Персонализированная программа наставничества
«педагог – педагог»
на 2024/2025 учебный год
Наставник: …
Наставляемый: …
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Высокая профессиональная компетентность педагогов необходима для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. В образовательных учреждениях молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а администрация, воспитанники и их родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Идея создания персонализированной программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого педагога Зороглян Д.И. во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной деятельности.
Задачи:
– оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности в МАОУ «СОШ №3 имени И.И. Рынкового», в ознакомлении с традициями и укладом учреждения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- помочь педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять свои идеи в воспитательно- образовательный процесс;
- способствовать планированию карьеры молодого педагога, мотивации к повышению квалификационного уровня;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество.
- способствовать становлению умений обобщения собственного педагогического опыта, повышению конкурсной активности наставляемого;
- оказывать консультационную помощь в области предметной подготовки наставляемого;
- способствовать формированию у молодого специалиста целостных теоретических представлений о диагностике метапредметных и предметных, формировать навыки организации мониторинга образовательных результатов;
- отслеживать динамику развития профессиональной деятельности.
Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Этапы реализации программы:
- этап – адаптационный (диагностический). Выявление профессиональных затруднений молодого педагога, разработка основных направлений работы с педагогом.
- этап – основной (проектировочный). Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений наставляемого, оказание методической помощи.
- этап – контрольно-оценочный. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым: консультирование, открытые занятия наставника, взаимопосещение НОД, тренинги, творческие мастерские, мастер-классы, семинары и др.
Ожидаемые результаты:
для наставляемого: повышение квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщение передового педагогического опыта наставляемого Зороглян Д.Г., рост
профессиональной и методической компетенции, повышение уровня готовности к педагогической деятельности. Умение планировать образовательную деятельность, как собственную, так и воспитанников, на основе творческого поиска через самообразование. Успешная адаптация молодого педагога.
для наставника: эффективный способ самореализации и достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества («один-на-один»), где взаимодействие между более опытным и начинающим педагогом происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Модель взаимодействия: опытный педагог – молодой педагог
Сведения | Наставляемый | Педагог – наставник |
ФИО | ||
Образование | ||
Какое учебное заведение окончил | ||
Специальность | ||
Педагогический стаж | ||
Класс | ||
Квалификационная
категория |
В рамках проектировочного этапа реализации персонализированной программы наставничества определяются ресурсы и дефициты наставляемого. Зороглян Д.Г. имеет следующие ресурсы: свободное владение ИКТ, монтаж видео роликов, активное участие в различных конкурсах. Но наряду с этим необходимо учесть следующие профессиональные затруднения и дефициты:
- преобладание теории над практикой;
- недостаточное знание методики преподавания;
- низкий квалификационный уровень;
- неумение строить взаимоотношения с учащимися и родителями;
- адаптация в новом коллективе.
Исходя из модели взаимодействия, разработан индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на срок реализации программы.
Результативность и эффективность реализации индивидуального плана анализируется педагогом-наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
План работы педагога-наставника на 2024-2025 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной работы с наставляемым
№ п/п | Форма работы | Содержание | Сроки |
1 | Оформление документации учителя в соответствии с требованиями. Изучение нормативно – правовой базы ОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ОО на 2024
2025 уч.год). |
Консультация, оказание помощи, совместное изучение программ, пособий, оформление документации | Сентябрь |
2 | Педагогическое самообразование: работа над выбранной темой, уточнение целей и задач, подбор литературы по теме самообразования.
Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары. |
Помощь в работе над темой самообразования, собеседование, консультации | Октябрь
В течение года |
3 | Планирование образовательного процесса в рамках ФГОС и ФОП. Проверка календарного планирования. | Консультация, оказание практической помощи | Сентябрь |
4 | Просмотр режимных моментов и способов использования современных здоровьесберегающих технологий | Консультация «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» Обсуждение конкретных примеров. | В течение года |
5 | «Педагогическая мастерская». Изучение методики проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Включение в работу ШМО, ГМО
. |
Взаимопосещение образовательной деятельности.
