ИГРА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА.
Крылова Н.П.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
(МАДОУ № 21)
(г. Армавир)
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 21
Аннотация: Игра для ребенка это не только интересное времяпрепровождения, но это способ познания мира. Игровая терапия – это метод психотерапевтического лечения, основанный на использовании игры как средства достижения определенных терапевтических целей
Ключевые слова: игра, ребенок, игровые технологи, игровая терапия.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)
Игра для ребенка — это не только интересное времяпрепровождение, но и способ познания мира. При помощи игры ребенок моделирует внешний, взрослый мир и свои взаимоотношения с окружающими. Многие считают, что игра это просто забава, развлечение, но умелое педагогическое руководство позволяет использовать игру для достижения различных целей.
Язык игры всегда доступен и понятен детям, и без игры жизнь ребенка невозможна. Игра помогает формировать восприятие, память, мышление и воображение ребенка. Игровые технологии являются фундаментом дошкольного образования, и в свете ФГОС все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровая терапия – это метод психотерапевтического лечения, основанный на использовании игры как средства достижения определенных терапевтических целей. Это может быть особенно полезно для детей, которые часто имеют трудности в выражении своих эмоций и переживаний словесно. Игра в контексте терапии позволяет детям выражать свои чувства и переживания, развивать коммуникационные навыки, повышать самооценку и обучаться новым способам решения проблем. В процессе игры ребенок может экспериментировать с различными ролями и ситуациями, что помогает ему лучше понимать себя и окружающих. Кроме того, игра может служить источником позитивного опыта и удовольствия, что способствует общему благополучию и психическому здоровью ребенка. Игровая терапия может проводиться как в индивидуальном формате, так и в группах, где дети могут поддерживать друг друга и вместе преодолевать трудности. В целом, игровая терапия представляет собой креативный и эффективный подход в дошкольной и не только психологии.
Игровые технологии находят широкое применение в образовательном процессе в дошкольных учреждениях на всех этапах. Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровые технологии не только развлекательная форма деятельности, но и средство обучения, развития творчества, терапевтическое средство и способ социального становления и развития детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются, запоминают и учатся, чем при прямом задании от взрослого.
Важно понимать, что игровая технология позволяет детям “примерить” на себя социальные роли, быть причастными к изучаемым явлениям и прожить определенное время в “реальных жизненных условиях”.
Игровые технологии являются активным методом обучения, способствуют развитию познавательной заинтересованности, эмоциональной сферы, творческого потенциала и концентрации временных ресурсов. Они также позволяют варьировать стратегии и тактики игровых действий в зависимости от усвоения материала.
В образовательном процессе игровая деятельность может быть использована для изучения новых тем, заполнения содержания учебного занятия, как часть образовательной программы или воспитательного процесса.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована для освоения темы или содержания материала; в качестве занятия или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
– выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей(дети , проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
– предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
– объяснение игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
– игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно – игровой среде по ФГОС;
– организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально. В парах или командах, коллективно.
– развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности.
– окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Игра позволяет ребенку экспериментировать, пробовать новые роли, решать проблемы и конфликты, что способствует формированию личности и самопознанию.
Важно помнить, что игровые технологии должны быть направлены на развитие ребенка, а не на просто занимание времени. Педагог должен уметь создавать среду, в которой игра будет целенаправленным процессом развития.
Обучение через игру способствует формированию позитивного отношения к обучению и развитию у ребенка умения самостоятельно изучать новые знания и навыки.
Важно также учитывать социокультурный контекст при выборе игровых технологий, чтобы они отражали ценности и традиции общества, в котором живет ребенок.
Игровая психотерапия, включая ролевые игры, предоставляет ребятам уникальную возможность исследовать свои эмоции и внутренние конфликты в безопасной и поддерживающей обстановке. Благодаря принятию различных ролей, участники могут увидеть свои проблемы с другой стороны, что способствует осознанию и переработке травматичного опыта. Мы, педагоги и психологи, в данном контексте выступаем как проводники, помогая детям понять и интерпретировать свои переживания.
Творческие и художественные игры позволяют воспитанникам выразить свои чувства и мысли, когда слова оказываются недостаточными. Процесс создания, будь то рисунок на листе бумаги или на песке , лепка , игра на музыкальном инструменте , становится катализатором для обсуждения сложных эмоций, часто непостижимых для сознания.
Игровая терапия решает множество психологических проблем, помогая взрослым и детям на разных этапах их личностного и эмоционального развития. Эмоциональные трудности, такие как тревога и депрессия , могут быть исследованы через игру, что способствует выражению чувств и развитию саморегуляции. Социальные навыки и улучшение межличностных отношений так же находятся в фокусе игровой терапии : через взаимодействие в игровой форме улучшаются навыки коммуникации и эмпатии, что помогает преодолеть изоляцию и конфликты .Игра помогает повысить самооценку и уверенность
Игра является универсальным инструментом, применяемым в различных контекстах,что делает ее ценным ресурсом для педагогической и психологической поддержки и развития.
Литература:
- 1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое
пособие. – М. :Мозаика-Синтез, 2006-2010 г.г
2.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. – М. , 2010
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Управление ДОУ. – 2012 – №5.
.