Технология “умный пол” как средство физического развития детей дошкольного возраста

ФИО: Пешкова Е.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4428
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Технология "умный пол" как средство физического развити детей дошкольного возраста
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №374» (МБДОУ №374)

Ул. Софийская ,10, г. Новосибирск , 630056,

ОКПО 23634291; ОГРН 1025403657696

ИНН/КПП 5408158610/540801001

Технология «Умный пол» как средство физического развития детей дошкольного возраста

Авторы:

Емельянова Н.Н

Пешкова Е.Е

Новосибирск 2024

 

Тип проекта: информационный, познавательно-творческий.

 Вид проекта: групповой

Срок реализации: один учебный год.

Продолжительность проекта: долгосрочный. 

Возраст: дети 5-7 лет 

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Пояснительная записка

Современные образовательные технологии стремительно развиваются и становятся неотъемлемой частью процесса обучения. Использование Реджио подхода в сочетании с инновационной технологией «умный пол» откроет новые горизонты для детей в детском саду, создавая среду, способствующую их активному обучению и развитию. Основная цель реджио-подхода — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребёнка. Вообще, технология «умный пол»— это интерактивный пол, напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами. Попадая на территорию проекции, ребенок своими движениями выполняет игровые действия и решает образовательные задачи. С помощью данного инструмента решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Поддерживается инициатива и самостоятельность детей в различных видах деятельности, развиваются коммуникативные навыки, творческое и логическое мышление, двигательная активность.Существует два варианта технологии «умный пол»: первый вариант — это специальное электронное оборудование, второй вариант – напольные игры, сделанный своими руками.  Это игры, которые можно выполнить из цветного скотча, малярного скотча, изоленты, другого подручного материала. Они предназначены для игры на полу в группе.

Технология «УМНЫЙ ПОЛ» :

– инструмент, позволяющий изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ

– познавательное пространство,

– игровое поле ,

-художественно-эстетического развитие ,

– удовлетворяет образовательных потребностей ,

-формирует личностные качества (уверенность, инициативность, эмоциональный комфорт ребёнка),

-дает возможность ребенку и педагогу совместно участвовать в создании образовательной среды

Актуальность проекта

 

Современные условия жизни требуют от нас постоянного поиска новых методов и подходов к организации физической активности детей. Проект “Умный пол как средство физического развития детей дошкольного возраста” является ответом на вызовы современности и представляет собой инновационное решение для развития физической активности и координации движений у детей.
Регулярные физические упражнения необходимы для поддержания здоровья и формирования у детей правильной осанки, силы, гибкости и выносливости. “Умный пол” предоставляет возможность организовать разнообразные движения, игровые сценарии и индивидуальные тренировки, что делает занятия более увлекательными и мотивирующими.
Использование технологий в проекте позволяет создать интересные и интерактивные упражнения, которые благоприятно сказываются на мотивации детей. Дети охотнее занимаются физической активностью, когда занятия сопровождаются элементами игры и новыми технологиями.
“Умный пол” можно адаптировать под разные возрастные группы и уровни физической подготовки, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

 

Цели и задачи

 

Цель проекта:

   Создание  многофункционального пространства «Умный пол», которое мотивирует детей заниматься физической активностью и улучшать свои двигательные навыки.

 

Задачи проекта:

1.  Проведение опросов и бесед с детьми и их родителями для выявления предпочтений и ожиданий от проекта.

   2. Создание подробного плана и дизайна “умного пола” с учетом возрастных особенностей, интересов и физической подготовки детей.
3.  Создание картотеки игр , которые будут использоваться для развития различных навыков, включая физическую активность и познавательные способности.
4 . Организация мастер-классов и мероприятий:
   Проведение мастер-классов для детей и родителей, где они смогут ознакомиться с работой “умного пола”, участвовать в играх и упражнениях.
5. Мониторинг и оценка результатов:
   Проведение регулярных оценок уровня физической активности детей, их самоощущения и заинтересованности в занятиях с “умным полом” с целью корректировки программы и улучшения проекта.
6 . Распространение опыта:
   Подготовка отчетов и материалов для образовательных учреждений и родителей о результатах проекта, а также о возможностях реализации аналогичных инициатив в других местах.

