Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«ДМШ им. Й.Гайдна»
Методическая работа
«Работа над аккомпанементом
в классе фортепиано на отделе «Хоровое пение»
И.В.Лях
преподаватель фортепиано
ГБУДО г. Москвы
«ДМШ им. Й.Гайдна»
2023г.
С момента создания в ДМШ им. Й.Гайдна Хорового отдела, аккомпанемент прочно вошёл в нашу учебную деятельность. Проводя работу над аккомпанементом много лет, преподаватели отдела пришли к твёрдому убеждению, что она приносит огромную пользу и доставляет большую радость и удовольствие детям, родителям и преподавателям.
Концерты из аккомпанементов, проводимые каждый год после зачёта, стали в нашей школе одними из самых любимых. Одно время это даже был конкурс на лучшее исполнение аккомпанемента с собственным пением. Хочу отметить, что остальная программа никак от этого не страдает, и наши учащиеся успевают проходить все необходимые по программе произведения, сдавать на контрольных уроках, зачётах и экзаменах гаммы, этюды, пьесы, полифонию и крупную форму, и показывают хорошие результаты.
Навыки аккомпанирования нужны любому человеку, соприкасающемуся с какой-либо мелодией. Наша задача – научить ребёнка навыкам самостоятельного ознакомления с нотным текстом и аккомпанирования по нотам или по слуху любому из возможных солистов (вокалисту, инструменталисту, хору, себе….)
Аккомпанемент появился в конце XVI в. в виде генерал – баса с цифровкой, по которому подчинённые голоса импровизировали и обеспечивали гармоническую поддержку мелодии.
С 60-х годов XVIII в. появился аккомпанемент, который полностью выписывали композиторы. Он назывался «облигатным», т.е. обязательным, не допускающим каких-либо импровизационных разночтений. В нашей работе мы используем в основном именно такой аккомпанемент.
При исполнении вокальных произведений с собственным аккомпанементом ученик выполняет одновременно две функции – солиста и аккомпаниатора. Пение под собственный аккомпанемент – это внимание совершенно особого рода. Его надо распределять не только между двумя руками, но и контролировать собственное вокальное исполнение. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением голоса. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Мобильность, быстрота и активность также очень важны для пения под собственный аккомпанемент. Учащийся обязан в случае, если перепутал нотный текст или слова песни не переставать играть и благополучно довести произведение до конца. Он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Начиная работу над аккомпанементом, педагог должен познакомить ученика с музыкальным произведением. Для этого педагог либо исполняет голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, смысл и содержание.
На уроках фортепиано ученики разучивают множество произведений, в которых на привычных двух нотных строчках размещаются: мелодия – в правой руке, и аккомпанемент – в левой руке. А теперь в классе аккомпанемента к звуку рояля присоединяется голос, а в нотах вместо привычных двух фортепианных строчек появляется третья – партия солиста. Учащемуся нужно освоить технику прочтения трехстрочной нотной записи.
Для успешного освоения предмета «Аккомпанемент» ученикам необходимо изучить музыкальные термины и обозначения (наши учащиеся два раза в год сдают на контрольных уроках термины и на одном из контрольных уроков делают анализ аккомпанементов).
При разборе произведения необходимо сделать анализ мелодической линии: прочитать нотный текст, определить характер; отметить протяженность фраз, расставить в нотах дыхания и цезуры, наметить возможные ритмические отклонения. Определить жанр произведения.
Работа над аккомпанементом к вокальным произведениям имеет свои особенности, т.к. содержание здесь раскрывается не только через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение звука и слова. Поэтому необходимо осмысленное эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения.
Аккомпанемент голосу – это особый класс концертмейстерского мастерства, т.к. голос самый совершенный музыкальный инструмент, но в тоже время самый прихотливый и изысканный, и аккомпанемент ему должен быть тонким, гибким и бережным.
Учащиеся должны познакомиться с особенностями вокального исполнительства (брать в определённых местах дыхание, допевать и дослушивать фразы до конца, выдерживать ферматы, паузы, поддерживать необходимый звуковой баланс, соотносить характер, темп, кульминации в мелодии и аккомпанементе).
Разучивая с учеником вокальную партию, педагог должен следить за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленностью фразировки.
Главная задача в аккомпанементе добиться от учащегося нужного звукового баланса между звучанием голоса и инструмента, слухового контроля, управления процессом собственного пения. На самом первом этапе работы важно «выделить» мелодию и «спрятать» аккомпанемент.
Сопровождение должно быть услышано в другой, более тихой градации звучания, на втором плане. При этом нужно добиваться свободного владения аккомпанементом, максимального освобождения от трудностей фортепианной партии с целью полной отдачи всех сил и внимания выразительному пению.
Владение аккомпаниаторскими навыками зависит от фортепианной культуры учащегося, от того, что дает ему работа в фортепианном классе. Существуют общие закономерности работы над музыкальным произведением, связывающие оба этих класса. Эти закономерности проявляются в работе над звуком, штрихами, исполнительским туше, техническими трудностями, исполнением сольных эпизодов в фортепианной партии, в работе над музыкальной интонацией, фразировкой и т.д.
