ПДД – наш лучший друг

ФИО: Терехова Л.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4331
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: ПДД - наш лучший друг
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Проект ПДД

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №81 «Лесная полянка» (МБДОУ «Детский сад №81») 

653047, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Гайдара, 27а, тел.68-31-40 

Проект  

«ПДД – наш лучший друг» 

Автор-составитель: 

Терехова Лариса Олеговна, учитель 

логопед. 

Прокопьевский ГО,

Содержание 

  1. Паспорт проекта………………………………………………………… 3
  2. 2. Обоснование проекта……………………………………………………. 7
  3. Актуальность проекта…………………………………………………… 7
  4. Цель и задачи проекта…………………………………………………… 8
  5. Вид проекта………………………………………………………………. 9
  6. Исполнители проекта и основных мероприятий………………………. 9
  7. 3. Предполагаемый результат……………………………………………… 10
  8. Продукты проектной деятельности…………………………………….. 10
  9. 5. Этапы реализации проекта……………………………………………… 10
  10. 6. Перспективный план работы в рамках проекта……………………… 16
  11. 7. Список используемой литературы……………………………………… 38
  12. 8. Приложение 1……………………………………………………………. 39

Паспорт проекта

№  Тема проекта  «Правила дорожного движения – основа  безопасности дошкольника»
1.  Вид проекта  долгосрочный, групповой,  

информационно-ориентированный.

2.  Основные разработчики проекта  Автор-составитель Терехова Лариса  Олеговна, учитель-логопед муниципального  дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 81 «Лесная полянка»;
3.  База реализации проекта  МБДОУ «Детский сад № 81 «Лесная  полянка»
4.  Исполнители проекта  Дети подготовительной к школе группа  «Ландыш» (6-7 лет) с нарушением зрения,  воспитатели подготовительной к школе  группы «Ландыш», родители  воспитанников подготовительной к школе  группы «Ландыш».
5.  Актуальность и новизна проекта  Актуальность и востребованность  исследуемой проблемы определяются  реальными потребностями системы  отечественного дошкольного образования  и существующими противоречиями между  объективной необходимостью более  раннего информирования ребенка о  правилах дорожного движения, освоения  им соответствующих умений и  недостатком образовательных программ  обучения детей с нарушением зрения  основам правил дорожного движения;  потребностями жизни в накоплении  ребенком опыта безопасного поведения и  отсутствием научно обоснованной  педагогической методики, направленной  на формирование данного опыта у  дошкольников с патологией зрения;  важностью целенаправленной  деятельности родителей, всех работников  ДОУ и недостаточным  практикоориентированным уровнем  знаний и умений, обеспечиваемых  содержанием подготовки педагогов.
6.  Цель и задачи проекта  Цель. Формирование у детей 6-7 лет с  нарушением зрения осознанного  выполнения правил дорожного движения,  обеспечивающих сохранность их жизни и  здоровья в современных условиях улицы,  транспорта и дороги. 

Задачи. 

Образовательные: 

– совершенствовать представления об 

 

окружающей дорожной среде и правилах  безопасного дорожного поведения;  – расширять и систематизировать знания о  правилах дорожного движения, обо всех  участниках дорожного движения, о  правилах поведения в общественном  транспорте; 

– познакомить с дорожными знаками:  предупреждающими, запрещающими,  знаками особого предписания, научить  понимать схематическое изображение для  правильной ориентации на улицах и на  дорогах путем проигрывания проблемных  ситуаций. 

Развивающие:  

– развивать навыки предвидеть  потенциальные опасности и правильно  действовать в случае их наступления; – развивать ориентировку в пространстве; – развивать психические процессы  (внимание, память, мышление, воображение, сенсорные способности). Воспитательные: 

– воспитывать качества личности,  необходимые для обеспечения безопасного  поведения в опасных ситуациях,  уверенность в своих действиях; 

– воспитывать чувство ответственности за  личную безопасность, ценностного  отношения к своему здоровью и жизни; – воспитывать потребность детей быть  дисциплинированными и внимательными  на улицах, осторожными и  осмотрительными.

7.  Сроки реализации проекта  Проект рассчитан на один учебный год,  сентябрь – май.
8.  Этапы реализации проекта  I этап (подготовительный) – сентябрь. Подбор детской и методической  литературы, наглядного материала  (иллюстрации, фотографии, зарисовки);  дидактических игр, занятий. Проведение и  анализ диагностического исследования, с  целью определения знаний и  представлений, которые имеются у детей  подготовительной к школе группы;  выявление умений и навыков  дошкольников по формированию  начальных основ ПДД. 

