Районный профориентационный проект «СТАРТ В ПРОФЕССИЮ»

ФИО: Кормишева И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4334
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Районный профориентационный проект «СТАРТ В ПРОФЕССИЮ»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел с. 3-16
1.1. Пояснительная  записка с. 3-7
1.2. Цель, задачи, подход, принципы профориентационной деятельности общеобразовательных организаций  с.7-10
1.3. Воспитание и социализация учащихся общеобразовательных организаций. с. 10-16
2. Содержательный раздел с. 16-35
2.1 Информационно-аналитическая справка с. 16-17
2.2. Актуальность проблемы с.18-19
2.3. Целевая группа проекта с. 19-20
2.4. Цель и задачи проекта с. 20-22
2.5. Методы реализации проекта с. 22-24

2.6

Календарный план проекта

с. 24-28

2.7. Ожидаемые результаты проекта с. 28-31
2.8. Выводы и перспективы развития проекта с. 31-35
3.   Организационный раздел с. 35-39
3.1.   Система условий реализации проекта с. 35-39
3.1.1.   Описание кадровых условий реализации проекта  с. 35
3.1.2. Психолого-педагогические условия реализации проекта  с. 35-36
3.1.3. Материально-технические условия реализации проекта  с. 37-38
3.1.4.   Информационные условия реализации проекта с. 38-39
Источники с. 39-40
  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная  записка 

Профессиональное самоопределение молодежи является одним из приоритетов государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В современных условиях глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию информационных технологий возникает новая информационная среда обитания. Перед системой образования стоит задача – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным профориентационным действиям в высоко информационной среде. 

Но практика показывает, что далеко не все учащиеся выпускных классов могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – отсутствие у обучающихся  навыков определения и самоанализа профессиональных интересов, склонностей,  своих личных качеств и способностей применительно к будущей профессии.

Для создания районного профориентационного проекта «Старт в профессию» с учащимися общеобразовательных организаций района использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации, статья 37;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 650 “Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования”
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 “О внедрении Единой модели профессиональной ориентации”
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» Протокол от 30.11.2016 № 11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам»
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года//Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 сентября 2010 г. № 116 «Об утверждении СанПин 2.2.2 /2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196;
  •  Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № Г/Д «О направлении методических рекомендаций»
  • Устав учреждения.

Актуальность проекта

В Сормовском районе города Нижнего Новгорода располагается муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр профориентационного развития», в котором функционирует районный кабинет профориентации. Кабинет профориентации нацелен на создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с обучающимися, педагогами и родителями. Ежегодно с 2020 учебного года в рамках районного профориентационного проекта «Старт в профессию» обучающиеся 6-11 классов Сормовского района проходят в профориентационном кабинете диагностику профессиональных интересов, склонностей, способностей и обучаются по профориентационным программам «Формула успеха» и «Профстарт». 

Современная система образования акцентирует внимание на необходимости ранней профориентации, поэтому целесообразным является проведение комплексной диагностики профессиональных интересов и склонностей не только старшеклассников 15-18 лет, но и обучающихся 6-8 классов (11-14 лет). 

В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентационной работы в МАУ ДО «Центр профориентационного развития» оборудован кабинет по профориентации на 10 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования учащихся.

Проект адресован:

Учащимся:

для участия в комплексе профориентационных услуг в виде:

  • профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • консультаций по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
  • профориентационной поддержки обучающимся в раскрытии личностного, профессионального потенциала, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Родителям:

  • готовность к сотрудничеству с учителями с целью оказания индивидуальной поддержки в самоопределении школьников.

Руководителям общеобразовательных организаций:

Координация деятельности: директор, заместитель директора по учебной,  воспитательной работе.

Заместителю директора по воспитательной работе:

  • содействие вовлечению учащихся в систему внеурочной деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школы.

Заместителю директора по учебной работе:

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • проведение педагогических советов по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Ответственному за профориентационную работу:

  • помощь учащимся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становления, составление собственного портфолио.

Классному руководителю:

  • составление плана педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающего разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность учащихся;
  • обеспечение социализации и профориентационной направленности уроков;
  • проведение наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

 Психологу:

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проведение бесед с родителями и педагогами;
  • осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создание базы данных по профессиональной диагностике.

Социальному педагогу:

  • оказание педагогической поддержки детям «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • проведение консультации для учащихся по социальным вопросам;
  • оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Данный проект действует с 2020 по 2024 годы. По мере накопления опыта в проект могут вноситься коррективы, изменения и дополнения.

