Модель реализации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении через возможности применения технологии конструирования и робототехники в экологическом воспитании дошкольников (мастер-класс для педагогов).

ФИО: Васильева А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4387
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Модель реализации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении через возможности применения технологии конструирования и робототехники в экологическом воспитании дошкольников (мастер-класс для педагогов).
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Модель реализации духовно-нравственного воспитания 

в дошкольном образовательном учреждении

 через возможности применения технологии конструирования и робототехники в экологическом воспитании дошкольников 

(мастер-класс для педагогов).

 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга» – И.П. Павлов

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса посредством знакомства с образовательной моделью «Экспериментальная экология» (использование конструирования и робототехники в экологическом воспитании детей дошкольного возраста).

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с возможностями использования конструирования и робототехники как средством экологического воспитания.
  2. Активизировать  интерес педагогов к моделированию новых образовательных ситуаций с детьми через  использование образовательной модели «Экспериментальная экология».
  3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
  4. Развивать умение делиться педагогическим опытом с другими людьми и  устанавливать сотрудничество с педагогами.

 

Предварительная работа: подготовка презентации и демонстрационного оборудования для «творческой лаборатории».

Оборудование и материалы: проектор, кубики по типу лего для построения пищевой цепочки.

Методы и приемы: рассказ, ситуация общения, беседа, проблемные вопросы, демонстрация, показ и объяснение, творческие задания.

Ход мастер-класса 

  1. Вступительная часть.

 – Добрый день уважаемые коллеги! Я  педагог детского сада № 60 города Нижнего Новгорода.

 

Скажите пожалуйста, что встречает малыша морем звуков и запахов? Тайнами и загадками? Заставляет остановиться, присмотреться и задуматься? Что рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь? Что вызывает любовь к Отечеству?

 

Ответ зрителей -Окружающий мир, красота вокруг, природа.

–  Я согласна с вами, это красота окружающего мира.  Ведь природа – это неиссякаемый источник духовного богатства.

С какого возраста на ваш взгляд, необходимо начинать экологическое воспитание? 

Ответ зрителей – детства, дошкольного возраста.

– Безусловно, дошкольный возраст. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.  Согласны, что современных детей сегодня непросто чем-то удивить? Для того, чтобы их заинтересовать, мы педагоги, находимся в постоянном поиске новых идей.

Поэтому в основу моей работы легла идея: использовать в экологическом воспитании дошкольников конструирование и элементы робототехники, которые так увлекают детей, направить ребенка на осознанное сохранение природы с применением современных технологий.

Я хочу представить вам свою образовательную модель «Экспериментальная экология». 

Она предполагает активное включение в детско-взрослые проекты робототехники, конструирования и программирования. Мы с детьми создаем различные постройки, изобретаем машины будущего, проектируем экосистемы. 

 

2 основная часть.

И сегодня у всех участников педагогической мастерской будет уникальная возможность принять участие в деятельности «творческой лаборатории» и выступить в роли ведущих специалистов.

Структура нашей образовательной модели состоит из 3-х компонентов: мотивационный, информационный, практический.

 

Перед вами бокс с различными предметами, которые будут направлять и помогать нам сегодня.

 

«Методический пинцет (инструмент)» – деятельность. 

 «Методический магнит» – мотивация.

«Методическая лупа» – сбор информации. 

 

Предлагаю вам сейчас поразмышлять. Определить последовательность расположения компонентов модели «Экспериментальная экология». (На магнитной доске три компонента в разбросе и собирается в виде колбы)

Предлагаю приступить к выполнению. (1 минута)

 

Пока участники готовятся, уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с одним из вариантов включения  конструирования в изучение экологических понятий. Мы с вами построим пищевую цепочку. У нас есть конструктор с изображениями ее компонентов: лист, гусеница, птица. Прошу вас озвучить, какую последовательность нужно составить? 

Фокус группа определила последовательность компонентов правильно. Вначале конечно мотивация, затем сбор информации и последнее деятельность. Молодцы, вы хорошо справились и теперь можете приступить к основному заданию.

 

Мы будем заполнять методическую колбу компонентами нашей образовательной модели.  Фокус группе предстоит определить содержание для каждого компонента. 

 

Тема «О лесах и людях».

 

ОТВЕТЫ ДЛЯ ФОКУС ГРУППЫ!! Можно напечатать фразы, а фокус группа будет их располагать рядом с компонентом.

  • Компонент нашей ОМ –  «Мотивационный»

Проблемная ситуация

 Электронное письмо

Событие

Индивидуальные интересы детей

Игровые персонажи

Предложение участие в акции

  • Компонент Информационный

 

 «Модель трех вопросов» 

 

Что мы знаем? 

      

Что мы хотим узнать?

 

Как можем найти?

  • Практический этап – деятельность

Конструирование 

Робототехника. 

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ФОКУС ГРУППЫ!!!

 

– Уважаемые коллеги, какие темы построек вы можете предложить для конструирования с детьми в рамках темы  «О лесах и людях»?

 

Ответы зрителей:

  • Индивидуальные постройки: различных животных, растений.
  • Коллективные постройки( более масштабные : заповедник, зоопарк, экосистема леса).
  • Инженерно-технические помощники: роботы помощники, которые сажают деревья, убирают мусор, чистят воздух, мусороперерабатывающий завод и др.
  • Возможно сконструировать экологические знаки (поведение на природе, знаки охраны воды).  

Все верно, благодарю за ваши варианты! Добавлю, что, например, ребенок может самостоятельно создать свой макет экологического знака (разрешающего, запрещающего, предупреждающего) и в дальнейшем использовать его в познавательной игре, посвященной обитателям леса – животным и птицам, лесным растениям, грибам и ягодам.

На экране представлены некоторые постройки детей, которые были сконструированы в разных экологических проектах (дары земли, растения, небесные тела и др.) 

3.Завершающая часть.

Итак, уважаемые участники фокус-группы, вы составили образовательную модель по теме «О лесах и людях». Расскажите о ней 

Отлично! Благодарю вас и надеюсь, что данная тема стала вам более понятной.

Каковы же результаты нашей работы с использование ОМ

– создано развивающее образовательное пространство;

использование разнообразных форм и методов в работе с детьми позволило мне расширить кругозор дошкольников;

-у детей формируется экологическая культура, природоохранное сознание и интерес к конструкторской деятельности;

Хочется подчеркнуть универсальность и доступность данной технологии, ведь робототехнике обучают и другие наборы (робомышь, лего и т.д.), а конструирование в свою очередь тоже многообразно (из бумаги, природных и бросовых материалов, с разными типами соединения…). 

Модель позволяет применять ее в работе с детьми разных возрастов, в любой образовательной области. Также предусмотрена преемственность детского сада и школы, т.к. современные школьники в большинстве своем занимаются, интересуются этим техническим направление в деятельности. 

Для того, чтобы оценить проведенный  мастер-класс будем беречь экологию и наше драгоценное время. Прошу поднять правую руку тем, кому понравился мастер-класс, левую руку тем, у кого остались вопросы. Теперь я точно знаю с кем мне нужно пообщаться сегодня! Благодарю за внимание и готова ответить на вопросы жюри.