Консультации «Активные методы обучения, как средство активизации познавательной деятельности» «Проведение и анализ промежуточной и итоговой аттестации, комплексных и диагностических работ» |
Октябрь Декабрь Март |
6 | Тренинги
«Я – успешный педагог» «Учусь строить отношения: педагог-педагог, педагог-ребенок, педагог-родитель» |
Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально- попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) | Январь |
7 | Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Изучение документации (плана работы с родителями,
протокола, родительских собраний). |
Помощь в организации родительских собраний, КТД | Февраль |
8 | Практикум: ” Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе” | Посещение молодым специалистом уроков, мероприятий опытных учителей школы. | Март |
9 | Мониторинг освоения образовательной программы (знакомство с диагностическим
инструментарием, с методами анализа и обобщения полученных данных). |
Помощь в проведении | Ноябрь
Апрель |
10 | Оценка собственного квалификационного
уровня молодым педагогом и педагогом наставником. |
1. Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.
2. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником. 3. Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. |
Май |
Приложение 1
Оценка уровня развития профессиональных компетентностей учителей
(авторы В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова)
Оцениваются ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя, используя 5-ти балльную шкалу.
5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ – «да».
4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ – «скорее да, чем нет».
3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ – «среднее значение».
2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ – «скорее нет, чем да».
1 – характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ – «нет».
Отмечается знаком «+» в соответствующей колонке.
Показатель уровня профессиональной квалификации учителя определяется как среднеарифметическое значение по шести базовым компетенциям:
ПК =∑ (Xi ЛК + Xi ПЦ + Xi МД + Xi ИОД + Xi ПД +Xi ОУД ) / 6
Где: ПК – показатель уровня квалификации
Хi – среднее значение по каждой из шести компетенций
ЛК – Оценка компетентности в области личностных качеств.
ПЦ – Оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
МД – Оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.
ИОД – Оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.
ПД – Оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.
ОУД – Оценка компетентности в области организации учебной деятельности.
ПК =∑ (4,1 + 4,1 + 4,1 + 4 + 4 + 4,1) / 6 = 4,1
- Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса | |||||
2. | Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания | |||||
3. | Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе | |||||
4. | Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося | |||||
5. | Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся |
1.2. Самоорганизованность
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6. | Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока | |||||
7. | Рабочее пространство учителя хорошо организовано | |||||
8. | Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности | |||||
9. | Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации | |||||
10. | Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
1.3. Общая культура
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
11 | Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы | |||||
12 | Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам | |||||
13 | Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни | |||||
14 | Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении | |||||
15 | Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи |
- Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
16 | Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету | |||||
17 | Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | |||||
18 | Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока | |||||
19 | Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся | |||||
20 | Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
21 | Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока | |||||
22 | Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач | |||||
23 | Умеет сформулировать критерии достижения целей урока | |||||
24 | Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока | |||||
25 | Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями |
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
26 | Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока | |||||
27 | Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения | |||||
28 | Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой | |||||
29 | Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока | |||||
30 | Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока |
- Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
31 | Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету | |||||
32 | Отмечает даже самый маленький успех обучающихся | |||||
33 | Демонстрирует успехи обучающихся родителям | |||||
34 | Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам | |||||
35 | Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех | + |
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
36 | Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации | + | ||||
37 | Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета | |||||
38 | Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности | |||||
39 | Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке | |||||
40 | Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. |
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
41 | Умеет активизировать творческие возможности обучающихся | + | ||||
42 | Демонстрирует практическое применение изучаемого материала | + | ||||
43 | Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий | + | ||||
44 | Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности | + | ||||
45 | Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. | + |
- Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
46 | Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации | |||||
47 | Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы | |||||
48 | Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы | |||||
49 | Владеет современными методами преподавания | |||||
50 | Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии |
4.2. Компетентность в предмете преподавания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
51 | Хорошо знает преподаваемый предмет | |||||
52 | Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей | |||||
53 | При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) | |||||
54 | В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов | |||||
55 | Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету |
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
56 | Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся | |||||
57 | Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом | |||||
58 | Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей | |||||
59 | Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями | |||||
60 | Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений |
- Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
61 | Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ | |||||
62 | Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки | |||||
63 | Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету | |||||
64 | Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач | |||||
65 | Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность |
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
66 | Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов | |||||
67 | Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество | |||||
68 | Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы | |||||
69 | Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства | |||||
70 | Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов |
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
71 | Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения | |||||
72 | Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни | |||||
73 | Умеет аргументировать предлагаемые им решения | |||||
74 | Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов | |||||
75 | Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений |
- Компетентность в области организации учебной деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
76 | Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог | |||||
77 | Умеет разрешать конфликты оптимальным способом | |||||
78 | Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами | |||||
79 | Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. | |||||
80 | Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
81 | Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать | |||||
82 | Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности | |||||
83 | Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами | |||||
84 | Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности | |||||
85 | Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) |
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
86 | Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании | |||||
87 | Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки | |||||
88 | Применяет различные методы оценивания обучающихся | |||||
89 | Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся | |||||
90 | Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. |
Приложение 2
ТАБЛИЦА
эффективности уроков
(разработана доктором педагогических наук, профессором Т.И. Шамовой)
Эффективность урока характеризуется следующими показателями, которые оцениваются баллами – 2, 1, 0:
- Цель урока названа.
