Формирование первых представлений о правилах безопасного поведения в социальной среде у детей раннего возраста.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели.
Основная задача нас, взрослых – научить каждого ребенка первоначальным представлениям об основных понятиях, опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности в социальной среде. Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте.
Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно.
До трех лет ребенок не способен понять и запомнить все то, что вы рассказали ему о мерах безопасности. Дети эмоциональны, впечатлительны, с трудом переключают внимание. Малыш воспринимает мир иначе, чем взрослый. Ребенку раннего возраста еще не понятны общепринятые правила поведения в социальной среде (он не видит опасности там, где она есть). Растет с каждым днем физическая активность малыша, любознательность и настойчивость. Дети раннего возраста трогают, тянут в рот и подвергают проверке все, что встречается им на пути.
На третьем году жизни стремление детей быть самостоятельными достигает критических показателей. Известно, что до 3-х лет ребёнок успевает воспринять 67% информации об окружающем мире, и в течение всех последующих лет только расширяет свои познания, именно этим объясняется его неусидчивость и невозможность надолго задерживать внимание на одном, ведь ему «надо столько успеть узнать и обследовать!».
Таким образом, чтобы воспитать у детей раннего возраста основы безопасного поведения и приобретения их личного опыта, необходимо учитывать особенности физиологического развития. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Взрослые должны быть предусмотрительными и принимать соответствующие меры предосторожности!
Так как же помочь ребёнку раннего возраста освоить правила и основы безопасного поведения в социальной среде?
Подробно изучив проблему формирования основ безопасного поведения у детей раннего возраста, после анализа педагогической литературы по данному вопросу, за основу создания системы работы по формированию основ безопасного поведения с детьми раннего возраста в нашей группе была адаптирована и внедрена программа «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой.
Взяв за основу идеи этой программы и учитывая ранний возраст детей, подобрана методическая литература, определены цели и задачи, составлен перспективный план работы с детьми по воспитанию основ безопасного поведения, систематизированы печатные и дидактические материалы, спланирована работа с родителями. При планировании накладывались ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов, учитывался небольшой опыт детей, подбирались и использовались адекватно возрастным особенностям раннего возраста.
Таким образом, цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей раннего возраста – дать каждому ребёнку первичные понятия об опасных для жизни ситуациях и способствовать формированию представлений о правилах безопасного поведения.
Эта цель была условно разделена на 6 направлений, каждое из которых решало определенные задачи.
- Ребёнок и другие люди.
В силу возраста детей дети раннего возраста должны находиться всегда в присутствии взрослых. Но всевозможных непредвиденных ситуаций никто не отменял. В этом направлении необходимо решение следующих задач: дать понятие малышам о типичных опасных ситуациях при контактах с чужими людьми (детские площадки, магазины, рынки, поездки и т.д.); формирование основ правильного поведения в таких ситуациях.
- Ребёнок и природа.
Уже с раннего возраста необходимо начинать говорить с ребёнком о правилах поведения в быту, социуме, природе, и по мере взросления, углубляя и расширяя его познания постоянно и последовательно. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.
Как сделать так, чтобы и родители были спокойны, и дети находились в безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Формирование и закрепление правил поведения у детей происходит во время прогулки, с учетом сезонных изменений.
Решаемые задачи: знакомство детей с доступными явлениями природы (дождь, ветер, снег), с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот незнакомые растения и пр.). Воспитание бережного отношения к животным и любви к природе, умения замечать красоту природы в разное время года, наблюдение за птицами и насекомыми на участке (не давить, не кидать камни и т.д.).
- Ребёнок дома.
Задачи: знакомство детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами; с понятиями «можно —нельзя», «опасно»; с опасными предметами и явлениями, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей; формирование представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).
- Здоровье ребёнка. Безопасность собственной жизнедеятельности.
Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание.
Решаемые задачи: формирование начальных представлений об основах здорового образа жизни; расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина); накопление у детей опыта практического освоения окружающего пространства.
- Эмоциональное благополучие ребёнка.
Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.
Основная задача – оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций. Для этого нами создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны взрослых.
- Ребёнок на улицах города.
Знакомство с ПДД – обучение различать тротуары и проезжую часть дороги, понимание значения сигналов светофора, переходить дорогу только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, объяснение детям, что нельзя играть на дороге (переходить дорогу только держась за руку взрослого). Обучение правилам дорожного движения — это жизненная необходимость. Задачи, которые решаются в этом направлении это: формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге; знакомство с некоторыми видами транспортных средств; дать представления детям о важности специальных машин.
Чтобы реализовать поставленные цели и задачи в необходимо опираться на следующие основные принципы: системность и последовательность, доступность; включение в разные виды деятельности; динамичность; психологическая комфортность.
При организации работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, можно выделить этапы организации воспитательно-образовательного процесса:
Первый этап — это диагностика представлений детей раннего возраста о правилах поведения в быту, социуме, природе, т.е. есть ли у них простейший личный опыт, на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
Второй этап — это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
Третий этап – усвоение полученных знаний, являющиеся предпосылками для формирования основ сознательного (если так можно сказать, учитывая возраст детей) отношения к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, социуме, природе.
Приобщение детей раннего возраста к правилам безопасного поведения будет более эффективно, если соблюдать следующие психолого-педагогические условия: повышение компетентности педагогов по проблеме формирования основ безопасного поведения у детей раннего возраста; создание развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования основ безопасного поведения детей раннего возраста, обеспечивающей эффективность образовательного процесса; совокупность форм, методов и средств, направленная на воспитание основ безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование основ безопасного поведения детей.
Основной ориентир — это учёт небольшого жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, используются беседы, рассматривания иллюстраций. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, необходимо объяснять им, что безопасно, а что – нет. Для этого используются многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседы; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово.
