Рабочая программа по «Социально коммуникативному развитию»
Для старшей разновозрастной группы
( 5-7 лет.)
Составила воспитатель:
Голова Елена Александровна
С. Верхняя Тишанка
2017 г.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Разработка программы осуществлена в соответствии с :
- Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- Приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Устав МКДОУ Тишанского детского сада.
- Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Тишанского детского сада.
- Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
1.2 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Цель и задачи реализации рабочей программы
Задачи образовательной деятельности 5-6 лет
- Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
- Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
- Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
- Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме
возрастных возможностей старших дошкольников.
- Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
- Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства.
- Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение).
Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять
равнодушие к обиженному, слабому человеку.
Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально — вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на
собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.
Семья. Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий
членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.
Труд взрослых и рукотворный мир. Конкретные профессии и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование,
набор трудовых действий, результат. (Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; менеджеры осуществляют продажу квартир.) Понимание роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых. Уважение к труду родителей, представление о материальном обеспечении
семьи, ее бюджете.
Самообслуживание и детский труд. Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно- бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома
после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки). Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды. Участие в новых видах дежурства — по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех
результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий. Представления о ручном труде и конструировании. Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами. Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать со взрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры).
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.
Задачи образовательной деятельности 6-7 лет.
- Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
- Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
- Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
- Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
- Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
- Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.
- Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
- Формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире.
- Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
- Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.
- Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
- Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Различение и называние широкого круга эмоций (радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение). Представление о богатстве эмоционального мира человека, средствах внешнего выражения эмоций
(мимика, пантомимика, интонации голоса, движения, позы). Понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Разнообразие форм и способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Отражение эмоций в театрализованной деятельности, в рисовании, играх.
Взаимоотношения и сотрудничество. Мы самые старшие в детском саду. Представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценка поступков с позиции норм и правил. Жизнь человека как ценность. Представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей. Развитие у детей чувства единой семьи в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения («Играли дружно, и получился красивый дворец»). Умение использовать разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость.
Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость. Представление о том, что шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми (сверстники и малыши), норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в общественных местах, правила уличного
движения. Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.
Семья. Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Знание стихов, песен о школе, школьниках.
Школа. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширение представлений детей о роли школы в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, что люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей и пр.) учились в школе.
Труд взрослых и рукотворный мир. Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Представления о личностных качествах представителей разных профессий (пожарные, военные — люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей). Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на основе соотношения
желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Самообслуживание и детский труд.
Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.). Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений. Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы, планирования
деятельности, распределения обязанностей по способу общего и совместного труда. Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер). В ручном труде и
конструировании при поддержке взрослого самостоятельная постановка цели, планирование замысла, осуществление процесса труда, оценка результата, бережное обращение с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте. Развитие
инициативы и творчества в ручном труде.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Обогащение и закрепление правил и способов безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. Представления о приемах элементарной первой помощи при травмах, ушибах, признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефона вызова экстренной помощи (скорая медицинская помощь, пожарные, полиция). Соблюдение правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности, подвижных игр, спортивных развлечений.
1.3.Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры
Достижения ребенка (Что нас радует)
5-6 лет.
Достижения ребенка (Что нас радует)
1.Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям.
2.Ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками.
3.Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
4.В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности.
5.Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.
6.Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные представления.
7.Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде.
8.Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.
9.Самостоятелен, инициативен в самообслуживании.
10.С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата.
11.Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни.
12.Ребенок умеет:
— соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном
зале;
— пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами
(ножницы, иголки и пр.) и приборами;
— быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
— соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте.
13.Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
Достижения ребенка (Что нас радует) 6-7 лет.
1.Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.
2.Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в совместную деятельность, стремится к взаимопониманию, в случае затруднений апеллирует к правилам.
3.Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.
4.Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках.
5.Имеет близких друзей (друга), с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями.
6.Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника, проявляет уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.
7.Ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком.
8.Отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании.
9.Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его.
10.Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата.
11.Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье.
12.Ребенок имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
13.Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию.
14.Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице.
15.Проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными, ядовитыми растениями, грибами.
16.Внимателен к соблюдению правил поведения на улице, умеет ориентироваться на сигналы светофора.
