Программа “Юный защитник”

ФИО: Новосёлова Л.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2207
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Программа "Юный защитник"
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110 «Ласточка» города Белово»

                                                                                      

                                                              

                                                                            

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Юный защитник»

 социально-педагогической направленности 

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: 

Новоселова Лидия Владимировна, 

инструктор по физической культуре

Беловский городской округ, 2022

Содержание 

РАЗДЕЛ 1. 

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………3

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………..9

1.3. Учебно-тематический план и содержание программы…………………….10

1.4. Планируемые результаты………………………………………………………20

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ 

УСЛОВИЙ………………………………………………………………………21

2.1. Календарный учебный график……………………………………………..21

2.2. Условия реализации программы………………………………………….21

2.3. Формы контроля……………………………………………………………25

2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….26

2.5. Методические материалы…………………………………………………28

2.6. Список литературы………………………………………………………..29

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Направленность и предметная область программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный защитник» имеет социально-педагогическую направленность в развитии личности ребенка. 

Нормативно – правовое обеспечение программы

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программы дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 23 п. 3, 4; ст. 31, ст. 77 (далее – ФЗ № 273); 

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726); 

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 С.П. 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
  • Лицензией на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования №15698 от 28.01.2016, приказ №236/02 от 28.01.2016 г;
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 110 «Ласточка» города Белово».

Предметная область программы – социально-коммуникативная деятельность, познавательная деятельность. 

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена положением действующего Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.    

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Именно поэтому воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что образовательный процесс строится на основе гендерного подхода с использованием игр и игровых упражнений, направленных на воспитание нравственно-патриотических и волевых качеств, формирование физического развития, активности и самостоятельности дошкольников, формирование коммуникативных навыков. Работа по программе предполагает комплексный, системный подход. Для успешной реализации программы, наибольшей результативности предусмотрена совместная работа педагога с родителями и педагогами ДОО. 

Отличительные особенности программы

Содержание программы разработано на основании действующего Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный защитник» модифицированная. Научно-методическим основанием разработки программы является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный защитник Отечества», И.В. Ермилина (с. Красный Яр, Самарской области, 2019 г.). 

Программа является развивающей. При выполнении игр и упражнений развиваются физические качества, память, мышление, коммуникативные способности. 

Оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических качеств, физическому развитию, формированию волевых качеств. 

Отличительной особенностью данной программы является использование разнообразных методов и приемов работы с дошкольниками. 

Уровень усвоения программы – стартовый. В процессе обучения воспитанники знакомятся с основными нравственными понятиями, овладевают физическими навыками, формируют коммуникативные умения.

Адресат программы

Программа составлена для обучающихся детей 5-7 лет с различной степенью развития. 

Психологические особенности

От 5 до 7 лет

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности.

Особенности физического развития

у дошкольников 5-7 лет увеличивается мышечная масса, заметно улучшается координация движений, наблюдается повышенная двигательная активность. Именно в 5-7 лет у детей развивается ловкость, выносливость, быстрота передвижения, у ребенка может наблюдаться «непоседливость». В этом возрасте малыша легче всего научить кататься на коньках, велосипеде, плавать. Вообще, 5-6 лет – идеальный период, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию.

Период окостенения скелета заканчивается в 4-хлетнем возрасте, поэтому малыши 5-7 лет уже не такие гибкие, а вот ягодичные и лобковые кости, наоборот, начинают окостеневать только ближе к 6 годам. К 5 годам масса сердца у ребенка увеличивает в 4 раза в сравнении с новорожденным. В 6-7-летнем возрасте может наблюдаться резкий скачок артериального давления, а вот частота пульса, наоборот, сокращается до 70 ударов в минуту.

Нервная система у детей-дошкольников возраста еще несовершенна, поэтому ввиду повышенной двигательной активности наблюдается частая утомляемость, хотя в этом возрасте дошкольнику необходимо немного времени, что восстановить затраченную энергию, достаточно, присесть на 15 минут, и малыш готов покорять новые вершины. Часто из-за непоседливости, присущей данному возрастному периоду, ребенок невнимателен.

