Персонализированная программа наставничества «педагог – педагог»

ФИО: Сухогузова Л.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4557
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Персонализированная программа наставничества «педагог - педагог»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Персонализированная программа наставничества

«педагог – педагог»

на 2024/2025 учебный год

Наставник: …

Наставляемый: … 

Пояснительная записка

 

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Высокая профессиональная компетентность педагогов необходима для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. В образовательных учреждениях молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а администрация, воспитанники и их родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

         Идея создания персонализированной программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.

Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого педагога Зороглян Д.И. во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной деятельности.

 

Задачи:

оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности в МАОУ «СОШ №3 имени И.И. Рынкового», в ознакомлении с традициями и укладом учреждения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

  • помочь педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять свои идеи в воспитательно- образовательный процесс;
  • способствовать планированию карьеры молодого педагога, мотивации к повышению квалификационного уровня;
  • обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество. 
  • способствовать становлению умений обобщения собственного педагогического опыта, повышению конкурсной активности наставляемого;
  • оказывать консультационную помощь в области предметной подготовки наставляемого;
  • способствовать формированию у молодого специалиста целостных теоретических представлений о   диагностике метапредметных и предметных, формировать навыки организации мониторинга образовательных результатов;
  • отслеживать динамику      развития      профессиональной   деятельности.

 

Этапы реализации программы

   Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Этапы реализации программы:

  1. этап – адаптационный (диагностический). Выявление профессиональных затруднений молодого педагога, разработка основных направлений работы с педагогом.
  2. этап – основной (проектировочный). Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений наставляемого, оказание методической помощи.
  3. этап – контрольно-оценочный. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым: консультирование, открытые занятия наставника, взаимопосещение НОД, тренинги, творческие мастерские, мастер-классы, семинары и др.

Ожидаемые результаты:

для наставляемого: повышение квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщение передового педагогического опыта наставляемого Зороглян Д.Г., рост

профессиональной и методической компетенции, повышение уровня готовности к педагогической деятельности. Умение планировать образовательную деятельность, как собственную, так и воспитанников, на основе творческого поиска через самообразование. Успешная адаптация молодого педагога.

для наставника: эффективный способ самореализации и достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества («один-на-один»), где взаимодействие между более опытным и начинающим педагогом происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Модель взаимодействия: опытный педагог – молодой педагог

 

Сведения Наставляемый Педагог – наставник
ФИО
Образование
Какое учебное заведение окончил
Специальность
Педагогический стаж
Класс
Квалификационная

категория

 

В рамках проектировочного этапа реализации персонализированной программы наставничества определяются ресурсы и дефициты наставляемого. Зороглян Д.Г. имеет следующие ресурсы: свободное владение ИКТ, монтаж видео роликов, активное участие в различных конкурсах. Но наряду с этим необходимо учесть следующие профессиональные затруднения и дефициты:

  • преобладание теории над практикой;
  • недостаточное знание методики преподавания;
  • низкий квалификационный уровень; 
  • неумение строить взаимоотношения с учащимися и родителями;
  • адаптация в новом коллективе.

Исходя из модели взаимодействия, разработан индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на срок реализации программы. 

Результативность и эффективность реализации индивидуального плана анализируется педагогом-наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

План работы педагога-наставника на 2024-2025 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной работы с наставляемым

 

№ п/п Форма работы Содержание Сроки
1 Оформление документации учителя в соответствии с требованиями. Изучение нормативно – правовой базы ОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ОО на 2024

2025 уч.год).

Консультация, оказание помощи, совместное изучение программ, пособий, оформление документации Сентябрь
2 Педагогическое самообразование: работа над выбранной темой, уточнение целей и задач, подбор литературы по  теме самообразования. 

Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары.

Помощь в работе над темой самообразования, собеседование, консультации  Октябрь

В течение года

3 Планирование образовательного процесса в рамках ФГОС и ФОП. Проверка календарного планирования. Консультация, оказание практической помощи Сентябрь
4 Просмотр режимных моментов и способов использования современных здоровьесберегающих технологий Консультация   «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» Обсуждение конкретных примеров.  В течение года
5 «Педагогическая мастерская». Изучение методики проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Включение в работу ШМО, ГМО

.

Взаимопосещение образовательной деятельности. 