2.Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Формы, способы, методы реализации программы.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей разновозрастной группы от 5-7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению – «Социально – коммуникативное развитие ». В календарно- тематическом планирование разделение по возрастам обозначено в виде : 1) 5-6 лет, 2) 6-7 лет.
2.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц/
Неделя |
Непосредственно образовательная деятельность(НОД) | Программное содержание | Развивающая среда |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов(ОДвРМ) |
|||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Тема «Детский сад» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №1 ( 1;40)
«Внешность человека может быть обманчива» |
1)Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
2) Закрепить знание детей о том , что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. |
Цветные карандаши (или фломастеры, гуашь, акварель), рабочая тетрадь 1. | Просмотр обучающего мультфильма «Как вести себя в детском садике!»
Беседа «Профессии людей работающих в школе и чем они занимаются».
|
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Впечатления о лете» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №2 (1;42)
«Опасные ситуации; контакты с незнакомыми людьми на улице» |
1)Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях.
2)Закрепить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях. |
Цветные карандаши (фломастеры, гуашь, акварель), рабочая тетрадь 1. | д/и «Что такое хорошо? Что такое плохо?» (уголок разв. игр в группе) | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Летние дни рождения» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №3 (1;46)
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома» |
1)Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2) Закрепить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, правильно себя вести в таких случаях. |
Цветные карандаши (фломастеры), рабочая тетрадь 1. | Просмотр мультфильма как поздравляли ослика Иа с днем рождения.
|
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Осень» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема №4 (1; 49-52)
«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» |
1)Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.
2) Закрепить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, закрепить соответствующие правила поведения. |
Цветные карандаши (фломастеры), ножницы, клей, тетрадь 1 (разрезной
материал). |
«Игра с листочком» Вы знаете стихотворения об осени и сейчас их расскажете, рассказывать будете тогда, когда остановится музыка и у кого листочек окажется в руках. | |||||||||||||||||||||||||
Октябрь | Тема «Дары осени: откуда хлеб пришёл». | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №5 (1;54)
«Ребенок и его старшие приятели» |
1)Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
2) Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 1. | Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, чтение: В. Дацкевич «От зерна до урожая». | |||||||||||||||||||||||||
Тема « Страна, в которой я живу» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №6 (1; 56-58)
«Пожароопасные предметы» |
1)Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
2) Закрепить знания детей об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. |
Цветные карандаши (фломастеры, краски) желтого, оранжевого, красного
цветов; тетрадь 1. |
Просмотр презентации «Моя страна Россия!»
Беседа с детьми о том что они знают о своей стране |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Что рассказывают о России флаг и герб» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №7 (1; 61)
«Предметы, требующие осторожного обращения» |
1)Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с
такими предметами. 2) Закрепить знание об основных предметах, опасных для жизни и здоровья, детям самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. |
Красный карандаш или фломастер, тетрадь 1. | Презентация о Москве – главном городе, столицы России. | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Старикам везде у нас почёт» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема №8 (1; 63)
«Использование и хранение опасных предметов» |
1)Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.
2) Закрепить знания детей о предметах, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. |
Ножницы, клей (кисточки); тетрадь 1. | Беседа о том, что в октябре отмечается Международный день пожилых людей. | |||||||||||||||||||||||||
Ноябрь |
Тема « Моя малая Родина» |
||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №9 (1; 64)«Пожар» | 1)Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
2)Закрепить знания об номере телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 1. | Презентация традиционных русских народных праздников. | |||||||||||||||||||||||||
Тема «День матери» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Тема №10 (1; 66) «Как вызвать милицию» | 1)Научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).
2) Закрепить знания детей о пользовании телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).
|
Цветные карандаши (краски, фломастеры); тетрадь 1. | Рассматривание картин разных художников на тему материнства | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Мир игры» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №11 (1; 70-73)«Скорая помощь» | 1)Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес).
