СОДЕРЖАНИЕ
1. | Целевой раздел | с. 3-16 |
1.1. | Пояснительная записка | с. 3-7 |
1.2. | Цель, задачи, подход, принципы профориентационной деятельности общеобразовательных организаций | с.7-10 |
1.3. | Воспитание и социализация учащихся общеобразовательных организаций. | с. 10-16 |
2. | Содержательный раздел | с. 16-35 |
2.1 | Информационно-аналитическая справка | с. 16-17 |
2.2. | Актуальность проблемы | с.18-19 |
2.3. | Целевая группа проекта | с. 19-20 |
2.4. | Цель и задачи проекта | с. 20-22 |
2.5. | Методы реализации проекта | с. 22-24 |
2.6 |
Календарный план проекта |
с. 24-28 |
2.7. | Ожидаемые результаты проекта | с. 28-31 |
2.8. | Выводы и перспективы развития проекта | с. 31-35 |
3. | Организационный раздел | с. 35-39 |
3.1. | Система условий реализации проекта | с. 35-39 |
3.1.1. | Описание кадровых условий реализации проекта | с. 35 |
3.1.2. | Психолого-педагогические условия реализации проекта | с. 35-36 |
3.1.3. | Материально-технические условия реализации проекта | с. 37-38 |
3.1.4. | Информационные условия реализации проекта | с. 38-39 |
Источники | с. 39-40 |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение молодежи является одним из приоритетов государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В современных условиях глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию информационных технологий возникает новая информационная среда обитания. Перед системой образования стоит задача – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным профориентационным действиям в высоко информационной среде.
Но практика показывает, что далеко не все учащиеся выпускных классов могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – отсутствие у обучающихся навыков определения и самоанализа профессиональных интересов, склонностей, своих личных качеств и способностей применительно к будущей профессии.
Для создания районного профориентационного проекта «Старт в профессию» с учащимися общеобразовательных организаций района использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации, статья 37;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 650 “Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования”
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 “О внедрении Единой модели профессиональной ориентации”
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» Протокол от 30.11.2016 № 11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года//Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 сентября 2010 г. № 116 «Об утверждении СанПин 2.2.2 /2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № Г/Д «О направлении методических рекомендаций»
- Устав учреждения.
Актуальность проекта
В Сормовском районе города Нижнего Новгорода располагается муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр профориентационного развития», в котором функционирует районный кабинет профориентации. Кабинет профориентации нацелен на создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с обучающимися, педагогами и родителями. Ежегодно с 2020 учебного года в рамках районного профориентационного проекта «Старт в профессию» обучающиеся 6-11 классов Сормовского района проходят в профориентационном кабинете диагностику профессиональных интересов, склонностей, способностей и обучаются по профориентационным программам «Формула успеха» и «Профстарт».
Современная система образования акцентирует внимание на необходимости ранней профориентации, поэтому целесообразным является проведение комплексной диагностики профессиональных интересов и склонностей не только старшеклассников 15-18 лет, но и обучающихся 6-8 классов (11-14 лет).
В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентационной работы в МАУ ДО «Центр профориентационного развития» оборудован кабинет по профориентации на 10 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования учащихся.
Проект адресован:
Учащимся:
для участия в комплексе профориентационных услуг в виде:
- профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- консультаций по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
- профориентационной поддержки обучающимся в раскрытии личностного, профессионального потенциала, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Родителям:
- готовность к сотрудничеству с учителями с целью оказания индивидуальной поддержки в самоопределении школьников.
Руководителям общеобразовательных организаций:
Координация деятельности: директор, заместитель директора по учебной, воспитательной работе.
Заместителю директора по воспитательной работе:
- содействие вовлечению учащихся в систему внеурочной деятельности;
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школы.
Заместителю директора по учебной работе:
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- проведение педагогических советов по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Ответственному за профориентационную работу:
- помощь учащимся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становления, составление собственного портфолио.
Классному руководителю:
- составление плана педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающего разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность учащихся;
- обеспечение социализации и профориентационной направленности уроков;
- проведение наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
Психологу:
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- проведение бесед с родителями и педагогами;
- осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;
- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создание базы данных по профессиональной диагностике.
Социальному педагогу:
- оказание педагогической поддержки детям «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- проведение консультации для учащихся по социальным вопросам;
- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Данный проект действует с 2020 по 2024 годы. По мере накопления опыта в проект могут вноситься коррективы, изменения и дополнения.