Организация занятий, режимных моментов, досуга детей в течение дня, прививаются полезные навыки, происходит формирование умения адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используются: художественное слово, стихи, потешки, приговорки, короткие сказки.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей раннего возраста необходимо осуществлять на основе непреодолимого желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными, естественно, являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Таким образом, для реализации задач воспитания основ безопасного поведения детей раннего возраста, используются различные формы организации и виды деятельности: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, строительные игры, дидактические игры, создание тематических альбомов, использование видеоматериалов, придумывание сказок, рассказов и рисование к ним иллюстраций, тематические праздники и развлечения, выставки рисунков, поделок, театрализация , загадки, пословицы, поговорки, рассматривание картин и иллюстраций.
Формирование безопасного поведения во многом является результатом постоянной тренировки навыков. Огромная роль в этом принадлежит основному виду деятельности в раннем возрасте – игре. Игра – основной вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Существует множество разнообразных игр для детей, способствующих формированию основ безопасного поведения, здорового образа жизни («Сто бед», «Опасно – неопасно», «Собери светофор» и т.д.)
В формировании моделей безопасного поведения очень эффективен наглядный метод (в силу возрастных особенностей детей), т.к. восприятие у детей раннего возраста эмоционально-образное и воздействовать необходимо именно на эмоциональную сферу ребенка. Метод наглядного обучения здесь наиболее эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровой ситуации, а также имитация образцов поведения – важный метод освоения детьми правил безопасности.
В раннем возрасте основы безопасного поведения закладываются через взаимодействие со взрослыми, сверстниками, наблюдение жизненных ситуаций. Ребенок пока не готов отвечать за свои поступки, но уже начинает понимать, что для него «хорошо», а что «плохо».
Учитывая особенности возраста, педагогом на занятии и в режимных моментах используются сказочные персонажи – зайчик, волк, кошка, машинка и т.д. От имени сказочных персонажей воспитатель в ходе занятия предлагает детям поиграть в различные игры, выполнить задания, разрешить проблемные ситуации. Кроме того, педагог на каждом занятии сам играет определённую роль (в соответствующем костюме): зима, пожарный, кошечка и т.д.
Используемые игровые приемы: внесение игрушек, создание игровых ситуаций (сегодня мы будем зайчиками, птичками), обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет»), внезапность появления, исчезновение игрушки, изменение местонахождения игрушек, показ предметов в разных действиях, интригующие обстановки.
Словесные приемы: показ с называнием игрушек, предметов; просьба произнести, сказать слово; подсказывание нужного слова; многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым и т.д.
Практические приемы: упражнения; совместные действия воспитателя и ребенка; выполнение поручений.
Наглядные приемы: показ предметов, игрушек; наблюдение явлений природы, труда взрослых; использование кукольного театра, теневого, настольного и т.д.
Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, значительное внимание уделяется формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развивается умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаются игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у детей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста между детским садом и семьей. Для того, чтобы узнать отношение семей воспитанников к пониманию приобщения малышей к правилам безопасного поведения рекомендуется проведение анкетирования родителей, цель которого: проанализировать особенности родительского понимания приобщения детей раннего возраста к правилам безопасного поведения в социальной среде, а также степень удовлетворенности взаимодействием с ДОУ по вопросам приобщения детей раннего возраста к нормам и правилам безопасного поведения.
Терпение и настойчивость – то, чего так не хватает в повседневной жизни и ими необходимо запастись хотя бы ради сохранения жизни и здоровья.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Цели работы с родителями: объяснять актуальность, важность проблемы безопасности детей; повышать образовательный уровень родителей по данной проблеме; выработать единый подход, единые педагогические требования к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Необходимо добиваться того, чтобы родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у малышей навыков безопасного поведения, используем всевозможные формы взаимодействия с родителями: собрания (общие и групповые); ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе; организация различных мероприятий с участием родителей (анкетирования, консультации, семинары, конкурсы, наглядная информация и т.д.); инновационные методы работы (проекты, семейный клуб и т.д.).
Основной упор в работе с родителями делается на то, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям безопасности, так как нарушать правила поведения даже дети раннего возраста учатся у взрослых. Взрослые должны осознать всю меру ответственности за жизнь и благополучие своих детей и не допускать ситуации, когда ребенок подвергается опасности.
Однажды, мама одного трёхлетнего ребёнка спросила: «А, что, уже пора говорить ребёнку об опасностях? Не вызовет ли это впечатление агрессивно-настроенного мира вокруг него?» Говоря о правилах безопасности, никто и не думает создавать впечатление о мире, как агрессивной и пугающей среде, которая окружает ребёнка. Предупредить, предотвратить беду – это ли не главное? Так поступали и наши прадеды, заключая мудрость в сказках. Достаточно вспомнить сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», сказку Шарля Перро «Красная шапочка». Поэтому бесспорно:
-Необходимо говорить с ребёнком о правилах поведения в быту, социуме, природе, начиная с раннего возраста, и по мере взросления, углубляя и расширяя его познания постоянно и последовательно.
– Сами взрослые должны быть примером в поведении, помня, что ребёнок прежде всего подражатель, он всё подмечает и копирует нас во всём.
– Продумывать обстановку в помещении, где находится ребёнок, на предмет безопасного размещения бытовых приборов и электрических розеток, жидкостей и лекарств, так, чтобы предупредить саму возможность возникновения опасности для ребёнка.
Формирование первоначальных навыков безопасного поведения является главным условием сохранения не только здоровья, но и самой жизни ребёнка.
Используемая литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 144 с.
- Виноградова, Н. Ф. К. А. Куликова Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993 – 128 с.
- Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 2-3 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград: Учитель, 2015.
- «Возрастные особенности в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»