Диагностическое исследование будет  проводиться по: 

1. Опроснику для определения уровня  знаний дошкольников по основам 

 

4

безопасности дорожного движения (автор:  Н.И. Клочанов); 

2. Диагностике знаний по ПДД (автор:  А.И.Замалеева); 

3. Теста «Подбери слова» (по аналогии  методики Е.А.Стребелевой «Скажи одним  словом»); 

4. Теста «Что здесь лишнее?» (на основе  методики СЛ.Рубинштейна «Четвертый  лишний») 

II этап (основной) – октябрь-апрель. Составление календарно-тематического  планирования на учебный год. Проведение  комплекса мероприятий проекта, который  включает в себя: работу с детьми, работу с  их родителями, работу с педагогами. III этап (аналитический) – май.  

Анализ полученных результатов и  обобщение опыта.

9.  Ожидаемые и конечные результаты  реализации проекта 1. Получение представлений об  окружающей дорожной среде и правилах  безопасного дорожного поведения;  2. Систематизация знаний об участниках  дорожного движения, знания о правилах  поведения в общественном транспорте; 3. Ориентировка в дорожных знаках:  предупреждающих, запрещающих,  информационных, понимание схематических изображений для  правильной ориентации на улицах и на  дорогах, путем проигрывания проблемных  ситуаций; 

4. Выработка навыка прогнозирования  опасных дорожных ситуаций; 

5. Воспитание грамотного пешехода.

10. Продукты по итогам реализации проекта  1. Атрибуты (изготовление и  приобретение) для дидактических,  сюжетно-ролевых, подвижных игр,  дидактических пособий; 

2. Маршрутный лист безопасности «Дом – школа – дом»; 

3. Домашнее задание для детей и  родителей по теме: «Мой маршрут в  школу». 

4. Стенд для педагогов «Школа  пешеходных наук»; 

5. Макет «Микрорайон детского сада».

11. Дальнейшее развитие  1) Расширение календарно-тематического  планирования на предыдущие года  обучения. 

2) Преобразование в дополнительную  общеразвивающую программу.

 

5

6

Обоснование проекта 

Детская безопасность на дорогах – 

составная часть ЗАБОТЫ государства 

о здоровом и безопасном образе 

жизни ее граждан. 

В.В. Путин 

Актуальность. Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются  миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых  тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы.  

Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате  полученной травмы. Для детей старшего дошкольного возраста  транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди  причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает  вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного  движения.  

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий  являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в  неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и  выходят из них. Наибольшей опасности подвергаются дети с  ограниченными возможностями здоровья, в частности с ослабленным  зрением. Такие дети отличаются рядом особенностей: у них измененный  процесс зрительного восприятия, что обусловливает нечеткость,  фрагментарность, схематизм образа окружающей действительности,  затрудненная ориентация в пространстве, так как многие признаки  зрительно не воспринимаются, имеются затруднения в видении предметов  и объектов в пространстве, расстояния и глубины пространства; ослаблено  боковое зрение; отклонения в развитии двигательной сферы, что снижает  двигательную активность, осложняет ориентирование в пространстве;  полное доверие своему искаженному зрению, не использование при этом  слуха и осязания. 

Дети с нарушением зрения могут не видеть приближающийся транспорт,  пешеходный переход, плохо различать дорожные знаки, их цвет, форму и  начать неправильно действовать. Они могут недостаточно быстро и  правильно реагировать в сложившейся ситуации, совершать ошибки из-за  невнимательности. 

Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и  близких пострадавших, особенно ребёнка. Даже если ребёнок остался жив,  получив травмы, пусть и легкие, морально-психологическое потрясение,  которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. 

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной к  школе группы, ведь они – будущие первоклассники, которым нужно будет  самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пассажира,  пешехода. Поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного  движения подсказана самой жизнью.  

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются  реальными потребностями системы отечественного дошкольного  образования и существующими противоречиями между объективной  необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах  дорожного движения, освоения им соответствующих умений и недостатком  образовательных программ обучения детей с нарушением зрения основам  правил дорожного движения; потребностями жизни в накоплении ребенком  опыта безопасного поведения и отсутствием научно обоснованной  педагогической методики, направленной на формирование данного опыта  у дошкольников с патологией зрения; важностью целенаправленной  деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным  практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых  содержанием подготовки педагогов. 

Цель. Формирование у детей 6-7 лет с нарушением зрения осознанного  выполнения правил дорожного движения, обеспечивающих сохранность их  жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта и дороги.

Задачи проекта

Образовательные

  1. Совершенствовать представления об окружающей дорожной среде и  правилах безопасного дорожного поведения. 
  2. Расширять и систематизировать знания о правилах дорожного  движения, об участниках дорожного движения, о правилах поведения в  общественном транспорте. 
  3. Познакомить с дорожными знаками: предупреждающими,  запрещающими, информационными, научить понимать схематическое  изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах путем  проигрывания проблемных ситуаций. 

