педагогический проект «Современное педагогическое наставничество – ресурс профессионального роста начинающего педагога»

ФИО: Каночкина О.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2492
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: педагогический проект «Современное педагогическое наставничество - ресурс профессионального роста начинающего педагога»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение  города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка»

педагогический проект

«Современное педагогическое наставничество –  ресурс профессионального роста начинающего педагога»

автор проекта: 

Каночкина Ольга Евгеньевна, 

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

 г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 465

Новосибирск, 2022-2023г.

 

      

 

«Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей, будь наставником»

(Восточная мудрость)

 

В условиях модернизации системы образования в России и реализации ФГОС ДО значительно возрастают требования к педагогу, к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной позиции. Отныне, запрос общества к педагогу не ограничивается только профессиональными знаниями и качественной их ретрансляцией на детскую аудиторию, родительское сообщество желает видеть коммуникаторов высокого уровня, способных научить воспитанников основам дискуссии, способных как отстоять свою позицию, так и принять чужое мнение.

 Социальный заказ общества презентуется государством педагогическому сообществу страны через «Стандарта педагога».

Требования, предъявляемые стандартом условно можно разделить на три блока:

 

  1. профессиональный блок (знания, умения, навыки по направлению педагогической деятельности);
  2. коммуникативный блок (освоение методов и приемов тренировки коммуникативно-дискуссионных навыков);
  3. ИКТ блок (качественное владение информационными технологиями и презентация своей деятельности на интернет платформах).

  

И если по первому, профессиональному блоку достаточно успешно справляются педагогические учебные заведения различного уровня, то «львиная доля» решения вопросов по второму и третьему- ложатся на плечи образовательных организаций.   

 Особенностью же труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и ответственности, что и опытные педагоги, а родители, коллеги, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

А потому, времени на адаптацию к реалиям пока еще новой для себя деятельности у начинающего педагога критично мало. 

Одним из способов решения этой задачи мы видим в возрождении института наставничества в образовательной организации.

Цель проекта: Возродить институт наставничества в ДОО, отвечающий реалиях современного инновационного подхода в образовании.

Поставленная цель определила круг задач:

 

Задачи:

  • изучение нормативно- правовой базы по данному вопросу (издание приказов о рабочей группе, разработка «Положения о наставничестве в ДОО» и т.д);
  • работа, согласно положению о наставничестве;
  • проведение мониторинговых мероприятий в рамках выработанного плана;
  • написание педагогического проекта: «Современное педагогическое наставничество – как ресурс профессионального роста начинающего педагога».

        Современное наставничество… Какое оно должно быть, чтобы не превратиться в очередную рутину? Как исключить или хотя бы минимизировать формальный подход к столь важному делу?

Рассмотрим позицию «НАСТАВНИК- «НАЧИНАЮЩИЙ ПЕДАГОГ»? Ничего это вам не напоминает? 

Скажите, а чем это не аналог позиции «ПЕДАГОГ- РЕБЁНОК»?!

Вот и давайте и проанализируем каковы современные постулаты личностно -ориентированной модели образования, и неважно, ребенка или начинающего педагога:

  • не «над», а «вместе»;
  • «баланс инициатив» (наставник- начинающий педагог»);
  • отход от учебно-дисциплинарной модели образования («Делай как я». Формирование педагогических компетенций, а не знаний, умений, навыков (ЗУН);
  • обучение на зоне ближайшего развития (ЗБР).

Новая модель образования требует новых форм и методов работы. Конечно мы не отказываемся от традиционных форм работы наставника, таких как консультации, совещания, просмотры и взаимопосещения образовательной деятельности. Но этого явно недостаточно на современном этапе.

Ведь, кто такой наставник в традиционном понимании? Как правило это педагог- стажист с большим опытом работы. Бесспорно, он многое может дать в профессиональном плане (ЗУН), но вот коммуникативная и информационная составляющая компетенций может страдать. И что делать тогда?

Мы видим решение проблемы в новых формах работы, и в частности, в такой форме работы как «Парная коммуникация «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК».

Эта методика широко представлена программой «ПРОДЕТЕЙ» под редакцией Е.Г. Юдиной, Е.В Бодровой.

