«Школа наставничества», как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации молодых педагогов в ДОУ.
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Формат реализации практики: «Школа наставничества».
Период реализации «Школы наставничества»: 2021-2024 учебный год. Целевая аудитория практики: начинающие педагоги.
Идея «Школы наставничества». Наставничество в нашем детском саду было всегда. Молодой педагог приходил в коллектив, и его ставили к опытному педагогу, который помогал ему в работе, в паре было легче работать и набираться опыта. Но с открытием в 2020 году нового корпуса в детский сад пришло много молодых педагогов и наставников «в пару» не хватало. Молодые педагоги, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи более опытных коллег, мы стали искать новые пути решения проблем, вот и пришла идея создания: «Школы наставничества». Разработчиком данной формы стала Щелкалова Наталья Владимировна, Мы ее поддержали и продолжаем работать в этом направлении.
Актуальность. Новички в педагогике часто испытывают трудности при адаптации к новой среде и культуре детских образовательных учреждений. Наставничество способствует их более быстрой интеграции, укреплению связей и вхождению в коллектив. Этот процесс дает возможность наблюдать за работой опытных коллег, учиться у них и разрабатывать собственные методы обучения. Молодые педагоги могут осмысливать свою деятельность, корректировать свои подходы и развивать свою профессиональную идентичность. Наставничество представляет собой передачу ценного опыта, знаний и практических навыков от опытных педагогов к новичкам. Основной аспект наставничества — это индивидуальный подход к каждому. Кроме того, наставничество становится эффективным инструментом для повышения профессиональных навыков молодых педагогов. В связи с этим, на протяжении более четырех лет мы занимаемся наставничеством начинающих педагогов и активно содействуем их профессиональному развитию.
Цель: Помочь молодым педагогам в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта посредством наставничества.
Основными задачами деятельности педагога-наставника считаем:
- Стимулировать молодого воспитателя к исследованию эффективных и современных методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
- Направлять начинающего педагога на креативное применение передового педагогического опыта в своей практической деятельности.
- Помогать молодому специалисту, успешно адаптироваться в образовательном учреждении.
- Ускорять процесс профессионального развития воспитателя и формировать у него способность самостоятельно и качественно выполнять свои обязанности.
- Помогать взаимодействовать с родителями. Опытные педагоги могут передавать своим коллегам навыки взаимодействия с родителями, что способствует созданию более открытых и доверительных отношений с семьями воспитанников.
- Поддерживать эмоциональный комфорт молодых педагогов, что очень важно для здоровья и мотивации сотрудников.
- Способствовать развитию рефлексивных навыков, когда педагоги учатся анализировать свои действия, понимать, что работает, а что нет, и адаптировать свои подходы.
Таким образом, наставничество в детском саду играет важную роль в профессиональном становлении педагога, улучшении качества образовательного процесса и создании дружелюбной атмосферы в коллективе. Наставничество позволяет наблюдать за процессом обучения и развития педагогов, что помогает оценить эффективность образовательной практики и вносить необходимые изменения.
Новизна. Содействуя молодым педагогам, мы стремимся развить у них важные нравственные и профессиональные качества, обучить тонкостям профессии, воспитать стремление к постоянному развитию, привить культуру труда и поощрять активное участие в жизни коллектива.
Деятельность наставника по созданию условий профессионального роста молодого педагога является важной частью системы образования. Основные направления этой деятельности
- Индивидуальный подход
– Наставник анализирует сильные и слабые стороны молодого педагога, его интересы и цели, чтобы разработать персонализированную программу развития.
- Организация практической работы
– Наставник предоставляет возможности для применения теоретических знаний на практике, организуя наблюдения за уроками и учебными мероприятиями, а также совместное проведение занятий.
- Обратная связь и рефлексия
– Важным аспектом взаимодействия является регулярная обратная связь. Наставник помогает молодому педагогу оценить его уроки, выявить сильные стороны и области для улучшения, что способствует профессиональному развитию.
- Профессиональное развитие
– Наставник направляет молодого педагога на различные курсы повышения квалификации, семинары и тренинги, которые соответствуют его потребностям и интересам.
- Создание поддержки и доверительной атмосферы
– Наставник обеспечивает комфортную обстановку для открытого общения, что позволяет молодому специалисту делиться своими переживаниями, трудностями и идеями.
- Постановка целей и планирование
– Наставник помогает молодому педагогу формулировать профессиональные цели и разрабатывать планы по их достижению, что даёт ясность на пути к росту.