Коррекционно-развивающие:  

  1. Развивать ориентировку в пространстве. 
  2. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, сенсорные способности). 
  3. Развивать навыки предвидеть потенциальные опасности и правильно  действовать в случае их наступления. 

Воспитательные

  1. Воспитывать качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в опасных ситуациях, уверенность в своих действиях. 2. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность,  ценностного отношения к своему здоровью и жизни. 
  2. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно ориентированный. 

Исполнители проекта и основных мероприятий: дети  подготовительной к школе группы «Ландыш» (6-7 лет) с нарушением  зрения(диагнозы: сходящееся косоглазие – эзотропия, расходящееся  косоглазие – экзотропия, миопия, амблиопия, гиперметропия); воспитатели

подготовительной к школе группы «Ландыш»; родители воспитанников  подготовительной к школе группы «Ландыш»(в проекте принимают  участие мамы, папы, бабушки, дедушки детей). 

Предполагаемый результат: 

  1. Получение представлений об окружающей дорожной среде и правилах  безопасного дорожного поведения. 
  2. Систематизация знаний об участниках дорожного движения, о  правилах поведения в общественном транспорте. 
  3. Ориентировка в дорожных знаках: предупреждающих, запрещающих,  информационных, понимание схематических изображений для  правильной ориентации на улицах и дорогах путем проигрывания  проблемных ситуаций. 
  4. Выработка навыка прогнозирования опасных дорожных ситуаций. 5. Воспитание грамотного пешехода. 

Продукты проектной деятельности: 

  1. Изготовление и приобретение атрибутов для дидактических, сюжетно ролевых, подвижных игр, дидактических пособий; 
  2. Маршрутный лист безопасности «Дом – школа – дом». 
  3. Домашнее задание для детей и родителей по теме: «Мой маршрут в  школу». 
  4. Стенд для педагогов «Школа пешеходных наук». 
  5. Макет «Микрорайон детского сада». 

Этапы реализации проекта: 

В основу написания проекта заложен принцип поэтапного достижения  цели.

Этапы проекта Сроки  

реализации  проекта

Задачи этапов проекта
I этап 

(подготовительный)

сентябрь  1. Подобрать детскую и методическую  литературу, наглядный материал (иллюстрации,  фотографии, зарисовки); дидактические игры,  занятия.  

2. Провести и проанализировать 

 

10 

диагностическое исследование с целью  определения знаний и представлений,  имеющихся у детей подготовительной к школе  группы; выявить умения и навыки  дошкольников по формированию начальных  основ ПДД.
II этап 

(основной)

октябрь 

апрель

1. Составить календарно-тематическое  планирование на учебный год. 

2. Провести комплекс мероприятий проекта,  который включает в себя: работу с детьми,  работу с родителями, работу с педагогами.

III этап 

(аналитический)

май  1. Провести диагностическое исследование. 2. Проанализировать полученные результаты. 3. Обобщить опыт.

 

  1. Подготовительный этап начинается с определения проблемы,  изучения литературы, постановки цели, задач, проведении и анализа  диагностического исследования.  

В диагностическом исследовании будут принимать участие дети с  нарушением зрения подготовительной к школе группы «Ландыш». Диагностическое исследование проводится с помощью: (Приложение 1) – опросника для определения уровня знаний дошкольников по основам  безопасности дорожного движения (автор: Н.И. Клочанов); 

– пробы по ПДД (автор: А.И.Замалеева); 

– теста «Подбери слова» (по аналогии методики Е.А.Стребелевой «Скажи  одним словом»); 

– теста «Что здесь лишнее?» (на основе методики С.Л.Рубинштейна  «Четвертый лишний»). 

  1. Основной этап определяется внедрением проекта и созданием  условий для успешной его реализации. 

Календарно-тематическое планирование проекта изложено с учетом  требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта,  через интеграцию различных образовательных областей (социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), с учетом требований общедидактических и тифлопедагогических принципов, 

11 

обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения через включение специальных разделов коррекционной работы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (для детей с нарушением зрения), программы детского сада  «Коррекционная работа в детском саду» под ред.Л.И.Плаксиной (развитие  зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве, развитие  

социально-бытовой ориентировки и развитие осязания и мелкой моторики). Планирование отражает в себе особенности организации  образовательного процесса с учетом комплексно-тематической модели  (совместная взросло-детская (партнерская) деятельность и свободная  (самостоятельная) деятельность детей). 

Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с  нарушением зрения с правилами дорожного движения реализуется с  помощью следующих разделов: 

1) «Правила дорожного движения». 

2) «Дорожные знаки. Светофор». 

3) «Транспорт. Безопасное поведение в транспорте». 

4) «Безопасность». 

5) «Путь до школы. Путь домой».

Раздел Сроки  

реализации  

раздела

Цель раздела
1) «Правила  

дорожного движения»

октябрь-ноябрь  Формирование практических навыков  соблюдения правил дорожного движения;  знакомство с движением автомобилей на  перекрестке, с работой инспектора ДПС;  закрепление знаний об особенностях движения  транспорта и пешеходов на регулируемом и  нерегулируемом перекрестке, об особенностях  дорожного движения; изучение событий из  истории развития дорожного движения;  закрепление основных понятий по ПДД.
2) «Дорожные знаки.  Светофор» декабрь-январь +  1 неделя февраля Закрепление знаний правил дорожного  движения, правил поведения пешехода, расширение знаний о правилах поведения на  улице, где можно играть и где нельзя.
3) «Транспорт.  февраль + 1  Формирование представлений о транспорте 

 

12 

Безопасное поведение  в транспорте» неделя марта  разного вида (грузовом, пассажирском,  воздушном, водном, специальном); знакомство  с правилами безопасного поведения на улице,  на остановке и в общественном транспорте, с  трудом водителя, с правилами дорожного  движения для велосипедистов.
4) «Безопасное  

поведение на улице»

2-4 неделя  

марта

Закрепление знаний правил дорожного  движения, правил поведения пешехода, расширение знаний о правилах поведения на  улице, где можно играть и где нельзя.
5) «Безопасность»  1-2 неделя  

апреля

Систематизация и расширение знаний по  ПДД, изучение средств безопасности,  знакомство с первой доврачебной помощью.
6) «Путь до школы.  Путь домой» 3-4 неделя  

апреля

Разбор и анализ конкретных ситуаций,  наблюдение за участниками дорожного  движения, выявление нарушителей;  практическое закрепление знаний в выборе  наиболее безопасного пути в школу и домой.

 

Изложение материала рассчитано на один год обучения (для детей с 5- 6 до 7 лет), содержит перспективное планирование, художественное слово,  фото- и видеоматериалы и т.д., используемые при проведении совместной  деятельности детей и педагогов, дидактические игры, строительные  материалы и т.д., для самостоятельной деятельности детей. 

Работа с детьми проводятся по 20-25 минут, в зависимости от  возраста и остроты зрения детей с нарушением зрения, один раз в  неделю, в первую или во вторую половину дня. Тематика составлена с  учётом времени года. Форма: групповая и подгрупповая работа. 

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный,  словесный, практический. 

Наглядный метод используется во время: 

наблюдений;  

рассматривании книжных иллюстраций, плакатов; 

проведения дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;  конкурсов рисунков. 

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; 

13 

чтения стихотворений детьми, педагогом;  

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;  ответов на вопросы педагога, детей;  

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,  дидактические и др.);  

сообщения дополнительного материала педагогом;  

загадывания загадок;  

рассматривания наглядного материала. 

Практический метод используется, когда необходимо: 

организовывать продуктивную деятельность;  

проводить игры (дидактические, подвижные, малоподвижные,  инсценировки и др.);  

изготовить с детьми наглядные пособия для совместной деятельности  педагога и воспитанника; 

изготовление атрибутов для игр и т.д. 

Формы работы с детьми: 

факультативные занятия, чтение художественной литературы беседы,  игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые); 

просмотр слайд-презентаций, фильмов, мультфильмов, записей с камер  видеонаблюдения, использование аудиозаписей и технических средств  обучения; 

организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).  Основное внимание в проекте уделяется работе с семьей (мамы, папы,  бабушки, дедушки и т.д.).  

Формы работы с родителями: 

анкетирование;  

консультации, круглые столы;  

оформление информационно-просветительского материала в уголке для  родителей «Это интересно», рубрика «Практические советы»;

14 

конкурсы детских рисунков, создание фотовыставок (совместная  деятельность детей и родителей).  

III. Заключительный этап нацелен на выявление нового уровня знаний  детей по правилам дорожного движения, сравнения полученных результатов с результатами диагностического исследования на I-м Подготовительном  этапе. Таким образом, данный этап ориентирован на проверку эффективности системы работы. 

