Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Молодежный центр» города Сарова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Обучение плаванию»
Программа ориентирована на детей от 7 лет
Направленность – физкультурно-спортивная
Срок реализации – 1 год
Автор – Глотов М. А.
тренер – преподаватель по плаванию
Молодежного центра
г. Саров
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Плавание является одним из важнейших средств всестороннего физического воспитания. Нахождение в водной среде оказывает благоприятное влияние на организм человека: существенно уменьшает вес тела, отток крови от периферии к центру облегчен, наблюдается состояние близкое к невесомости. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, который правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма:
– совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства,
– улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.
Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации процесса.
Систематические занятия плаванием содействуют воспитанию у детей сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения в воде способствуют совершенствованию двигательных навыков и способностей детей.
Программа по своей направленности является физкультурно-спортивная.
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств, посредством плавания открывают для обучающихся учреждения дополнительного образования новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Умение плавать есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
Цель: формирование у учащихся стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить плаванию;
- Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, физической культуры и спорта.
- Обучить простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Развивающие:
- Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
- Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне.
- Развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- Развивать двигательные способности посредством игры;
- Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
- Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
- Способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- Пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Общая физическая подготовка реализуется через тренажёрный зал и т.д.
Начальная ступень обучения должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры, плавания и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом воспитанников к занятиям физической культурой и плаванием. На заключительной ступени обучения главным становится формирование у воспитанников самостоятельного навыка занятий физкультурой, плаванием и спортивной деятельностью.
Организация образовательного процесса
Программа реализуется 3 месяца и рассчитана на детей от 8. В группу по плаванию принимаются все дети, в том числе не умеющие плавать, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям плаванием.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в форме группового обучения. Группы формируются по возрасту. Количество детей в группах не более 12 человек.
Режим занятий: 4 часов в неделю (2 часа плавание, 2 часа ОФП). Время нахождения в воде – 30 – 45 минут на одном занятии. При этом до входа в воду тренер-преподаватель проводит построение, отметка в журнале, инструктаж с детьми (в начале каждого полугодия), контролирует принятие гигиенических процедур, знакомит с целью занятия. После выхода из воды тренер-преподаватель подводит итог занятия, дает рекомендации обучающимся, контролирует проведение гигиенических процедур. Общее количество часов – 36.
Педагогическая целесообразность:
Подавляющее большинство специалистов наиболее благоприятным возрастным периодом для освоения способов плавания и начала обучения считают возраст 8 лет.
Именно в этом возрасте отмечаются наибольшие приросты в естественном развитии основных физических качеств, что в определенной мере способствует более быстрому усвоению новых видов движений через игру. Занимающиеся этого возраста довольно успешно и в короткие сроки осваивают основы техники плавания.
При обучении плаванию разновозрастных детей рекомендуется чередовать разнообразные по структуре и направленности упражнения в зависимости от возраста и плавательной подготовки. В процессе обучения плаванию детей необходимо обращать внимание на моторную плотность занятия. По мере овладения навыком плавания, увеличиваются (индивидуально, в зависимости от возраста) проплываемые отрезки, меняется интенсивность и продолжительность нагрузок. Это способствует улучшению плавательного навыка.
Условия реализации программы:
Программа реализуется тренерами-преподавателями по физической культуре, имеющего специальное высшее образование, на базе МБОУДОД ДЮЦ «Молодежный центр», руководство которого предоставляет для проведения занятий время, танцевальный зал, тренажёрный зал, бассейн и необходимый инвентарь.
Материально-техническое обеспечение программы.
- Плавательные доски.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
- Надувные круги разных размеров.
- Нарукавники.
- Очки для плавания.
- Поролоновые палки (нудолсы) .
- Мячи разных размеров.
- Обручи .
- Шест.
- Поплавки цветные (флажки) .
- Музыкальный центр.
- Диски с музыкальными композициями.
- Гимнастические палки.
- Скакалки.
- Фитбольные мячи.
- Скамейки.
- Маты.