Наполняемость групп и особенности набора обучающихся

Минимальное количество детей в группе – 10-15 человек, состав группы – постоянный, одновозрастной. Особенности набора: комплектование группы осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

Объем и срок освоения программы.

Общее количество часов – 72 часа. Рассчитана на 1 учебный год (8 месяцев). 

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу с каждой возрастной группой (1 час – старшая группа, 1 час – подготовительная группа). Продолжительность одного академического часа – 25-30 минут. Перерыв между учебными занятиями не менее 10 минут.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Педагогическая целесообразность.

Практическая значимость программы заключается в том, что проводимые занятия способствуют совмещению общевоинской, физической, гуманитарной подготовке, дает возможность получить начальные знания о том, кто такие Защитники Отечества и что нужно для того, чтобы быть ими. Программа позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей.

Игровые технологии помогают увлечь детей, поддерживать их интерес к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки, физические способности в неразрывном единстве с воспитанием нравственных качеств путём целенаправленного и организованного образовательного процесса. 

Социальная значимость программы состоит в создании условий для развития инициативы, позитивной социализации ребенка в ходе коммуникации и сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности (познавательной, коммуникативной).

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Обеспечение условий для воспитания положительных нравственно-патриотических и волевых качеств, физического развития. 

Задачи программы: 

Образовательные:

пополнять словарь лексикой, отражающей нравственно-патриотические чувства и эмоциональные состояния человека;

расширять представления о различных нравственных понятиях;

совершенствовать выполнение движения в соответствии с показом, сохраняя правильное положение тела.

Развивающие:

развивать познавательный интерес и познавательную активность;

развивать у детей   психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, координация движений);

стимулировать и обогащать развитие познавательной деятельности;

стимулировать и обогащать физическое развитие;

развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка, его коммуникативные навыки.

Воспитательные:

формировать у детей гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к окружающим;

воспитывать ответственность и коммуникативные способности; 

воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

формировать готовность детей к совместной деятельности;

воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны;

воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям;

формировать привычку к здоровому образу жизни

  

1.3. Учебно-тематический план и содержание программы

Учебно-тематический план 

(старшая и подготовительная группы)

Наименование разделов и тем Количество часов Форма

контроля

всего теория практика
  1. Наша Родина
8 4 4 наблюдение 

беседа 

1.1 Символика города 2 2 0 Беседа
1.2 Символика страны 2 2 0 Наблюдение
1.3 Строевые упражнения 2 0 2 Наблюдение
1.4 Выполнение команд 2 0 2 Наблюдение
II. Военные профессии 8 4 4 Наблюдение
2.1 Виды вооруженных сил 2 2 0 Наблюдение
2.2 Военная форма 2 2 0 Наблюдение
2.3 Виды группировок и кувырков 2 0 2 Наблюдение
2.4 Виды  ползания 2 0 2 Наблюдение
III. Богатыри Земли Русской 8 4 4 Наблюдение
3.1 Кто такие богатыри 2 2 0 Наблюдение
3.2 Доспехи богатырей 2 2 0 Наблюдение
3.3 Стрельба из лука 2 0 2 Наблюдение
3.4 Выступление на «День города» 2 0 2 Наблюдение
IV. Военная техника 8 4 4 Наблюдение
4.1 Техника на суше 2 2 0 Наблюдение
4.2 Техника на воздухе и в воде 2 2 0 Наблюдение
4.3 Преодоление полосы препятствий 2 0 2 Наблюдение
4.4 Ориентирование на местности 2 0 2 Наблюдение
V. Защитники Родины 8 4 4 Наблюдение
5.1 Боевое снаряжение 2 2 0 Наблюдение
5.2 Боевое снаряжение 2 2 0 Наблюдение
5.3 Элементы страховки 2 0 2 Наблюдение
5.4 Спортивные соревнования 2 0 2 Наблюдение
VI. На полигоне 8 4 4 Наблюдение
6.1 История оружия 2 2 0 Наблюдение
6.2 Виды узлов 2 2 0 Наблюдение
6.3 Переправа через реку 2 0 2 Наблюдение
6.4 Спасение раненного 2 0 2 Наблюдение
VII. Космос 8 4 4 Наблюдение
7.1 Юрий Гагарин 2 2 0 Наблюдение
7.2 Солнечная система 2 2 0 Наблюдение
7.3 Тренировка космонавтов 2 0 2 Наблюдение
7.4 Круговая тренировка 2 0 2 Наблюдение
VIII. Георгиевская ленточка  8 4 4 Наблюдение
8.1 Герои ВОВ 2 2 0 Наблюдение
8.2 Подвиг Кузбасса 2 2 0 Наблюдение
8.3 Повороты на месте и в движении 2 0 2 Наблюдение
8.4 Праздник «День победы». Итоговое занятие 2 0 2 Наблюдение
ИТОГО: 72 36 36

