Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности по освоению
познавательного развития
МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»
Средняя группа «Радуга»
Воспитатель первой квалификационной категории Мингалимова Татьяна Геннадьевна
Тема: «Свойства воды»
Цель деятельности воспитателя: Дать детям представление о воде, её свойствах опытно-экспериментальным способом.
Задачи.
Формировать умение сравнивать и анализировать. Развивать: познавательную активность детей в процессе экспериментирования; логическое мышление, умение делать выводы.
Активизировать словарь детей. .
Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы. У детей сформированы знания о свойствах воды (прозрачная, меняет цвет в зависимости от добавленного в неё красителя, тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают на поверхности). Под руководством воспитателя выполняют простые опыты, делают выводы.
Форма проведения. НОД Реализация содержания программы в образовательных областях (интеграция). Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Используемые технологии: экспериментирование. Виды детской деятельности: игровая, экспериментальная.
Предварительная работа. Знакомство с правилами поведения в лаборатории. Беседа «Для чего одевают халат в лаборатории?».
Словарная работа. Лаборатория. Колба. Пробирка. Прозрачный.
Оборудование. Телевизор. Мольберт. Лабораторная посуда. Белые халаты по количеству детей.
Демонстрационный материал. Видео ролик. Схематичные изображения выводов к опытам. Картинки для дидактической игры.
Раздаточный материал. Пластиковые стаканчики с водой. Квадраты, вырезанные из прозрачного пластика, фетра, картона. Кисти, гуашь.
Камень и пенопластовый шарик.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Материалы и оборудование |
Психологический настрой, | Звонит колокольчиком.
Ребята проходите присаживайтесь на стульчики. Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте передадим это хорошее настроение друг другу. Потихонечку возьмитесь за руки и повторяйте за мной «Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись». Отлично, хорошим настроением мы зарядились. У меня для вас есть что-то интересное, хотите узнать, что? У нас в детском саду проводится конкурс «Галилео» для которого наши ребята с мамами снимали видео с экспериментами. Сегодня я вам покажу ролик, который, сняли Максим Мельник и его мама. Начать его я предлагаю с просмотра видео ролика. Хотите посмотреть? Сядьте ровно, выпрямите спинки. |
Дети проходят и садятся на стульчики.
Проговаривают слова психологической настройки на занятие. Просматривают видео ролик в котором ребенок из нашей группы вместе с мамой проводит эксперимент. |
Колокольчик.
Телевизор. |
Мотивационно-целевой | -Ребята что делал Максим на этом видео?
-Кем он там был? -Правильно, Максим был профессором, а еще можно сказать ученым-исследователем. -А вы хотите так же, как Максим сегодня стать учеными-исследователями? |
-Делал опыт.
-Профессором. -Да хотим. |
|
Актуализация | -Ребята для того, чтобы проводить опыты нам нужна лаборатория.
-Кто знает, что такое лаборатория? |
Предположения детей
Ответы детей. |
|
Ориентировочный
. |
-Лаборатория-это специально оборудованное место, где проводятся разные опыты и эксперименты.
– Мы с вами уже проводили в группе эксперименты, и вы уже знакомы с некоторыми предметами, необходимыми в лаборатории. Предлагаю вам поиграть в игру «Что нужно в лаборатории?». (Проведение дидактической игры) -Молодцы ребята, справились с заданием. |
Дети подходят к доске и соединяют маркером картинки предметов нужных в лаборатории (называют их) с картинкой на которой изображена лаборатория.
Объясняют, почему некоторые картинки не соединили. |
Магнитная дока.
Картинки для дидактической игры. Маркер для доски. |
Динамическая пауза | -Я вижу вы немного устали, предлагаю сделать физкультминутку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели – встали, сели – встали И на месте побежали. |
Руки на пояс
Тянутся вверх Встают прямо Поднимают и опускают плечи Повороты туловищем Наклон вперед Приседания Бег на месте |
|
Поисково – исследовательский.
Практическая работа (если предусмотрена) |
-Вот мы и в нашей лаборатории.
-Прежде чем приступить к экспериментам нам нужно одеть халаты. -Проходите, присаживайтесь за столы. Итак приступаем к первому опыту. -Перед вами стоят три стаканчика, как вы думаете, что в них налито? – Правильно, вода, вы наверно уже догадались, что мы будем проводить опыты с водой. Перед вами лежат ложечки, опустите их в стакан с водой. Ребята, ложечку видно через воду? Что можно сказать о воде, какая она? -Из нашего опыта можно сделать вывод: если через предмет можно увидеть, то что за ним находиться, то такой предмет называется прозрачным. Наш вывод я зафиксирую на магнитной доске(картинка). – Перед вами на столе стоит тарелка, в ней лежат квадраты. Пододвиньте к себе тарелку и определите, какой из них прозрачный. Докажите, что этот квадрат прозрачный. -Приступаем к следующему опыту. В прошлом опыте мы определили, что вода прозрачная, т.е у неё нет цвета. -Как вы думаете можно сделать так, чтобы у воды появился цвет? Что для этого нужно? -Сделайте опыт и докажите, что воду можно окрасить. -Какой вывод можно сделать? Фиксирую наш вывод на магнитной доске. У воды есть еще одно свойство, одни предметы в ней тонут, а другие держатся на поверхности. Пододвиньте к себе тарелочки, что в них лежит? В одну руку возьмите шарик, а в другую камень. Определите, какой из предметов тяжелый, а какой легкий. Как вы думаете, если положить эти предметы в воду, какой из них утонет, а какой останется на поверхности? Давайте проверим. Какой вывод можно делать? Фиксирую вывод на магнитной доске. |
-Нужно одеть халат.Дети одевают халат и шапочку.
Дети садятся за столы. -Вода. -Да, видно. -Прозрачная. Дети смотрят, определяют. -Через него все видно, значит он прозрачный. -В воду можно добавить краску и она окрасится. Дети добавляют в воду краску, говорят в какой цвет она окрасилась. -Вода окрашивается в цвет, который в неё добавляют. Дети определяют, что камень тяжелый, а шарик легкий. Ответы детей Дети опускают в воду предметы. Легкий предмет плавает, а тяжелый тонет. |
Белые халаты.
Стаканчики с водой. Ложки чайные. Квадраты, вырезанные из прозрачного пластика, картона, плотного фетра. Гуашь. Кисти. Камни, пенопластовые шарики. Схематичные изображения выводов к опытам. |
Рефлексивно-оценочный (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), | -Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, а помогут вам в этом наш схемы на мольберте.
-Молодцы, спасибо за вашу работу. |
-Делали опыты.
– Доказали, что вода прозрачная. – Вода может менять цвет. -Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают на поверхности. |
Схематичные изображения выводов к опытам. |