Критерии оценки эффективности реализации программы являются:
- Стабильность состава занимающихся и посещение занятий;
- Динамика индивидуальных показателей физического развития и здоровья занимающихся;
- Освоение программного материала;
- Выполнение контрольных нормативов;
- Участие в соревнованиях.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
- Значение занятий физической культурой и спортом;
- О физических качествах и их значении
- Влияние физических упражнений, плавания, закаливающих процедур, личной и спортивной гигиены и режима дня.
Уметь:
- Слушать и выполнять требования специалистов;
- Правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие физических качеств;
- Вести дневник самонаблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью;
- Уметь взаимодействовать с другими людьми.
Ожидаемые результаты обучения и способы проверки:
К концу обучения дети должны знать/понимать:
– правила личной гигиены;
– правила поведения и меры безопасности в бассейне;
– правила передвижения по дну бассейна;
– общие согласованные движения;
– технику плавания (кроль,);
Уметь:
– входить в воду, прыгать с бортика;
– задерживать дыхание в воде;
– работать ногами в стиле кроль;
– плавать кролем на спине, на груди;
– плыть с плавательной доской.
Формы контроля и проведения итогов реализации программы:
Текущий контроль обучающихся осуществляется во время проведения учебных занятий
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ПЛАВАНИЕ».
Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации и контроля |
Тема №1. Поведение в бассейне. Освоение дыхания в воде. | ||||
1.1. Личная гигиена пловца | 1 | – | 1 | наблюдение |
1.2. Правила поведения и меры безопасности в бассейне. | 1 | – | 1 | наблюдение |
1.3. Вхождение в воду. | – | 1 | 1 | наблюдение |
1.4. Обучение « вдох » « выдох» с поворотом головы в сторону. ( стоя на месте, в ходьбе, в скольжении ). | – | 2 | 2 | наблюдение |
1.5. Занятия общей физической подготовкой через игру (упражнения на координацию движений, быстроту реакции, ловкость) | – | 5 | 5 | наблюдение |
Итого по разделу: | 2 | 8 | 10 | |
Тема №2 Передвижение по дну бассейна | ||||
2.1.Ходьба | 1 | 1 | 1 | наблюдение |
2.2. Бег | – | 1 | 1 | наблюдение |
2.3 Прыжки вверх /вниз с гребковыми движениями. | – | 2 | 2 | наблюдение |
2.4. Челночный бег по дну бассейна с предметом, (гребковые движения). Игры на воде. | – | 2 | 2 | наблюдение |
2.5. Занятия общей физической подготовкой через игру (упражнения на улучшение общей выносливости организма с продолжительными физическими нагрузками) | – | 6 | 6 | наблюдение |
Итого по разделу: | 1 | 12 | 13 | |
Тема№3.Подготовительные имитационные движения, упражнения на воде. | ||||
3.1. Общее согласованное движение пловца (движение ног и дыхания, рук и дыхания ). | – | 2 | 2 | наблюдение |
3.2.Обучение технике работы ног в стиле кролем. | 1 | 1 | 2 | наблюдение |
3.3.Специальные дыхательные упражнения в воде. Задержка дыхания, позиции: (поплавок, звезда, стрела, медуза) | – | 2 | 2 | наблюдение |
3.4. Занятия общей физической подготовкой через игру (развитие мышц рук, ног, спины, плечевого сустава) | – | 6 | 6 | наблюдение |
Итого по разделу: | 1 | 11 | 12 | |
Контрольные упражнения | – | 1 | 1 | зачёт |
Итого: | 4 | 32 | 36 |
Занятие по плаванию продолжается 45 минут, 10 минут из которых уделяются спортивным играм в воде.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ОФП».