1.2. Цель, задачи, подход, принципы профориентационной деятельности общеобразовательных организаций
Целью профориентационной деятельности общеобразовательных организаций района является реализация государственной политики в области профессиональной ориентации учащихся, позволяющей создать эффективную систему выявления и поддержки талантливой молодежи, реализовать потенциал каждого человека.
Задачи профориентационной деятельности общеобразовательных организаций района:
- формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
- изучение склонностей, способностей, коммуникативных навыков учащихся, необходимых в профессиональном выборе и выборе дальнейшего обучения;
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых на уроках, во внеурочной работе;
- формирование у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, применительно к своей будущей профессии;
- ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
- подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса;
- активное привлечение к профессиональной деятельности с учащимися всех участников образовательной деятельности.
В основе реализации данного проекта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
- ориентацию на достижение цели, задач и основного результата образования – развитие познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с инвалидностью, учащихся «группы риска»;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении профессионального самоопределения.
В основе реализации данного проекта использовались следующие принципы и особенности организации содержания социализации и профориентации учащихся.
Принцип учета личностных особенностей и способностей учащегося. В процессе профориентации учащихся предполагает опору на половые, возрастные, индивидуально-личностные особенности при выборе профессии.
Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него, на успешного в профессии человека. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Профориентация и социализация личности подростка поддерживаются примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм, происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом, но уже осуществившиеся в образе другого.
Принцип полисубъектности профориентации и социализации. В современных условиях процесс профориентации и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация профориентации и социализации современных обучающихся возможна при условии согласования социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, организаций дополнительного образования, высших учебных заведений и организаций среднего профессионального обучения, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнерства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы социализации и профориентации учащихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках данной программы.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки; участие в профориентационных конкурсах, проектах, фестивалях, выставках; советы родителей и их профессиональный опыт; поиск и чтение литературы; работа во время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Принцип систематичности и преемственности – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведётся в районе с первого по выпускной класс.
1.3. Воспитание и социализация учащихся общеобразовательных организаций.
Воспитание и социализация учащихся при получении начального общего и основного общего образования строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, культурного наследия страны, Нижегородской области, города Нижнего Новгорода, Сормовского района, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, религии России, искусство, природа, человечество.
Проект направлен на:
- освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- развитие знаний, установок, личностных ориентиров социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося;
- формирование экологической культуры:
- развитие интереса к историческим ценностям Сормовского района, города Нижнего Новгорода, Нижегородской области.
Проект обеспечивает:
- формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- формирование у учащихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям учащихся;
- создание условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями);
- использование средств психолого-педагогической поддержки учащихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала учащихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
- осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения в конкретно выбранной профессии.
Профессионально-трудовое воспитание – это специально организованный процесс приобщения к трудовой деятельности, осуществляемый как в урочной, так и во внеурочной деятельности и формирующий сознательный выбор будущей профессии. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в России необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.
Мероприятия в рамках профессионально-трудового воспитания формируют профориентационную компетентность, навыки межличностного делового общения, а также такие качества личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и другие, позволяют знакомиться с основами профессий, помогают ориентироваться на современном рынке труда.
Цель профессионально-трудового воспитания: воспитание у учащихся представлений об уважении человека к труду, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства, создание условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии.
Задачи профессионально-трудового воспитания:
- Формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека.
- Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.
- Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
- Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности учащегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Формируемые навыки профессионально-трудового воспитания:
- понимание необходимости научных знаний для развития личности, их роли в жизни, труде, творчестве;
- осознание нравственных основ образования; важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- позитивное отношение к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
- готовность к выбору профиля обучения на следующей уровне образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные навыки, необходимые для профильного или профессионального образования);
- общее знакомство с трудовым законодательством;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Формы организации профессионально-трудового воспитания:
- экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, посещение Дней «открытых дверей» в учреждениях ВПО и СПО;
- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей учащихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности;
- программы и проекты, направленные на развитие у учащихся представлений о ценности получаемых в школе универсальных учебных действий и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);
- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.
- организация взаимодействия с учреждениями и организациями в рамках профориентационной подготовки;
- проведение воспитательных тематических декад, мероприятий и т.д.
Выделяют следующие группы методов профессиональной ориентации учащихся: информационно-справочные, диагностические, консультационные.