- Моделирование занятий
– Наставник может проводить открытые занятия, демонстрируя различные методики, подходы и приемы, что дает молодому педагогу представление о лучших практиках.
- Анализ образовательной практики
– Наставник обучает молодого педагога стратегиям анализа и самоанализа собственной деятельности, чтобы он мог самостоятельно работать над своим профессиональным развитием.
- Создание профессиональной сети
– Наставник может помочь наладить контакты с другими педагогами и специалистами, что способствует обмену опытом и лучшими практиками.
- Мотивация и вдохновение
– Наставник поддерживает мотивацию молодого педагога, делясь успешными примерами из своей практики, вдохновляя его на новые достижения и профессиональные свершения. Такое взаимодействие помогает молодым педагогам не только развивать свои навыки, но и уверенно входить в профессию, что в конечном итоге приводит к повышению качества образовательного процесса.
Наставническую деятельность осуществляем в несколько этапов.
На первом (адаптационном) этапе знакомимся и налаживаем общение с молодым воспитателем. В ходе беседы помогаем ему уточнить круг профессиональных обязанностей, проводим диагностику профессиональных затруднений. Затем вместе с молодым педагогом мы выбираем эффективные формы взаимодействия с учетом его основных проблем и потребностей, разрабатываем индивидуальный план осуществления наставничества. (Приложение № 1). Кроме индивидуального плана, есть план работы «Школы наставничества».
Цель второго (основного) этапа заключается в реализации индивидуального плана наставничества, а также в оказании поддержки молодому воспитателю в развитии профессиональных навыков и создании плана личного саморазвития. Для достижения этой цели мы применяем активные формы и методы профессиональной поддержки, такие как практикум, совместная разработка содержания занятий, праздников и мероприятий, помощь в подборе методических материалов, взаимные посещения педагогических событий с последующим обсуждением эффективных методов и приемов, а также другие подходы.
На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования анализируем уровень профессиональной компетентности молодого педагога, эффективность нашего профессионального взаимодействия.
Современные подходы, методы, технологии обучения. Основной формой развития педагогических умений начинающих воспитателей считаем практикум, в ходе которого используем проблемные ситуации, деловые игры, семинары-практикумы, мастер-класс, педагогические посиделки, дискуссии, коуч-сессия, вечер вопросов и ответов, круглый стол и другие активные методы. При подготовке к любым мероприятиям с детьми, содержание которых разрабатывает молодой педагог, внимательно слушаем его, затем в ходе диалога помогаем определить наиболее эффективные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, современных требований дошкольного образования. А также предусматриваем проблемные ситуации, которые могут возникнуть в результате использования новых игрушек, пособий, не апробированных ранее методов и приемов.
Частью работы с молодыми педагогами в нашем саду также является организация наставничества в Профсоюзе. Профсоюз – это организатор огромного количества действительно ценных и необходимых мероприятий. Именно активное вовлечение молодых педагогов в общественную деятельность помогает им становиться активными, дружными, умеющими выступать перед большой аудиторией. В нашей ППО большое внимание уделяется работе с молодёжью. Делаем акцент на том, что профсоюз – это ТЫ и ЕГО сила в ТВОЁМ участии. Молодых педагогов, которые пришли в сад, сразу агитируем на вступление в профсоюз. Фишкой нашего наставничества в профсоюзе является группа в мессенджере «Даешь молодежь!» и регулярные встречи «Профсоюзные посиделки». Где мы за чашкой чая, в непринужденной обстановке, играем в настольные игры, обмениваемся опытом, заряжаемся энергией, снимаем напряжение, делимся новыми идеями и проектами, большинству которых в скором времени мы дадим жизнь. Такая форма работы помогает наставникам и наставляемым делиться опытом, учиться друг у друга и готовить отличную замену себе в будущем.
Благодаря, такому формату общения, у нас среди молодежи стали появляться лидеры, образовалась команда единомышленников, которые готовы учиться, набираться опыта, предлагать свои проекты для территориальной профсоюзной организации, учувствовать не только в мероприятиях нашего сада, но и города, и даже области. Результатами работы стало:
1.100% педагогов до 35 лет являются членами профсоюза.
- Молодые члены профсоюза участвовали в областных интеллектуальных играх «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ-2» и стали победителями отборочного этапа. 3.Воробьева Ирина приняла участие в областном конкурсе «Профсоюзный стартап» и стала победителем городского конкурса «Женщина года».
