Конспект занятия-расследования по ЛГСР на тему :Зимующие птицы Забайкалья с использованием компонентов нейрологоритмики

ФИО: Чурбанова О.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4514
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия-расследования по ЛГСР на тему :Зимующие птицы Забайкалья с использованием компонентов нейрологоритмики
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Разработал  учитель-логопед I категории Чурбанова Оксана Юрьевна

Тема: Птицы перелетные и зимующие.

Цель: формирование грамматических категорий на материале «Зимующие птицы», используя компоненты нейрологоритмики, через погружение в игру-расследование.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

  1. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах.
  2. Формировать понятие «Зимующих птицах»: активизировать словарь по теме занятия, учить точно и полно отвечать на вопросы, составлять предложения, перестраивать нераспространенные предложения в распространенные и сложные .
  3. Совершенствовать грамматический строй речи: множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов

Коррекционно -развивающие:

Развивать логическое мышление, умение выявлять и устанавливать причинно-следственные связи

Развивать зрительное внимание, речевой слух и фонематическое восприятие, слуховую и зрительную память, физиологическое  дыхание и правильный речевой выдох,  координации речи с движениями, развитие артикуляторной моторики ,мелкой и общей моторики ,ориентации в пространстве.

Корекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, умения работать в группе, соблюдать очередность в работе опираясь на цифры, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе, сочувствия и сопереживания к тяжелым условиям выживания птиц  в зимний период.

Оборудование: мультимедиум, презентация, следы птиц, птичка, «Волшебные лупы», индивидуальные зеркала ,карандаши, раздаточный материал к игре «Живой -неживой», магниты 

 

Ход занятия:

п/п

Этапы занятия Деятельность 

учителя-логопеда

Деятельность 

воспитанников

I.Организационный момент
Организационный момент

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы приветствуем Вас  в нашем детском саду «Колобок». Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

-Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Губы, зубы, язычок,

На зарядку становись!

Челюсть мягко опустись!

В бегемотики играем,

челюсть мягко опускаем!

Вправо-влево, вправо -влево,

Язычок играет смело,

маятник изображаем,

Язычком своим играем!

Вверх качели полетели,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Вверх -вниз, вверх-вниз,

Язычок в постельку лег!

Ротик быстро на замок!

Спасибо, ребята, вы хорошо подготовили  язычок к работе.

-С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома,

Значит, к нам пришла…. (зима).

Молодцы, а   какой месяц сейчас? Правильно! Кто может назвать зимние месяцы.

Молодцы. А какой день недели?

Слайд №1. Сорока

-Сорока-Белобока очень напугана, она говорит, что проснулась в тишине, оказались исчезли все птицы,

 Много следов птиц  на снегу.

Сорока просит позвонить сыщику , чтобы он нашел и вернул птиц.

Звонок скайпа

Ребята, нам кто-то звонит по скайпу, принимаем звонок, внимание на экран

Слайд №2 Сыщик

Дети здороваются с гостями.

Выполнение артикуляционной гимнастики

3 раза

5раз

5раз

Зима

Зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль

Смотрят видио, знакомятся с образом сороки-Белобоки

Какой громкий сыщик? Можно его пускать в лес зимой?

-Правильно он всех перепугает и разбудит медведей. Поэтому  мы с вами сами займемся расследованием. 

Итак, сорока нашла на снегу следы, птиц она не увидела. Рассмотрите следы, и определите, какие птицы исчезли.

Развитие графо-моторных навыков.

-Чтобы хорошо разглядеть птичий след обведите его ручкой.

Следы каких птиц перед вами?

-Нам нужно запомнить названия водоплавающих птиц, которых мы будем искать. Поиграем в игру «На каждый следок назови водоплавающую птицу»

Давайте, сядем в машину и поедим к озеру и проверим, правда ли исчезли водоплавающие птицы и расследуем по какой причине.

Логоритмическое упражнение

«Машина» 1 куплет.

Что это ?

Назовите первый звук в слове озеро.

смотрите внимательно, может ,где-нибудь есть птицы.

Ребята, кто увидел птиц? 

Почему нет водоплавающих птиц?

Правильно, водоплавающие птицы свое питание добывают в иле и воде, там много разных мелких рачков , личинок насекомых. А в замерзшей воде их добыть нельзя, поэтому они улетают в теплые страны.

Слайд .Сорока

-Сорока сказала, что в степи исчезли журавли и жаворонки ,другие птицы.

-А какие это птицы? Я вчера ездила в нашу степь, вот что я там сняла. Показ.

Что заметили?

Можно добыть пропитание под снегом? Можно, но мало: семена мышки -полевки да хомяки еще с осени собрали, птички обклевали. А кем еще питаются птички? Я вам давала задание понаблюдать: Кто исчез в природе с приходом зимы? Что заметили?

-Ребята, давайте немножко отдохнем, песенку про это с вами мы споем.

Упражнение «Птицы»-песня с движениями.

 Почему перелетные птицы улетели от нас на юг?

-Предлагаю вам сыграть в игру «Помоги птицам найти свою семью».