Информационно-справочные, просветительские методы:
- информационно-поисковые системы;
- профессиональная реклама и агитация;
- экскурсии учащихся на предприятии, в учебные заведения, встречи со специалистами по различным профессиям;
- профориентационные уроки с учащимися как система занятий;
- учебные фильмы и видеофильмы;
- использование средств массовой информации;
- конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.
Методы профессиональной психодиагностики:
- тест профессиональной мотивации;
- тест профессиональных способностей;
- личностные опросники;
- проективные личностные тесты;
- психофизиологические обследования;
- «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
- использование различных игровых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности.
Консультационные методы профориентации:
Профессиональная консультация – это подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой основы самоопределения, когда у учащихся формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Профконсультация учителей – организация реального сотрудничества с учителями-предметниками, при котором распределялись некоторые функции в профориентационной помощи ученику. Профконсультация родителей – это уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям. Профконсультация учащихся – это помощь в конкретном выборе, уточнение и перепроверка выбора.
- Содержательный раздел
2.1. Информационно-аналитическая справка
Здание, в котором работает наш коллектив, имеет глубокую историю. 26 мая 1902 года состоялась торжественная закладка здания, а 9 октября 1904 года была торжественно открыта и освящена церковно-приходская школа имени императора Александра III. В 1917 г. присвоено наименование «Фабрично-заводская семилетняя школа №7 памяти Баррикад 1905 года». С 1919 г.- школа № 82. В 1977 году становится учебно-производственным комбинатом (УПК), а затем муниципальным автономным образовательным учреждением «Межшкольный учебный комбинат» (МАОУ МУК), на протяжении сорока лет, осуществляющим подготовку учащихся района по учебным программам образовательной области «Технология».
С 1 июня 2019 года учебный комбинат становится муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Центр профориентационного развития», с сохранением всех учебных направлений. На протяжении всей истории уникального здания учителя и наставники вкладывали в умы своих воспитанников навыки практического и умственного труда.
Основная задача Центра – предоставление обучающимся возможности в приобретении профессиональных компетенций, развитие гибких навыков, особенно в отношении творческого и критического мышления.
Основные функции «Центра»:
- Реализует дополнительные общеобразовательные программы художественной, технической, социально-педагогической направленности.
- Координирует деятельность по профессиональной ориентации обучающихся школ района.
Профориентационный кабинет. Основные функции:
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей.
- Проведение индивидуальных и групповых профконсультаций.
- Информационные профконсультации.
Районное методическое объединение учителей по профориентационной подготовке учащихся (является единственным в городе).
Основные функции:
- Координирует деятельность по профориентации учащихся школ района.
- Издает районные методические профориентационные печатные и электронные сборники.
- Организует и проводит районные профориентационные мероприятия.
- Выявляет, обобщает и распространяет профориентационный опыт.
2.2. Актуальность проблемы
Результаты районного мониторинга профессиональных намерений обучающихся 6-7 классов указывают на выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее.
Результаты районного мониторинга готовности к выбору профессии обучающихся 8-9 классов указывают на слабую подготовленность к выбору будущего вида деятельности, отсутствие умения составлять образовательно-профессиональный маршрут. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами.
Результаты районного мониторинга уровня готовности к выбранному виду деятельности обучающихся 10-11 классов указывают на то, что, к сожалению, многие выпускники еще не знают, кем они хотят стать, данный показатель демонстрирует высокий уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, и низкий уровень осведомленности о своих soft-skills (личных компетенциях).
Проблемное поле: отсутствие у обучающихся навыков определения и самоанализа профессиональных интересов, склонностей, своих личных качеств и способностей применительно к будущей профессии.
Причины существования проблемы:
- избыточная насыщенность профориентационной среды, неупорядоченность;
- неосознанная некомпетентность – состояние, когда человек не представляет, чем можно заниматься в будущем, и не считает нужным выбирать профессию;
- агентность, или подверженность влиянию среды, окружающих, желание легкого заработка.
Районный профориентационный проект «Старт в профессию» направлен на решение данных проблем, нацелен на длительное функционирование и сотрудничество со школами района, а не только на период реализации проекта. Диагностика, групповые и индивидуальные консультации, обучение по профориентационным программам «Формула успеха» и «Профстарт» будут проводиться до тех пор, пока являются актуальными или пока не будет доказано обратное.
2.3. Целевая группа проекта
Целевая группа: обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района города Нижнего Новгорода.