15 

Список используемой литературы: 

  1. Безопасность / Авдеева, Н.Н., Стеркина Р.Б. // Москва: СПб. «Детство Пресс», 2004 – 144 с. 
  2. Взаимодействие ДОУ и семьи / Бочкарева О.И.// Волгоград: ИТД  «Корифей», 2008 – 112 с. 
  3. Как обеспечить безопасность дошкольников / Белая, К.Ю.// Москва:  «Просвещение», 2012 – 94 с. 
  4. Твоя безопасность / Белая К.Ю., Зимонина В.Н.// Москва:  «Просвещение», 2012 – 51 с. 
  5. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации  / Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Л.В.// Москва: Дрофа, 2008 – 75 с. 6. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам  дорожного движения / ВдовиченкоЛ.А. // СПб.: Детство-пресс, 2008 – 93 с. 7. Программа «Светофор» / Данилова Т.И.// СПб.: Детство-пресс, 2009 – 208 с. 
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма /  Козловская, Е.А. // Москва: «Издательский Дом Третий Рим», 2017 – 55 с. 9. Три сигнала светофора / Саулина, Т.Ф. // Москва: Мозаика-Синтез, 2009  – 107 с. 
  7. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и  безопасность дорожного движения» / Скоролупова, О.А.// Москва:  Скрипторий, 2003 – 80 с.  
  8. Школа дорожных наук. Программа развития / Старцева, О.Д. // Москва:  ТЦ Сфера, 2008 – 64 с. 
  9. Правила дорожного движения дошкольникам/ Черепанова С.Н. //  Москва: Скрипторий, 2008 – 80 с.

16 

Приложение 1 

Опросник для определения уровня знаний дошкольников по  основам безопасности дорожного движения 

Я – пешеход 

  1. На какие части делится улица? 

Проезжая часть, тротуары или пешеходные дорожки, обочины. 

  1. Кто является участником дорожного движения? 

Пешеходы, пассажиры, водители. 

  1. Для чего служат тротуары и какой порядок движения по ним? Тротуары служат для движения пешеходов. Пешеходы, двигаясь навстречу,  должны в каждом направлении придерживаться правой стороны. 
  2. Что значит нерегулируемый перекресток?  

Если на перекрестках или пешеходных переходах нет ни светофора, ни  регулировщика, то перекресток или переход считается нерегулируемым. И  движение осуществляется в соответствии с установленными там знаками  дорожного движения. Нерегулируемый, значит, никем не управляемый – ни  светофором, ни регулировщиком. Водитель действует по ситуации на дороге,  как ему дальше ехать. На прежней скорости или притормозить и пропустить  машину или остановиться и пропустить пешехода. В таких ситуациях  пешеходам нужно быть крайне внимательными, даже если есть «зебра»,  переходить дорогу можно только тогда, когда машина уже остановилась,  чтобы пропустить их, либо дождаться, когда все автомобили проедут. 

  1. Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом? Для того, чтобы остановить транспорт, требуется определенное расстояние,  так как идущая машина имеет большую силу инерции. Если пешеход будет  перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, то водитель не успеет  остановить машину и наедет на пешехода. 
  2. Что представляет собой светофор? Его назначение. 

Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами  разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном  направлении.  

Слово «светофор» означает несущий свет или носитель света. На улице мы встречаемся, в основном, с двумя видами светофоров:  транспортным и пешеходным.  

Пешеходный светофор устанавливается в зоне пешеходного перехода и  имеет всего два сигнала (красный и зеленый): разрешающий и 

17 

запрещающий движение пешеходов. Они могут быть выполнены в виде  фигурок пешеходов: красного стоящего человечка и идущего зеленого.  Светофор с тремя сигналами – красным, желтым и зеленым – называется  «транспортный». 

  1. Как называется место для ожидания транспорта? 

(остановка) 

  1. Дорожный знак, разрешающий переходить дорогу? 

(«Пешеходный переход») 

  1. Какой дорожный знак должен быть установлен возле детских  садов и школ?  

(«Дети») 

  1. Как будете переходить дорогу, если спешите? 

(шагом, бежать нельзя) 

  1. Можно ли оглядываться на оклик при переходе через проезжую  часть?  

(нельзя) 

  1. Невысокое растение, закрывающее обзор дороги?  

(куст) 

  1. Что нужно делать утром, чтобы успеть вовремя в детский сад или  в школу? 

(встать пораньше) 

Я – пассажир 

1.Человек, едущий в транспорте, но не управляющий им?  (пассажир) 

2.Назовите современный общественный транспорт. 

(автобус, троллейбус, трамвай – это маршрутные транспортные средства.  Они перевозят людей по дорогам и движутся по установленному маршруту  с обозначенными остановками). 

3.Как определить место остановки общественного транспорта? Какие  дорожные знаки нам помогут? 

(«Место остановки автобуса и /или/ троллейбуса»; «Место остановки  трамвая»).