№ темы | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
|
Техника безопасности и правила поведения в зале. | 1 | 1 | |
|
Что такое здоровье? | – | 3 | 3 |
|
Осанка | – | 3 | 3 |
|
Классическая аэробика | – | 3 | 3 |
|
Упражнения на развитие силы и гибкости | – | 3 | 3 |
|
Упражнения для профилактики плоскостопия | – | 2 | 2 |
|
Дыхательные упражнения | 0.5 | 0.5 | 1 |
|
Подвижные игры | 0.5 | 0.5 | 1 |
|
Всего учебных часов в год: | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Раздел 1. Вхождение в воду
- Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
- Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:
- обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств;
- обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
- освоение комплексного плавания.
Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.
Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.
Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.
Урок состоит из трёх частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Вводно-подготовительная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Греются в сауне, принимая там травяную ингаляцию и выполняя точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.
Начальная ступень обучения включает в себя:
Теоретический раздел
Правила поведения обучающихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног).
Игры: «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Водолазы»
Плавание брассом (движение ног у ботика, движение рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений ног и рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Нормативы: проплыть одним из способов без остановки 50 метров. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине. Задержать дыхание и погрузиться в воду на максимальное время.
Вторая ступень обучения включает в себя:
Теоретический раздел
Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел
Плавание способом дельфин (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15 метров способом дельфин с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег».
Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом дельфин. Техника выполнения непрямого массажа сердца.
Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча.
Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде. Проплывание отрезков 25-50 метров по 4-8 раз, 100-200 метров по 3-4 раза, 400 метров.
Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом дельфин.
Заключительная ступень обучения включает в себя:
Теоретический раздел
Знание правил личной гигиены, правил поведения и меры безопасности в бассейне, правила передвижения по дну бассейна, технику плавания – кроль.
Практический раздел
Уметь передвигаться по правилам по дну бассейна, входить в воду, прыгать с бортика; задерживать дыхание в воде; работать ногами в стиле кроль; плавать кролем на спине, на груди; плыть на плавательной доске.
Контрольные нормативы:
1) Сдача контрольных нормативов (контрольные нормативы даются на выбор обучающихся):
– работа ног, дыхание, плыть с плавательной доской.
– участие в соревнованиях по плаванию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Принцип дифференцированного подхода к детям.
- Принцип индивидуализации процесса обучения.
- Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
- Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности) .
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип наглядности.
- Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.
- Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».
- Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
- Комплексы упражнений для ОФП в форме игры.
ЛИТЕРАТУРА
- Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 2019.
- лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 2020.
- В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., 2019.
- Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 2021. с. 27-38.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 2021
- Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 2020.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- Сайт Профессиональных Дипломированных тренеров по Плаванию http://swim7.narod.ru/
- Плавание: www.swimming.ru – ведущий сайт о спортивном плавание в России. Новости, протоколы соревнований, статьи.
- Плавание в СССР: www.ussr-swimming.ru – все о спортивном плавании времен СССР: спортсмены, биографии, фото, видео, артефакты великой ушедшей эпохи.
- ФИНА : www.fina.org – официальный сайт Международной Федерации Плавания
- www.russwimming.ru – официальный сайт Всероссийской Федерации Плавания.
- Плавание – Обучение: swim7.narod.ru – Сайт тренеров по плаванию: групповое и индивидуальное обучение, статьи и видео по технике плавания.
- Анимация стилей плавания: www.virtual-swim.com – Подробнейшая возможность рассмотреть со всех сторон технику плавания в виде анимированных 3д роликов.
- plavaem.info сайт посвященный плаванию и здоровому образу жизни!
Приложение 1
План-конспект по плаванию.
Задачи:
- Обучение технике плавания кролем на груди, спине.
- Развитие выносливости, координации.
- Воспитание активности, дисциплинированности.
Тип занятия: обучающий.
Метод проведения: поточный, индивидуальный, групповой, игровой.
Время проведения: 45 мин.
Место проведения: Молодежный центр, бассейн «Ариэль».
Содержание занятия | Дозировка | Методические рекомендации |
Вход в раздевалку, переодевание. |
Помывка в душе.
Построение, проверка занимающихся.
Ознакомление с темой и целью урока.
ОРУ и СФУ на суше.
Стоя: руки в положении скольжения – вдох,
наклон вперед – выдох.