6 – 8 классы, возраст от 11 до 14 лет – начало формирования профессионального самосознания. Актуальной задачей этого возраста является учебно-профессиональное самоопределение. Профессиональная ориентация учащихся 6-8 классов помогает сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие виды деятельности.
Возраст от 11 до 14 лет – характеризуется:
- стремлением учащегося к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;
- изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации.
9 – 11 классы, возраст от 15 до 18 лет – профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов; особое внимание уделено формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
Возраст от 15 до 18 лет характеризуется:
- потребностью в изучении своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств;
- владением способами самодиагностики и саморазвития;
- знанием предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств;
- устойчивыми познавательными интересами;
- проявлением волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2.4. Цель и задачи проекта
Цель: обеспечение условий для обогащения обучающихся различными инструментами и практиками профессиональной ориентации; включение в профориентационную работу комплексной психологической диагностики обучающихся 6-11 классов и профориентационных программ для формирования у обучающихся потребности в накоплении профессионально-психологических компетенций с целью комплексного подхода в осуществлении процесса профсамореализации.
Задачи:
- оказать содействие общеобразовательным организациям Сормовского района в реализации единой модели профориентационного минимума;
- обеспечить равные условия для всех обучающихся, желающих принять участие в реализации проекта;
- оказать профориентационную поддержку обучающимся в раскрытии личностного, профессионального потенциала, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- сформировать практику профессиональной ориентации, сочетающую информационные, игровые, диагностические формы и методы работы.
География проекта
Обучающиеся 6-11 классов, с которыми запланировано взаимодействие в рамках мероприятий проекта находятся в Сормовском районе города Нижнего Новгорода.
Общее количество общеобразовательных организаций в муниципалитете – 16.
Общее количество детей и молодежи в возрасте от 11 до 18 лет, обучающихся в Сормовском районе города Нижнего Новгорода на 2023 год составляет 10496 человек.
Со́рмовский район — один из восьми внутригородских районов в составе Нижнего Новгорода. Промышленный район, занимающий северо-западный сектор Заречной части города.
Способы достижения цели и решения задач
Несмотря на всеобщие разговоры про «инновационность», в профориентационной работе с детьми и молодёжью имеется выраженный дефицит новых идей. Основная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессионально-образовательном выборе выпускника, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению, которое придётся совершать постоянно, на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Для этого потребуется собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно.
Территориальная система профориентационной работы с детьми и молодёжью объединяет «консультативную» и «образовательную» профориентацию. Консультативная профориентация – комплекс услуг, оказываемых по запросам населения и направленный на помощь в профессиональном выборе. Основные инструменты консультативной профориентации – диагностика и консультирование. Образовательная профориентация – комплекс программ и проектов, которые должны быть введены в массовую образовательную практику и направлены на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального самоопределения. Консультативная и образовательная профориентация – две равноценных ветви системы поддержки профессионального самоопределения детей и молодёжи, каждая из которых имеет своё место и свои функции.
- Консультативная профориентация – комплексная психологическая диагностика обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района
- Образовательная профориентация – профориентационные программы «Формула успеха» и «Профстарт» для обучающихся 13-18 лет.
2.5. Методы реализации проекта
Организация МАУ ДО «Центр профориентационного развития» имеет собственное помещение, в котором располагаются аудитории для проведения диагностики и обучения по профориентационным программам, сотрудничает со средствами массовой информации для организации эффективного информационного сопровождения проекта.
Таблица 1.
1. | Наименование метода | Информационный метод |
Описание метода | Педагогическое сообщество, родители:
Обучающиеся:
|
|
2. | Наименование метода | Диагностический метод |
Описание метода | 6-7 классы: предварительная профдиагностика с целью планирования первоначального профильного образовательного маршрута, а также исследование уровня развития способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения. | |
8-9 классы: комплексная диагностика профессиональных склонностей школьников и уровня развития способностей | ||
10-11 классы: комплексная диагностика личных качеств выпускников и особенностей их характера в сочетании с будущей профессией | ||
3. | Наименование метода | Консультационный метод |
Описание метода |
|
|
4. | Наименование метода | Образовательный метод |
Описание метода | Освоение профориентационной программы «Формула успеха» для обучающихся 13-18 лет.
Освоение профориентационной программы «Профстарт» для обучающихся 13-18 лет. |
2.6 Календарный план проекта
Таблица 2.