1.2. Цель, задачи, подход, принципы профориентационной деятельности общеобразовательных организаций 

Целью профориентационной деятельности общеобразовательных организаций района  является реализация государственной политики в области профессиональной ориентации учащихся, позволяющей создать эффективную систему выявления и поддержки талантливой молодежи, реализовать потенциал каждого человека.

Задачи профориентационной деятельности общеобразовательных организаций района:

  • формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
  • изучение склонностей, способностей, коммуникативных навыков учащихся, необходимых в профессиональном выборе и выборе дальнейшего обучения;
  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых на уроках, во внеурочной  работе;
  • формирование у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, применительно к своей будущей профессии;
  • ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
  • подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса;
  • активное привлечение к профессиональной деятельности с учащимися всех участников образовательной деятельности.

В основе реализации данного проекта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
  • ориентацию на достижение цели, задач и основного результата образования – развитие познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  детей с инвалидностью, учащихся «группы риска»;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении профессионального самоопределения.

В основе реализации данного проекта использовались следующие принципы и особенности организации содержания социализации  и профориентации учащихся.

Принцип учета личностных особенностей и способностей учащегосяВ процессе профориентации учащихся предполагает опору на половые, возрастные, индивидуально-личностные особенности при выборе профессии.

Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него, на успешного в профессии человека. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Профориентация и социализация личности подростка поддерживаются примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм, происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом, но уже осуществившиеся в образе другого. 

Принцип полисубъектности профориентации и социализации. В современных условиях процесс профориентации и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация профориентации и социализации современных обучающихся возможна при условии согласования социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, организаций  дополнительного образования, высших учебных заведений и организаций среднего профессионального обучения, учреждений  культуры и спорта,  традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность  педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнерства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы социализации и профориентации  учащихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках данной программы. 

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки; участие в профориентационных конкурсах, проектах, фестивалях, выставках; советы родителей и их профессиональный опыт; поиск и чтение литературы; работа во время практики и многое другое.

Принцип развития  отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.    

Принцип систематичности и преемственности – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведётся в районе  с первого по выпускной класс.

1.3. Воспитание и социализация учащихся общеобразовательных организаций.

Воспитание и социализация учащихся при получении начального общего и  основного общего образования  строится  на основе базовых национальных ценностей российского общества, культурного наследия страны, Нижегородской области, города Нижнего Новгорода, Сормовского района, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, религии России, искусство, природа, человечество. 

Проект направлен на: 

  • освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; 
  • формирование готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда; 
  • развитие знаний, установок, личностных ориентиров социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося; 
  • формирование экологической культуры:
  • развитие интереса к историческим ценностям Сормовского района, города Нижнего Новгорода, Нижегородской области.

Проект обеспечивает:

  • формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; 
  • приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; 
  • формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; 
  • развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся; 
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; 
  • формирование у учащихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; 
  • овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; 
  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; 
  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям учащихся; 
  • создание условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями); 
  • использование средств психолого-педагогической поддержки учащихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала учащихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
  • осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения в конкретно выбранной профессии. 

Профессионально-трудовое воспитание – это специально организованный процесс приобщения к трудовой деятельности, осуществляемый как в урочной, так и во внеурочной деятельности и формирующий сознательный выбор будущей профессии. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в России необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Мероприятия в рамках профессионально-трудового воспитания формируют профориентационную компетентность, навыки межличностного делового общения, а также такие качества личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и другие, позволяют знакомиться с основами профессий, помогают ориентироваться на современном рынке труда.

Цель профессионально-трудового воспитания: воспитание у учащихся представлений об уважении  человека к  труду, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства, создание условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии.

Задачи профессионально-трудового воспитания: 

  1. Формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека.
  2. Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.
  3. Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
  4. Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности учащегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Формируемые навыки профессионально-трудового воспитания:

  •   понимание необходимости научных знаний для развития личности, их роли в жизни, труде, творчестве;
  •  осознание нравственных основ образования; важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
  •  осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи;
  •  умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  •  позитивное отношение к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
  •  готовность к выбору профиля обучения на следующей уровне образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные навыки, необходимые для профильного или профессионального образования);
  •  общее знакомство с трудовым законодательством;
  •  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Формы организации профессионально-трудового воспитания:

  • экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, посещение Дней  «открытых дверей» в учреждениях ВПО и СПО;
  •  программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей учащихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности;
  •  программы и проекты, направленные на развитие у учащихся представлений о ценности получаемых в школе универсальных учебных действий и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);
  •  программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.
  •  организация взаимодействия с учреждениями и организациями в рамках профориентационной подготовки;
  •  проведение воспитательных тематических  декад,  мероприятий и т.д.