Сидя: поочередные движения ногами как при плавании кролем.
Круговые движения руками как при плавании кролем («мельница»):
- на груди;
- на спине
Повторить вдох – выдох
Подготовительная часть
5 – 10 мин
Руки в локтях не сгибать. Головой не крутить
(руки держат голову).
Следить за касанием пальцами пола.
Колени стараться не сгибать.
Ноги прямые, носки оттянуть.
Попеременные движения руками;
вверху – касание плечом уха,
внизу – кистью – ноги. Руки прямые.
Вдох выполнять ртом, а выдох – ртом-носом протяжно произносить “фу-у-у”.
Вход в воду
1. Выдохи в воду
2. Плавание кролем на груди :
отрезками без дыхания (на выдохе),
3.Плавание кролем на спине:
|
Основная часть
3-5 раз 4х25м упражнения начинать после полного восстановления упражнения начинать после полного восстановления 2х25м в/с упражнения начинать после полного восстановления 4х25м 4х25м упражнения начинать после полного восстановления Количество раз по правильному выполнению задания |
|||
4.Игры
«Морской бой» Задача игры: приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Описание: на мелкой части бассейна дети встают командами лицом друг к другу. По сигналу преподавателя ребята начинают брызгать водой в “противника”, стараясь заставить его отступить (отвернуться) Побеждает более стойкая команда. Выполнение простейших упражнений:
|
В течение занятия | Учитывать подготовленность детей. Следить за соблюдением правил.
Правила. Нельзя касаться игроков руками, поворачиваться спиной, нырять. Группировка (спина над водой), выдох пузырями в воду; высокое положение тела на поверхности воды |
||
Эстафеты: |
- с доской ногами кролем на груди;
- на спине с помощью движений ногами кролем;
В течение занятия
Руками не помогать;
руки вдоль туловища;
5.Стартовые прыжки:
- скольжение из положения сидя;
- с тумбочки
В конце занятияЭнергичное отталкивание ногами от стенки и скольжение на груди с движением ногами “кролем”, руки в положении скольжения.
Обязательно, наклонившись вперед, отталкиваться от тумбочки и входить в воду руками в положении скольжения(голова “под” руками).
Обязательно на “старте” выполнить ртом вдох, а в воде -выдох. В воде выполнить фазу скольжения (посчитать до 3-х) и ритмично поработать ногами кролем пока спина не покажется на поверхности воды.
Выход из воды
Построение
Подведение итогов
Вход в душевую
Переодевание
Заключительная часть
Заострить внимание на основных ошибках.
Приложение 2.
План-конспект по плаванию.
Задачи:
- Совершенствование техники плавания стилем кролем на груди, спине.
- Развитие выносливости, координации.
- Воспитание активности, дисциплинированности.
Тип занятия: Совершенствование стиля плавания.
Метод проведения: поточный, индивидуальный.
Время проведения: 45 мин.
Место проведения: Молодежный центр, бассейн «Ариэль».
- Подготовительная часть.
1. Вход в раздевалку, переодевание
2. Помывки в душе. |
10 мин. | Проверка у занимающихся плавательных принадлежностей |
3. Построение, проверка занимающихся. | 2 мин. | Напоминание учащимся о правилах поведения на занятиях. |
4. Ознакомление с темой и целью урока. ОРУ и СФУ. | 10 мин. | Имитация работы рук, кроль на груди и кроль на спине. |
- Основная часть.
Содержание урока | Дозировка | Методические указания |
Разминка 100 м. кроль на груди 100м. кроль на спине.
Упр.: Плавание с доской ноги кроль на груди по отрезкам 25 метров. Упр.: Попеременная работа рук, ног в плавании кроль на груди. Плавание кроль на груди в полной координации по отрезкам 25 метров. Плавание кроль на груди по отрезкам 50 метров. Упр.: Плавание с доской ноги кроль на спине. Упр.: Попеременная работа рук и ног в плавании кроль на спине. Плавание кроль на спине в полной координации по отрезкам 25 метров. Плавание кроль на спине в полной координации по отрезкам 50 метров. Изучение стартового прыжка. |
5-7 мин.