 Консультации «Активные методы    обучения, как средство активизации познавательной деятельности» «Проведение и анализ    промежуточной и итоговой аттестации, комплексных и диагностических работ»

Октябрь Декабрь Март
6 Тренинги

 «Я – успешный педагог»

«Учусь строить отношения: педагог-педагог, педагог-ребенок, педагог-родитель»

Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально- попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) Январь
7 Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Изучение документации (плана работы с родителями,

протокола, родительских собраний).

Помощь в организации родительских собраний, КТД  Февраль
8 Практикум: ” Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе” Посещение молодым специалистом уроков, мероприятий опытных учителей школы. Март
9 Мониторинг освоения образовательной     программы (знакомство с диагностическим

инструментарием, с методами анализа и обобщения полученных данных).

Помощь в проведении Ноябрь

Апрель

10 Оценка собственного квалификационного

уровня молодым педагогом и педагогом  наставником.

1. Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.

2. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником.

3. Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

Май


Приложение 1

Оценка уровня развития профессиональных компетентностей учителей

(авторы В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова)

 

Оцениваются ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя, используя 5-ти балльную шкалу. 

5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ – «да».

4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя  не соответствуют утверждению. Ответ – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ – «скорее нет, чем да».

1 – характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ – «нет».

Отмечается знаком «+» в соответствующей колонке.

 

Показатель уровня профессиональной квалификации учителя определяется как среднеарифметическое значение по шести базовым компетенциям: 

ПК  =∑ (Xi ЛК + Xi ПЦ + Xi МД + Xi ИОД  + Xi ПД  +Xi ОУД ) / 6

Где: ПК – показатель уровня квалификации

Хi – среднее значение по каждой из шести компетенций

ЛК – Оценка компетентности в области личностных качеств. 

ПЦ – Оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

МД – Оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.

ИОД – Оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.

ПД – Оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. 

ОУД – Оценка компетентности в области организации учебной деятельности. 

ПК  =∑ (4,1 + 4,1 + 4,1  + 4  + 4  + 4,1) / 6 = 4,1

  1. Компетентность в области личностных качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия

  1 2 3   4 5
1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса
2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 
3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 
4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся

1.2. Самоорганизованность

  1 2 3   4 5
6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока
7. Рабочее пространство учителя хорошо организовано
8. Конструктивно реагирует на  ошибки  и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
9. Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации
10. Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой  

1.3. Общая культура

  1 2 3   4 5
11 Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
12 Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам
13 Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
14 Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
15 Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
  1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

  1 2 3   4 5
16 Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету
17 Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
18 Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока
19 Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными  особенностями обучающихся
20 Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока

2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

  1 2 3   4 5
21 Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока
22 Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач
23 Умеет сформулировать критерии достижения целей урока  
24 Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока
25 Умеет соотнести результаты обучения  с поставленными целями

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

  1 2 3   4 5
26 Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока
27 Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения
28 Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой
29 Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока
30 Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока
  1. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

  1 2 3   4 5
31 Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету
32 Отмечает даже самый маленький успех обучающихся
33 Демонстрирует успехи обучающихся родителям
34 Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам
35 Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех +

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

  1 2 3   4 5
36 Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации +
37 Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам  преподаваемого предмета
38 Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности
39 Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке
40 Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

  1 2 3   4 5
41 Умеет активизировать творческие возможности обучающихся +
42 Демонстрирует практическое применение изучаемого материала +
43 Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий +
44 Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности +
45 Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. +
  1. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1. Компетентность в методах преподавания

  1 2 3   4 5
46 Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации
47 Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы
48 Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы
49 Владеет современными методами преподавания
50 Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии

4.2. Компетентность в предмете преподавания

  1 2 3   4 5
51 Хорошо знает преподаваемый предмет
52 Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей
53 При подготовке к урокам  использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.)
54 В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов
55 Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету 

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

  1 2 3   4 5
56 Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся
57 Хорошо знает  Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом
58 Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала  и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых  результатов  и др.  диагностических показателей
59 Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями
60 Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений
  1. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений

5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу

  1 2 3   4 5
61 Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ  
62 Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК,  методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки 
63 Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету
64 Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач
65 Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность

5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 

  1 2 3   4 5
66 Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов 
67 Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество
68 Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы
69 Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства
70 Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов

5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях

  1 2 3   4 5
71 Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения
72 Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни
73 Умеет аргументировать предлагаемые им  решения 
74 Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов 
75 Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений
  1. Компетентность в области организации учебной деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

  1 2 3   4 5
76 Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог
77 Умеет разрешать конфликты оптимальным способом
78 Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами
79 Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
80 Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину 

6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся

  1 2 3   4 5
81 Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать
82 Формирует у обучающихся навыки  учебной деятельности
83 Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами
84 Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных  результатов учебной деятельности 
85 Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные  ресурсы и др.)

