Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе в ОО
- Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений, студенты выпускных групп, осваивающих педагогические специальности, имеющие базовый уровень ИКТ – компетенции.
- Цель освоения модуля: развитие информационно – коммуникационной компетентности педагогического работника как основы для решения предметно- методических и дидактических задач средствами интерактивных технологий.
- Форма обучения: очная л
- Освоение модуля предполагает достижение следующего(щих) уровня(ей) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
- Образовательные результаты:
Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:
- ПК 1 Овладение технологией работы с программными комплексами интерактивных систем в соответствии с особенностями профессиональных запросов педагога;
- ПК 2 Понимание методических и дидактических возможностей использования интерактивного оборудования в практике преподавания; воспитания;
- ПК 3 Проектирование технологических карт занятия / урока с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями.
- Результаты обучения:
В результате освоения модуля слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для качественного изменения перечисленных выше профессиональных компетенций.
Слушатель должен:
Знать:
– нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;
– психолого – педагогические требования, предъявляемые к методике организации работы с интерактивным оборудованием;
– программное обеспечение SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницей и интерактивными кубами;
– технику безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.
Уметь:
– создавать и демонстрировать дидактические игры / фрагмент урока с использованием SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов;
– выполнять комплекс заданий с использованием документ – камеры.
Владеть:
– опытом организации образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий.
7.Учебный план
№ п/п | Наименование раздела[1] | Всего, час | Аудиторныезанятия | СРС, час. | Промежу-точнаяаттестация, час | |
из них | ||||||
теоретические занятия (лекции) | практические занятия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Характеристика интерактивного оборудования и программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов | 10 | 2 | 6 | 2 | |
2. | Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе | 4 | 2 | 2 | ||
3. | Проектирование технологических карт и демонстрация фрагментов занятий (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями | 18 | 4 | 12 | 2 | |
Промежуточная аттестация по модулю[2] | 4 | 4 | ||||
Всего: | 36 | 8 | 18 | 6 | 4 |
8.Календарный учебный график
Наименование разделов (дисциплин, практик, стажировок, иных видов учебной деятельности) | Объем нагрузки, ч. | Учебные дни | |||||||||
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день | 8 день | 9 день | |||
Характеристика интерактивного оборудования и программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камера | 10 | ||||||||||
Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе | 4 | ||||||||||
Проектирование технологических карт и демонстрация занятий (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями | 18 | ||||||||||
Промежуточная аттестация по модулю | 4 |
- Организационно–педагогические условия
10.1 Материально-технические условия реализации программы
Вид ресурса[3] | Характеристика ресурса и количество |
Аудитория | Кабинет с набором заявленного интерактивного оборудования, столами и стульями по количеству слушателей. |
Оборудование и программное обеспечение | Компьютеры по числу слушателей, интерактивная доска, проектор, документ камера, SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивная песочница, интерактивные кубы. |
Канцелярские товары | Бумага А4 |
Другое |
10.2. Кадровые ресурсы
Вид ресурса[4] | Характеристика[5] ресурса и количество |
Руководитель проекта/куратор | Методист. Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности и владеющий знаниями информационно – коммуникационных технологий. |
Разработчик контента | Группа преподавателей с высшим образованием и опытом работы не менее 5 лет. |
Лектор | Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности, владеющий навыками работы с интерактивным оборудованием |
10.3. Учебно-методическое обеспечение программы[6]
1.Авдеева, С.М. Российская школа на пути к информационному обществу : проект «Информатизация системы образования» / С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров // Вопр. образования. – 2005. – № 3. – С.33-53.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько . – М., 2002. – 215 с.
3.Гаврилов, Н.А. Информационно-коммуникационная компетентность учителя основа информатизации образования / Н.А. Гаврилов, В.Т. Курдин, С.В. Шубин // Информатика и образование. – 2004. – № 12. – С. 139.
4.Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель / Е. М. Галишникова. – М., 2007. – 241 с.
5.Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский. М. : Издво Моск. ун-та, 1965. – 248 с.
6.Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование / А.В. Горячев. – М., 2001. – 369 с.
7.Горбунова, JI.H. Освоение информационно-коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие М. 2010.
8.Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дис. . д-ра пед. наук / В.В. Гриншкун. М., 2004. – 554 с.
