. 8. Планируемые образовательные события.