Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327
О направлении информации
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ (утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”, от 16 ноября 2022 г. № 993 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” и от 23 ноября 2022 г. № 1014 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” (зарегистрированы Минюстом России 22 декабря 2022 г. № 71762, № 71764 и № 71763) (далее – ФООП), план-график мероприятий Минпросвещения России по введению ФООП, примерный план-график мероприятий введения ФООП субъекта Российской Федерации, критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению ФООП, критерии готовности образовательной организации к введению ФООП.
Департамент просит довести прилагаемую информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных организаций, а также включить вопросы введения ФООП в содержание программ повышения квалификации, реализуемых региональными организациями дополнительного профессионального образования.
Директор Департамента
М.А.Костенко
Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего , основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, № 71762).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, № 71764).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, № 71763).
ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО разработаны в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. № 874 .
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 “Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ” (зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2022, № 70809).
Целью представленных методических рекомендаций является подготовка к введению и реализации федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП) с 1 сентября 2023 года.
1. Изменения, внесенные в Федеральный закон № 273-ФЗ
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России .
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”.
При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗтермин “примерные образовательные программы” на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона № 273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗв обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам “Русский язык”, “Литературное чтение” и “Окружающий мир” (начальное общее образование), “Русский язык”, “Литература”, “История”, “Обществознание”, “География” и “Основы безопасности жизнедеятельности” (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ .
При этом, по-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы “Родной язык”, “Литературное чтение на родном языке”, “Родная литература” и “Второй иностранный язык” могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – соответственно ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).
Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
2. Структура ФООП
ФООП состоят из трех разделов:
целевого , который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательного , который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий, федеральную рабочую программу воспитания;
организационного , который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает: федеральный учебный план, план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.
Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы.
При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
При этом необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296) (далее – СанПиН 1.2.3685-21), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573) (далее – СП 2.4.3648-20).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных”, Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.
При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.
3. Особенности содержательного раздела ФООП
В настоящее время содержательный раздел федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО) включает федеральные рабочие программы учебных предметов “Русский язык”, “Литературное чтение”, “Окружающий мир”.
Содержательные разделы утвержденных федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов “Русский язык”, “Литература”, “Обществознание”, “История”, “География”, “Основы безопасности жизнедеятельности”.
Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года.
В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов (“Математика”, “Информатика”, “Физика”, “Химия”, “Биология”) на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Для реализации модуля “Введение в Новейшую историю России” в учебном курсе “История России” количество часов на изучение учебного предмета “История” в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период).
Так, например, программой учебного предмета “Математика” и федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса “Вероятность и статистика” . ФОП ООО определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса “Вероятность и статистика” целесообразно организовать в рамках учебного курса “Алгебра”, для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое содержание , предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.
Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности , что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса “Вероятность и статистика”. При этом обращаем внимание на необходимость организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса “Алгебра”, “Геометрия” или “Вероятность и статистика”, а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета “Математика” и проставляется оценка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
В случае если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета “Основы духовно-нравственной культуры народов России” при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету “Основы духовно-нравственной культуры народов России” за 5-6 классы в течение одного учебного года.
4. Варианты федеральных учебных планов
В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.
Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего образования предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов (“Русский язык”, “Литература”, “Иностранный язык”, “Математика”, “Информатика”, “История”, “Обществознание”, “География”, “Физика”, “Химия”, “Биология”, “Физическая культура”, “Основы безопасности жизнедеятельности”) и изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне .
Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Например, для изучения на углубленном уровне могут быть выбрана такая комбинация учебных предметов – “Математика” и “Иностранный язык” или любые другие сочетания учебных предметов.
При разработке учебного плана образовательной программы среднего общего образования в классах психолого-педагогической направленности за основу при учебном планировании целесообразно выбирать один из вариантов учебного плана гуманитарного профиля с учетом положений Концепции профильных психолого-педагогических классов, разработанной в 2021 году ФГАОУ ДПО “Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации” .
Письмо Минпросвещения России от 25 января 2022 г. № АК-118/08; https://apkpro.ru/proekty/psikhologo-pedagogicheskie-klassy/?sphrase_id=42196.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне . При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.
Программы профильного обучения (в том числе программы по учебным предметам, изучаемым на углубленном уровне) реализуются за счет комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Федеральные учебные планы также обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством, изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации, а также возможность обучения на родных языках.
При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо соблюдать принципы: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы , в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой .
Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. № 03-205 “О методических рекомендациях” (вместе с “Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану”).
5. Федеральный календарный учебный график
ФООП включают федеральный календарный учебный график , которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
При этом на основании статей 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация вправе самостоятельно разработать календарный учебный график. Так, при составлении календарного учебного графика образовательная организация может использовать организацию учебного года по триместрам.