18 

4.Какие правила необходимо соблюдать на остановке? (Ожидать транспорт нужно на специально обозначенной площадке. Она,  как правило, приподнята над поверхностью проезжей части. Если такой  площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины подальше от  движущихся автомобилей. Особенно это важно соблюдать осенью и зимой,  так как дороги скользкие и транспорт может занести). 

5.Как правильно входить в транспортное средство и выходить из него? (Входить и выходить из транспорта можно только после его полной  остановки.  

При посадке сначала нужно пропустить выходящих людей, а затем только  входить. Бывает, что народу на посадку очень много, тогда самое безопасное  – дождаться следующее транспортное средство. Находиться во время  движения на подножках опасно, так как автоматически закрывающиеся  двери могут зажать руки или ноги. 

К выходу нужно готовиться заранее. Если в салоне много пассажиров,  следует спросить, выходит ли впереди стоящий. 

На остановке выходить из транспорта следует по очереди. Старшие выходят  первыми и подают руку младшим). 

6.Дальнейший путь 

Прежнего предписания «автобус обходи сзади, а трамвай – спереди» в  Правилах дорожного движения давно уже нет. Жизнь показала, что  следовать этому правилу очень опасно.  

Нужно подождать, пока автобус (трамвай) отъедет, это дорожная  «ловушка» – закрытый обзор, стоящий автобус закрывает обзор дороги.  

В легковом автомобиле 

Садиться в автомобиль и выходить из него нужно только со стороны  тротуара или обочины, дождавшись полной остановки машины. Дети до 12 лет в автомобиле должны находиться в специальном  удерживающем кресле. 

Тест «Подбери слова» 

(по аналогии методики Е.А.Стребелевой «Скажи одним словом») Цель: выявить знаний детей о дорожных знаках и транспорте,  уровеньразвития словарного запаса. 

Инструкция: педагог называет определение, например, воздушный  транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся кэтому  определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

19 

  1. Наземный транспорт. 
  2. Воздушный транспорт. 
  3. Предупреждающие знаки. 
  4. Запрещающие знаки. 
  5. Знаки особого предписания. 
  6. Сигналы светофора. 

Норма для детей старшего дошкольного возраста: 15-20 слов из различных групп. 

Уровни форсированности у дошкольников  

представлений о правилах дорожного движения. 

Уровни  Критерии
Высокий  Ребенок отвечает на вопросы полно. Показывает хорошие знания об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, дороге, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе, на улице, дороге. Находит правильные  

ответы в предложенных ситуациях.

Средний  Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.
Низкий  Ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

 

Тест «Что здесь лишнее?»  

(на основе методики СЛ.Рубинштейна «Четвертый лишний») Цель: определить уровень знаний детей о дорожных знаках, видах транспорта, уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения, 

Материал: картинки с изображением 4 дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки особого  предписания) и картинки с изображением транспорта по принадлежности  к разным видам. На каждой из этих картинок один из четырех  изображенных знаков или изображение транспорта является «лишним»  (относится к другой группе знаков или другому виду транспорта). 

Инструкция: педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на  картинки и определить, какой знак или транспорт и почему является 

20 

«лишним». На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно  предъявлять по одной. 

Анализ результатов: 

10 баллов – ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин., назвав «лишние»  предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются  «лишними»; 

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин; 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за 1,5-2 мин; 

4-5 баллов – ребенок решил задачу за 2-2,5 мин; 

1-3 балла – ребенок решил задачу за 2,5-3 мин. 

0 баллов – ребенок за 3 мин не справился с заданием. 

Выводы об уровне развития: 

высокий уровень: 8-10 баллов; 

средний уровень: 4-7 баллов; 

низкий уровень: 1-3 баллов.

21 

Приложение 2.  

Перспективный план работы в рамках проекта  

«Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» (для детей подготовительной к школе  группы) на 2024-2025 учебный год.

Дата  

провед 

ения

Деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Взаимодействие с участниками проекта 
Совместная партнерская деятельность  Организация самостоятельной  

деятельности детей

Диагностирование детей (сентябрь).
Раздел 1. «Правила дорожного движения»
Октябрь 

1 неделя

Тема: «История правил дорожного  движения» 

Цель.Формирование практических навыков соблюдения правил дорожного движения. 1. Беседы: «История правил дорожного  движения», «Что есть на нашей улице»; 2. Составление рассказа «Как я шёл с  мамой в детский сад»; 

3. Чтение рассказа Л.Н.Овчаренко «Кто без  языка, а говорит», стихотворения А.  Дмоховский «Чудесный островок». 4. Дидактические игры: «Ловкий пешеход»,  «Слушайся регулировщика», «Найди и  назови». 