Необходимо сделать анализ фортепианной партии: определить тип фактуры, ритмические особенности, аппликатурные сложности (или закономерности), ладовые особенности.
Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разреженной, именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между сольной и аккомпанирующей партией. Аккордовая фактура всегда более массивна, чем фигурационная. Но не надо забывать, что одним из элементов фактуры, ее качественной стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах звучат по-разному: низкий регистр у рояля очень звучный, насыщенный; верхний – не обладает таким количеством обертонов, они быстрее гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.
Басы надо играть ясно и звучно. Басов никогда не бывает много, их чаще бывает мало. Бас – основа гармонии и ритмической пульсации; звучные, полные басы – хорошая поддержка вокальной мелодии. Мелодическое движение басового голоса должно быть подчинено исполнительским намерениям вокальной партии.
Большую роль в составлении целостной музыкальной картины играет темп произведения. Необходимо сразу определить основной темп, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Нужно помнить, что чем быстрее звуковой поток, тем насыщеннее фортепианное сопровождение, а значит, в процессе исполнения оно должно регулироваться и контролироваться слухом.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от вокальной партии.
Большое значение имеют вступление, заключение и проигрыши. Они должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не «теряя» формы произведения.
Вступление готовит внимание слушателей к точному восприятию характера произведения, образному содержанию, оно должно дать необходимый эмоциональный импульс. Заключение – это послесловие, исполняется без особого напряжения, на оттенок тише.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Процесс обучения должен быть построен по принципу «от простого к сложному». При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную на уроках фортепиано.
Начинать обучение лучше с несложных мелодий с простейшим аккомпанементом, постепенно усложняя задачи и нотный материал.
1 класс Исполнение простейших мелодий с простейшими вариантами аккомпанемента. Навыки игры аккомпанемента по главным ступеням лада в однозвучном или квинтовом изложении. (М. Качурбина «Мишка с куклой», РНП «Во поле береза стояла», «Заинька» и др.)
2 класс Навыки игры аккомпанемента левой рукой по трезвучиям и квинтам на главных ступенях лада. Овладение более сложной фактурой партии левой руки: сочетание аккордов и мелодических движений баса. Первоначальные навыки анализа произведений (лад, тональность, тональный план, жанр, форма ит.д.). (Б. Савельев «Песенка кота Леопольда», «Если добрый ты», В.Шаинский «Антошка», «Улыбка» и др.)
3 класс Приобретение техники использования педали. Знакомство с жанровыми особенностями аккомпанемента польки, вальса, колыбельной, марша (размер, ритм, форма). Усложнение ритмического рисунка аккомпанемента. Фактурный тип “чередование баса и аккорда” в разных жанрах; освоение позиционно удобных гармонических формул. (В.А. Моцарт, сл. К. Овербек «Весенняя», Е. Крылатов «Колыбельная медведицы», В. Шаинский «Чунга-чанга» и др.)
4 класс Освоение навыков работы с более сложной фактурой аккомпанемента (гармонические фигурации в партии левой руки, отклонение от вокальной партии в фактуре правой руки).
(Э. Григ, Б. Бьернсон «Детская песенка», М. Ипполитов-Иванов, Р. Тагор «Желтенькая птичка», В. Дубравин, В. Суслов «Светлячок» и др.)
5 класс Темброво-динамическое различие голосов в полифонической фактуре аккомпанемента. Работа над аккомпанементом смешанного типа. Пение с аккомпанементом несложных романсов, песен русских и зарубежных композиторов. (Ц. Кюи «Весенняя песенка», П. Булахов, А. Толстой «Колокольчики мои», А. Варламов, М. Лермонтов «Белеет парусодинокий», и др.)
6 класс Овладение всеми видами аккомпанемента. Навыки публичного выступления.
Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
(А. Алябьев «Соловей», А. Варламов «Красный сарафан», Ц. Кюи «Царскосельская статуя, П. Чайковский из песен для детей: «Весна», «Мой садик»,Ф. Шопен «Желание» и др.)
Условием успешной реализации программы по учебному предмету «Аккомпанемент» является наличие в школе квалифицированных специалистов, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета. Работа педагога в этой области требует от него особой универсальности, то есть ряда специфических знаний и навыков вокального и аккомпаниаторского искусства.
Преподавателям приходится проделывать большую работу по изучению репертуара, систематизировать его по уровню сложности, по видам фактуры, по жанровым и стилевым особенностям, чтобы затем проще было подбирать репертуар для каждого конкретного ученика, с учётом его игровых возможностей, музыкального и интеллектуального развития.
Подбор репертуара для аккомпанемента – широчайший. Учащиеся знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной вокальной музыки. Есть прекрасная возможность включить в репертуар песни различной тематики, романсы, музыкальные номера из мюзиклов.
Ознакомление ученика с огромным количеством разножанрового учебного материала, позволяет расширить возможности концертных выступлений в школе, дома и в кругу друзей.
Список литературы
1.Л.В.Воронцова, М.К.Меликова Примерная программа по учебному предмету «Аккомпанемент»
2.Кубанцева Е.И. Концертмейтерство-музыкально-творческая деятельность.
3.Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера.
4.Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором.
5.Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных
аккомпанементах.
6.Шендерович Е. В концертмейстерском классе.