Федеральный календарный учебный график устанавливает также начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся в рамках 34 недельного учебного года (исключение может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11 классах – исходя из единого расписания проведения государственной итоговой аттестации).
Каждая образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации, требований СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
6. Изменения в основных общеобразовательных программах образовательных организаций
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗосновные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП.
Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с ФОП СОО в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах образовательная организация может реализовывать в 11 классе учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план.
Еще раз обращаем внимание, что образовательные организации, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих ООП федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 12* Федерального закона № 273-ФЗ федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация образовательной организацией не разрабатывается.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать “частью 6.3 статьи 12”.
Данный подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогических работников.
При этом, в соответствии с частью 6.2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗобразовательные организации вправе перераспределить время , предусмотренное в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
7. Обеспечение учебниками
Федеральным законом № 371-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников (далее – ФПУ).
При этом последовательный цикл “разработка – экспертиза – апробация – доработка – включение в ФПУ” учебника и разработанного с ним в комплекте учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” (далее – новый ФПУ № 858).
Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” (зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2022 г. № 70799).
В свою очередь, сохранит силу действующий Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699) .
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 “Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” (зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2016 г. № 42729).
Следует обратить внимание на то, что новым ФПУ № 858 (приложение № 2) установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254.
Учитывая изложенное, приобретение учебников может быть осуществлено в соответствии с действующим новым ФПУ № 858.
8. Формы методической поддержки внедрения ФООП на федеральном уровне
В марте-апреле 2023 года запланировано проведение окружных и всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП.
На портале Единого содержания общего образования (https://edsoo.ru) в срок до конца марта 2023 года осуществляется доработка и обновление конструктора рабочих программ – удобного бесплатного онлайн-сервиса для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП педагогические работники и руководители образовательных организаций могут получить, обратившись к ресурсу “Единое содержание общего образования” по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
Материалы Всероссийских просветительских мероприятий “Федеральные основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе образовании в Российской Федерации”, прошедшие в конце 2022 года, размещены по адресу:
https://edsoo.ru/Vserossijskie_prosvetitelskie_meropriyatiya_Federalnie_osnovnie_obscheobrazovatelnie_programmi_i_federalnie_rabochie_programmi_u.htm
В целях научно-методического сопровождения обновления содержания общего образования ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” по заданию Министерства просвещения Российской Федерации планирует в 2023 году следующие мероприятия, направленные на сопровождение внедрения ФООП:
подготовка методических пособий для учителей по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование – русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика; основное общее образование – достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов социально-гуманитарного, филологического и естественно-научного блоков; среднее общее образование – литература, история, география, обществознание, физика, химия, биология, математика, информатика на углубленном уровне с учетом выбранного профиля обучения, предусмотренного ФОП СОО);
подготовка методических рекомендаций по интеграции предметного содержания урочной деятельности с системой дополнительного образования, в том числе интеграции содержания учебных предметов (литература и история) с деятельностью школьных театров, в том числе в целях реализации федеральной программы воспитания;
подготовка рабочих программ по организации внеурочной деятельности для общего образования, в том числе по организации начальной военной подготовки, программы “Россия – моя история”, по организации профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в обучении;
проведение серии окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения ФГОС общего образования (в том числе реализации ФООП);
проведение на регулярной основе методических семинаров ( вебинаров ) для учителей по актуальным вопросам реализации обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФООП.
Вся необходимая информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на портале “Единое содержание общего образования” (https://edsoo.ru/).
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы могут являться методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с федеральными основными общеобразовательными программами, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб школьного, муниципального и регионального уровней.
План-график мероприятий Минпросвещения России по введению федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП)
N
п/п Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные Ожидаемые результаты
I. Нормативное обеспечение введения ФООП
1. Формирование федерального плана-графика введения ФООП февраль 2023 г. Департамент государственной Синхронизированы процессы
2. Разработка типового плана введения ФООП для регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации политики и управления в сфере общего управления введением ФООП
3. Разработка проектов федеральных программ учебных предметов, не включенных в утвержденные ФООП февраль 2023 г. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” Синхронизировано содержание общего образования на всей территории Российской Федерации.
4. Внесение изменений в ФООП в части включения федеральных рабочих программ по обязательным учебным предметам до 1 июня 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего Синхронизировано содержание общего образования на всей территории Российской Федерации.