№
п\п |
Решаемая задача | Мероприятие, его содержание,
место проведения |
Дата
начала |
Дата
окончания |
Ожидаемые результаты |
1. | Создать условия для определения профессиональных интересов, склонностей, направленности личности, первичных профессиональных намерений учащихся | Предварительное анкетирование профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.09. текущего уч.г. | 30.09.текущего уч.г.. | Мониторинг профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов с помощью Google формы |
Распространение информации о проекте через несколько каналов коммуникации
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.09.текущего уч.г. | 15.09. текущего уч.г. | Информация о проекте распространена через: РМО учителей по профориентации, социальные сети ВКонтакте, периодические издания | ||
Наличие профессионального психологического инструментария.
Профориентационные программы Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.09.текущего уч.г. | 15.09. текущего уч.г. | Профессиональный психологический инструментарий: тесты и компьютерные программы для психологической диагностики
Профориентационные программы «Формула успеха», «Профстарт» |
||
Комплектование учебных групп для обучения по профориентационным программам «Формула успеха», «Профстарт»
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.09.текущего уч.г. | 15.09. текущего уч.г. | Расписание учебных занятий | ||
2. | Актуализировать профессиональное самоопределение обучающихся через получение знаний о личных ресурсах и возможностях | Реализация профориентационных программ «Формула успеха», «Профстарт» | 15.09. текущего уч.г. | 31.05.текущего уч.г. | Практические занятия, упражнения, проекты |
Комплексная диагностика личных качеств выпускников 10-11 классов и особенностей их характера в сочетании с будущей профессией
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
15.09. текущего уч.г. | 30.11. текущего уч.г. | График проведения профдиагностики. Выполнена комплексная диагностика личных качеств выпускников 10-11 классов и особенностей их характера в сочетании с будущей профессией | ||
Комплексная диагностика профессиональных склонностей и уровня развития способностей обучающихся 8-9 классов
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.12. текущего уч.г. | 28.02. текущего уч.г. | График проведения профдиагностики. Выполнена комплексная диагностика профессиональных склонностей и уровня развития способностей обучающихся 8-9 классов | ||
Комплексная предварительная профдиагностика обучающихся 6-7 классов
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.03 текущего уч.г. | 31.05 текущего уч.г. | График проведения профдиагностики. Выполнена предварительная профдиагностика обучающихся 6-7 классов | ||
3. | Способствовать формированию активного самосознания через развитие умения соотносить профессиональные интересы, склонности, способности с будущей сферой деятельности | Построение личного профессионального проекта в рамках реализации профориентационных программ «Формула успеха», «Профстарт»
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.05. текущего уч.г. | 31.05. текущего уч.г. | Творческое эссе «Профессиональная мечта»
видео-эссе «Мой путь к профессии» |
Групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации для обучающихся 10-11 классов
Формирование пакета документов для педагогов и учащихся 10-11 классов Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
15.09. текущего уч.г. | 30.11. текущего уч.г. | Проведены групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации для каждой группы обучающихся сразу после диагностики
Пакет документов для педагогов и учащихся:
|
||
Групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации для обучающихся 8-9 классов
Формирование пакета документов для педагогов и учащихся 8-9 классов Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.12. текущего уч.г. | 28.02. текущего уч.г. | Проведены групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации для каждой группы обучающихся сразу после диагностики
Пакет документов для педагогов и учащихся:
|
||
Групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации для обучающихся 6-7 классов
Формирование пакета документов для педагогов и учащихся 6-7 классов Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.03 текущего уч.г. | 31.05 текущего уч.г. | Проведены групповые и индивидуальные (по запросу) профконсультации для каждой группы обучающихся сразу после диагностики
Пакет документов для педагогов и учащихся:
|
||
4. | Подготовить отчетную документацию по реализации проекта | Подготовить отчетную документацию по реализации проекта за текущий учебный год
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.06. текущего уч. | 15.06. текущего уч. | Отчетная документация по реализации проекта |
Итоговое анкетирование профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.05. текущего уч.г. | 31.05. текущего уч.г.. | Мониторинг профессиональных намерений обучающихся 9,11 классов с помощью Google формы | ||
Анализ реализации проекта за обозначенный период
Место проведения: МАУ ДО Центр профориентационного развития» |
01.06. 2024 | 30.06. 2024 | Анализ деятельности районного кабинета профориентации в рамках реализации проекта |
Распространение информации о проекте
Для организации эффективного информационного сопровождения проекта предполагается использовать несколько каналов коммуникации:
- Районное методическое объединение учителей по профориентационной подготовке учащихся Сормовского района.
