Мастер-класс «Развитие критического мышления на уроках географии»

ФИО: Афрова И.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-5374
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках географии"
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Мастер- класс

«Развитие критического мышления на уроках географии».

         Каждый человек рождается мечтателем, мы мечтаем путешествовать по разным странам и регионам России. Отважные мореплаватели отправлялись в дальние плавания, чтобы открыть неизведанные земли. Школьникам помогает открывать далекие страны и континенты древнейшая наука — география.   Наука география лежит на стыке многих наук и даёт общее представление о том, как устроен мир.  Какие же методы и приёмы можно использовать на уроках географии, чтобы увлечь ребёнка и сделать его открытия увлекательными и познавательными? 

           Это методы технологии развития критического мышления, применяемые мною на уроках географии, которые состоят из трёх фаз: вызов, осмысление, рефлексия. Об этом я сейчас вам расскажу.

На первой фазе, на фазе вызова, я использую 

  1. Прием «Ключевые слова» 

               Приём «ключевые слова» – это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.  

Суть приёма в том, что учитель предлагает ученикам подобрать в ключевые слова, которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Ученики должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Учитель организует обсуждение. В ходе дискуссии идёт повторение определённой информации и осмысление значения выделенных слов.  В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются ключевые слова.

— А что для вас география? Какие ключевые слова можно подобрать к понятию «география»?

Конечно же: карта, компас, глобус, путешествия, горы, реки и т.д. 

Посмотрите на слайд, карта какого субъекта РФ изображена на экране? /Чувашская Республика/

— Что вы знаете о географии Чувашии? / столица –Чебоксары, расположена на Восточно-Европейской равнине, реки: Волга, Сура, Бездна, Большой Цивиль и др, таёжная зона, лесостепи, степи, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, земледелие, животноводство и т.д/ -Всё это ключевые слова, по которым можно составить рассказ о Чувашской Республике. 

 Итак, сейчас мы с вами вспомнили географию Чувашской Республики. Сделали это с помощью приема развития критического мышления «Ключевые слова». 

              Прием «Ключевые слова» мы применяем на первой стадии (фазе) — вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать образы по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

             Прием «Ключевые слова». Здесь мы вспомнили о географии Чувашской Республики и на основании этих ключевых слов можем составить целый рассказ о Чувашской Республике. Этот методический прием «Ключевые слова» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

  1. На фазе осмысления мы рассмотрим приём «Предметная ассоциация»

 

   Прием «Предметная ассоциация» 

В географии иногда нельзя использовать атласы, например на ВПР. Есть такое задание: определите страну по её краткому описанию. Вот сейчас я предлагаю определить страну по изображению. 

  У меня есть таинственный предмет. / Достаю кленовый лист/

— Какую страну мира вы себе представляете и почему? 

/ Канаду, потому что такой же красный кленовый лист есть на флаге Канады./  

— Какие же ассоциации у вас возникают, когда вы говорите о Канаде? / Ответы из зала: Торонто, Оттава, Ванкувер, хоккей, лоси, медведи гризли, озёра с рыбой, экологически чистый воздух…

— Фокус-группа, запишите свои слова-ассоциации об этой стране. 

Можем ли мы по вашим ассоциациям узнать страну в задании ВПР по географии?  

Сейчас я использовала прием «Предметная ассоциация». Что же такое ассоциация? Ответы фокус – группы:

           Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

            Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.    

Итак, сегодня на занятии мы познакомились с вами с приёмами развития критического мышления.

            Во второй фазе осмысления идёт непосредственная работа с информацией. 

  1. Третья фаза рефлексия (размышления)

На этой стадии я предлагаю вам ещё один прием технологии развития критического мышления 

Приём «Инсерт». 

 ИНСЕРТ – это метод активного чтения, даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «V», «+», «-», «?».

     Ответьте с помощью сигнальных карточек, что вы узнали сегодня о технологии критического мышления: 

«V» —  информация мне была известна;

 «+» —  узнал что-то новое, материал является интересным;

 «-» —   думал иначе;

 «?» —  возникло желание узнать больше.

На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

    Технология критического мышления в образовательном процессе

          Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными Курт Мередит, Чарльз Темпл, Джинни Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?  

          Цель технологии РКМ — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

         Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала, анализ, синтез, продуцирование новых идей. Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

        Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.    

Мастер-класс был построен на основе трех фаз урока: вызов, осмысление, рефлексия. 

         Преимущества технологии

         Таким образом, технология развития критического мышления  создает такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.         

         Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами. ТРКМ способствует повышению качества образовательного процесса, повышению мотивации.

       Благодарю за работу, надеюсь, информация была для вас полезна. Желаю всем увлекательных путешествий и творческих успехов!