Каждое упр. начинается после полного восстановления. Количество отрезков регулируется точностью выполнения упражнения. Отдых до полного восстановления кол-ва отрезков регулируется тренером-преподавателем. Количество отрезков – отдых устанавливается по мере усталости занимающихся. Отдых по усмотрению тренера-преподавателя. Количество отрезков по усмотрению тренера-преподавателя. Отдых до полного восстановления. Отдых до полного восстановления. |
Вспоминаем технику плавания этими способами.
Доску держим за середину руки прямые. Лицо в воде. Вдох выполняется только поворотом головы в удобную сторону (вправо или влево). Вдох быстрый, вдох медленный. Вдох выполняется только ртом, выдох через рот и нос. Носки ног оттянуты, но не напряжены. Старт только по команде учителя. Старт дается жестом (взмахом руки). Быть внимательным. Грамотно выполнять упр. Согласование работы рук, ног и дыхания. Вдох выполняется в конце гребка правой руки, выполнением головы вправо. Если вдох выполняется поднятием головы – грубая ошибка. Левая рука держащая доску прямая. Следить, чтобы доска была все время на поверхности воды. Лицо должно постоянно находиться в воде и поворачивается на вдох только в конце гребка. Ноги при вдохе не должны останавливаться, а продолжать движения вверх вниз. Выдох полностью выполняется в воду. Когда лицо поднимается из воды, рот должен быть широко открыт для очередного вдоха. Делать выдох над водой не допускается. Для успешного изучения согласований движений рук с дыханием, необходимо полностью подчинить ритму дыхания темп движений. Следует определить индивидуально темп движений для каждого учащегося. Согласовать движения с дыханием надо при медленном плавании. Ноги при выполнении упражнения на согласование работы рук и дыхания работают, не останавливаясь, когда выполняется вдох. При изучении упражнения надо добиваться от учащихся, чтобы все движения руками и ногами производились в согласовании с дыханием. При выполнении поворота необходимо перед касанием поворотного щитка рукой, повернуться на бок не менее 45 градусов. При выполнении поворота сильнее отталкиваться от бортика, при этом еще до выхода из воды начать работу ногами, при выходе из воды начать работу руками. Касание ногами при повороте дна бассейна, серьезная ошибка. Лежа на спине, доску держим на уровне груди, прижимая ее, руки в локтях согнуты и прижаты к туловищу. Следить за координацией работы ног. Колени не должны выходить из воды. Колени выходят из воды грубая ошибка. Следить за положением спины. Она должна быть прямая. Никаких движений тазом не допускается. Голову нужно держать свободно, смотреть строго вверх. Не опускать ее на грудь и не запрокидывать. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине. Начало упражнения строго по команде учителя. Команда дается жестом – взмах руки. Гребок начинать производить, плавно увеличивая его быстроту и силу к концу гребка, а также быстрое возвращение руки в исходное положение. Следить за синхронностью работы рук, это одно из наиболее распространенных ошибок. Самоконтроль за положением туловища. Движение руки строго над собой. Рука прямая. Вход в воду ладони мизинцем в сторону воды. При выполнении поворота на спине надо следить, чтобы ноги принимали положение плотной группировки, таз при вращении приближался к щитку, а голова опускалась затылком в воду. Уделить внимание активному вращательному движению плечами и одновременному быстрому движению ногами. Группировка и движение ногами в сторону осуществляется одновременно, как бы одним движением. Ноги на дно бассейна не ставить грубая ошибка. После отталкивания от бортика, ноги сразу начинают работать еще до выхода туловища из воды. Дыхание – вдох и выдох осуществляется под любую руку, вдох в конце гребка, выдох после завершения цикла работы рук. Постоянно контролировать положение туловища. — стартовое положение — фаза полета — вход в воду — скольжение под водой Главная ошибка – поднятая голова во время фазы полета и входа в воду. |
- Заключительная часть.