2) Закрепить знание детей об номере телефона «03», закрепить знания о том как вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес). |
Цветные карандаши (краски, фломастеры); тетрадь 1. | Театрализованная игра «В гостях у кукол» Цель: развитие у детей чувство цвета, вызвать эмоциональный отклик на игровую ситуацию. (папка ) | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Осенние дни рождения» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема №12(1; 77)
«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» |
1)Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них,
выходить на балкон и играть там. 2) Закрепить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны запомнить , что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. |
Цветные карандаши (фломастеры); ножницы, клей, кисточки, тетрадь 1. | Развлечение «День осеннего развлечения» | |||||||||||||||||||||||||
Декабрь | Тема «Кто я, какой я?» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №13 (1; 79-81)
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе» |
1)Развить у детей понимание того, что планета Земля — наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек — часть природы; что на жизнь и здоровье
человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. 2) Закрепить у детей понимание того, что планета Земля — наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек — часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. |
Цветные карандаши (фломастеры, акварель, гуашь); тетрадь 2. | Развлечение «Доброе сердце» | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Начало зимы» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №14 (1; 83)
«Будем беречь и охранять природу» |
1)Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.
2) Закрепить у детей природоохранное поведение; закрепить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. |
Цветные карандаши (фломастеры, краски), ножницы, клей, кисточки; тетрадь 2. | Презентация «Начало зимы» | |||||||||||||||||||||||||
Тема «К нам приходит Новый год» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №15 (1; 84)
«Съедобные и несъедобные грибы» |
1)Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду.
2)Закрепить умение детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду. |
Цветные карандаши (фломастеры, акварель, гуашь), тетрадь 2. | «Будем ёлку наряжать. Белки рыжие явились, Прихватив с собой грибочки» , украшение нарисованной новогодней елочки съедобными грибами |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «В гостях у Деда Мороза. Мастерская Деда Мороза» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема №16 (1; 86)
«Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
1)Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.
2) Закрепить знания детей о съедобных ягодах и ядовитых растениях, а также различать их и правильно называть. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2. | Чтение «Зимняя сказка»
Как девочка зимой ягоды в лесу искала . |
|||||||||||||||||||||||||
Январь | Тема «Рождественское чудо» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №17 (1; 89)
«Сбор грибов и ягод (настольная игра)» |
1)Повторить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
2) Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. |
Клей, кисточки, разрезной материал из тетради 2. | Обучающий мультфильм «Что такое рождество»
«Будем ёлку наряжать. |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Я и мои друзья» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №18 (1; 90)
«Контакты с животными» |
1)Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
2) Закрепить знания детей о том , что контакты с животными иногда могут быть опасны. |
Цветные карандаши (фломастеры, краски), тетрадь 2. | Обучающий мультфильм «Зимние развлечения с друзьями» | |||||||||||||||||||||||||
Тема « Воронеж в военное время года» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №19 (1; 93)
«Как устроено тело человека» |
1)Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека.
2) Закрепить знание детей о том как устроено тело человека |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2. | Презентация «Воронеж в военное время года» | |||||||||||||||||||||||||
Февраль | Тема «Профессии родителей» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №20 (1; 95)
«Как работает сердце человека» |
1)Познакомить детей с назначением и работой сердца.
2) Закрепить знание детей о назначении и работе сердца. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2. | с/р игры «Доктор».(уголок для игр в группе) | |||||||||||||||||||||||||
Тема « Зимние хлопоты» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №21 (1; 96-97)
«Что мы делаем, когда едим» |
1)Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
2) Закрепить знание детей о назначении и работе системы пищеварения. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2. | Обучающий мультфильм о олимпийских играх | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Защитники отечества» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №22 (1; 98)
«Как мы дышим» |
1)Ознакомить детей с органами дыхания.
2) Закрепить знание детей об органах дыхания. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2. | Развлечение «Защитники отечества»
Презентация «23 февраля – День защитников отечества |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Зимние дни рождения» | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема №23 (1; 101-102)
«Как движутся части тела» |
1)Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела.
2) Закрепить знание детей об назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2. | Развлечение «День зимнего рождения» | ||||||||||||||||||||||||||
Март | Тема «Самая красивая мамочка моя» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №24 (1; 108-109)
«Отношение к больному человеку» |
1)По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
2) Закрепление знаний детей о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. |
Рабочая тетрадь 2 | Развлечение «8 Марта»
Презентация «8 марта – Международный Женский День» |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Скоро в школу» |
|||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №25 (1; 110)
«Микробы и вирусы» |
1)Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).