- Организованы действия обучающихся по принятию цели.
- Соответствие содержания учебного материала триединой дидактической цели.
Методы обучения обеспечили:
- Мотивацию деятельности обучающихся.
- Сотрудничество учителя и обучающихся.
- Контроль и самоконтроль.
- Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели урока.
Формы организации познавательной деятельности обеспечили:
- Сотрудничество между учениками.
- Включение каждого ученика в деятельность по достижению триединой дидактической цели.
- Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, целью урока.
Уровень достижений триединой дидактической цели:
- Образовательный аспект.
- Воспитательный аспект.
- Развивающий аспект.
Балльные оценки: 2 – реализовано полностью, 1 – реализовано частично, 0 – не реализовано.
Эффективность урока (Эу): Эу = 18/26 • 100% = 69%, где 18 – сумма баллов, 26 –максимально возможная сумма баллов. Если Эу больше или равен 85% и нет ни одной оценки 0, то урок можно признать отличным. Если Эу от 65% до 84% – урок хороший. Если Эу от 45% до 64% – урок проведен удовлетворительно.
Приложение 3
АНКЕТЫ
самоанализ успешности учебной работы наставляемого
- Что особенно удаётся Вам на уроке?
- Какие элементы урока недостаточно удаются Вам?
- Вы легко обеспечиваете творческую, сознательную деятельностную дисциплину на уроке без применения репрессивных мер? (оцените по 10 – балльной шкале)
- Вы нуждаетесь в методической поддержке? Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь Вам?
- По каким разделам учебной работы Вы могли бы помочь своим коллегам?
- Можете ли Вы показать своим коллегам интересные находки, новые для Вас методики, новые приёмы, формы работы (укажите, какие) или рассказать о них?
- Сколько времени уходит у Вас на подготовку к каждому уроку?
- Расскажите о своем самом успешном уроке
АНКЕТА №1
Степень комфортности молодого специалиста в профессиональной среде
ФИО ________________________________________________________
- Ваше образование(нужное подчеркнуть):
– высшее (педагогическое, не педагогическое);
– средне специальное (педагогическое, не педагогическое);
- Стаж Вашей педагогической деятельности:
– до 1 года;
– от 1 года до 2 лет;
– от 2 до 3 лет.
- Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна
- Что в профессии учителя вы считаете самым главным?
- Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать учитель?
- Какие чувства (настроение) Вы испытывали в первое время работы в школе?
– радость, удовольствие от работы с детьми;
– уверенность в своих знаниях, желание работать;
– тревожность, неуверенность в своих силах;
– раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
– повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
– неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
– страх в общении с администрацией, с родителями, обучающимися;
– другое
- Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки?
– да;
-нет;
-частично.
- Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватало в начальный период Вашей педагогической деятельности?
- В какой помощи Вы нуждаетесь сейчас?
- Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала профессиональной деятельности?
– да, изменилось в лучшую сторону;
– да, изменилось в худшую сторону;
– нет, осталось прежним;
– затрудняюсь ответить.
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом (по 10 балльной шкале)?
- Какие задачи ставите перед собой в ближайшее время? Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
- Что является источником повышения Вашего профессионального уровня?