Выделяют следующие группы методов профессиональной ориентации учащихся: информационно-справочные, диагностические, консультационные.

Информационно-справочные, просветительские методы:

  • информационно-поисковые системы;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии учащихся на предприятии, в учебные заведения, встречи со специалистами по различным профессиям;
  • профориентационные уроки с учащимися как система занятий;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации;
  • конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

Методы профессиональной психодиагностики:

  • тест профессиональной мотивации;
  • тест профессиональных способностей;
  • личностные опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • психофизиологические обследования;
  • «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
  • использование различных игровых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности.

Консультационные методы профориентации:

Профессиональная консультация – это подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой основы самоопределения, когда у учащихся формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Профконсультация учителей – организация реального сотрудничества с учителями-предметниками, при котором распределялись  некоторые функции в профориентационной помощи ученику. Профконсультация родителей – это уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям. Профконсультация учащихся – это помощь в конкретном выборе, уточнение и перепроверка выбора. 

  1. Содержательный раздел

2.1. Информационно-аналитическая справка

Здание, в котором работает наш коллектив, имеет глубокую историю. 26 мая 1902 года состоялась торжественная закладка здания, а 9 октября 1904 года была торжественно открыта и  освящена церковно-приходская школа имени императора Александра III. В 1917 г. присвоено наименование «Фабрично-заводская семилетняя школа №7 памяти Баррикад 1905 года». С 1919 г.- школа № 82. В 1977 году становится учебно-производственным комбинатом (УПК), а затем муниципальным автономным образовательным учреждением «Межшкольный учебный комбинат» (МАОУ МУК), на протяжении сорока лет, осуществляющим подготовку учащихся района по учебным программам образовательной области «Технология». 

С 1 июня 2019 года учебный комбинат становится муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Центр профориентационного развития», с сохранением всех  учебных направлений. На протяжении всей истории уникального здания учителя и наставники вкладывали в умы своих воспитанников навыки практического и умственного труда.

Основная задача Центра – предоставление обучающимся возможности в приобретении профессиональных компетенций, развитие гибких навыков, особенно в отношении творческого и критического мышления.

Основные функции «Центра»: 

  • Реализует дополнительные  общеобразовательные программы художественной, технической, социально-педагогической направленности.
  • Координирует деятельность по профессиональной ориентации обучающихся школ района.

Профориентационный кабинет. Основные функции:

  • Диагностика профессиональных интересов и склонностей.
  • Проведение индивидуальных и групповых профконсультаций.
  • Информационные профконсультации.

Районное методическое объединение учителей по профориентационной подготовке учащихся (является единственным в городе).

Основные функции:

  • Координирует деятельность по профориентации учащихся школ района.
  • Издает районные методические профориентационные печатные и электронные сборники.
  • Организует и проводит районные профориентационные мероприятия.
  • Выявляет, обобщает и распространяет профориентационный опыт.

2.2. Актуальность проблемы

Результаты районного мониторинга профессиональных намерений обучающихся 6-7 классов указывают на выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее. 

Результаты районного мониторинга готовности к выбору профессии обучающихся 8-9 классов указывают на слабую подготовленность к выбору будущего вида деятельности, отсутствие умения составлять образовательно-профессиональный маршрут. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами. 

Результаты районного мониторинга уровня готовности к выбранному виду деятельности обучающихся 10-11 классов указывают на то, что, к сожалению, многие выпускники еще не знают, кем они хотят стать, данный показатель демонстрирует высокий уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, и низкий уровень осведомленности о своих soft-skills (личных компетенциях).

Проблемное поле: отсутствие у обучающихся навыков определения и самоанализа профессиональных интересов, склонностей,  своих личных качеств и способностей применительно к будущей профессии. 

Причины существования проблемы:

  • избыточная насыщенность профориентационной среды, неупорядоченность;
  • неосознанная некомпетентность – состояние, когда человек не представляет, чем можно заниматься в будущем, и не считает нужным выбирать профессию; 
  • агентность, или подверженность влиянию среды, окружающих, желание легкого заработка.

Районный профориентационный проект «Старт в профессию» направлен на решение данных проблем,  нацелен на длительное функционирование и сотрудничество со школами района, а не только на период реализации проекта. Диагностика, групповые и индивидуальные консультации, обучение по профориентационным программам «Формула успеха» и «Профстарт» будут проводиться до тех пор, пока являются актуальными или пока не будет доказано обратное.

2.3. Целевая группа проекта

Целевая группа: обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района города Нижнего Новгорода.