- Информационно-аналитический еженедельник «Красный Сормович».
- Сайт организации
- Личная страница педагога-психолога ВКонтакте.
Партнеры проекта
- Общеобразовательные организации Сормовского района города Нижнего Новгорода;
- Образовательно-производственный судостроительный кластер;
-
Сормовский районный ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святого преподобного Сергия Радонежского;
-
Местная религиозная организация «Православный приход Церкви Святой Живоначальной Троицы;
- Автономная некоммерческая организация институт трасформации образования, психологии и профориентации «ИТОП»;
- Местное отделение общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых» Нижегородской области.
- Средства массовой информации: ООО «Пилот медиа».
2.7. Ожидаемые результаты проекта
- Обогащение обучающихся различными инструментами и практиками профессиональной ориентации.
- Обеспечение профориентационной поддержки обучающимся в раскрытии личностного, профессионального потенциала, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
- Применение эффективной практики профессиональной ориентации, сочетающей информационные, игровые, диагностические формы и методы работы.
- Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в районном профориентационном проекте до 1000 человек в год.
Ожидаемые результаты проекта для обучающихся:
- Пакет документов для обучающихся по итогам комплексной психологической диагностики содержащий информацию об уровне развития способностей, профессиональных интересов, склонностей, личных качеств.
- Преемственность результатов диагностики с 6 по 11 класс. (Разработанный комплект методик для каждой параллели классов).
- Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения по профориентационным программам «Формула успеха» и «Профстарт».
- Сопровождение проектной деятельности выпускников 9, 11 классов по построению личного профессионального плана.
Ожидаемые результаты проекта для психолого-педагогического сообщества и родителей:
- Оказание содействия общеобразовательным организациям Сормовского района в реализации единой модели профориентационного минимума.
- Обеспечение равных условий для всех желающих принять участие в реализации проекта.
- Увеличение количества обучающихся, участвующих в реализации проекта «Старт в профессию».
- Пакет документов по итогам проведения комплексной психологической диагностики обучающихся 6-11 классов.
- Наблюдение за динамикой развития профинтересов обучающихся с целью привлечения внимания педагогического коллектива к индивидуальности каждого старшеклассника и дальнейшей корректировки актуальных профессиональных сфер.
Возможные последствия развития проблемы
Представим, что будет, если проблему не решать.
Целевая группа – подростки 11-18 лет. У многих подростков переходный возраст начинается с заявления о том, что он уже вырос и способен самостоятельно решать свои проблемы. Это касается уроков, которые он может делать, а может и не делать, прогулок с друзьями до поздней ночи, необдуманных и не согласованных с родителями действий. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым. Причина такого поведения: стремление подростка поскорее стать (или выглядеть) взрослым и самоутвердиться. Любому человеку, а тем более подростку бывает не просто проанализировать ситуацию и правильно оценить себя. Главная задача педагогов, психологов, родителей – не запустить проблему, и не предоставлять ребенку свободу во всех его действиях, но чрезмерная опека и полный контроль действий подростка тоже недопустимы. Иногда неназойливый диалог ребенка с другим взрослым, кроме родителей, приведет к взаимопониманию и послужит отправной точкой в изучении своего характера.
Другой полюс проблемы для многих подростков заключается в том, что им страшно брать на себя ответственность за собственную жизнь и за выбор профессии. Профориентационные тесты позволяют стимулировать этот выбор в пока еще игровых условиях, и помогают преодолеть барьер. Выбрать профессию можно и волею случая, но если профессия выбрана правильно, у человека не будет проблем ни с мотивацией во время учебы, ни с трудоустройством после выпуска. Профориентационная диагностика и индивидуальный подход позволяют соотнести способности человека, его устремления и потребности реального рынка труда. Смысл профориентации заключается в том, что психолог помогает определиться с оптимальной точкой приложения в профессиональной деятельности, а это существенно повышает шансы человека на успех в карьере.