– изучение методической литературы, учебных пособий;
– изучение научно – педагогических журналов;
– изучение научных статей в сети Интернет;
– изучение электронных учебников и книг;
– другое
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– самообразованию;
– семинарам;
– консультациям;
– курсам повышения квалиффикации;
– индивидуальной помощи со стороны наставника;
– другое
- Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?
– признание работы;
– уважение со стороны коллектива;
– хорошая заработная плата;
– хорошие условия работы;
– возможность самосовершенствоваться;
– стабильность, надежность организации;
– творческая деятельность;
– разнообразие работы;
– возможность работы с детьми;
– другое
- Что Вам хотелось бы изменить?
- Есть ли у Вас какие – либо предложения, идеи, которые Вы хотели бы реализовать в вашей общеобразовательной организации
- Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт?
- Что Вам больше нравится (подчеркните): размышлять, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, читать художественную литературу, заниматься научной деятельностью, другое.
- Чем бы Вы хотели увлечь детей?
- Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учителем?
– да;
– скорее да;
– скорее нет;
– нет;
– не знаю.
- Есть ли у Вас наставник? Укажите ФИО, должность.
Благодарим за сотрудничество!
АНКЕТА №2
Для молодых педагогов
- Удовлетворяет ли Вас уровень Вашей профессиональной подготовки?
– да;
– нет;
– частично.
- Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватало в период педагогической деятельности?
- В каких направлениях организации учебно – воспитательного процесса вы испытываете трудности?
– в календарно – тематическом планировании;
– в проведении уроков;
– в проведении внеклассных мероприятий;
– в общении с коллегами, администрацией;
– в общении с учащимися, их родителями;
– другое
- Представляет ли для Вас трудность:
– формулировка цели урока;
– выбирать соответствующие методы и методические приёмы для реализации целей урока;
– мотивировать деятельность учащихся;
– формулировать вопросы проблемного характера;
– создавать проблемно – поисковые ситуации в обучении;
– подготавливать для учащихся задания различной степени трудности;
– активизировать учащихся в обучении;
– организовывать сотрудничество между учащимися;
– организовывать само и взаимоконтроль учащихся
– организовать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся;
– развивать творческие способности учащихся;
– другое
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– самообразованию;
– практико – ориентированному семинару;
– курсам повышения квалификации;
– мастер – классам;
– творческим лабораториям;
– индивидуальной помощи со стороны наставника;
– предметным кафедрам;
– школе молодого специалиста;
– другое
- Если бы Вам предоставили возможность выбора практико – ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– типы уроков, методика их подготовки и проведения;
– методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
– приёмы активизации учебно – познавательной деятельности учащихся;
– учёт и оценка знаний учащихся;
– психолого – педагогические особенности учащихся разных возрастов;
-урегулирование конфликтных ситуаций; – формы работы с родителями;
– формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
– другое
АНКЕТА выявление затруднений молодого учителя
ФИО _____________________________________________________________ должность_________________________________________________________
- Какой предмет Вы преподаёте? ________________________________
- Что в наибольшей степени повлияло на выбор профессии учителя?
– собственное желание;
– совет родителей;
– пример любимого учителя;
– мнение друзей;
– гарантированная оплата труда;
– престиж профессии учителя.
- Какие мотивы побудили Вас прийти работать в образовательное учреждение?
– в городе, селе живут мои родители; –
перспектива профессионального роста;
– повышенная заработная плата;
– другое
- Что Вам нравится в педагогической работе?
– учить и воспитывать детей;
– преподавать любимый предмет;
– творческий характер труда;
– большой отпуск;
– другое
- Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки?
– да;
– нет;
– частично.
- Укажите, какие педагогические проблемы Вас волнуют?
– старение педагогических кадров;
– большая учебная нагрузка педагогов;
– уход из учреждения учителей (воспитателей) пенсионного возраста;
– наличие в школе, детском саду ваканс
– безразличное отношение коллег;
– другое
- Что вы испытываете в период адаптации на рабочем месте?
– тревожность, неуверенность в своих силах;
– пессимизм, чувство собственной неполноценности;
– снижение интереса к работе;
– боязнь класса (группы) и страх перед учениками или воспитанниками;
– отношения с коллегами;
– другое
- Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам?
– да;
– нет.