II. Методическое обеспечение введения ФООП
5. Разработка методических рекомендаций по введению ФООП февраль 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего, ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” Сформированы и доведены до образовательных организаций методические рекомендации по введению ФООП
6. Разработка методических пособий для учителей по реализации обновленных ФГОС и ФООП 2023 г. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” Синхронизированы подходы к введению ФООП на территории Российской Федерации
7. Доработка и обновление конструктора рабочих программ март 2023 г. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования РАО” Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе
8. Подготовка методических рекомендаций по интеграции предметного содержания урочной деятельности с системой дополнительного образования, в том числе в целях реализации федеральной программы воспитания 2023 г. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования РАО” Синхронизированы подходы к организации внеурочной деятельности на всей территории Российской Федерации
III. Кадровое обеспечение введения ФООП
9. Информационно-методическое сопровождение региональных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников по вопросам введения ФООП март – декабрь 2023 г. ФГАОУ ДПО “Академия Минпросвещения России” Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации
10. Проведение серии окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения ФООП 2023 г. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” Синхронизированы процессы обучения педагогических команд, прошедших обучение по ФООП, на региональном уровне на всей территории Российской Федерации
11. Стабильное функционирование системы методического консультирования педагогов “Горячая линия” и портала “Единое содержание общего образования” март – декабрь 2023 ФГБНУ “Институт стратегии развития образования РАО” Обеспечено оперативное взаимодействие с руководителями и педагогическими работниками общеобразовательных организаций. Аккумулированы нормативные документы и методические материалы на единой цифровой платформе
12. Проведение на регулярной основе методических семинаров (вебинаров) для учителей по актуальным вопросам реализации ФООП 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” Синхронизированы процессы управления введением ФООП на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
IV. Организационно-управленческое обеспечение введения ФООП
13. Проведение рабочих совещаний с подведомственными Минпросвещения России организациями по вопросам введения ФООП февраль – май 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Составлен перечень дефицитов при введении ФООП, определены способы по их ликвидации
14. Разработка чек-листов для региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций для проведения самодиагностики готовности к введению ФООП февраль 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Создан инструмент для проведения оценки готовности к введению ФООП
15. Организация и проведение окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения ФООП (выездные и в формате ВКС) 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения ФООП
16. Проведение серии совещаний по вопросам реализации ФООП с представлением субъектами Российской Федерации докладов о выявленных проблемах и способах решения (“Час региона”) по отдельному графику Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению ФООП
17. Проведение собеседований с руководителями региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам введения ФООП по отдельному графику Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению ФООП
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФООП
18. Разработка чек-листа для проведения индивидуальных контрольных собеседований по вопросам готовности субъектов Российской Федерации к введению ФООП май 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Создан инструмент для проведения оценки готовности к введению ФООП
19. Проведение индивидуальных собеседований по вопросам готовности субъекта Российской Федерации к введению ФООП с заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования июль 2023 г. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению ФООП
20. Организация методических экспертных выездов в субъекты Российской Федерации на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при переходе к реализации ФООП по отдельному графику Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению ФООП. Оказана помощь федеральных экспертов региональным органам исполнительной власти, координационным группам по введению ФООП
VI. Информационное обеспечение введения ФООП
21. Информирование общественности по вопросам введения ФООП с использованием Интернет-ресурсов (официальные сайты Минпросвещения России, научных организаций, подведомственных Минпросвещения России, педагогических университетов и др.), педагогических и научно-методических изданий, средств массовой информации и др. ежемесячно,
2023 г. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” ФГАОУ ДПО “Академия Минпросвещения России” Региональные органы исполнительной власти Осознание обществом прав и возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации гражданам при реализации ФООП
VII. Приведение содержания процедур оценки качества среднего общего образования, проводимых
на федеральном уровне, в соответствие с ФООП
22. Приведение содержания универсальных кодификаторов, распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования, в соответствие с ФООП 2024 г. Рособрнадзор, ФГБНУ “ФИПИ” Создание содержательной основы разработки измерительных материалов для оценки достижения требований ФООП
Примерный план-график мероприятий введения федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП) субъекта Российской Федерации
N
п/п Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные Ожидаемые результаты
I. Организационно-управленческое обеспечение введения ФООП
1. Актуализация данных организации-оператора, координирующей вопросы введения ФООП на региональном уровне март 2023 г. Имеется единая региональная информационно-управленческая площадка для руководителей, методистов, учителей, социальных партнеров и др.