6 – 8 классы, возраст от 11 до 14 лет – начало формирования профессионального самосознания. Актуальной задачей этого возраста является учебно-профессиональное самоопределение. Профессиональная ориентация учащихся 6-8 классов помогает сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие виды деятельности. 

Возраст от 11 до 14 лет – характеризуется:

  • стремлением учащегося к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;
  • изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации.

9 – 11 классы, возраст от 15 до 18 лет – профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов; особое внимание уделено формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности. 

Возраст от 15 до 18 лет характеризуется:

  • потребностью в изучении своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств;
  • владением способами самодиагностики и саморазвития;
  • знанием предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств;
  • устойчивыми познавательными интересами;
  • проявлением волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2.4. Цель и задачи проекта

Цель: обеспечение условий для обогащения обучающихся различными инструментами и практиками профессиональной ориентации; включение в профориентационную работу комплексной психологической диагностики обучающихся 6-11 классов и профориентационных программ для формирования у обучающихся потребности в накоплении профессионально-психологических компетенций с целью комплексного подхода в осуществлении процесса профсамореализации.

Задачи:

  1. оказать содействие общеобразовательным организациям Сормовского района в реализации единой модели профориентационного минимума; 
  2. обеспечить равные условия для всех обучающихся, желающих принять участие в реализации проекта;
  3. оказать профориентационную поддержку обучающимся в раскрытии личностного, профессионального потенциала, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  4. сформировать практику профессиональной ориентации, сочетающую информационные, игровые, диагностические формы и методы работы.

География проекта

Обучающиеся 6-11 классов, с которыми запланировано взаимодействие в рамках мероприятий проекта находятся в Сормовском районе города Нижнего Новгорода.

Общее количество общеобразовательных организаций в муниципалитете – 16.

Общее количество детей и молодежи в возрасте от 11 до 18 лет, обучающихся в Сормовском районе города Нижнего Новгорода на 2023 год составляет 10496 человек.

Со́рмовский район  — один из восьми внутригородских районов в составе Нижнего Новгорода. Промышленный район, занимающий северо-западный сектор Заречной части города

Способы достижения цели и решения задач 

Несмотря на всеобщие разговоры про «инновационность», в профориентационной работе с детьми и молодёжью имеется выраженный дефицит новых идей. Основная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессионально-образовательном выборе выпускника, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению, которое придётся совершать постоянно, на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Для этого потребуется собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно. 

Территориальная система профориентационной работы с детьми и молодёжью объединяет «консультативную» и «образовательную» профориентацию. Консультативная профориентация – комплекс услуг, оказываемых по запросам населения и направленный на помощь в профессиональном выборе. Основные инструменты консультативной профориентации – диагностика и консультирование. Образовательная профориентация – комплекс программ и проектов, которые должны быть введены в массовую образовательную практику и направлены на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального самоопределения. Консультативная и образовательная профориентация – две равноценных ветви системы поддержки профессионального самоопределения детей и молодёжи, каждая из которых имеет своё место и свои функции. 

  1. Консультативная профориентация – комплексная психологическая диагностика обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района
  2. Образовательная профориентация – профориентационные программы «Формула успеха» и «Профстарт» для обучающихся 13-18 лет.

2.5. Методы реализации проекта

Организация МАУ ДО «Центр профориентационного развития» имеет собственное помещение, в котором располагаются аудитории для проведения диагностики и обучения по профориентационным программам, сотрудничает со средствами массовой информации для организации эффективного информационного сопровождения проекта.

Таблица 1.

1. Наименование метода Информационный метод
Описание метода Педагогическое сообщество, родители:

  • О способах взаимодействия специалистов в сфере информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся по проблемам и перспективам развития данного направления деятельности.

Обучающиеся:

  • О возможностях построения дальнейшего образовательного маршрута для обучающихся образовательных учреждений.
2. Наименование метода Диагностический метод
Описание метода 6-7 классы: предварительная профдиагностика с целью планирования первоначального профильного образовательного маршрута, а также исследование уровня развития способностей, которые позволят успешно адаптироваться  к условиям профильного обучения. 
8-9 классы: комплексная диагностика профессиональных склонностей школьников и уровня развития способностей
10-11 классы: комплексная диагностика личных качеств выпускников и особенностей их характера в сочетании с будущей профессией
3. Наименование метода Консультационный метод
Описание метода
  1. Обсуждение результатов тестирования.
  2. Формулирование планов и задач на ближайшее и перспективное будущее:
  • ориентирование учащегося при выборе специализации обучения в старших классах; 
  • помощь в принятии решения о дальнейшем обучении в высшем или среднем профессиональном учреждении; 
  • выбор наиболее предпочтительной сферы профессиональной деятельности и соответствующего учебного заведения. 
  1.  Пакет документов: протокол обследования класса для проведения родительских собраний, индивидуальные результаты тестирования.
4. Наименование метода Образовательный метод
Описание метода Освоение профориентационной программы «Формула успеха» для обучающихся 13-18 лет.

