муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №374» (МБДОУ №374)
Ул. Софийская ,10, г. Новосибирск , 630056,
ОКПО 23634291; ОГРН 1025403657696
ИНН/КПП 5408158610/540801001
Технология «Умный пол» как средство физического развития детей дошкольного возраста
Авторы:
Емельянова Н.Н
Пешкова Е.Е
Новосибирск 2024
Тип проекта: информационный, познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой
Срок реализации: один учебный год.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Возраст: дети 5-7 лет
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Пояснительная записка
Современные образовательные технологии стремительно развиваются и становятся неотъемлемой частью процесса обучения. Использование Реджио подхода в сочетании с инновационной технологией «умный пол» откроет новые горизонты для детей в детском саду, создавая среду, способствующую их активному обучению и развитию. Основная цель реджио-подхода — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребёнка. Вообще, технология «умный пол»— это интерактивный пол, напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами. Попадая на территорию проекции, ребенок своими движениями выполняет игровые действия и решает образовательные задачи. С помощью данного инструмента решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Поддерживается инициатива и самостоятельность детей в различных видах деятельности, развиваются коммуникативные навыки, творческое и логическое мышление, двигательная активность.Существует два варианта технологии «умный пол»: первый вариант — это специальное электронное оборудование, второй вариант – напольные игры, сделанный своими руками. Это игры, которые можно выполнить из цветного скотча, малярного скотча, изоленты, другого подручного материала. Они предназначены для игры на полу в группе.
Технология «УМНЫЙ ПОЛ» :
– инструмент, позволяющий изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ
– познавательное пространство,
– игровое поле ,
-художественно-эстетического развитие ,
– удовлетворяет образовательных потребностей ,
-формирует личностные качества (уверенность, инициативность, эмоциональный комфорт ребёнка),
-дает возможность ребенку и педагогу совместно участвовать в создании образовательной среды
Актуальность проекта
Современные условия жизни требуют от нас постоянного поиска новых методов и подходов к организации физической активности детей. Проект “Умный пол как средство физического развития детей дошкольного возраста” является ответом на вызовы современности и представляет собой инновационное решение для развития физической активности и координации движений у детей.
Регулярные физические упражнения необходимы для поддержания здоровья и формирования у детей правильной осанки, силы, гибкости и выносливости. “Умный пол” предоставляет возможность организовать разнообразные движения, игровые сценарии и индивидуальные тренировки, что делает занятия более увлекательными и мотивирующими.
Использование технологий в проекте позволяет создать интересные и интерактивные упражнения, которые благоприятно сказываются на мотивации детей. Дети охотнее занимаются физической активностью, когда занятия сопровождаются элементами игры и новыми технологиями.
“Умный пол” можно адаптировать под разные возрастные группы и уровни физической подготовки, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Цели и задачи
Цель проекта:
Создание многофункционального пространства «Умный пол», которое мотивирует детей заниматься физической активностью и улучшать свои двигательные навыки.
Задачи проекта:
1. Проведение опросов и бесед с детьми и их родителями для выявления предпочтений и ожиданий от проекта.
2. Создание подробного плана и дизайна “умного пола” с учетом возрастных особенностей, интересов и физической подготовки детей.
3. Создание картотеки игр , которые будут использоваться для развития различных навыков, включая физическую активность и познавательные способности.
4 . Организация мастер-классов и мероприятий:
Проведение мастер-классов для детей и родителей, где они смогут ознакомиться с работой “умного пола”, участвовать в играх и упражнениях.
5. Мониторинг и оценка результатов:
Проведение регулярных оценок уровня физической активности детей, их самоощущения и заинтересованности в занятиях с “умным полом” с целью корректировки программы и улучшения проекта.
6 . Распространение опыта:
Подготовка отчетов и материалов для образовательных учреждений и родителей о результатах проекта, а также о возможностях реализации аналогичных инициатив в других местах.
Планируемый результат
- Увеличение физической активности детей:
Ожидается, что участие в играх и упражнениях на “умном полу” приведет к заметному увеличению уровня физической активности детей. Это будет отражаться в улучшении их физических кондиций, таких как выносливость, сила и координация.
2. Развитие моторики и координации:
Дети смогут улучшить свои двигательные навыки: координацию движений, баланс и гибкость. Это будет оцениваться путем проведения тестов и наблюдений за прогрессом.
3. Повышение интереса к физической культуре и спорту:
Проект должен сформировать у детей позитивное отношение к физической активности и спорту, повысив их заинтересованность в занятиях физической культурой вне “умного пола”.