2.8. Выводы и перспективы развития проекта
Анализируя полученные результаты реализации настоящего проекта за отчетный период, необходимо отметить следующее:
- Проект реализуется успешно, в соответствии с поставленными целями и задачами и с соблюдением календарного плана проекта;
- Достигнуты следующие позитивные количественные изменения (Таблица 3.):
В реализации районного профориентационного проекта «Старт в профессию» за период с 2020-2024 гг. приняли участие: всего 3744 обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода. Из них:
- Прошли комплексную диагностику, направленную на определение профессиональных интересов и склонностей 2860 обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода;
- Обучились по программе профориентационной направленности «Формула успеха» 251 обучающийся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода;
- Обучились по программе профориентационной направленности «Профстарт» 633 обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода;
- Составлено 115 протоколов профориентационного обследования каждого класса для классных руководителей с целью проведения родительских собраний;
- сформировали и приступили к реализации индивидуальных профессиональных проектов – 126 обучающихся 9, 11 классов общеобразовательных организаций Сормовского района г. Нижнего Новгорода.
Таким образом, увеличилось количество обучающихся, прошедших комплексную диагностику на определение профессиональных интересов и склонностей; отмечено стабильное увеличение количества обучающихся по программам профориентационной направленности «Формула успеха» и «Профстарт».
Количественные индикаторы эффективности проекта
за период 2020-2024 гг.
Таблица 3.
Мероприятия | Количество человек | ||||
2020-2021 уч.г. | 2021-2022 уч.г. | 2022-2023 уч.г. | 2023-2024 уч.г. | Итого | |
Диагностика | 297 | 897 | 837 | 829 | 2860 |
Программа «Формула успеха» | 52 | 57 | 62 | 80 | 251 |
Программа «Профстарт» | 152 | 92 | 192 | 197 | 633 |
Всего | 501 | 1046 | 1091 | 1106 | 3744 |
- Достигнуты основные качественные показатели:
- оказано содействие общеобразовательным организациям Сормовского района в реализации единой модели профориентационного минимума;
- обеспечены равные условия для всех желающих принять участие в реализации проекта;
- оказана профориентационная поддержка в раскрытии личностного, профессионального потенциала обучающегося, а также в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- сформирована успешная практика профессиональной ориентации, сочетающая информационные, игровые, диагностические формы и методы работы.
Качественные индикаторы реализации районного профориентационного проекта «Старт в профессию» сразу измерить невозможно, профориентационная работа имеет отсроченный результат. Но видеть результаты своего труда нам необходимо – это дает уверенность в том, что мы действуем правильно или рождает сомнения, что еще важнее.
В основе основного критерия эффективности профориентационной работы лежит фактор психологической готовности подростков к выбору профессии, который оценивается через заполнение Google формы с помощью специально подобранных вопросов анкеты. Анкета профессиональной готовности проводится в школах ежегодно: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май) в рамках систематической профориентационной работы https://disk.yandex.ru/i/VzDN3IrnitvXJg .
Перспективы развития проекта
В следующем учебном году планируется создание виртуального профориентационного кабинета, как одно из направлений районного профориентационного проекта «Старт в профессию».
Виртуальный кабинет профориентации – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он размещается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.
Создание виртуального кабинета профориентации на сайте ОУ будет способствовать:
- обобщению и распространению опыта профориентационной деятельности РМО учителей по профориентационной подготовке учащихся Сормовского района;
- повышению доступности информации о возможностях построения дальнейшего образовательного маршрута для обучающихся образовательных учреждений;
- организации взаимодействия специалистов в сфере информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся по проблемам и перспективам развития данного направления деятельности;
- совершенствованию информационной среды образовательного учреждения.
Цели и задачи виртуального кабинета профориентации
Цель: создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с обучающимися, педагогами и родителями по вопросам профессиональной ориентации, а также самостоятельного ознакомления абитуриентов с материалами о разных профессиях, требованиями к той или иной профессии.
Задачи:
- создание информационной базы для организации системной профориентационной работы в районе;
- разработка механизма содействия выбора образовательного маршрута выпускниками;
- помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и формировании личного профессионального плана;
- организация виртуальных экскурсий по профессиональным образовательным организациям города.
Структура профориентационного кабинета
- Для привлечения внимания и удобства пользователей ссылка на страницу виртуального кабинета размещается на главной странице сайта ОУ.
- Стартовая страница. На данной странице публикуется материал разъясняющий пользователю что нового и интересного он сможет для себя найти в разделах.
- Виртуальный кабинет подразумевает наличие разделов – «Родителям», «Педагогам» и «Обучающимся».
- Часть материалов, размещенных на страницах виртуального кабинета предназначена для всех пользователей оформляется перекрестными ссылками.