Освоение профориентационной программы «Профстарт» для обучающихся 13-18 лет.

2.6 Календарный план проекта

Таблица 2.

п\п

Решаемая задача Мероприятие, его содержание, 

место проведения

Дата

начала

Дата

окончания

Ожидаемые результаты 
1. Создать условия для определения  профессиональных интересов, склонностей, направленности личности, первичных профессиональных намерений учащихся Предварительное анкетирование профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.09. текущего уч.г. 30.09.текущего уч.г.. Мониторинг профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов с помощью Google формы
Распространение информации о проекте через несколько каналов коммуникации

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.09.текущего уч.г. 15.09. текущего уч.г. Информация о проекте распространена через: РМО учителей по профориентации, социальные сети ВКонтакте, периодические издания
Наличие профессионального психологического инструментария.

Профориентационные программы 

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.09.текущего уч.г. 15.09. текущего уч.г. Профессиональный психологический инструментарий: тесты и компьютерные программы для психологической диагностики

Профориентационные программы «Формула успеха», «Профстарт»

Комплектование учебных групп для обучения по профориентационным программам «Формула успеха», «Профстарт»

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.09.текущего уч.г. 15.09. текущего уч.г. Расписание учебных занятий
2. Актуализировать профессиональное самоопределение обучающихся через  получение знаний о личных ресурсах и возможностях Реализация профориентационных программ «Формула успеха», «Профстарт» 15.09. текущего уч.г. 31.05.текущего уч.г.  Практические занятия, упражнения, проекты
Комплексная диагностика личных качеств выпускников 10-11 классов и особенностей их характера в сочетании с будущей профессией

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

15.09. текущего уч.г. 30.11. текущего уч.г. График проведения профдиагностики. Выполнена комплексная диагностика личных качеств выпускников 10-11 классов и особенностей их характера в сочетании с будущей профессией
Комплексная диагностика профессиональных склонностей и уровня развития способностей обучающихся 8-9 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.12. текущего уч.г. 28.02. текущего уч.г. График проведения профдиагностики. Выполнена комплексная диагностика профессиональных склонностей и уровня развития способностей обучающихся 8-9 классов
Комплексная предварительная профдиагностика обучающихся 6-7 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.03 текущего уч.г. 31.05 текущего уч.г. График проведения профдиагностики. Выполнена предварительная профдиагностика обучающихся 6-7 классов
3. Способствовать формированию активного самосознания через развитие умения соотносить профессиональные интересы,  склонности, способности с будущей сферой деятельности Построение личного профессионального проекта в рамках реализации профориентационных программ «Формула успеха», «Профстарт»

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.05. текущего уч.г. 31.05. текущего уч.г. Творческое эссе «Профессиональная мечта»

видео-эссе «Мой путь к профессии»

Групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации  для обучающихся 10-11 классов

Формирование пакета документов для педагогов и учащихся 10-11 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

15.09. текущего уч.г. 30.11. текущего уч.г. Проведены групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации  для каждой группы обучающихся сразу после диагностики 

Пакет документов для педагогов и учащихся: 

  • протокол обследования класса для проведения родительских собраний, индивидуальные результаты тестирования.
Групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации  для обучающихся 8-9 классов

Формирование пакета документов для педагогов и учащихся 8-9 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.12. текущего уч.г. 28.02. текущего уч.г. Проведены групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации  для каждой группы обучающихся сразу после диагностики 

Пакет документов для педагогов и учащихся: 

  • протокол обследования класса для проведения родительских собраний, индивидуальные результаты тестирования.
Групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации  для обучающихся 6-7 классов

Формирование пакета документов для педагогов и учащихся 6-7 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.03 текущего уч.г. 31.05 текущего уч.г. Проведены групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации  для каждой группы обучающихся сразу после диагностики 

Пакет документов для педагогов и учащихся: 

  • протокол обследования класса для проведения родительских собраний, индивидуальные результаты тестирования.
4. Подготовить отчетную документацию по реализации проекта Подготовить отчетную документацию по реализации проекта за текущий учебный год

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.06. текущего уч. 15.06. текущего уч. Отчетная документация по реализации проекта
Итоговое анкетирование профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.05. текущего уч.г. 31.05. текущего уч.г.. Мониторинг профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов с помощью Google формы
Анализ реализации проекта за обозначенный период

Место проведения: 

МАУ ДО Центр профориентационного развития»

01.06. 2024 30.06. 2024 Анализ деятельности районного кабинета профориентации в рамках реализации проекта

Распространение информации о проекте

Для организации эффективного информационного сопровождения проекта предполагается использовать несколько каналов коммуникации:

  1. Районное методическое объединение учителей по профориентационной подготовке учащихся Сормовского района.
  2. Информационно-аналитический еженедельник «Красный Сормович».
  3. Сайт организации
  4. Личная страница педагога-психолога ВКонтакте.