5. Загадывание загадок, заучивание  пословиц, поговорок.

1. Разыгрывание проблемной ситуации  «Правила пешеходов и пассажиров»; 2. Дидактические игры «Четвертый  лишний», «Пазлы». Работа с родителями: 

1. Анкетирование родителей «Я и мой  ребенок на улицах города». 

Работа с педагогами: 

1. Знакомство с планом мероприятий по  проведению профилактической работы по  предупреждению дорожно-транспортного  травматизма в ДОУ. 

2. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

3. Выставка методической литературы по  разделу.

 

22 

Тема: «На дорогах города» 

Цель. Формирование знаний об улице,  расширение словарного запаса по дорожной  лексике. 

1. Беседы:«Устройство проезжей части», «Опасные участки на пешеходной части  улицы». 

2. Рассматривание слайдов и иллюстраций  по теме «Наша улица». 

3. Разыгрывание и обсуждение проблемной  ситуации. «Ты идешь утром в детский сад». 4. Чтение И. Серебрякова «Улица, где все  спешат», С. Михалкова «Скверная история». 5. Дидактические игры «Хорошо-плохо»,  «Волшебный перекресток».

1. Дидактические игры: «Ловкий  пешеход», «Найди и назови», «Четвертый  лишний», «Пазлы». 

2. Конструирование из бросового  материала «На улице». 

3. Рисование «Улица».

Работа с родителями: 

1. Круглый стол «Безопасность детей». Работа с педагогами: 

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук»; 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Разработка макета «Микрорайон  детского сада».

3 неделя Тема: «Безопасный перекрёсток». Цель. Продолжение знакомства о движении  автомобилей на перекрестке; закрепление  знаний детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом и  нерегулируемом перекрестке. 

1. Беседы «Правила перехода улиц и  дорог». 

2. Виртуальная тематическая прогулка  «Правила для пешеходов». 

3. Дидактические игры «Ловкий пешеход»,  «Слушайся регулировщика», «Правильно ли  это?». 

4. Чтение В. Семернин. «Запрещается разрешается». 

5. Сюжетно-ролевая игра «Перекресток». 6. Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

1. Игра на участке «Построим улицу». 2. Дидактические игры «Хорошо-плохо»,  «Волшебный перекресток», «Ловкий  пешеход». 

3. Изготовление удостоверений  пешеходов, водителей (получение  изображения путем вырезывания и  склеивания бумаги, картона и т.д. по  собственному замыслу).

Работа с родителями: 

1. Составление фотожурнала для детей  «Осторожно, опасность!». 

Работа с педагогами: 

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

23

4 неделя Тема: «Знай и выполняй правила  дорожного движения» 

Цель. Закрепление знаний правил  дорожного движения; люди ходят по  тротуарам, переходят улицу по переходам  при разрешающем сигнале пешеходного  светофора.  

1. Беседа: «Азбука безопасности»,  Перекрёсток». 

2. Рассматривание плакатов «Правила  дорожного движения». 

3. Дидактические игры «Безопасная  дорога», «Светофор». 

4. Подвижные игры «Красный, желтый,  зеленый», «Воробышки и автомобиль»,  «Цветные автомобили».

1. Изготовление атрибутов для сюжетных  игр. 

2. Дидактические игры: «Разрезные  картинки», «Нарисуй отгадку», «Хорошо плохо». 

3. Проблемная ситуация: решение  дорожных ловушек.

Работа с родителями: 

1. Проведение конкурса детских рисунков  «Дорога и я».  

2. Проведение викторины «Правила  безопасности». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук»; 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

1 неделя

Ноябрь 

Тема: «Улица, на которой я живу». Цель. Расширение знаний о правилах  поведения детей на улице; довести до  сознания детей, к чему может привести  нарушение правил дорожного движения. 

1. Беседа по теме: «Соблюдение правил  дорожного движения» с просмотром  обучающих фильмов.. 

2. Беседа «Твои помощники на дороге»,  «Одностороннее, двухстороннее,  правостороннее движение транспорта». 3. Дидактическая игра «Бывает – не  бывает» (с мячом), «Улица города». 4. Сюжетно-ролевая игра «На дорогах  города». 

5. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица». 

6. Коллективная работа. Мозаика «Улица,  на которой я живу».

1. Игры со строительным материалом  «Построим улицу». 

2. Дидактические игры «Безопасная  дорога», «Светофор», «Нарисуй отгадку». 3. Создание иллюстраций для оформления уголка ПДД (рисование по собственному  замыслу).

Работа с родителями: 

1. Консультация «Причины детского  дорожно-транспортного травматизма». 2. Рубрика «Практические советы»:  «Зимние правила». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

24

2 неделя Тема: «Что мы видели на улице?». Цель. Расширение знаний детей об улице,  дороге, перекрестке. 