4. Формирование навыков командной работы:
За счет игровых форматов и командных соревнований, дети научатся работать в команде, развивать лидерские качества и навыки общения.
5. Создание обучающих материалов и программ:
Проект приведет к созданию пособий, методических рекомендаций и обучающих игр, которые могут быть использованы в других образовательных учреждениях.
6. Вовлечение родителей в проект через мастер-классы и демонстрации, что создаст поддерживающее сообщество и повысит уверенность в значимости физической активности для детей.
Эти планируемые результаты будут способствовать созданию более активной и здоровой среды для детей, а также формированию у них необходимых навыков, которые пригодятся им в будущем.
Этапы проекта
Первый этап проекта: Подготовительный
Разработка плана проекта:
– Сбор информации о Реджио – технологии «Умный пол » в области физического развития детей.
-Знакомство родителей и детей с понятием «умный пол»
-Выбор материала для изготовления «умного пола»
– Выбор тематики для “умного пола”, включая основные функции и игры.
– Создание картотеки игр и упражнений, интегрированных с “умным полом”, направленных на физическое развитие детей.
Второй этап проекта: Основной
– Изготовление из подручных материалов ( изолента, скотч) «Умного пола»
– Знакомство детей с картотекой игр и упражнений
-Освоение детьми основных правил игр
Третий этап проекта: Заключительный
– Анализ полученных данных для дальнейшего улучшения и более эффективного внедрения.
-Сбор обратной связи от детей, родителей и педагогов о работе системы.
– Диагностика физической активность детей и уровня вовлеченности.
Заключение
Проект “Умный пол своими руками в детском саду” не только позволяет создать уникальную образовательную среду с использованием Реджио технологий, но и вовлечет детей, воспитателей и родителей в творческий процесс. Такой подход повысит уровень взаимодействия и создаст атмосферу сотрудничества, что упрочит группу и сделает обучение еще более увлекательным. Напольные игры для дошкольников не только развивают физическую активность, но и способствуют формированию социальных навыков, творческого мышления и командного взаимодействия, что делает их незаменимым инструментом в раннем обучении и воспитании.
Подводя итог, хотелось отметить, что созданная РППС должна:
– иметь привлекательный вид;
– положительно влиять на эмоциональное состояние каждого ребенка;
– удовлетворять потребности каждого ребенка в познании окружающего мира;
– способствовать решению образовательных задач по всем образовательным областям, а значит по всем направлениям развития детей.
Таким образом, “умный пол” в детском саду играет важную роль в развитии детей, обеспечивая им доступ к современным образовательным возможностям и способствуя формированию у них навыков, необходимых для успешной адаптации в будущем
Приложение 1
Картотека игр
«Ходилки»
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков. Детям нужно встать на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и сам передвигается вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Игрок может проходить мимо других игроков или останавливаться рядом с ними.
Цель игры: Дойти до финиша первым.
Игра «Делай, как я»
Цель: развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию
Ведущий бросает кубик для того, чтобы определить участника, которому предстоит повторить позу, которую он видит на картинке или ему демонстрирует ведущий.
«На ориентировку в пространстве»
Задачи: Продолжать развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), слева – справа.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева окно, сзади на полках –игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко, высоко – низко.
Ход игры:
Вариант№1. ребенок садится в центр умного квадрата, относительно его тела ложится предмет, и ребенок должен назвать, где он находится вверху – внизу, впереди – сзади (позади), слева – справа.
Вариант№2. ребенок встает в центр умного квадрата, и двигается в заданном направлении (воспитателем) (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз).
Вариант№3. В центр умного квадрата помещаем картинку машинки (человечка) и создаем условия для развития умения у ребенка определять пространственные направления от себя и двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз).
Вариант №4. ребенок встает в центр умного квадрата и отвечает на вопросы воспитателя ( что находится справа от тебя?, слева?, сзади?, и т.п..). и обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева окно, сзади на полках –игрушки).
«Скок-скок»
Цель:
Развить координацию и ловкость.
Правила:
Дети поочередно прыгают с одного квадрата на другой, стараясь не наступить на линии.
«Бег по цветам»
Цель:
Узнавание цветов и развитие памяти.
Правила:
Ведущий называет цвет, а дети должны быстро добежать до соответствующего участка.
«Балансирующий мост»
Цель:
Развивать равновесие.
Правила:
.Линии, имитируют узкий мост, по которому нужно пройти.
Дети должны пройти по мосту, не упав.