4.В 2022 году Дубровина А.В. стала победителем городского конкурса по охране труда.
5.В 2023 году наша организация стала победителем городского смотра-конкурса на звание «Лучшая организация г. Оби по социальному партнерству».
- Молодые педагоги нашей ППО – организаторы и ведущие городских профсоюзных мероприятий, например: А) интеллектуальная игра «КВИЗТВИКС» Б) Форум педагогических работников «Под крылом ПРОфсоюза». В) «Форум молодых» «Профсоюзный взлёт». Д) Мастер –класс для молодых педагогов на областном слете «Профсоюзная Заимка»
(Презентация № 2 «Наставничество»).
Результативность данного опыта наставничества подтверждают профессиональные достижения начинающих педагогов: они продолжают работать в нашем детском саду, успешно прошли аттестацию, их профессиональный авторитет постоянно повышается. Опыт осуществления образовательной деятельности представлен воспитателями на методических мероприятиях муниципального уровня, на заседаниях районных проблемных групп. Педагоги являются победителями и призерами профессиональных конкурсов муниципального (Воспитатель года, Дебют года, Формат роста, Творческий педагог) регионального и всероссийского уровня, а их воспитанники — победители и призеры интеллектуальных и творческих детских конкурсов. Результаты педагогической деятельности через действующую систему наставничества за период с 2021-2024 учебные года: за данный период через систему «Школа наставничества» прошли обучение 24 молодых педагога. В настоящее время продолжают работать 16 педагогов, из них аттестовались на I квалификационную категорию 6 педагогов, готовят аттестационную работу и подачу документов на очередное заседание АК в 2024 году 5 молодых педагогов. Вместе с молодыми специалистами проводился анализ тех профессиональных компетенций, которыми они обладают, выявлялись их сильные и слабые стороны, а также искались пути и принимались решения для их улучшения. Совместная работа способствовала самореализации молодых и вновь принятых сотрудников, развитию их личностных качеств и коммуникативных навыков, совершенствованию педагогической базы, умению управлять детским коллективом и установлению эффективного сотрудничества с родителями воспитанников. Считаем, что организация профессиональной адаптации и повышения квалификации молодых педагогов в образовательной организации в форме наставничества способствует их успешному вхождению в выбранную профессию и служит отправной точкой для дальнейших профессиональных исканий, находок и успехов. А также способствует профессиональному развитию педагогов-наставников, помогает им увидеть и наметить новые перспективы своей педагогической деятельности. Таким образом, данный опыт наставнической деятельности результативен, его применение не требует создания специальных условий, поэтому он может быть использован для организации наставничества в любой образовательной организации.
Тема: «Повышение уровня профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества».
Цель: Помочь молодым педагогам в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта посредством наставничества.
Задачи:
- Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности.
- Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении, умению общаться с детьми, родителями, коллегами.
- Наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности.
- Осуществлять межличностное общение с коллегами (делиться собственными разработкам и перенимать чужой опыт).
.
Работа с коллегами:
- Составить план работы на год с молодым педагогом Кононовой Ю.М.
- Продолжить работу в «Школе молодого специалиста».
- Участвовать в работе МО наставников.
- Подготовить мастер – класс для молодых педагогов.
- Принять участие в конкурсе по наставничеству.
нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда. –
образовательной организации / под общ. ред. Г. А. Вашкиной. – Кемерово: изд–во МБОУ
ДПО «Научно–методический центр», 2017. – 88 с.
2023г.; ООО «Актион–диджитал»; Главный редактор Т.Н. Агуреева; «Шесть форматов
наставничества на выбор, чтобы реализовать задачи Года педагога и наставника»; 2023г. –
стр.4
План работы на год с молодым педагогом Кононовой Ю.М.
1. | Помощь в оформление документации группы: перспективного и календарного планов, плана по самообразованию | сентябрь |
2. | Оказание помощи в проведении и оформлении мониторинга детского развития | октябрь |
3. | Посещение молодым специалистом занятий и режимных моментов у наставника. | ноябрь |
4 . . | Формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. | декабрь |
5. | Организация РППС. Подготовка материала к тематической неделе. | январь |
6. | Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и путей их устранения. | Февраль-март |
7 | Организация индивидуальной работы с детьми. | апрель |
9 | Помощь в оформлении отчетов. Проведение итогов работы. | май |