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

  1 2 3   4 5
86 Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании
87 Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки
88 Применяет различные методы оценивания обучающихся
89 Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся
90 Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.


Приложение 2

ТАБЛИЦА  

эффективности уроков

(разработана доктором педагогических наук, профессором Т.И. Шамовой)

Эффективность урока характеризуется следующими показателями, которые оцениваются баллами – 2, 1, 0:

  1. Цель урока названа.
  2. Организованы действия обучающихся по принятию цели.
  3. Соответствие содержания учебного материала триединой дидактической цели.

Методы обучения обеспечили: 

  1. Мотивацию деятельности обучающихся. 
  2. Сотрудничество учителя и обучающихся. 
  3. Контроль и самоконтроль.
  4. Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели урока.

Формы   организации   познавательной  деятельности обеспечили:

  1. Сотрудничество между учениками.
  2. Включение каждого ученика в деятельность по достижению триединой дидактической цели.
  3. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, целью урока.

Уровень достижений триединой дидактической цели:

  1. Образовательный аспект.
  2. Воспитательный аспект.
  3. Развивающий аспект.

Балльные оценки: 2 – реализовано полностью, 1 – реализовано частично, 0 – не реализовано.

Эффективность урока (Эу): Эу = 18/26 • 100% = 69%, где 18 – сумма баллов, 26 –максимально возможная сумма баллов. Если Эу больше или равен 85% и нет ни одной оценки 0, то урок можно признать отличным. Если Эу от 65% до 84%  –  урок хороший. Если Эу от 45% до 64%  –  урок проведен удовлетворительно.


Приложение 3

АНКЕТЫ

 

самоанализ успешности учебной работы наставляемого

 

  1. Что особенно удаётся Вам на уроке? 
  2. Какие элементы урока недостаточно удаются Вам? 
  3. Вы легко обеспечиваете творческую, сознательную деятельностную дисциплину на уроке без применения репрессивных мер? (оцените по 10 – балльной шкале) 
  4. Вы нуждаетесь в методической поддержке? Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь Вам? 
  5. По каким разделам учебной работы Вы могли бы помочь своим коллегам? 
  6. Можете ли Вы показать своим коллегам интересные находки, новые для Вас методики, новые приёмы, формы работы (укажите, какие) или рассказать о них?
  7. Сколько времени уходит у Вас на подготовку к каждому уроку?
  8. Расскажите о своем самом успешном уроке

 

АНКЕТА №1

Степень комфортности молодого специалиста в профессиональной среде 

ФИО ________________________________________________________ 

  1. Ваше образование(нужное подчеркнуть): 

– высшее (педагогическое, не педагогическое); 

– средне специальное (педагогическое, не педагогическое); 

  1. Стаж Вашей педагогической деятельности: 

– до 1 года;

 – от 1 года до 2 лет; 

– от 2 до 3 лет. 

  1. Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна
  2. Что в профессии учителя вы считаете самым главным? 
  3. Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать учитель? 
  4. Какие чувства (настроение) Вы испытывали в первое время работы в школе? 

– радость, удовольствие от работы с детьми;

 – уверенность в своих знаниях, желание работать; 

– тревожность, неуверенность в своих силах; 

– раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;

 – повышенная утомляемость, снижение работоспособности; 

– неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки; 

– страх в общении с администрацией, с родителями, обучающимися; 

– другое

  1. Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки? 

– да; 

-нет; 

-частично. 

  1. Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватало в начальный период Вашей педагогической деятельности?
  2. В какой помощи Вы нуждаетесь сейчас? 
  3. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала профессиональной деятельности? 

– да, изменилось в лучшую сторону;

 – да, изменилось в худшую сторону; 

– нет, осталось прежним; 

– затрудняюсь ответить. 

  1. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом (по 10 балльной шкале)? 
  2. Какие задачи ставите перед собой в ближайшее время? Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? 
  3. Что является источником повышения Вашего профессионального уровня? 

– изучение методической литературы, учебных пособий;

 – изучение научно – педагогических журналов;

– изучение научных статей в сети Интернет;

 – изучение электронных учебников и книг; 

– другое 

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): 

– самообразованию; 

– семинарам; 

– консультациям; 

– курсам повышения квалиффикации; 

– индивидуальной помощи со стороны наставника;

 – другое 

  1. Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе? 