Партнеры проекта

  1. Общеобразовательные организации Сормовского района города Нижнего Новгорода;
  2. Образовательно-производственный судостроительный кластер;
  3. Сормовский районный ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святого преподобного Сергия Радонежского;

  4. Местная религиозная организация «Православный приход Церкви Святой Живоначальной Троицы;

  5. Автономная некоммерческая организация институт трасформации образования, психологии и профориентации «ИТОП»;
  6. Местное отделение общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых» Нижегородской области.
  7. Средства массовой информации: ООО «Пилот медиа».

2.7. Ожидаемые результаты проекта

  1. Обогащение обучающихся различными инструментами и практиками профессиональной ориентации.
  2. Обеспечение профориентационной поддержки обучающимся в раскрытии личностного, профессионального потенциала, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
  3. Применение эффективной практики профессиональной ориентации, сочетающей информационные, игровые, диагностические формы и методы работы.
  4. Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в районном профориентационном проекте до 1000 человек в год.

Ожидаемые результаты проекта для обучающихся:

  1. Пакет документов для обучающихся по итогам комплексной психологической диагностики содержащий информацию об уровне развития  способностей, профессиональных интересов, склонностей, личных качеств.
  2. Преемственность результатов диагностики с 6 по 11 класс. (Разработанный комплект методик для каждой параллели классов).
  3. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения по профориентационным программам «Формула успеха» и «Профстарт».
  4. Сопровождение проектной деятельности выпускников 9, 11 классов по построению личного профессионального плана.

Ожидаемые результаты проекта для психолого-педагогического сообщества и родителей:

  1. Оказание содействия общеобразовательным организациям Сормовского района в реализации единой модели профориентационного минимума.
  2. Обеспечение равных условий для всех желающих принять участие в реализации проекта.
  3. Увеличение количества обучающихся, участвующих в реализации проекта «Старт в профессию». 
  4. Пакет документов по итогам проведения комплексной психологической диагностики обучающихся 6-11 классов. 
  5. Наблюдение за динамикой развития профинтересов обучающихся с целью привлечения внимания педагогического коллектива к индивидуальности каждого старшеклассника и дальнейшей корректировки актуальных профессиональных сфер.

Возможные последствия развития проблемы

Представим, что будет, если проблему не решать.

Целевая группа – подростки 11-18 лет. У многих подростков переходный возраст начинается с заявления о том, что он уже вырос и способен самостоятельно решать свои проблемы. Это касается уроков, которые он может делать, а может и не делать, прогулок с друзьями до поздней ночи, необдуманных и не согласованных с родителями действий. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым. Причина такого поведения: стремление подростка поскорее стать (или выглядеть) взрослым и самоутвердиться. Любому человеку, а тем более подростку бывает не просто проанализировать ситуацию и правильно оценить себя. Главная задача педагогов, психологов, родителей – не запустить проблему, и не предоставлять ребенку свободу во всех его действиях, но чрезмерная опека и полный контроль действий подростка тоже недопустимы. Иногда неназойливый диалог ребенка с другим взрослым, кроме родителей, приведет к взаимопониманию и послужит отправной точкой в изучении своего характера.

Другой полюс проблемы для многих подростков заключается в том, что им страшно брать на себя ответственность за собственную жизнь и за выбор профессии. Профориентационные тесты позволяют стимулировать этот выбор в пока еще игровых условиях, и помогают преодолеть барьер. Выбрать профессию можно и волею случая, но если профессия выбрана правильно, у человека не будет проблем ни с мотивацией во время учебы, ни с трудоустройством после выпуска. Профориентационная диагностика и индивидуальный подход позволяют соотнести способности человека, его устремления и потребности реального рынка труда. Смысл профориентации заключается в том, что психолог помогает определиться с оптимальной точкой приложения в профессиональной деятельности, а это существенно повышает шансы человека на успех в карьере. 