Содержание программы 

(для детей 5-7 лет)

Раздел 1. Наша Родина (8 часов)

Тема 1.1 Символика города (2 часа)

Теория. Педагог помогает детям настроиться на работу, делает положительную установку на выполнение заданий, способствует созданию общего позитивного фона занятий. Беседа о правилах работы на занятиях.

Беседа с детьми о символах города Белово: гимн, герб и флаг. Игра «Узнай герб города», игра «Узнай флаг города». Слушание гимна города Белово.

Форма контроля: беседа

Тема 1.2 Символика страны (2 часа)

Теория. Рассказать о символах России: гимне, гербе и флаге. Закрепление через слушание гимна, рисование флага, игру «Узнай герб России». Чтение стихотворений о флаге и гербе России. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 1.3 Строевые упражнения (2 часа)

Практика. Построение. Рассказать о значении воли в жизни человека. Организация и проведение строевых упражнений. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 1.4 Выполнение команд (2 часа)

Практика. Построение. Повторение строевых упражнений. Выполнение команд. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества.

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 2. Военные профессии (8 часов)

Тема 2.1 Виды вооруженных сил (2 часа)

Теория. Знакомство с видами вооруженных сил России и родами войск. Просмотр видеофильма о вооруженных силах России. Чтение рассказов и стихов о защитниках России.

Форма контроля: наблюдение

Тема 2.2 Военная форма (2 часа)

Теория. Рассматривание и обсуждение военной формы каждого вида вооруженных сил, снаряжения. Дидактические игры «Узнай по форме», «Собери форму по элементам». Чтение стихотворений и рассказов о военных из различных войск России. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 2.3 Виды группировок и кувырков (2 часа)

Практика. Построение. Рассказать о важности группировок и кувырков. Организация и проведение упражнений на виды группировок и кувырков. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 2.4 Виды ползания (2 часа)

Практика. Построение. Повторение строевых упражнений, группировок и кувырков. Упражнения на виды ползания. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества.

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 3. Богатыри Земли Русской (8 часов)

Тема 3.1 Кто такие богатыри (2 часа)

Теория. Рассказ с иллюстрированием о богатырях, рассматривание и обсуждение их вида, подвигов. Чтение фрагментов былин, сказов, просмотр мультфильма о богатырях.

Форма контроля: наблюдение

 

Тема 3.2 Доспехи богатырей (2 часа)

Теория. Рассказ с иллюстрированием о доспехах богатырей, рассматривание и обсуждение их вида, материалов, название элементов. Дидактическая игра «Снаряди богатыря на битву». Рисование богатыря в доспехах.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 3.3 Стрельба из лука (2 часа)

Практика. Построение. Рассказать о важности владения боевым оружием, как устроен лук и как из него стрелять. Организация и проведение упражнений в стрельбе из лука. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества, выносливость, сосредоточенность. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 3.4 Выступление на «День города» (2 часа)

Практика. Построение. Повторение строевых упражнений. Выполнение команд. Подготовка и репетиция программы выступления. Выступление.

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 4. Военная техника (8 часов)

Тема 4.1Техника на суше (2 часа)

Теория. Рассказ о сухопутных видах технического оснащения российской армии. Просмотр видеоматериала. Рассматривание и обсуждение иллюстраций с различными видами техники. Дидактическая игра «Собери в одну группу». Педагог помогает детям настроиться на работу, делает положительную установку на выполнение заданий, способствует созданию общего позитивного фона занятий. Слушание песен и стихов о защитниках России. 

Форма контроля: наблюдение

Тема 4.2 Техника на воздухе и в воде (2 часа)

Теория. Рассказ о воздушных и водных видах технического оснащения российской армии. Просмотр видеоматериала. Рассматривание и обсуждение иллюстраций с различными видами техники. Дидактическая игра «Собери в одну группу». Педагог помогает детям настроиться на работу, делает положительную установку на выполнение заданий, способствует созданию общего позитивного фона занятий. Рисование техники (на выбор). Слушание песен и стихов о защитниках России. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 4.3 Преодоление полосы препятствий (2 часа)

Практика. Построение. Объяснение элементов полосы препятствий. Организация и проведение подготовительных упражнений. Организация преодоления полосы препятствий. В упражнениях помогать детям настроиться на выполнение заданий, создавать положительную установку, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, концентрацию внимания, развивать физические качества. В процессе заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 4.4 Ориентирование на местности (2 часа)

Практика. Построение. Что такое ориентирование? Зрительные ориентиры. Выполнение упражнений и заданий на ориентирование на местности. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. В процессе заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

 

Раздел 5. Защитники Родины (8 часов)

Тема 5.1 Боевое снаряжение (2 часа)

Теория. Что такое «боевое снаряжение» и зачем оно военному. Рассматривание иллюстраций с различным боевым снаряжением: как возникло и как менялось в историческом контексте. Рисование снаряжения (на выбор). Дидактическая игра «Снаряди солдата (кавалериста, танкиста, летчика, моряка)».

Форма контроля: наблюдение

Тема 5.2 Боевое снаряжение (2 часа)

Теория. Узнавание видов снаряжения в историческом контексте (дидактическая игра). Слушание песен и стихов о военных России. Изготовление снаряжения для военных различных родов войск (по желанию) из бросового материала. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 5.3 Элементы страховки (2 часа)

Практика. Построение. Рассказать о важности и необходимости страховки. Организация и проведение страховочных упражнений. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. В процессе заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 5.4 Спортивные соревнования (2 часа)

Практика. Построение. Проведение подготовительных упражнений. Формирование команд. Организация и проведение спортивных соревнований с участием родителей воспитанников. В процессе выполнения заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском и детско-родительском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 6. На полигоне (8 часов)

Тема 6.1 История оружия (2 часа)

Теория. Рассказ с иллюстрированием об истории создания и эволюции видов оружия. Цель применения оружия. Нужно ли пользоваться оружием в мирное время? Чтение и обсуждение рассказов об оружии.

Форма контроля: наблюдение

Тема 6.2 Виды узлов (2 часа)

Теория. Рассказ о морских узлах, их цели и применения. Рассматривание схем вязки узлов, упражнения в завязывании морских узлов. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 6.3 Переправа через реку (2 часа)

Практика. Построение. Создание проблемной ситуации. Обсуждение решения задания: как перебраться через реку? Выполнение подготовительных упражнений. Построение переправы через реку. Переход по переправе с преодолением препятствий. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, концентрацию внимания, развивать физические качества. В процессе заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 6.4 Спасение раненого (2 часа)

Практика. Построение. Правила оказания первой медицинской помощи. Разделение на команды. Выполнение спасательных действий с условно раненым человеком. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. В процессе заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 7. Космос (8 часов)

Тема 7.1 Юрий Гагарин (2 часа)

Теория. Рассказ о жизни Юрия Гагарина. Первый человек в космосе. Развитие космической индустрии. Рисование на тему «Полет Юрия Гагарина». Формирование устойчивости в знаниях об окружающем мире, взаимопонимания.

Форма контроля: наблюдение

Тема 7.2 Солнечная система (2 часа)

Теория. Рассказ с иллюстрированием о возникновении солнечной системы. Планеты солнечной системы. Дидактическая игра «Расположение планет». Рисование на тему «Моя любимая планета». Слушание песен и просмотр мультфильмов на космическую тематику. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 7.3 Тренировка космонавтов (2 часа)

Практика. Построение. Рассказ о требованиях к здоровью и физической подготовке космонавтов. Организация и проведение физических упражнений. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. 

Форма контроля: наблюдение.

Тема 7.4 Круговая тренировка (2 часа)

Практика. Построение. Организация и проведение круговой тренировки. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. В процессе заданий формировать у детей представления о том, что значит «уметь дружить», закреплять чувство единства в детском коллективе, развивать коммуникативные навыки, способность работать в парах, группах.

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 8. Георгиевская ленточка (8 часов)

Тема 8.1 Герои Великой отечественной войны (2 часа)

Теория. Солдаты на войне. Как совершались подвиги. Дети-герои – помощники взрослых. Дети в тылу на военных заводах. Медали и ордена за совершение подвига. Чтение рассказов о детях-героях и солдатах-героях ВОВ. Слушание и пение военных песен, чтение стихов.

Форма контроля: наблюдение

Тема 8.2 Подвиг Кузбасса (2 часа)

Теория. Рассказ о роли Кузбасса и его жителей в годы Великой отечественной войны. Презентация с кузбасскими героями тыла. Чтение стихотворений о кузбассовцах-героях. Рассказ о родственниках, трудящихся в годы ВОВ в Кузбассе (по желанию детей).

Форма контроля: наблюдение.

Тема 8.3 Повороты на месте и в движении (2 часа)

Практика. Построение. Алгоритм выполнения поворотов на месте и в движении. Организация и проведение упражнений на повороты. В упражнениях помогать детям настроиться на работу, создавать положительную установку на выполнение заданий, развивать внимание и зрительную память, способность к переключению внимания, целостность восприятия, концентрацию внимания, развивать физические качества. 

Форма контроля: наблюдение.

 

Тема 8.4 Праздник «День Победы». Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Построение. Приветствие детско-родительских команд. Проведение спортивного праздника, посвященного «Дню Победы». Подведение итогов занятий по программе «Юный защитник». 

Форма контроля: наблюдение.

1.4. Планируемые результаты

  • Будут самостоятельно проявлять познавательную активность, инициативу: рассматривать иллюстрации, участвовать в беседах, задавать вопросы; проявлять творчество и детальность в работе.
  • Чувствовать ответственность, гордость, любовь к стране. 
  • Знать герб, флаг название области и города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
  • Будет развиваться крупная и мелкая моторика, координация движений;
  • Снизится напряжение;
  • Увеличится работоспособность;
  • Увеличится способность к концентрации внимания; 
  • Увеличится способность к умению максимально сосредотачиваться, совершенствовать волевые качества;
  • Активизируются средства общения;
  • Дети станут добрее, увереннее в себе, восприимчивее к окружающему миру; 
  • Сформируются навыки саморегуляции.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Год обучения Объем учебных часов Всего учебных недель Режим 

работы

Кол-во учебных дней Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов Продолжительность каникул
1 год

обучения

72 ч. 36 1 раз в неделю по 1 часу 36 дней 01 октября – 

30 мая

27 декабря – 10 января

Занятия рассчитаны на один год обучения, проводятся с сентября по апрель месяц включительно, с детьми старшей и подготовительной группы. Сентябрь и май проводится диагностика. Всего проводится 36 занятий в год с каждой возрастной группой (по одному в неделю).  

2.2. Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Для познавательного, социально-коммуникативного и физического развития ребёнка используются следующие методы и техники:

  • дидактические, подвижные, развивающие игры;
  • ожидание успеха;
  • наблюдение за детьми;
  • релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);
  • упражнения с использованием физкультурных модулей, оборудования;
  • использование схем.

Развивающие:

  1. Игровая 
  2. Импровизация
  3. Релаксация
  4. Игровая ситуация
  5. Творческие задания

Методы и приемы обучения: 

словесные: объяснения, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.

наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ, наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры), наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

практические: показ, подвижные и дидактические игры, задания, повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме.

Формы организации учебного занятия:

  • групповые, подгрупповые.

Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности.

Для активизации познавательной активности и качественной физической подготовки используются различные виды деятельности: игровая деятельность, речевая деятельность, развитие мелкой и крупной моторики, снятие мышечного напряжения; задания для совершенствования физических качеств, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Развивающее содержание программы направлено на формирование предпосылок УУД:

познавательные (выделение существенных, несущественных признаков, выделение общего и различного и др.);

– коммуникативные (овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения). Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника, задавать вопросы. Формирование мотивационной и коммуникативной сферы;

личностные (нравственные, мотивационные и коммуникативные).   

Алгоритм учебного занятия.

Структура занятия

  • Приветствие (создание настроя на совместную работу)
  • Повторение (вспомнить, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели)
  • Расширение (расширить представление ребенка о чем-либо)
  • Закрепление приобретенных умений взаимодействия друг с другом
  • Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью)
  • Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся)
  • Прощание (подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде) 

Условия проведения занятий

  • Места для занятия отводится в группе и в спортивном зале. На полу ковер. Для каждого ребёнка индивидуальный стол. 
  • Используются видео-презентации, видеоролики, слайд-шоу развивающей и познавательной направленности.
  • Во время занятия для детей используются приёмы моральных, словесных поощрений, подбадривание.
  • Методы и приемы подобраны с учетом не только возрастных и индивидуальных особенностей, но и психофизиологического состояния детей.

Методические приемы, используемые на занятиях:

  • Дидактические игры;
  • Беседы, проблемные ситуации;
  • Обучение выполнению различных упражнений и действий. 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Материалы и оборудование
Технические средства обучения
Наименование Количество
1. Ноутбук 1 шт.
2 Проектор 1 шт.
2. Экран выдвижной 1 шт.
3. Музыкальный центр 1 шт.
Мебель
1. Шкаф 3 шт.
2. Стол  2 шт.
3. Кресло 1 шт.
4. Стол детский  20 шт.
5. Стул детский 20 шт.
Оборудование и материалы для игровой деятельности
1. Дидактические игры 15 шт.
2. Раздаточный материал 30 шт.
3. Дидактический материал (пособия, шаблоны, фотографии, журналы, книги) 32 шт.
4. Тренажеры 10 шт.
5. Камуфляжная форма 16 шт.
6. Моряцкая форма 10 шт.
7. Военная форма (моряк, танкист) 2 шт.
8. Военная форма ВОВ 20 шт.
9. Богатырские доспехи 10 шт.
10. Маты 6 шт.
11. Веревки 20 шт.
12. Блиндаж 1 шт.
13. Фляжки солдатские 3 шт.
14. Бинокли 3 шт.
15. Гимнастические стойки с высокой и низкой перекладиной 5 шт.
16. Пластмассовые автоматы 16 шт.
17. Мишени для метания 2 шт.
18. Туннели для подлезания 2 шт.
19. Гантели пластмассовые для военной подготовки 20 шт.
20. Лук и стрелы 10 наборов

Информационное обеспечение: сайт ДОО (edubel.ru)

Гафарова А. Р. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-detskom-sadu-6503848.html 

Иванова С.А. Методические рекомендации для педагогов на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/02/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-na-temu-nravstven 

2.3. Формы контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Цель диагностики: диагностика особенностей физического развития ребенка. 

Диагностика проводится в два этапа. 

Первый этап проводится в сентябре-октябре. В ходе обследования выявляется начальный уровень физического развития. По результатам диагностики составляется комплекс игр и упражнений, реализуемых на занятиях. 

Второй этап – май. По результатам вторичной диагностики отслеживаются динамические изменения в физическом развитии детей. 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Подведение итогов реализации программы проводится в форме спортивного праздника и обсуждения результатов на родительском собрании в конце учебного года.

 2.4. Оценочные материалы

Перечень диагностических методик.

1.Метод наблюдения; 

  1. Экспресс-опросы педагогов и родителей;
  2. Диагностические тесты
Этапы 

диагностики

Форма диагностики
вводный  наблюдение за выполнением предложенных заданий
итоговый наблюдение за качеством предложенных заданий

Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений.

Формы фиксации результатов: протокол.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

  Диагностические тесты подбираются с учётом:  

– развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей;  

– способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.  

Диагностические методики

1.Равновесие  

1.Упражнение «Фламинго». Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек.)  

2.Упражнение «Ровная дорожка»  

Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела рассредоточен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед.

 Фиксируется все в секундах, а также оценивается характер балансировки.   

пол  5 лет  6 лет  7 лет 
мальчик

и 

8,7 – 12  12,1 – 25,0  25,1 – 30,2 

 

2.Гибкость 

Стоя на гимнастической скамейке, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.  

Пол Уровни 5 -6лет 6 -7 лет
мальчики  высокий 7 см 6 см
средний 2 – 4 см 3 – 5 см
низкий Менее 2 см Менее 3 см

 

3.Координационные способности  

Челночный бег 3*10м.  пол  5 лет  6 лет  7 лет 
мальчики  12,7  11,5  10,5 

 

Оценка уровня развития: 

3 балла: учащийся при показе правильно выполняет упражнения, знает их последовательность; движения четкие и правильные; движения рук и ног скоординированы; развито чувство равновесия; проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

 2 балла: учащийся требует повтора показа упражнений несколько раз, делает ошибки в последовательности упражнений; движения недостаточно четкие; делает ошибки в координации рук и ног; иногда теряет чувство равновесия; иногда проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений; 

1 балл: учащийся выполняет движения только с помощью взрослого; координация движений рук и ног нарушена; не развито чувство равновесия; не проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

Ранжирование успехов учащихся: 

высокий уровень: 12-18 баллов 

средний уровень: 6-11 баллов 

низкий уровень/достаточный: 1-5 баллов 

 

2.5. Методические материалы

Дидактические материалы

– демонстрационный материал: презентации, фотографии, рисунки, дидактическая кукла, армейский лэпбук, Российский флаг, флаг СССР, сухой паёк;

– раздаточный материал: игры, задания, атрибуты (автоматы, военная форма, богатырские доспехи), спортивный инвентарь.

Наглядные материалы:

  1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):

– презентации; 

  1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

– видеофрагменты;

– мультфильмы;

– детские образовательные сайты

Методические материалы, разработанные педагогом:

Папка «Игровой материал»;

Папка «Образцы военной формы одежды»;

Папка «Демонстрационный материал «Защитники Отечества»;

Папка «Теория».

Папка «Образцы военной техники вооружения»

2.6. Список литературы

  1. Буре Р. С., Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – Москва. МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013. – 110 с.
  2. Вавилова  Е.Н.  Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1983. 
  3. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011. – 192 с.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
  5. Паникова Е. А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
  6. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М.:  Мозаика-синтез, 2008
  7. Шорыгина Т. А., Наша Родина – Россия. Методическое пособие. –  М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
  8. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. – 320 с.

Электронные ресурсы

  1. Гафарова А. Р. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду: [Электронный ресурс] / А.Р. Гафарова. – Режим доступа: https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-detskom-sadu-6503848.html (Дата обращения: 23.08.2022)
  2. Иванова С.А. Методические рекомендации для педагогов на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» [Электронный ресурс] / С.А. Иванова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/02/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-na-temu-nravstven (Дата обращения: 25.08.2022)