– признание работы; 

– уважение со стороны коллектива;

 – хорошая заработная плата; 

– хорошие условия работы; 

– возможность самосовершенствоваться; 

– стабильность, надежность организации;

 – творческая деятельность;

 – разнообразие работы; 

– возможность работы с детьми; 

– другое 

  1. Что Вам хотелось бы изменить?
  2. Есть ли у Вас какие – либо предложения, идеи, которые Вы хотели бы реализовать в вашей общеобразовательной организации
  3. Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт? 
  4. Что Вам больше нравится (подчеркните): размышлять, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, читать художественную литературу, заниматься научной деятельностью, другое. 
  5. Чем бы Вы хотели увлечь детей? 
  6. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учителем? 

– да; 

– скорее да; 

– скорее нет; 

– нет; 

– не знаю. 

  1. Есть ли у Вас наставник? Укажите ФИО, должность. 

Благодарим за сотрудничество! 

АНКЕТА №2

Для молодых педагогов

  1. Удовлетворяет ли Вас уровень Вашей профессиональной подготовки? 

– да; 

– нет; 

– частично. 

  1. Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватало в период педагогической деятельности?
  2. В каких направлениях организации учебно – воспитательного процесса вы испытываете трудности? 

– в календарно – тематическом планировании; 

– в проведении уроков; 

– в проведении внеклассных мероприятий;

 – в общении с коллегами, администрацией; 

– в общении с учащимися, их родителями; 

– другое 

  1. Представляет ли для Вас трудность: 

– формулировка цели урока; 

– выбирать соответствующие методы и методические приёмы для реализации целей урока; 

– мотивировать деятельность учащихся; 

– формулировать вопросы проблемного характера; 

– создавать проблемно – поисковые ситуации в обучении; 

– подготавливать для учащихся задания различной степени трудности; 

– активизировать учащихся в обучении; 

– организовывать сотрудничество между учащимися; 

– организовывать само и взаимоконтроль учащихся 

– организовать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся; 

– развивать творческие способности учащихся; 

– другое 

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): 

– самообразованию; 

– практико – ориентированному семинару; 

– курсам повышения квалификации; 

– мастер – классам; 

– творческим лабораториям; 

– индивидуальной помощи со стороны наставника; 

– предметным кафедрам; 

– школе молодого специалиста; 

– другое 

  1. Если бы Вам предоставили возможность выбора практико – ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): 

– типы уроков, методика их подготовки и проведения; 

– методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе; 

– приёмы активизации учебно – познавательной деятельности учащихся; 

– учёт и оценка знаний учащихся; 

– психолого – педагогические особенности учащихся разных возрастов; 

-урегулирование конфликтных ситуаций; – формы работы с родителями; 

– формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися; 

– другое


АНКЕТА выявление затруднений молодого учителя 

ФИО _____________________________________________________________ должность_________________________________________________________

  1. Какой предмет Вы преподаёте? ________________________________ 
  2. Что в наибольшей степени повлияло на выбор профессии учителя? 

– собственное желание; 

– совет родителей; 

– пример любимого учителя;

– мнение друзей;

 – гарантированная оплата труда;

 – престиж профессии учителя.

  1. Какие мотивы побудили Вас прийти работать в образовательное учреждение? 

– в городе, селе живут мои родители; –

 перспектива профессионального роста; 

– повышенная заработная плата; 

– другое 

  1. Что Вам нравится в педагогической работе? 

– учить и воспитывать детей;

 – преподавать любимый предмет; 

– творческий характер труда; 

– большой отпуск;

 – другое 

  1. Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки? 

– да; 

– нет; 

– частично. 

  1. Укажите, какие педагогические проблемы Вас волнуют? 

– старение педагогических кадров; 

– большая учебная нагрузка педагогов; 

– уход из учреждения учителей (воспитателей) пенсионного возраста; 

– наличие в школе, детском саду ваканс 

– безразличное отношение коллег; 

– другое 

  1. Что вы испытываете в период адаптации на рабочем месте? 

– тревожность, неуверенность в своих силах; 

– пессимизм, чувство собственной неполноценности; 

– снижение интереса к работе; 

– боязнь класса (группы) и страх перед учениками или воспитанниками; 

– отношения с коллегами;

 – другое 

  1. Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам? 

– да; 

– нет.

  1. Как Вы считаете, что главное для Вас в вашем отношении к работе? 