- Как Вы считаете, что главное для Вас в вашем отношении к работе?
– делать всё точно, аккуратно, добросовестно;
– не слишком много брать на себя, не очень утомляться;
– нормально работать, не быть в числе отстающих;
– работать с интересом, увлеченно и с полной отдачей;
– другое
- Что вы считаете наиболее важным в работе?
– точное следованием правилам, нормам, инструкциям;
– отточенное мастерство, высокий профессионализм;
– соответствующее материальное вознаграждение;
– профессиональное лидерство;
– высокая оценка со стороны руководства;
– другое
- С каким настроением Вы обычно идёте на работу?
– с хорошим;
– с плохим;
– без особых эмоций;
-когда как, бывает по – разному.
- Какие трудности есть у Вас в подготовке учебного занятия?
– определение структуры урока, занятия;
– отбор материала;
– выбор форм и методов;
– отсутствие наглядных пособий;
-другое
- Необходимы ли, на Ваш взгляд, встречи с коллегами молодыми специалистами?
– да;
– нет.
- Назовите интересную для Вас форму проведения таких встреч, укажите 3 наиболее полезных.
– занятия в «Школе молодого учителя»;
– открытые уроки коллег – молодых специалистов;
– практические занятия;
– консультации;
– укажите свои варианты
- В каких направлениях организации образовательного процесса Вы испытываете трудности? Укажите 2 наиболее проблемных направления:
– составление календарно – тематического планирования;
– проведение уроков; – проведение внеклассных мероприятий;
– общение с коллегами администрацией;
– общение с учащимися и их родителями.
АНКЕТА для молодого учителя
по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации
Ответ: Да/нет
- Перешли бы Вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность?
- Удовлетворены ли Вы своей работой?
- Удовлетворены ли Вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год?
- Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении?
- Четко ли Вы понимаете, что от Вас ожидают в работе?
- Понимаете ли Вы, чем определяется Ваша зарплата?
- Можете ли Вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения?
- По Вашему мнению, в этом образовательном учреждении Вы сможете осуществить свои жизненные планы?
- Устраивает ли Вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.) 10.Устраивает ли Вас обеспечение рабочего места всем необходимым?
11.Устраивает ли Вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)?
12.Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении?
13.Что из перечисленного вызывает у Вас озабоченность? (отметьте галочкой)
– уровень оплаты труда;
– информирование коллег;
– возможность доведения своего мнения до администрации;
– состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении;
– условия труда – взаимоотношения в педагогическом коллективе;
– материально – техническое обеспечение;
– отношение к инициативным педагогам;
– система поощрения лучших учителей;
– взаимоотношение с администрацией;
– возможность защиты от несправедливости;
– график работы
- Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении (отметьте галочкой)
– морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд
– моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное;
– меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования;
– моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги;
– почетная грамота;
– похвала руководителя;
– возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния;
-более хорошие условия работы;
– ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации.
- Какие из аспектов работы являются для Вас самыми важными? (отметьте галочкой)
– интересная работа;
– высокий уровень зарплаты;
-благоприятные условия труда;
– хороший, дружный коллектив;
– возможность проявить инициативу и предприимчивость;
-недопущение чрезмерных различий между сотрудниками;
– учёт мнения педагогического коллектива при принятии решений;
– доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу.
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности
- Трудно ли Вам было привыкнуть к работе учителя?
– да, процесс адаптации был трудным и долгим;
– нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим;
– никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом
– затрудняюсь ответить.
- Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?
– полностью удовлетворен;
– скорее удовлетворен, чем нет;
– затрудняюсь ответить;
– скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;
полностью удовлетворен.
- Что помогло адаптироваться в новой социальной роли?
– наставник;
– коллеги;
– руководитель образовательного учреждения;
– заместители руководителя образовательного учреждения;
– руководитель методического объединения;
– мероприятия, проводимые в образовательном учреждении.
- Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?
– недостаток свободного времени;
– перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание;
– недостаточный уровень профессиональной подготовки; – неумение организовать себя; – особых проблем не было.
- Как Вы оцениваете отношение к Вам в коллективе?
– коллектив доброжелателен ко мне;
– всем всё равно;
– настороженное отношение;
– отношение враждебное.