2.8. Выводы и перспективы развития проекта

Анализируя полученные результаты реализации настоящего проекта за отчетный период, необходимо отметить следующее:

  1. Проект реализуется успешно, в соответствии с поставленными целями и задачами и с соблюдением календарного плана проекта;
  2. Достигнуты следующие позитивные количественные изменения (Таблица 3.):

В реализации районного профориентационного  проекта  «Старт в профессию»  за период с 2020-2024 гг. приняли участие: всего 3744 обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода. Из них:

  • Прошли комплексную диагностику, направленную на определение профессиональных интересов и склонностей 2860 обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода;
  • Обучились по программе профориентационной направленности «Формула успеха» 251 обучающийся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода;
  • Обучились по программе профориентационной направленности «Профстарт» 633 обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода;
  • Составлено 115 протоколов профориентационного обследования каждого класса для классных руководителей с целью проведения родительских собраний;
  • сформировали и приступили к реализации  индивидуальных профессиональных проектов – 126 обучающихся 9, 11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода.

Таким образом, увеличилось количество обучающихся, прошедших комплексную  диагностику на определение профессиональных интересов и склонностей; отмечено стабильное увеличение количества обучающихся по программам профориентационной направленности «Формула успеха» и «Профстарт».

Количественные индикаторы эффективности проекта 

за период 2020-2024 гг.

Таблица 3.

Мероприятия Количество человек
2020-2021 уч.г. 2021-2022 уч.г. 2022-2023 уч.г. 2023-2024 уч.г. Итого
Диагностика 297 897 837 829 2860
Программа «Формула успеха» 52 57 62 80 251
Программа «Профстарт» 152 92 192 197 633
Всего 501 1046 1091 1106 3744
  1. Достигнуты основные качественные показатели:
  • оказано содействие общеобразовательным организациям Сормовского района в реализации единой модели профориентационного минимума; 
  • обеспечены равные условия для всех желающих принять участие в реализации проекта;
  • оказана профориентационная поддержка в раскрытии личностного, профессионального потенциала обучающегося, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  • сформирована успешная практика профессиональной ориентации, сочетающая информационные, игровые, диагностические формы и методы работы.

Качественные индикаторы реализации районного профориентационного проекта «Старт в профессию» сразу измерить невозможно, профориентационная работа имеет отсроченный результат. Но видеть результаты своего труда нам необходимо – это дает уверенность в том, что мы действуем правильно или рождает сомнения, что еще важнее. 

В основе основного критерия эффективности профориентационной работы лежит фактор психологической готовности подростков к выбору профессии, который оценивается через заполнение Google формы с помощью специально подобранных вопросов анкеты. Анкета профессиональной готовности проводится в школах ежегодно: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май) в рамках систематической профориентационной работы https://disk.yandex.ru/i/VzDN3IrnitvXJg .  

Перспективы развития проекта

В следующем учебном году планируется создание виртуального профориентационного кабинета, как одно из направлений районного профориентационного проекта «Старт в профессию».

Виртуальный кабинет профориентации – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он размещается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.

Создание виртуального кабинета профориентации на сайте ОУ будет способствовать:

  • обобщению и распространению опыта профориентационной деятельности РМО учителей по профориентационной подготовке учащихся Сормовского района;
  • повышению доступности информации о возможностях построения дальнейшего образовательного маршрута для обучающихся образовательных учреждений;
  • организации взаимодействия специалистов в сфере информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся по проблемам и перспективам развития данного направления деятельности;
  • совершенствованию информационной среды образовательного учреждения.

Цели и задачи виртуального кабинета профориентации

Цель: создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с обучающимися, педагогами и родителями по вопросам профессиональной ориентации, а также самостоятельного ознакомления абитуриентов с материалами о разных профессиях, требованиями к той или иной профессии.

Задачи:

  • создание информационной базы для организации системной профориентационной работы в районе;
  • разработка механизма содействия выбора образовательного маршрута выпускниками;
  • помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и формировании личного профессионального плана;
  • организация виртуальных экскурсий по профессиональным образовательным организациям города.

Структура профориентационного кабинета

  1. Для привлечения внимания и удобства пользователей ссылка на страницу виртуального кабинета размещается на главной странице сайта ОУ.
  2. Стартовая страница. На данной странице публикуется материал разъясняющий пользователю что нового и интересного он сможет для себя найти в разделах.
  3. Виртуальный кабинет подразумевает наличие  разделов – «Родителям», «Педагогам» и «Обучающимся».
  4. Часть материалов, размещенных на страницах виртуального кабинета предназначена для всех пользователей оформляется перекрестными ссылками.
  5. Для современного виртуального кабинета характерно активное использование различных интерактивных ресурсов: 
  • Виртуальные выставки; 
  • 3D-туры по профессиональным образовательным организациям, предприятиям города;
  • Форум, возможность задать вопрос.
  1. Организационный раздел

3.1.  Система условий реализации проекта

3.1.1.  Описание кадровых условий реализации проекта 

В соответствии с задачами, определёнными проектом «Старт в профессию» установлен следующий кадровый состав организационного комитета:

  1. Управление образования администрации Сормовского района:

Начальник управления образования, отдел общего образования и воспитания управления образования.