1. Игра
2. Выход учащихся из воды. 3. Построение. 4. Подведение итогов занятия. 5. Душ. Переодевание в раздевалки. |
10 мин.
1 мин. 1 мин. 1 мин. |
Игра с мячом – активный отдых.
Выход из воды только по лесенке. Обязательное построение в шлепках для плавания. Уборка инвентаря. Указать на недостатки. Напомнить правила поведения в душе и раздевалки. |
Приложение 3.
План – конспект для ОФП.
Задачи:
- Обучение технике перемещений, ловли – передачи мяча в игре в ручной мяч.
- Развитие выносливости, координации.
- Воспитание активности, дисциплинированности.
Тип занятия: обучающий.
Метод проведения: поточный, индивидуальный, групповой, игровой.
Время проведения: 45 мин.
Место проведения: Молодежный центр, спортивный зал.
№ п.п | Содержание частей урока | Время | Организационно-методические рекомендации |
I. Подготовительная часть (10-12 мин)
Построение, сдача рапорта, сообщение задач, строевые команды. Упражнения на осанку: – руки вверху прямые – ходьба на носках; – руки за спиной – ходьба на пятках – руки за голову – ходьба в полуприседе. Общеразвивающие упражнения: “рывки руками” И/п – руки перед грудью, ноги на ширине плеч. 1 – рывок перед грудью, 2 – правая идёт вверх, левая вниз, рывок. 3 – рывок перед грудью. 4 – левая идёт вверх, правая вниз, рывок. “круговое вращение рук” И/п – руки вверху, ноги на ширине плеч. 1,2,3,4…- вращение рук вперёд. 1,2,3,4…- вращение рук назад. “наклоны туловища” И/п – ноги на ширине плеч. 1 – прогнуться. 2,3 – наклон вперёд;4- и/п. ” круговое вращение туловища” И/п – туловище наклонено вперёд. 1,2,3,4… – вращение вправо; 1,2,3,4… – вращение влево. “наклоны туловища вправо, влево” И/п – руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1,2 – наклон влево, правая рука вверху. 3,4 – наклон вправо, левая рука вверху. И/п – основная стойка. 1 – упор присев, 2 – упор лёжа, 3 – упор присев, 4 – и/п. “махи ногами”. И/п – руки впереди прямые. 1,2 – мах правой ногой к левой руке, 3,4 – мах левой к правой руке. ” прыжки” И/п – основная стойка 1,2,3 – прыжки, 4 – прыжок с подтягиванием колен к груди. Ходьба на месте II. Основная часть (25 мин.) 1. Ловля – передача мяча в парах: 1) передача одной рукой сверху с места; 2) из основной стой ки со сменой мест; 3) толчком одной ногой в прыжке с одного шаге; 4) в движении с 3 шагов Ловлю мяча выполняют двумя руками в стойке, вынося вперед навстречу мячу руки с расставленными пальцами. При передаче одной рукой обратить внимание на держание мяча пальцами, положение рук: локтевой сустав поднят до плеча под углом 90°, при передаче обратить внимание на работу кисти руки 2. Полоса препятствий.
3. Подвижная игра «Снайпер» Заключительная часть (5-7 мин). 1.- отжимание из упора лежа (мальчики); -поднимание туловища из упора лежа на спине (девочки). 2. Подведение итогов. |
1-2 мин |
4-5мин
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
8-10 мин
8 мин.
7 мин.Четкое построение рапорт. Напомнить ТБ на занятиях.
Обратить внимание на осанку, положение головы, спины при выполнении ходьбы
Резче рывок, руки в одной плоскости, рука прямая.
Больше амплитуда вращения, руки прямые.
Глубже прогнуться, наклониться, ноги не сгибать.
Больше амплитуда вращения.
Наклон глубже, помогаем рукой.
Колени в упоре лёжа не сгибать, спина прямая.
Выше махнуть ногой к руке.
Стараться как можно выше подпрыгивать.
Ловля мяча одной рукой
Передача мяча толчком
Указать ещё раз на ошибки.