2. Актуализация деятельности органов, координирующих введение ФООП в субъекте Российской Федерации (региональное учебно-методическое объединение по общему образованию и др.). март 2023 г. Синхронизированы процессы управления введением ФООП на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
3. Проведение серии совещаний по организационному и методическому сопровождению работ по введению ФООП март – август 2023 г. Синхронизированы процессы управления введением ФООП на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
4. Проведение совещаний с подведомственными региональному органу исполнительной власти организациями, муниципальными образовательными организациями по вопросам введения ФООП март – май 2023 г. Составлен перечень дефицитов при введении ФООП, определены способы по их ликвидации
5. Актуализация функций муниципальных координаторов по вопросам введения ФООП (синхронизация их деятельности) март 2023 г. Обеспечена оперативность во взаимодействии регионального координационного совета с муниципальными координаторами
6. Проведение региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями самодиагностики готовности к введению ФООП март-апрель 2023 г. Проведена оценка готовности к введению ФООП, выявлены дефициты
7. Организация участия педагогического сообщества субъекта Российской Федерации в окружных совещаниях Минпросвещения России по актуальным вопросам введения ФООП (выездные и в формате ВКС) По отдельному графику Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения ФООП
8. Организация работы региональной/ муниципальной системы контроля готовности к введению ФООП март-апрель 2023 г. Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к введению ФООП
II. Нормативное обеспечение введения ФООП
9. Формирование регионального/ муниципального планов-графиков мероприятий по введению ФООП март 2023 г. Синхронизированы процессы управления введение ФООП на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
10. Определение дефицитов при организации условий реализации ФООП в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению
образовательного процесса и способов их ликвидации март-май 2023 г. Разработан и реализован комплекс мероприятий по обеспечению условий реализации ФООП
III. Методическое обеспечение введения ФООП
11. Активизация (организация) работы региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников март-декабрь 2023 г. Своевременно оказана адресная помощь педагогическим работникам
12. Организация и проведение региональных научно-практических конференций, марафонов, семинаров по актуальным вопросам введения ФООП и других образовательных событий март-август 2023 г. Созданы площадки для обсуждения общих в педагогическом сообществе проблемных вопросов, возможность включения в процесс профессионального общения каждого учителя
13. Проведение инструктажа управленческих команд образовательных организаций по использованию методических рекомендаций, связанных с процессом управления введением ФООП май – июнь 2023 г. Синхронизированы подходы к организации управления процессами введения ФООП на всей территории Российской Федерации
14. Организация включения в педагогическую деятельность учителя федеральных онлайн-конструкторов, соответствующих требованиям ФООП август 2023 г. Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе
IV. Кадровое обеспечение введения ФООП
15. Организация обучения руководителей и специалистов ИРО/ИПК/ЦНППМ март-сентябрь 2023 г. Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации
16. Организация обучения специалистов муниципальных органов управления образованием апрель-май 2023 г. Синхронизированы процессы
обучения педагогических и управленческих
17. Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций апрель-май 2023 г. команд на всей территории Российской Федерации
18. Обеспечение повышения квалификации педагогических работников апрель-май 2023 г.
V. Мониторинг готовности регионов к введению ФООП
19. Внедрение системы мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФООП апрель 2023 г. Составлен перечень муниципальных образований с низким уровнем готовности к введению ФООП
20. Проведение индивидуальных контрольных собеседований по готовности муниципальных образований к введению ФООП апрель-май 2023 г. Обеспечен промежуточный контроль готовности муниципальных образований к введению ФООП
21. Организация контрольных экспертных выездов в муниципальные образования на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при введении ФООП май 2023 г. Обеспечен промежуточный контроль готовности муниципальных образований к введению ФООП.
Оказана помощь региональных экспертов муниципальным органам управления образованием, координационным группам по введению ФООП
22. Внедрение системы мониторинга реализации образовательными организациями ФООП сентябрь 2023 г. Обеспечен промежуточный контроль качества реализации в муниципальных образованиях ФООП
VI. Информационное обеспечение введения ФООП
23. Информирование общественности через средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации ФООП в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации ежемесячно, 2023 г. Осознание обществом прав и возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации гражданам при реализации ФООП
Приложение
Приложение. Критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП)
– разработан и утвержден план-график введения ФООП в субъекте Российской Федерации;
– создан (действует) орган, координирующий подготовку к введению в субъекте Российской Федерации ФООП;
– активизирована (организована) работа региональных учебно-методических объединений, методических служб, предметных ассоциаций учителей в части первоочередных действий по введению ФООП;
– подготовлен и утвержден план проведения региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров и иных образовательных событий по актуальным вопросам введения ФООП;
– обеспечено повышение квалификации управленческих и педагогических команд по вопросам введения ФООП;
– разработан и реализуется комплекс мероприятий по обеспечению условий реализации ФООП общеобразовательными организациями субъекта Российской Федерации;
– сформирован план мероприятий по широкому информированию общественности через средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации ФООП в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации;
– создана система мониторинга результатов реализации ФООП.
Приложение
Приложение. Критерии готовности образовательной организации к введению к введению федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП)
– разработан и утвержден на уровне образовательной организации план-график мероприятий по введению ФООП;
– разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующие ФООП;
– локальные нормативные акты образовательной организации приведены в соответствие с требованиями ФООП и в связи с их введением;
– разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации ФООП;
– осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения ФООП;
– сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации ФООП;
– обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации образовательной программы начального общего образования, образовательной программы основного общего образования и образовательной программы среднего общего образования, соответствующих ФООП.