Как это все выглядит на практике…  При обсуждении какого -либо вопроса один педагог в паре выполняет роль «УЧИТЕЛЯ», а другой «УЧЕНИКА», затем ролями педагоги меняются. Таким образом, наставник- не всегда «УЧИТЕЛЬ». Ведь наставничество- это взаимопроникающий процесс и обязательной «обратной связью». Смена ролей в паре, мобильность пары позволяет менять позиции, профилактирует «забронзовелость» стажиста, да и его собственные «пробелы» в педагогической коммуникации и ИКТ ликвидирует, (ведь молодые в этих направлениях куда более продвинутые).

Надо сказать, что «Парная коммуникация «УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК» дает большой простор для творчества и инициативы, и может перерасти в «ТЬЮТОРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СВЕРСТНИКОВ».

Такая форма работы хорошо зарекомендовала себя в деятельности с детьми и свободно может перенестись в работу со взрослыми.

В чем ее суть. Мы все помним, что лучше всего материал усваивается от сверстников, ни один самый лучший учитель не научит лучше, чем сверстник.

А потому в этой коммуникации при обсуждении насущных проблем (написание планов, ведение документации, проведение образовательной деятельности) в пару садятся два начинающих педагога, в ходе коммуникации они или меняются ролями, или какое-то время остаются только на позиции «УЧИТЕЛЯ» или «УЧЕНИКА».

Вы спросите, а что в это время делает наставник-стажист?! Он находится над ситуацией, наблюдает с того места, которое психологи называют «аквариумом». В дальнейшем наставник помогает начинающим педагогам отрефлексировать ситуацию и со своей стороны старается избежать однозначных оценок.

Что такая форма работы дает начинающим педагогам:

  • позволяет остаться в зоне «психологического комфорта», так как «обучает» его педагогический «сверстник»;
  • повышает компетенции, так как начинающий педагог непостоянно находится в позиции «ученик»;
  • снижает риски авторитарного давления со стороны педагога-стажиста

Инновационные формы работы, такие как интерактивные консультации, семинары, тренинги, ролевые игры могут проходить, в том числе, с использованием «Парных коммуникаций»

 

Педагогический проект апробируется в течение одного учебного года и реализуется в три этапа:

этап задачи мероприятия ответственный сроки
подготовительный изучить нормативно-правовую сторону вопроса рабочее совещание «Наставничество. Создание рабочей группы» старший воспитатель, зам зав. по УВР 1-я неделя сентября
рабочее совещание «Написание положения о наставничестве в ДОО» (Приложение 1) учитель-логопед 2-я неделя сентября
педагогический совет «Принятие положения о наставничестве» старший воспитатель, зам.зав. по УВР 3-я неделя сентября
  • разработать совместный  план мероприятий наставника и начинающего педагога (педагогов)
разработка плана (Приложение № 2) педагог-наставник, педагог (педагоги) подопечные 4-я неделя сентября
  • разработать план по самообразованию
разработка плана педагог-подопечный 4-я неделя сентября
  • собрать и проанализировать рабочий материал для написания педагогического проекта 
написание чернового варианта проекта «Современное педагогическое наставничество – как ресурс профессионального роста начинающего педагога». учитель-логопед
  1. я неделя сентября
  • написать педагогический проект «Современное педагогическое наставничество – как ресурс профессионального роста начинающего педагога».
написание проекта учитель-логопед октябрь-ноябрь
основной 
  • вести работу согласно утвержденного плана
проведение работы согласно утвержденного плана педагог-наставник в течение учебного года, согласно плана
  • внести правки в проект ( при необходимости)
внесение правок в проект учитель-логопед декабрь-март
  • провести промежуточные  мониторинговые мероприятия по отслеживанию эффективности работы в формате «наставник- начинающий педагог»
проведение промежуточных  мониторинговых мероприятий (Приложения 3-9) старший воспитатель, зам зав. по УВР 4-я неделя января
завершающий
  • провести итоговые  мониторинговые мероприятия по отслеживанию эффективности работы в формате «наставник- начинающий педагог»
проведение итоговых  мониторинговых мероприятий (Приложения 3-9) старший воспитатель, зам зав. по УВР 3-я неделя мая
  • написать окончательный вариант проекта, внести итоговые правки ( при необходимости) 
написание окончательного варианта проекта, внесение итоговых правок ( при необходимости)  учитель-логопед апрель
  • провести рабочее совещание «Итоги работы за учебный год, перспективы дальнейшей работы по направлению
проведение рабочего совещания старший воспитатель, зам зав. по УВР, учитель-логопед 3-я неделя мая

 

Социальная направленность проекта

Проект направлен на качественное выполнение ДОО социального заказа общества на компетентного молодого специалиста, отвечающего всем параметрам «Стандарта педагога».