9.Гук, О.Б. Методологические и методические условия и пути оптимизации образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. (http://www.mhpi.ru/tutor/departments/natural/works/learningoptimization.htm.). 10.Дахин, А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Дахин // Нар. образование. 2002. – № 2. – С.55-60.
- Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, – 2003. – 289 с.
12.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, – 2013. – 224 с.
13.Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. – М. : Радио и связь, – 2004. – 347 с.
14.Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М., 2004. – 258 с.
15.Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. – Новосибирск, 2002. – 376с.
16.Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. – М., 2004. – 346 с.
17.Новая школа: Пространство возможностей: материалы Центрально азиатской научно – практической конференции. – Бишкек, 2006. – 320 с.
18.Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. – Ростов- на-Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.
19.Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях: /Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalis scientiam, Madrid, Spain – 2018. С.35-40.
20.Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.m(дата обращения: 28.02.2014).
21.Панфилова, А. П. Мозговые штурмы / А.П.Панфилова. – Спб.: Питер, 2005. – 316 с.
22.Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение /учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
23.Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. – 184 с.
24.Полат, Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей / Е.С. Полат. – М., 2002. – 44.
- Оценка качества освоения модуля
11.1 Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулю:
Наименование разделов учебного плана модуля |
Тип контроля, форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен). |
Технология или методы проведения оценочного мероприятия |
Образовательные результаты и результаты обучения, на оценку которых направлено оценочное средство |
1. Характеристика интерактивного оборудования и программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов |
Текущий контроль успеваемости |
Выполнение практического задания |
ПК 1(З2, З3, З4).(У1, У2) |
2. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе |
Текущий контроль успеваемости |
Контрольная работа |
ПК 2(З1, З2) |
3.Проектирование технологических карт занятий / уроков с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями |
Текущий контроль успеваемости |
Выполнение практического задания: составление технологических карт. |
ПК 1ПК 2(З2, З3). (У1, У2)(В1) |
Промежуточная аттестация по модулю[7] |
Промежуточная аттестация, зачет |
Выполнение практического задания (профессиональной деятельности)Проектирование технологических карт и демонстрация занятий / уроков с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями |
ПК 1, ПК 2, ПК 3 |
11.2 Примеры оценочных материалов для разделов учебного модуля[8]:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Раздел I. Характеристика интерактивного оборудования и программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов.
Методические рекомендации по выполнению практического задания.
Задание: Продемонстрировать технологию работы с использованием SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы,интерактивных кубов, документ камеры с соблюдением всех требований техники безопасности при использовании средств ИКТ.
В процессе выполнения практического задания обучающийся демонстрирует
знания:
– программное обеспечение SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камеры.
– технику безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.
Умения:
– разрабатывать и демонстрировать последовательность работы с SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницей и интерактивными кубами, документ камерой.
Вопросы и задания для входящего контроля:
Устно ответить на вопросы:
- Определите санитарно – педагогические требования к организации работы с интерактивным оборудованием (к рабочему месту, к воздушной среде, к освещению, к офтальмотренажу);
- Проведите инструктаж по технике безопасности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Раздел II. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.
В процессе выполнения контрольной работы обучающийся демонстрирует
знания:
– нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;
– психолого – педагогические требования, предъявляемые к методике организации работы с интерактивным оборудованием.
Задание:
I вариант.
1.Обоснуйте концептуальные и психологические аспекты применения интерактивного оборудования в работе с детьми.
2.Раскройте методику организации занятий с использованием интерактивного оборудования.
II вариант.
- Обоснуйте организационные, экономические, правовые аспекты использования интерактивного оборудования в работе с детьми.
2.Определите психолого – педагогические основы дидактических игр с использованием интерактивного оборудования.
Критерии оценки
– оценка «отлично» выставляется обучающемуся, обнаружившему всестороннее осознанное знание учебно-программного материала и проявившему умение формулировать материал аргументированно и точно;
– оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, знания и умения которого в основном соответствуют требованиям, но при этом слушатель допускает отдельные неточности при ответе на один из вопросов, затрудняется аргументировать свои ответы, недостаточно самостоятелен в высказывании личных суждений;
– оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, но допускающему неточности при ответе на два вопроса, проявившему недостаточно осознанное усвоение материала.
– оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, при этом он обнаруживает незнание большей части изученного по разделу материала.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Раздел I. Проектирование технологических карт и демонстрация фрагментов занятий (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями.