Игра «Помоги птицам найти свою семью» Логопед контролирует выполнение.

-Ребята, мы продолжаем свое расследование. Рассаживайтесь на свои места в машине, поехали.

Слайд машина

Поем песенку   «Машина».

МЫ приехали в лес!

Я вам прочту сейчас стишок ,

Внимательно послушай,

Играем в игру «Подскажи словечко»

1.С желтой грудкой ,

У окошка собирает,

Шустро крошки

Отгадайте ,что за птица?

А зовут ее …. (синица).

2.Зимой на ветках яблоки!

Попробуй собери!

И вдруг, вспорхнули яблоки!

Ведь это (снегири)

3. Кто там прыгает,

Шуршит ,клювом шишки шевелит,

Он бесстрашней всех в природе,

Ведь зимой птенцов выводит!

Клюв его наперекрёст,

А зовется птица (клёст)

Клест питается семенами ели и сосен, а  они открывают свои шишки  в феврале. Богатая пища дает возможность быстро вырастить птенцов. Да и птенцы покрыты плотным пухом и не мерзнут даже в морозы.

Лексико-грамматические игры

  • «Живой- Неживой»

Логопед раздает каждому по паре картинок: воробей, камень,

Синица, снежинка, свиристель, лед, снегирь, сосулька, ворона,

Снеговик. 

-Посмотрите на лес, каких еще вы видите зимующих птиц на деревьях?

Молодцы. Посмотрите  внимательно на зимний лес, кого много на деревьях?

Дети рассматривают следы делают вывод, что это водоплавающие птицы

Дети рассаживаются на стульчики.

Озеро

Первый звук [о].Он гласный

Водоплавающим птицам нужна вода. А она замерзла.

Дети: вся степь покрыта снегом .трудно найти питание.

Исчезли насекомые.

Поют песню про птиц и выполняют движения.

Сортируют картинки по темам: перелетные и зимующие птицы.

Поют песню машина с движениями.

Дети договаривают названия зимующих птиц.

Дети делят слова на слоги, сообщают количество слогов.

Дети дают комментарии к ним.

Дети называют зимующих птиц.

-На деревьях много синиц.

-На деревьях много ворон.

-На деревьях много дятлов.

-На деревьях много снегирей.

-На деревьях много глухарей.

Упражнение в составлении  предложений -ответов.

Чтобы составить предложение нужно сказать: Кто? и  что делает?

-Посмотрите на это дерево и скажите, где сидят глухари?

-А теперь измените свое предложение, так, чтобы всем стало понятно, что их много на дереве.

Глухари сидят.

Глухари сидят на дереве.

На дереве сидели глухари.

На дереве сидело много глухарей.

Описание птиц.

Очень важное умение сыщика описать предмет. Рассказать, какой он по цвету, форме, запаху ,иногда и по вкусу. А лучший инструмент сыщика – это лупа. Что такое лупа?

Правильно, лупа -это оптический прибор для увеличения мелких предметов.

Сегодня на занятии мы используем лупу-подсказку для юных исследователей.

Описывать будем все вместе-командой, как эксперты, птичку.

Молодцы!

Дети рассаживаются на стульчики

Описывают птичку.

-Ребята ,мы с вами в лесу ,чей это звук?

Звук дятла.

-Давайте в дятла поиграем,

Мы ритм у речи развиваем.

Упражнение на координацию речи с движениями.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

В раскрытую ладошку одной руки стучат указательным пальцем другой руки.

Произнесите слово лес. Какой звук вы слышите на конце слова? Звук [с]-согласный, глухой, твердый.
Как хорошо в лесу зимой,

Мы возвращаемся домой.

Займите, пожалуйста, места в своих машинах.

Ура! Мы приехали домой в наш любимый  детский сад!

Кто стучится к нам в окно?

Птичкам голодно зимой,

Стучатся к нам  в окно порой,

В надежде на обед в кормушке,

Летит синичка, снегирек,

Красивый красный огонек!

Покормит, знают, человек,

Он рядом не один здесь  век!

У нас на дереве кормушка, покажите, как вы будите кормить птичек.

-Молодцы, а когда вечером вы пойдете гулять, в кормушки зернышек подсыпьте,   чтобы птички не остались голодными.

Я буду моделировать ситуацию, а вы мне будите составлять предложения  о птичке, что  она сделала. Готовы . 

Скажите ,ребята, почему нужно кормить птиц зимой?

Насыпают зерна в кормушку.

-Птичка прилетела к кормушке.

-Птичка села на ветку.

Птичка села в кормушку.

Птичка летает вокруг кормушки.

Птичка улетела в лес.

Птиц  нужно кормить зимой потому, что им не хватает корма

Рефлексия -Ребята, понравилось занятие?

Может  кому -то было трудно?

Возьмите сердечко ,те кому занятие было легким и интересным.

-Кому было сложно возьмите снеговичка. Давайте прикрепим на экран эмблемы нашего настроения1

Дети прикрепляют свое сердечко на доску  или снеговичка
Спасибо вам большое за старание!