  1. Районное методическое объединение учителей по профориентационной подготовке учащихся:

Руководитель РМО: 1

Ответственные за профориентационную работу в школах: 16

  1. Педагогический состав МАУ ДО «Центр профориентационного развития»:

Директор.

Заместитель директора.

Педагог-психолог: 1

Педагоги дополнительного образования: 13

3.1.2. Психолого-педагогические условия реализации проекта 

Проект учитывает возрастные особенности  возраста  учащихся с 6 по 11 класс и обеспечивает  профессиональное самоопределение на следующих этапах:

Этап 6 – 7 классы. На данном этапе осуществляется:

  • Организация сотрудничества между младшими школьниками и подростками (разновозрастное  сотрудничество), что позволяет  решить проблему  подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных).
  • Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах.

Этап 8 – 9 классы. На данном этапе осуществляется:

  • Формирование жизненных планов и личностного смысла выбора профессии.
  • Выработка умения, соотносить свои желания,  идеалы, представления о ценностях и свои реальные возможности.
  • Исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей на более глубоком уровне.
  • Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры.
  • Знакомство с особенностями современного рынка труда.
  • Составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Этап 10 – 11 классы. На данном этапе:

  • Формируется устойчивый профессиональный интерес, развиваются профессионально важные качества в избранном виде труда.
  • Осуществляется «проба» сил, дальнейшая работа по самопознанию, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовка к ней, саморазвитие.
  • Начинается  реализация индивидуальных образовательных траекторий в заданной учебной предметной программой области самостоятельности.
  • Сформирована внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
  • Готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

3.1.3. Материально-технические условия реализации проекта 

Материально-техническая база МАУ ДО «Центр профориентационного развития» находится в соответствии с задачами по реализации проекта «Старт в профессию», направленными на организацию и проведение районных профориентационных мероприятий.

В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентационной работы в МАУ ДО «Центр профориентационного развития» оборудован консультационный кабинет по профориентации на 10 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования учащихся. Также кабинет оборудован принтером и мультимедийным проектором с экраном. Кабинет профориентации укомплектован:

  • компьютером с программным обеспечением для создания базы данных по обратившимся;
  • компьютерами для диагностики;
  • комплектами аудио-, видеотехники с материалами;
  • справочниками по учреждениям образования г. Нижнего Новгорода;
  • профессиографическим материалом;
  • районными методическими сборниками;
  • медиатека.

Кабинет профориентации соответствует достижению целей и выполнению задач, изложенных в проекте, позволяет вести индивидуальный прием родителей и учащихся, а также предназначен для проведения групповых профконсультаций.

Материально-техническое оснащение должно способствовать:

  • созданию экранных презентаций изучаемых или исследуемых объектов, процессов на базе использования информационных и коммуникационных технологий;
  • созданию материальных объектов, в том числе произведений искусства, обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования, проектирования и конструирования, в том числе моделей;
  • размещению продуктов познавательной и проектной деятельности учащихся;
  • проведению массовых мероприятий;
  • ознакомлению учащихся с различными профессиональными направлениями;
  • объединению усилий всех субъектов профориентации в районе и развитию современной системы их взаимодействия;
  • повышению мотивации учащихся к  активному изучению различных профессий;
  • развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
  • созданию районной профориентационной методической базы.

3.1.4.  Информационные условия реализации проекта

Цель формируется:

  1. Своевременным предоставлением профориентационной информации учителям, учащимся, родителям.
  2. Широким внедрением ИКТ-технологий во все сферы жизни.

Новые технологии обеспечивают:

  • стремительный рост информационно-ресурсной базы;
  • свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
  • дистанционность;
  • мобильность;           
  • интерактивность;
  • возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Информационная среда обеспечивает участие всех субъектов образовательной деятельности в программе и предоставляет возможность: 

  • создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
  • размещения и сохранения создаваемых творческих продуктов; доступа к размещаемой информации;
  • создания районной информационно-методической базы. 
  • Для реализации проекта обязательно наличие:
  • технических средств: компьютерное оборудование;
  • свободного доступа к ресурсам сети Интернет.