Задание: Разработать технологическую карту занятия (урока) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями, продемонстрировать фрагмент занятия (урока).
Требования к составлению технологической карты.
Технологическая карта урока — это графическое отображение, план проведения занятия (урока), в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития занятия.
В технологической карте описывается процесс деятельности, а так же все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие педагога и обучающегося, планирование деятельности на каждом этапе занятия (урока).
Традиционный конспект – это содержание занятия (урока) по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании процесса обучения определяются все виды деятельности обучающихся в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту, педагог формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. В структуру современной образовательной деятельности внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Педагог создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Схема технологической карты занятия
ФИО участника:
№ участника
Образовательная (ые) область (и):
Тема занятия:
Возрастная группа:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия:
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование:
Промежуточная аттестация: зачет
Задание: Проектирование технологических карт и демонстрация занятий (уроков) с использованием интерактивного оборудования.
Цель: демонстрация умения проектировать технологическую карту и проводить занятие (урок) с использованием интерактивного оборудования (SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камеры).
Лимит времени на выполнение задания: 2 часа
Лимит времени на представление задания: 20 минут.
Ожидаемый результат:
- Оформленная технологическая карта занятия (урока) на бумажном носителе.
- Демонстрация фрагмента занятия (урока) с использованием интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста (волонтерами).
11.3 Критерии и шкала оценки для промежуточной аттестации по модулю:
№п/п | Содержание | Баллы |
Технологическая карта | ||
1 | Диагностичность постановки цели и задач | 0-3 |
2 | Реальная достижимость цели, соответствие с ожидаемым результатом | 0-3 |
3 | Соответствие задач цели занятия | 0-3 |
4 | Наличие образовательных, развивающих, воспитательных задач | 0-3 |
5 | Наличие задач направленных на использование интерактивного оборудования | 0-3 |
6 | Соответствие содержания цели и задачам | 0-3 |
7 | Описание всех этапов занятия | 0-3 |
Проведение занятия | ||
8 | Обеспечение мотивации в процессе организационного этапа | 0-3 |
9 | Постановка проблемы | 0-3 |
10 | Решение цели и задач в ходе занятия | 0-3 |
11 | Грамотное использование интерактивного оборудования (необходимость использования для решения поставленной цели и задач) | 0-3 |
12 | Качество знаний программного обеспечения интерактивного оборудования | 0-3 |
13 | Свободное владение интерактивным оборудованием | 0-3 |
14 | Вовлечение детей в решение проблемы на основе использования интерактивного оборудования | 0-3 |
15 | Подведение итога занятия, рефлексия, организация самооценки детьми | 0-3 |
16 | Грамотность речи | 0-3 |
17 | Эмоциональность | 0-3 |
Соблюдение правил | ||
18 | Уложился в отведенное время | 0-3 |
19 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм | 0-3 |
20 | Инструктаж по технике безопасности | 0-3 |
21 | Размещение детей относительно интерактивного оборудования | 0-3 |
22 | Проведение зрительной и пальчиковой гимнастики | 0-3 |
23 | Учет психологических особенностей детей | 0-3 |
24 | Организация динамических пауз | 0-3 |
25 | Контроль над осанкой ребенка во время занятия с интерактивным оборудованием | 0-3 |
26 | Соответствие образовательного интерактивного контента возрасту детей | 0-3 |
27 | Владение технической терминологией | 0-3 |
Слушатель считается успешно прошедшим промежуточную аттестацию по модулю, если набрал не менее 27 баллов, при обязательном условии оценки за каждый критерий не ниже 1.
[2] Зачёт или экзамен
[3] При отсутствии требования к наличию ресурса соответствующая строка удаляется.
[4] Перечень участников зависит от штатного расписания конкретной ПОО. Здесь приводится примерный список.
[5] Характеристика может включать требования к образованию, опыту работы и т.п.
[6] Здесь приводится список литературы, рекомендуемой слушателям для освоения программы, и интернет-источников, содержащих полезную информацию.
[7] Указать форму промежуточной аттестации: экзамен, зачёт.
[8] Приводятся примеры контрольно-измерительных материалов, примеры решений, требования к содержанию заданий по выбору разработчиков модуля для всех оценочных средств, применяемых для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.