 

Планируемый  результат

 

  1. Увеличение физической активности детей:
    Ожидается, что участие в играх и упражнениях на “умном полу” приведет к заметному увеличению уровня физической активности детей. Это будет отражаться в улучшении их физических кондиций, таких как выносливость, сила и координация.
    2. Развитие моторики и координации:
    Дети смогут улучшить свои двигательные навыки: координацию движений, баланс и гибкость. Это будет оцениваться путем проведения тестов и наблюдений за прогрессом.
    3. Повышение интереса к физической культуре и спорту:
       Проект должен сформировать у детей позитивное отношение к физической активности и спорту, повысив их заинтересованность в занятиях физической культурой вне “умного пола”.
    4. Формирование навыков командной работы:
       За счет игровых форматов и командных соревнований, дети научатся работать в команде, развивать лидерские качества и навыки общения.
    5. Создание обучающих материалов и программ:
       Проект приведет к созданию пособий, методических рекомендаций и обучающих игр, которые могут быть использованы в других образовательных учреждениях.
    6.  Вовлечение родителей в проект через мастер-классы и демонстрации, что создаст поддерживающее сообщество и повысит уверенность в значимости физической активности для детей.
    Эти планируемые результаты будут способствовать созданию более активной и здоровой среды для детей, а также формированию у них необходимых навыков, которые пригодятся им в будущем.

 

Этапы  проекта


    Первый этап проекта: Подготовительный

 Разработка плана проекта:

– Сбор информации о Реджио – технологии «Умный пол » в области физического развития детей.

-Знакомство   родителей   и детей с понятием «умный пол»

-Выбор материала для изготовления «умного пола»
– Выбор тематики для  “умного пола”, включая основные функции и игры.
 – Создание картотеки игр и упражнений, интегрированных с “умным полом”, направленных на физическое развитие детей.

 

Второй этап проекта: Основной

– Изготовление из подручных материалов ( изолента, скотч) «Умного пола»

– Знакомство детей с картотекой игр и упражнений 

-Освоение детьми основных правил игр

Третий этап проекта: Заключительный

 – Анализ полученных данных для дальнейшего улучшения и более эффективного внедрения.

-Сбор обратной связи от детей, родителей и педагогов о работе системы.

– Диагностика физической активность детей и уровня  вовлеченности.

 

Заключение

 

Проект “Умный пол своими руками в детском саду” не только позволяет создать уникальную образовательную среду с использованием Реджио технологий, но и вовлечет детей, воспитателей и родителей в творческий процесс. Такой подход повысит уровень взаимодействия и создаст атмосферу сотрудничества, что упрочит группу и сделает обучение еще более увлекательным. Напольные игры для дошкольников не только развивают физическую активность, но и способствуют формированию социальных навыков, творческого мышления и командного взаимодействия, что делает их незаменимым инструментом в раннем обучении и воспитании.

Подводя итог, хотелось отметить, что созданная  РППС должна:

– иметь привлекательный вид;

– положительно влиять на эмоциональное состояние каждого ребенка;

– удовлетворять потребности каждого ребенка в познании окружающего мира;

– способствовать решению образовательных задач по всем образовательным областям, а значит по всем направлениям развития детей.

Таким образом, “умный пол” в детском саду играет важную роль в развитии детей, обеспечивая им доступ к современным образовательным возможностям и способствуя формированию у них навыков, необходимых для успешной адаптации в будущем

 

Приложение 1

 

Картотека игр

 

«Ходилки»

 

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.  Детям нужно встать  на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и сам передвигается вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Игрок может проходить мимо других игроков или останавливаться рядом с ними. 

Цель игры: Дойти до финиша первым.

 

Игра «Делай, как я»

Цель: развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию

Ведущий бросает кубик для того, чтобы определить участника, которому предстоит повторить позу, которую он видит на картинке или ему демонстрирует ведущий. 

 

«На ориентировку в пространстве»

Задачи: Продолжать развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), слева – справа.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной  стол, справа от меня дверь, слева окно, сзади на полках –игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко, высоко – низко.

Ход игры: 

Вариант№1. ребенок садится в центр умного квадрата, относительно его тела ложится предмет, и ребенок должен назвать, где он находится вверху – внизу, впереди – сзади (позади), слева – справа.

Вариант№2.  ребенок встает в центр умного квадрата, и двигается в заданном направлении (воспитателем) (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз).

Вариант№3. В центр умного квадрата помещаем картинку машинки (человечка) и создаем условия для развития умения у ребенка определять пространственные направления от себя и двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз).

Вариант №4.  ребенок встает в центр умного квадрата и отвечает на вопросы воспитателя ( что находится справа от тебя?, слева?, сзади?,  и т.п..). и обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной  стол, справа от меня дверь, слева окно, сзади на полках –игрушки).

 

«Скок-скок»

Цель:

Развить координацию и ловкость.

Правила:

 Дети поочередно прыгают с одного квадрата на другой, стараясь не наступить на линии.

 

«Бег по цветам»

Цель:

 Узнавание цветов и развитие памяти.

Правила:

Ведущий называет цвет, а дети должны быстро добежать до соответствующего участка.

 

«Балансирующий мост»

Цель:

 Развивать равновесие.

Правила:

.Линии, имитируют узкий мост, по которому нужно пройти.

Дети должны пройти по мосту, не упав.