2) Закрепить знания о элементарных представлениях об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3 | Презентация на тему «Скоро в школу!!!»
Экскурсии: «В школу», «Последний звонок» |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Книжкина неделя» |
|||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №26 (1; 111)
«Здоровье и болезнь» |
1)Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью
2) Закрепить умение детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Просмотр презентации «Любимые сказки»»
Беседа «Любимая сказка». |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Весна» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема №27(1; 113)
«Личная гигиена» |
1)Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
2) Закрепить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур |
Тетрадь 3 | Беседа «Почему снег и лёд весной тают».
Презентация «Весна шагает по планете» |
|||||||||||||||||||||||||
Апрель | Тема «Юмор в нашей жизни» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Тема №28 (1; 114) «Витамины и полезные продукты» |
1) Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
2) Закрепить знание детей о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Беседа «Веселые истории вокруг нас» | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Первые полёты человека в космос» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Тема №29 (1; 117) «Витамины и здоровый организм» |
1)Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека
2) Закрепить знания о том, как витамины влияют на организм человека |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Просмотр развивающий мультфильм «Космос» | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Весна идёт, весне дорогу» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Тема №30 (1; 122-124)«Здоровая пища» |
1)Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
2) Закрепить знание детей о том как здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной. |
Клей, ножницы, тетрадь 3. | Беседа: «Где найти витамины весной?». | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Дружат дети всей земли» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Тема №31 (1; 125) «Режим дня» |
1)Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
2) Закрепить знание детей о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Просмотру мультфильмов на тему дружбы (мультфильма «Тимка и Димка») | |||||||||||||||||||||||||
Май | Тема «День Победы» | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема №32 (1; 127)
«На воде, на солнце…» |
1)Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
2) Закрепить знание детей о том, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Развлечение «День Победы»
Акция «Цветы Победы» |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Наш Пушкин» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема №33 (1; 129)
«Спорт» |
1)Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.
2) Закрепить знания у детей о ценности здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Презентация «Сказки А.С. Пушкина» | |||||||||||||||||||||||||
Тема «Скоро лето!» | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема №34 (1; 130)
«Детские страхи» |
1)Научить детей справляться со своими страхами.
2) Закрепить умение детей справляться со своими страхами |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Летнее развлечение в детском саду.
Беседа: « Безопасность детей летом». |
|||||||||||||||||||||||||
Тема «Весенние дни рождения» | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема №35(1;131)
«Конфликты между детьми» |
1)Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами
(уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). 2) Закрепить умение детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). |
Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3. | Развлечение «День весеннего рождения» |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников | Тема |
Собрания-беседы на воспитательные темы | «Совместный труд с детьми дома», «Игра как средство воспитания», «Защита прав и достоинства ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?» |
Тематические выставки | «Профессии наших родителей» |
Информационные бюллетени, памятки, листовки на темы | «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер» |
Беседы | «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст» |
2.4 Часть рабочей программы формируемой воспитателем
Нами разработана программа театрального кружка, которая содержит образовательную область «Социально-коммуникативное развитие », где участие в спектаклях, подготовка к ним- это огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества. «Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
3.Организационный раздел
3.1Организация режима пребывания детей в группе
сетка непосредственно образовательной деятельности
№ | Виды деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в
неделю |
Периодичность в месяц | Периодичность в год | Объём времени в неделю, мин |
1 |
Социально –коммуникативное развитие (безопасность ) |
1 образовательные ситуации | 4 | 36 | 25-30 |
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Традиционные события, праздники, мероприятия проводятся в соответствии с годовым планом МКДОУ Тишанский детский сад в соответствии с возрастными особенностями детей старшей группы при активном участии родителей. Еженедельно, после работы над лексической темой, в группе проводятся итоговые мероприятия (экскурсии, утренники.).
3.3. Программно-методический комплект образовательного процесса.
- Безопасность. Н.Н. Авдеева. –СПб.: «Детство-пресс», 2003
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» (Авторы: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева и т.д.) – ООО Издательство Детство- пресс», 2014 г
Используемые технические средства
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Презентации, созданные воспитателем в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме