ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»

ФИО: Афанасьева Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3243
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Егорлыкский  район  Ростовской  области

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Егорлыкская  средняя  общеобразовательная  школа  №1

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»

АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:

Куратор, ответственный за реализацию персонализированных программ наставничества:

Афанасьева Елена Викторовна, 

заместитель директора по УВР

Наставник:

Афанасьева Елена Викторовна, 

учитель английского языка, 

высшей квалификационной категории

Наставляемый:

Колесникова Анастасия Олеговна,   

учитель английского языка , 

молодой специалист третьего года работы

2023-2024 учебный года

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Нормативно-правовое обеспечение, методологическая основа

Программа разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников

в образовательных организациях (Письмо Общероссийского Профсоюза образования № 657 от 21.12.2021 и Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-1128/08 от 21.12.2021), в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в соответствии с:

-Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

-Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Распоряжением Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;

-Распоряжением Министерства просвещения РФ  от 25 декабря 2019г № Р-145 “Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”;

Постановлением министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.04.2022 № 7 «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций»;

-Письмом Общероссийского Профсоюза образования № НТ-944/08 и Минобрнауки РФ № 326 от 11.07.2016 «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов»;

Приказом Министерства общего и профессионального образования РО от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций»;

-Приказа Министерства общего и профессионального образования РО  от 30.07.2020 №602 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Приказа Министерства общего и профессионального образования РО  от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»

Приказа отдела образования Администрации Егорлыкского района от 28.09.2020 № 429 “об утверждении перечня общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества”;

Приказа отдела образования Администрации Егорлыкского района от 25.08.2020 № 347 “О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам”;

-Устава МБОУ ЕСОШ№1;

         -Положения о работе с молодыми специалистами в МБОУ ЕСОШ №1;

        – Программа работы с одаренными детьми «Дар».

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель данной персонализированной программы: приобретение молодым педагогом нового опыта, необходимых навыков и компетенций, направленных на преодоление профессиональных затруднений через организацию взаимодействия наставляемого с наставником.

Задачи:

  1. Изучить индивидуальные потребности и профессиональные затруднения наставляемого педагога, профессиональные компетенции и сильные стороны наставника.
  2. Спланировать систему взаимодействия наставника и наставляемого (формы, периодичность, направления).
  3. Организовать совместную деятельность наставника и наставляемого.
  4. Оценить эффективность реализации программы с учетом планируемых результатов.     

1.3. Принципы наставничества

Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется с учетом следующих принципов:

– принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

– принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов – предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;

– принцип легитимности – соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

– принцип обеспечения суверенных прав личности – предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

– принцип индивидуализации и персонализации – направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве  естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

– принцип вариативности – предполагает возможность образовательных учреждений выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества; 

– принцип аксиологичности – подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

– принцип личной ответственности – предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

– принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

1.4. Форма наставничества

При реализации представленной программы планируется традиционная форма наставничества («один-на-один»), предполагающая взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

               2.1.   Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель».

Наставник Наставляемый
Кто может быть. Молодой специалист  Педагог
  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Типы наставников Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
Наставник – консультант Наставник – предметник
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога.  Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

2.2. Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель».

Формы взаимодействия Цель
«Опытный педагог – молодой специалист» Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы.

2.3. Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).

2.4.Деятельность наставника:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-¬оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

2.5. Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемого, наставника и всей программы в целом осуществляет куратор программы.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

 Текущий контроль будет происходить 1 раз в полугодие по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта, на МО учителей предметников, как один из рассматриваемых вопросов, а также на совещании при директоре.

Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании МО учителей предметников.

  • 2.6. Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества

Для оценки эффективности наставнической деятельности используются следующие критерии, показатели процесса реализации персонализированной программы         наставничества.

Критерии Показатели Баллы
Урочная деятельность
Общая успеваемость за четверть, год 100% 2
Менее 100% 0
Имеется положительная динамика 1
Качество успеваемости за четверть, год 75 – 100% – оптимальное 3
50 – 74% – допустимое 2
Менее 50% – недопустимое 0
Имеется положительная динамика 1
Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах по предмету (за год) Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету Уровень
Учреждениия Муницип альный Региональный Федеральный, междуна родный
Количество участников 5 и более 2 4 5 6
2 – 4 1 3 4 5
0 – 1 1 1 2 4
Качество участия (% победителей и призеров от

количества участников

50% и более 2 3 5 6
20 – 49 % 1 2 4 5
1 – 19% 0 1 3 4
Внеурочная деятельность
Участие в проектах, научно- практических

конференциях, межпредметных интеллектуальных и творческих конкурсах,

акциях, мероприятиях

Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися на межпредметной основе, в результате занятий внеурочной деятельностью
Количество участников 5 и более 2 3 4 5
1 – 4 1 2 3 4
Качество участия (% победителей и призеров от количества участников) 50% и более 2 3 4 5
20 – 49 % 1 2 3 4
1 – 19% 0 1 2 3
Научно-методическая, инновационная деятельность
Участие в конференциях, семинарах, фестивалях и других педагогических форумах 1 и более мероприятий в год в очном формате

Не менее 2 –х мероприятий в год в заочном (дистанционном) формате

1 2 3 4
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах 1 и более в год (в очном или заочном (дистанционном)

формате

2 3 4 5
Публикации В сетевых электронных изданиях В печатных изданиях
1 – 2 1 3
3 – 5 2 4
6 и более 3 6
ИТОГО:

57 – 76 баллов – высокий уровень 36 – 56 баллов – средний уровень

20 – 35 баллов – низкий уровень 0 – 19 баллов – недопустимый уровень

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

 Форма наставничества: «учитель-учитель».

Ролевая модель: «опытный учитель – молодой специалист».

Срок осуществления плана: с «1» сентября 2023 г. по «24» мая 2024 г.

Форма взаимодействия Проект, задание Планируемый  результат Срок Подпись наставника Подпись  молодого специалиста
сентябрь
1 Время

самоанализа.

Пройти анкетирование

«Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения

в коллективе.

Разработка индивидуального маршрута  профессионального становления молодого специалиста 5.09
2 Час общения “Расскажи о себе”. Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения

зон профессионального развития

Разработка индивидуального маршрута  профессионального становления молодого специалиста 7.09
3 Методическая Изучить ФГОС, требования к

составлению рабочих программ,

календарно-тематического

планирования в соответствии с

Составление рабочих 8.09
консультация. программ по
Совместная преподаваемым предметам.
работа.
обновлённым ФГОС
4 Практикум. Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей

деятельность педагога.

Оформление папки классного руководителя. 11.09-13.09
5 Изучить общие положения Работа по чек-листу 15.09
Консультация портфолио педагога. Структура
«Прочитай- осознай-примени» содержания и порядок ведения

портфолио. Изучить успешный опыт  

организации профессионального
развития педагога (в т.ч. –
использование возможностей
ресурсных центров, площадок,
формы и направления профразвития)
6 Час общения “Расскажи о своих сильных

сторонах”.

Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности. Беседа с наставником Б 18.09
7 Офлайн- Изучение успешного опыта Работа по чек-листу, 20.09-22.09
наставник организации работы с родителями.   разработка родительского
«Прочитай- осознай- примени» Оформление протоколов

родительских собраний. План работы с родительским комитетом.

собрания.

 

8 Посещение Поурочное планирование: Заполнение карт 25.09-27.09
молодым формулировка цели, постановка эффективности урока
специалистом задач урока, структура урока. молодым специалистом
уроков учителя –
наставника.
9 Мастер-класс Самоанализ урока наставником Составление чек-листа по

данной теме

28.09
10 Офлайн- Выбор соответствующего метода и Работа по чек-листу. 02.10-4.10
консультация методического приема для
«Прочитай-

осознай-

реализации целей урока.
примени»
11 Час общения

«Конкурс педагогическог о мастерства»

Мозговой штурм.   Обмен идеями. Обмен опытом 6.10
Октябрь
12 Посещение уроков молодого

специалиста учителем

Освоить успешный опыт учебно- методической работы молодого педагога Заполнение карт эффективности урока учителем наставником 9.10
наставником.
13 Практикум Составление технологической карты  урока Составление технологической карты урока 10.10
14 Офлайн- Использование Работа по чек-листу. 11.10-
консультация инновационных технологий Применение одной из 13.10
«Прочитай- как средство активизации выбранных технологий на
осознай-

примени»

учебной деятельности школьников. своих уроках.
15 Час общения.

Обмен

мнениями

Факторы, которые влияют на качество преподавания. Обсуждение выбранных

молодым учителем методов  и приемов для открытого

урока.

16.10
16 Офлайн- Изучение руководства по подготовке Участие в  РШМУ 17.10-
консультация и проведению успешного 20.10
«Прочитай- осознай- примени» выступления.
.
17 Час общения

«Особенности публичного

выступления»

Выявление сильных сторон личности наставляемого, необходимых для публичного выступления. Обсуждение  23.10
18 Офлайн- Оценивание достижений учащимися Работа по чек-листу. 24.10-
консультация планируемых результатов урока. 27.10
«Прочитай- осознай- примени» Нормы оценивания.

 

Ноябрь
19 Интенсив. Методические требования к Подготовка к семинару 9.11-10.11
Ежедневные современному уроку. “Преемственность в работе
методические детского сада и школы как
консультации. условие успешной
адаптации
пятиклассников”
20 Онлайн- Организация дистанционного Проведение пробного 16.11
консультация обучения в начальной, основной школы. занятия с использованием
Онлайн платформы. Сферум. платформы Сферум.
21 Самообразование

Обмен

мнениями Кейс

Знакомство с успешным опытом организации внеклассной деятельности в повышении

читательской грамотности

Реализовать план

мероприятий недели читательской грамотности

22.11
обучающихся
Декабрь
22 Офлайн- Знакомство с успешным опытом Реализовать план 5.12-8.12
консультация организации внеклассной мероприятий недели
«Прочитай- деятельности в повышении математической
осознай-

примени»

математической грамотности обучающихся грамотности
23 Офлайн- Изучение основ исследовательской Обсуждение 11.12-14.12
консультация деятельности с обучающимися по
«Прочитай- предмету, знакомство с ,
осознай-

примени»

положениями конкурсов.
25 Совместное решение кейсов Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных

ситуаций.

Отработать умения

принятия правильного решения в конфликтных

ситуациях.

18.12-

22.12

26 Анкетирование.

Час общения

«Стратегия успеха»

Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Оценка собственного

квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником;

Мониторинг профессионального роста молодого специалиста.

Корректировка плана по запросу.

25.12- 27.12
Январь
27 Офлайн- Знакомство с теоретическими Работа по чек-листу. 12.01
консультация основами формирования Составление банка заданий
«Прочитай- креативного мышления. Творческие
осознай-

примени»

задания как средство формирования креативного мышления.
28 Час общения

«Неделя креативного мышления»

Мозговой штурм. Обмен идеями. Разработать план

мероприятия по  креативного мышления

18.01

 

29 Совместное Разработать совместный урок Провести урок
дело.
30 Офлайн- Одаренные дети в школе и Работа по чек-листу. 26.01
консультация особенности педагогической работы
«Прочитай-

осознай-

с ними.
примени»
Февраль
31 Офлайн- Знакомство с методикой подготовки Составление банка заданий. 1.02-6.02
консультация обучающихся к конкурсам, Разработка программы
«Прочитай- осознай-

примени»

олимпиадам по предмету. работы с одаренными детьми.
32 Самообразование

Обмен

мнениями

Знакомство с успешным опытом

организации внеклассной деятельности в повышении

Изучить компетенции 12.02-15.02
глобальных компетенций
обучающихся
33 Офлайн- Изучение типологии неуспевающих Выявление потенциально 19.02
консультация учащихся неуспевающих детей в
«Прочитай-

осознай-

классе
примени»
34 Офлайн- Профилактика школьной Составить план 26.02-28.02
консультация неуспеваемости и отставания как мероприятий по
«Прочитай- средство повышения качества профилактике школьной
осознай-

примени»

образования. неуспеваемости.
Март
36 Консультация Дети группы риска и их Узнать психологические 1.03
психолога и психологические особенности особенности детей группы
социального риска.
педагога.
38 Офлайн- Изучить материалы по работе Составить памятку по
консультация классного руководителя с “детьми работе с “детьми группы 4.03-7.03
«Прочитай-

осознай-

группы риска” риска”
примени»
39 Интенсив Обеспечение дифференцированного Разработка индивидуальных маршрутов для неуспевающих, «трудных» и одаренных детей 11.03-14.03
обучения школьников с разным
уровнем подготовки.

 

Апрель
40 Собеседование Подготовить выступление «Методическое кафе- формирование

функциональной грамотности

8.04-11.04
у школьников на базе МБОУ ЕСОШ №1
41 Офлайн- Формирующее оценивание. Работа по чек-листу. 15.04-17.04
консультация Изучение опыта работы.
«Прочитай-
осознай-
примени»
42 Офлайн- Разработка КИМов, ЦОР, Составление банка заданий
консультация дидактических материалов 22.04-25.04
«Прочитай-
осознай-
примени»
43 Практикум Анализ контрольных работ, методы

работы над ошибками.

Разработка чек-листа.
Май
45 Офлайн- Повышение качества образования Работа по чек-листу. 6.05
консультация через использование Применение выбранной
«Прочитай- здоровьесберегающих технологий в технологии на своих
осознай-

примени»

процессе обучения школьников. Изучение опыта работы. уроках.
46 Офлайн- Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: Работа по чек-листу. 13.05-16.05
консультация разница понятий. Обучение детей с
«Прочитай- ОВЗ в школах: способы и
осознай-

примени»

особенности. Изучение опыта работы.
47 Посещение Современные методы реализации Просмотреть опыт работы 20.05
уроков в инклюзивной практики в педагогов школы, с целью
классах, где образовательной организации. дальнейшего применения
обучаются дети Изучение опыта работы. лучших практик
с ОВЗ
48 Практикум Проектирование Составление 22.05
индивидуального образовательного адаптированных рабочих
маршрута учащихся с ОВЗ. программ.

 

Подпись

наставника

« » 20 г.

Подпись наставляемого

сотрудника

« » 20 г.

    Подпись

    куратора

« » 20 г.

 

  1. Планируемые результаты реализации программы   

Количественные:

  • 100% реализация запланированных мероприятий программы;
  • Участие наставляемого в 100% запланированных мероприятий программы;
  • Выполнение не менее 80% показателей по критериям, входящим в оценку эффективности деятельности и качества труда педагогов школы за 2023-2024 учебный год.

                                              Качественные:

  • Положительная оценка взаимодействия наставника на наставляемого (степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельностью)
  • Применение наставляемым полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности (на основе экспертных листов посещения уроков наставником, заместителем директора; результатов экспертизы проектных и исследовательских работ; анализа динамики в уровне сформированности функциональной читательской грамотности по итогам диагностических процедур)
  • Успешное прохождение процедуры аттестации на первую квалификационную категорию Поступление запросов участников на продолжение совместной работы.

Формы контроля: анкетирование, наблюдение на уроках и внеурочной деятельности, листы экспертной оценки, диагностика профессиональных затруднений, анализ деятельности учителя по критериям, входящим в оценку эффективности деятельности и качества труда педагогов школы.

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 

Нормативно-правовые документы

1.Национальный проект «Образование»

2.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

3.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5.Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»

  1. Письмо Общероссийского Профсоюза образования № НТ-944/08 и Минобрнауки РФ № 326 от 11.07.2016 «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов»

 

Приложение 1 

Основные термины программы

  1. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
  2. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
  3. Наставник– участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе

его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

  1. Наставляемый – участник системы наставничества (персонализированной программы наставничества), который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
  2. Куратор – сотрудник Лицея, который отвечает за реализацию персонализированных программ.
  3. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных на основе оценки профессиональных компетенций или индивидуального запроса профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

 

Приложения 2

Анкетирование

молодых специалистов МБОУ ЕСОШ№1

«Выявление профессиональных затруднений, 

определение степени комфортности педагога в коллективе».

 

  1. Ф. И. О. ____________________________________________________________________
  2. Дата рождения _______________________________ 
  3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация) ________________________________________________________________
  4. Семейное положение _________________________
  5. Какой стаж Вашей педагогической деятельности? 

∙ Только начал свою профессиональную деятельность; 

∙ От 1 до 2 лет; 

∙ От 2 до 3 лет; 

∙ От 3 до 5 лет;

  1. Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна? _____________________________________________________________________________ 
  2. Что в профессии учителя вы считаете самым главным? _____________________________________________________________________________ 
  3. Какими личностными качествами, по-вашему мнению, должен обладать учитель? _____________________________________________________________________________
  4. Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)? ___________________________________________________________________
  5. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? _____________________________________________________________________________
  6. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности? 

∙ Да, изменилось в лучшую сторону; 

∙ Да, изменилось в худшую сторону; 

∙ Нет, осталось прежним; 

∙ Затрудняюсь ответить; 

∙Другое ______________________________________________________________________

 

  1. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? _________________________________

 

  1. В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?  

∙ Тревожность, неуверенность в своих силах; 

∙ Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность; 

∙ Пессимизм, чувство собственной неполноценности; 

∙ Повышенная утомляемость, снижение работоспособности; 

∙ Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки; 

∙ Страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями дошкольников; ∙Другое ______________________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? _____________________________________________________________________________

 

  1. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? _____________________________________________________________________________
  2. Что является источником повышения вашего профессионального уровня? 

∙ Изучение методической литературы, учебных пособий; 

∙ Изучение научно-педагогических журналов; 

∙ Изучение научных статей в сети Интернет; 

∙ Изучение электронных учебников и книг; 

∙Другое ______________________________________________________________________

  1. Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще? __________________________

 

  1. Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе? 

∙ Признание Вашей работы; 

∙ Уважение со стороны коллектива; 

∙ Хорошая заработная плата; 

∙ Хорошие условия работы; 

∙ Возможность самосовершенствоваться; 

∙ Стабильность, надежность организации; 

∙ Творческая деятельность; 

∙ Высокое разнообразие деятельности; 

∙ Возможность работать с детьми; 

∙Другое ______________________________________________________________________

  1. Что Вас привлекает в работе коллектива: 

∙ новизна деятельности; 

∙ условия работы; 

∙ возможность экспериментирования; 

∙ пример и влияние коллег и руководителя; 

∙ организация труда; 

∙ доверие; 

∙ возможность профессионального роста.

  1. Что Вам хотелось бы изменить? _______________________________________________
  1. Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в школе? ________________________________________________________________________

 

  1. Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт? __________________________________________________________
  1. Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое? ______________________________________________________________________
  1. Чем бы Вы хотели увлечь детей? ______________________________________________
  1. Чем на Ваш взгляд вы могли бы быть полезны детям? _____________________________
  1. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем? _________________________________________________________________

СПАСИБО !

Приложение 3

КАРТА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

Дата _______________

Учитель ___________________________________    Предмет ____________________________Класс ______________

Количество учащихся по списку________________________    Количество учащихся по факту___________________

Присутствующие_________________________________________________________________________________________

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

  1. Причина посещения урока

 плановое посещение

 внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)___________________________________________

  1. Цель посещения урока

 знакомство с учителем

 комплексное наблюдение за работой учителя

 наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается    проблема или задача) _______________________________________________________________________________________

 наблюдение за работой класса, отдельных учеников

 диагностика затруднений учителя

 диагностика затруднений класса

 контроль (указывается форма контроля) ________________________________________________________________________

 подготовка к аттестации

 аттестация

 психолого-педагогическое наблюдение

 другое (указывается цель посещения) _________________________________________________________________________

  1. Данные об уроке

Тема урока _______________________________________________________________________________________________

Тип урока: 

первичное предъявление новых знаний                          комбинированный

 закрепление изученного материала                                 контрольный 

 обобщение  и систематизации  знаний                            коррекционный

Цель урока _______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Ресурсное обеспечение урока:  не имеется      ИКТ     ТСО    наглядные пособия    раздаточный материал     другое

Наличие технологической карты урока:  имеется           не имеется

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию:  соответствует           не соответствует

АНАЛИЗ УРОКА

Параметры Критерии
Мотивация отсутствует
Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)
эмоциональная, содержательная (интересные формы)
эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)
Проверка домашнего

 заданияотсутствует
неэффективная организации  проверки
недостаточная полнота и глубина проверки
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки учителем
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки учителем совместно с учащимися
Целеполаганиеотсутствует
цель урока определяется учителем
цель урока согласуется в обсуждении с учениками
оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя)
Характер учебных заданийрепродуктивный (выполнение по образцу)
репродуктивный с включением с элементами самостоятельности, творчества
поисковый, творческий
Содержание 

урокасоответствие содержания урока требованиям программы
связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи
научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям
целесообразность и обоснованность применяемых форм и методов
связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности
Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на урокеученик принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, принимает цели и задачи, поставленные учителем, использует предложенный алгоритм действий, использует предложенные ресурсы
ученик принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели, выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов, выбирает необходимые ресурсы, самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий
ученик самостоятельно выявляет и формулирует проблему, ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты, создаёт алгоритм действий, находит ресурс для выполнения действий, соотносит запланированный  и полученный результат, планирует свою дальнейшую деятельность
Формы освоения урокаиндивидуальная
работа в группах, парах
фронтальная

Применение современных

технологий

отсутствует
ИКТ, развивающее обучение, деятельностное обучение, обучение в сотрудничестве, модульная, критического мышления, активных методов обучения, игровые, исследовательские,  проектные, здоровьесберегающие,  другие (указать)
Коммуникация учащихсясоблюдают речевые нормы,  задают вопросы на понимание
задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.
используют средства устной и письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией
Сравнение времени «говорения» учащихся со временем «говорения» учителяво время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем
активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы
оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся, объяснение материала носит проблемный характер
Организация обратной связи 

на урокеобратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает), отношения на уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика)
инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи, отношения строятся на уровне «субъект – объект/субъект», при организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик)
постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников, обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися), рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности
Оценивание достижений учащихсяотсутствует
констатация 
объективное педагогическое оценивание с аргументацией
включение учащихся в обсуждение ответа
самооценка,  выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку
Рефлексияученики высказываются по поводу результата урока
ученики оценивают результат и процесс деятельности
ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности
Результативность урокарезультат не достигнут
результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем
результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками 
результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза
большая часть класса достигла результата
Домашнее заданиеотсутствует
задания, подобные классным (объём не более 75% от классной работы)
задания, дифференцированного характера
контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан
наличие инструктажа
Психологическая комфортностьотсутствует
благоприятный климат, сотрудничество учителя с учащимися 

ОЦЕНКА УРОКА

 положительная, с рекомендацией распространения опыта             удовлетворительная

 положительная                                                                                     отрицательная

Дополнительные комментарии к уроку:

______________________________________________________________________________________________________________

С выводами ознакомлен:

Подписи:

 

Приложение 4

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Вариант №1

 

Данный  урок  (по предмету … ) является уроком №…  в системе уроков по разделу … Тема урока: (назвать тему…)

Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….

В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные:…, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Это урок (указать тип урока). 

Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….

 

 

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА   ПО ФГОС

(2 ВАРИАНТ)

 

  1. Каково место данного урока в теме?
  2. Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
  3. Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
  4. Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
  5. Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
  6. Рационально ли было распределено время на этапы урока?
  7. Логичны ли были “связки” между этапами урока?
  8. Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
  9. Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?
  10. Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?
  11. Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

12.Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

  1. Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  2. Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?