- Для современного виртуального кабинета характерно активное использование различных интерактивных ресурсов:
- Виртуальные выставки;
- 3D-туры по профессиональным образовательным организациям, предприятиям города;
- Форум, возможность задать вопрос.
- Организационный раздел
3.1. Система условий реализации проекта
3.1.1. Описание кадровых условий реализации проекта
В соответствии с задачами, определёнными проектом «Старт в профессию» установлен следующий кадровый состав организационного комитета:
- Управление образования администрации Сормовского района:
Начальник управления образования, отдел общего образования и воспитания управления образования.
- Районное методическое объединение учителей по профориентационной подготовке учащихся:
Руководитель РМО: 1
Ответственные за профориентационную работу в школах: 16
- Педагогический состав МАУ ДО «Центр профориентационного развития»:
Директор.
Заместитель директора.
Педагог-психолог: 1
Педагоги дополнительного образования: 13
3.1.2. Психолого-педагогические условия реализации проекта
Проект учитывает возрастные особенности возраста учащихся с 6 по 11 класс и обеспечивает профессиональное самоопределение на следующих этапах:
Этап 6 – 7 классы. На данном этапе осуществляется:
- Организация сотрудничества между младшими школьниками и подростками (разновозрастное сотрудничество), что позволяет решить проблему подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных).
- Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах.
Этап 8 – 9 классы. На данном этапе осуществляется:
- Формирование жизненных планов и личностного смысла выбора профессии.
- Выработка умения, соотносить свои желания, идеалы, представления о ценностях и свои реальные возможности.
- Исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей на более глубоком уровне.
- Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры.
- Знакомство с особенностями современного рынка труда.
- Составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Этап 10 – 11 классы. На данном этапе:
- Формируется устойчивый профессиональный интерес, развиваются профессионально важные качества в избранном виде труда.
- Осуществляется «проба» сил, дальнейшая работа по самопознанию, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовка к ней, саморазвитие.
- Начинается реализация индивидуальных образовательных траекторий в заданной учебной предметной программой области самостоятельности.
- Сформирована внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
- Готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
3.1.3. Материально-технические условия реализации проекта
Материально-техническая база МАУ ДО «Центр профориентационного развития» находится в соответствии с задачами по реализации проекта «Старт в профессию», направленными на организацию и проведение районных профориентационных мероприятий.
В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентационной работы в МАУ ДО «Центр профориентационного развития» оборудован консультационный кабинет по профориентации на 10 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования учащихся. Также кабинет оборудован принтером и мультимедийным проектором с экраном. Кабинет профориентации укомплектован:
- компьютером с программным обеспечением для создания базы данных по обратившимся;
- компьютерами для диагностики;
- комплектами аудио-, видеотехники с материалами;
- справочниками по учреждениям образования г. Нижнего Новгорода;
- профессиографическим материалом;
- районными методическими сборниками;
- медиатека.
Кабинет профориентации соответствует достижению целей и выполнению задач, изложенных в проекте, позволяет вести индивидуальный прием родителей и учащихся, а также предназначен для проведения групповых профконсультаций.
Материально-техническое оснащение должно способствовать:
- созданию экранных презентаций изучаемых или исследуемых объектов, процессов на базе использования информационных и коммуникационных технологий;
- созданию материальных объектов, в том числе произведений искусства, обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования, проектирования и конструирования, в том числе моделей;
- размещению продуктов познавательной и проектной деятельности учащихся;
- проведению массовых мероприятий;
- ознакомлению учащихся с различными профессиональными направлениями;
- объединению усилий всех субъектов профориентации в районе и развитию современной системы их взаимодействия;
- повышению мотивации учащихся к активному изучению различных профессий;
- развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- созданию районной профориентационной методической базы.
3.1.4. Информационные условия реализации проекта
Цель формируется:
- Своевременным предоставлением профориентационной информации учителям, учащимся, родителям.
- Широким внедрением ИКТ-технологий во все сферы жизни.
Новые технологии обеспечивают:
- стремительный рост информационно-ресурсной базы;
- свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
- дистанционность;
- мобильность;
- интерактивность;
- возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Информационная среда обеспечивает участие всех субъектов образовательной деятельности в программе и предоставляет возможность:
- создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- размещения и сохранения создаваемых творческих продуктов; доступа к размещаемой информации;
- создания районной информационно-методической базы.
- Для реализации проекта обязательно наличие:
- технических средств: компьютерное оборудование;
- свободного доступа к ресурсам сети Интернет.