– делать всё точно, аккуратно, добросовестно; 

– не слишком много брать на себя, не очень утомляться; 

 – нормально работать, не быть в числе отстающих; 

– работать с интересом, увлеченно и с полной отдачей;

 – другое 

  1. Что вы считаете наиболее важным в работе? 

– точное следованием правилам, нормам, инструкциям;

 – отточенное мастерство, высокий профессионализм;

 – соответствующее материальное вознаграждение; 

– профессиональное лидерство; 

– высокая оценка со стороны руководства;

 – другое 

  1. С каким настроением Вы обычно идёте на работу? 

– с хорошим;

 – с плохим; 

– без особых эмоций; 

-когда как, бывает по – разному. 

  1. Какие трудности есть у Вас в подготовке учебного занятия? 

– определение структуры урока, занятия; 

– отбор материала; 

– выбор форм и методов; 

– отсутствие наглядных пособий; 

-другое

  1. Необходимы ли, на Ваш взгляд, встречи с коллегами молодыми специалистами? 

– да; 

– нет. 

  1. Назовите интересную для Вас форму проведения таких встреч, укажите 3 наиболее полезных. 

– занятия в «Школе молодого учителя»; 

– открытые уроки коллег – молодых специалистов; 

– практические занятия; 

– консультации;

 – укажите свои варианты 

  1. В каких направлениях организации образовательного процесса Вы испытываете трудности? Укажите 2 наиболее проблемных направления:

 – составление календарно – тематического планирования; 

– проведение уроков; – проведение внеклассных мероприятий;

 – общение с коллегами администрацией;

– общение с учащимися и их родителями. 


АНКЕТА для молодого учителя 

по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации

Ответ: Да/нет 

  1. Перешли бы Вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность? 
  2. Удовлетворены ли Вы своей работой? 
  3. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год? 
  4. Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении? 
  5. Четко ли Вы понимаете, что от Вас ожидают в работе? 
  6. Понимаете ли Вы, чем определяется Ваша зарплата? 
  7. Можете ли Вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения? 
  8. По Вашему мнению, в этом образовательном учреждении Вы сможете осуществить свои жизненные планы? 
  9. Устраивает ли Вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.) 10.Устраивает ли Вас обеспечение рабочего места всем необходимым? 

11.Устраивает ли Вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)? 

12.Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении? 

13.Что из перечисленного вызывает у Вас озабоченность? (отметьте галочкой) 

– уровень оплаты труда; 

– информирование коллег; 

– возможность доведения своего мнения до администрации; 

– состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении; 

– условия труда – взаимоотношения в педагогическом коллективе;

– материально – техническое обеспечение; 

– отношение к инициативным педагогам; 

– система поощрения лучших учителей; 

– взаимоотношение с администрацией; 

– возможность защиты от несправедливости; 

– график работы 

  1. Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении (отметьте галочкой) 

– морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд 

– моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное; 

– меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования;

 – моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги; 

– почетная грамота; 

– похвала руководителя;

 – возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния; 

-более хорошие условия работы; 

– ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации. 

  1. Какие из аспектов работы являются для Вас самыми важными? (отметьте галочкой) 

– интересная работа;

 – высокий уровень зарплаты;

 -благоприятные условия труда;

 – хороший, дружный коллектив; 

– возможность проявить инициативу и предприимчивость; 

-недопущение чрезмерных различий между сотрудниками; 

– учёт мнения педагогического коллектива при принятии решений; 

– доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу.


АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности

  1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе учителя?

 – да, процесс адаптации был трудным и долгим; 

– нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим;

 – никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом

 – затрудняюсь ответить. 

  1. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией? 

– полностью удовлетворен; 

– скорее удовлетворен, чем нет;

 – затрудняюсь ответить; 

– скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;

полностью удовлетворен. 

  1. Что помогло адаптироваться в новой социальной роли? 

– наставник; 

– коллеги; 

– руководитель образовательного учреждения; 

– заместители руководителя образовательного учреждения; 

– руководитель методического объединения;

 – мероприятия, проводимые в образовательном учреждении.

  1. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период? 

– недостаток свободного времени; 

– перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание;

– недостаточный уровень профессиональной подготовки; – неумение организовать себя; – особых проблем не было. 

  1. Как Вы оцениваете отношение к Вам в коллективе? 

– коллектив доброжелателен ко мне; 

– всем всё равно; 

– настороженное отношение; 

– отношение враждебное.