Ресурсный потенциал проекта

время: согласно утвержденного графика, периодичность встреч не реже 1 раза в месяц.

место: МКДОУ д/с № 465, методический и логопедический кабинет, МО логопедов Ленинского района.

категория задействованных лиц: начинающие педагоги (от 0 до 3-х лет), педагоги- наставники, административно-педагогический корпус ДОО, иные педагоги детского сада, осознающие актуальность проекта.

консультант: Оберемок С.М., доцент кафедры «Управление образованием» НИПКиПРО, тренер программы «ПРОДЕТЕЙ» Рыбаков фонда;

технические ресурсы: интернет, ксерокс, компьютер.

информация: внутренняя статистика: (мониторинговые мероприятия с педагогами, задействованными в проекте)  

   Внешняя статистика: (через печатные издания НИПКиПРО, интернет педагогические издательства, отзывы родителей и сторонних педагогов, через обмен опытом на страницах интернет групп «Программа дошкольного образования «ПРОДЕТЕЙ» и «ПРОДЕТЕЙ в Новосибирске» «ВКОНТАКТЕ»)

нормативно – правовая информация:

    • ФГОС ДО;
    • ФОП, ФАООП ДО (проекты);
  • «Стандарт педагога»;
  • Образовательная программа дошкольного образования «ПРОДЕТЕЙ» (авторы: Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова, Рыбаков фонд, Институт детства).

Выход через ИКТ на поиск информации по следующим направлениям:

  • наставничество в педагогике современной России;
  • формы и методы интерактивной педагогической деятельности;
  • внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях России;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”;

  • ведение электронного портфолио педагога. 

Ресурсные партнёры: внебюджетные и бюджетные средства детского сада.

 

 Ожидаемые результаты проекта

 

  • будет создан эффективный инструментарий повышения компетенций как начинающего педагога, так и стажиста, отвечающий всем параметрам «Стандарта педагога»;
  • повысится рейтинг образовательной организации, она станет более конкурентоспособна;
  • коллеги – педагоги получат инструментарий для собственной наставнической деятельности.

 

Оценка качества реализации проекта

        Оценка качества реализации проекта будет проходить дважды за учебный год (январь– промежуточный результат, май– итоговый). Мониторинговые мероприятия будут осуществляться через отчет педагога- наставника о проделанной работе, анкету-опросник начинающих педагогов, а также в качестве внешней экспертизы через опрос родителей детей, чьи педагоги являются новичками в профессии.

 

Предполагаемые риски проекта

  • непринятие со стороны педагогов – стажистов (использование проекта требует педагогической мобильности коей стажисты не всегда обладают, кроме этого, педагоги, зачастую, испытывают дефицит времени, также может отсутствовать моральная и материальная составляющая заинтересованности педагога);
  • непринятие со стороны начинающих педагогов (боязнь неудачи).

 

Минимизировать риски проекта можно через внедрение инновационных форм работы в сфере наставничества.

 

Развитие проекта

  •  представление проекта на педагогических платформах различного уровня;
  • представление проекта на районном этапе городского конкурса «Инновации в образовании»;
  • представление проекта на заседании РМО учителей-логопедов ДОУ, на заседании ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов 

г. Новосибирска;

  • представление   проекта на страницах педагогических интернет – сообществ, в электронном портфолио и в личных блогах (на MAAM.RU и на сайте «Солнечный свет» и т.д.), на конференциях и круглых столах по программе “ПРОДЕТЕЙ”.

 

Результаты проекта 

(промежуточные)

 

Анкетирование родителей в декабре 2022 года показало следующие результаты:

из 37-ми опрошенных родителей (100%) – 21родитель (57%) удовлетворены работой молодого педагога, находящегося под патронатом наставника; 14 (38%) – скорее удовлетворены, чем нет, и 2 родителя (5 %) – не удовлетворены.

 

(итоговые)

 

Анкетирование родителей в апреле 2023 года показало следующие результаты:

из 37-ми опрошенных родителей (100%) – 28 родителей (76%) удовлетворены работой молодого педагога, находящегося под патронатом наставника; 8 (21%) – скорее удовлетворены, чем нет, и 1 родитель (3 %)- не удовлетворен.

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10