1. Придумывание конца рассказа «Как мы  переходим через улицу». 

2. Составление рассказов по опорным  словам и картинкам (дорога, пешеход, знак,  машина). 

3. Беседа «Опасные предметы на дороге». 4. Игровая ситуация «Я вышел из автобуса  и увидел друга на другой стороне улицы». 5. Чтение произведений Я.Пишумова «Посмотрите, постовой», С.Михалкова  «Скверная история», А.Северного  «Светофор». 

6. Дидактические игры «Пешеходы и  водители», «Я иду через дорогу», «Умелый  пешеход».

1. Дидактические упражнения «Дорожная  грамота», «Красный-зеленый». 

2. Дидактическая игра «Найди и назови»,  «Четвертый лишний». 

3. Элементы сюжетно-ролевой игры  «Улица». 

4. Игры со строительным материалом  «Что мы видели на улице?». 

5. Игры с макетом улицы города.

Работа с родителями: 

1. Оформление папки-передвижки:  «Самые важные правила – правила  дорожного движения!». 

2. Родительская энциклопедия  «Воспитывать мальчишек». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

3 неделя Тема: «Виды перекрестков». 

Цель. Формирование представлений о  перекрестке; учить правильно, переходить  перекресток, формировать модель  безопасного поведения на перекрестке. 

1. Беседы: «Перекресток»,  «Правостороннее движение». 

2. Чтение стихотворения «Если видишь  перекресток…». 

3. Подвижная игра «Пешеходный переход». 4. Разгадывание кроссворда с ключевым  словом «Перекресток». 

5. Игра-тренинг «Перейди перекресток». 6. Решение проблемных ситуаций  «Нарушители».

1. Дидактические игры: «Улица города»,  «Найди ошибку», «Умелый пешеход». 2. Сюжетно-ролевая игра «На дорогах  города». 

3. Работа с макетом «Перекресток».

Работа с родителями: 

1. Рубрика «Практические советы  родителям», «Минутки безопасности». Работа с педагогами: 

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

25

4 неделя Тема: «К перекрёстку». 

Цель. Ознакомление с понятиями: «Пешеходный переход», «Разделительная  полоса».. 

1. Беседа «Правила перехода улиц и  дорог». 

2. Дидактическая игра «Придумай другое  слово». 

3. Чтение стихотворений «Одна рифма» С.  Михалкова, «Светофор» Г. Георгиева.  4. Прогулка. Закрепление знаний, умений,  соблюдение правил поведения на улице. 5. Игра «Соображалки». (поговорка: «Скатертью дорога». Когда так говорят?)  6. «Внимание! Переходим улицу». Чтение и  беседа по рассказу «Марта и Чичи идут в  парк».

1. Конструирование «Перекрестки». 2. Рисование по замыслу «Дорога и Я». 4. Дидактическая игра ««Улица города»,  «Найди ошибку»; 

3. Дидактические упражнения «Дорожная  грамота», «Красный-зеленый».

Работа с родителями: 

1. Рубрика «Практические советы  родителям: «Зимние правила», «Внимание  – варежки!». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук»; 

2. Выставка методической литературы по  разделу; 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

26

Декабрь  

1 неделя

Тема «Работа сотрудника ГИБДД». Цель.Формирование элементарных представлений о работе сотрудника ДПС; рассказать о значении жезла и жестов  

регулировщика. 

1. Просмотр видеомультфильма «Встреча с  сотрудником ГИБДД». 

2. Чтение стихотворения С. Михалкова  «Дядя Степа – милиционер»; заучивание  стихотворения С. Михалкова «Моя улица». 3. Беседа «История ГИБДД МВД России»,  «Из истории светофора и появлении на  улицах городов регулировщиков», «Инспектор на пьедестале». 

4. Подвижная игра «Жесты  регулировщика». 

5. Дидактическая игра «Автотрасса». 6. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «ГИБДД». 

7. Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД».

1. Дидактическая игра ««Улица города»,  «Найди ошибку». 

2. Подвижная игра «Пешеходный  переход». 

3. Игровые ситуации «Кому и что говорят  сигналы».

Работа с родителями: 

1. Изготовление родителями дорожных  знаков, пешеходного перехода, светофора и т.д. для настольного макета. 

2. «Помни правила ГИБДД! Это правила  твои». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

Раздел 2. «Дорожные знаки. Светофор»

 

27

2 неделя Тема «История дорожных знаков». Цель.Знакомство с историей создания  дорожных знаков. 

1. Беседа «История дорожных знаков»,  «Знаки, законы, правила». 

2. Игра-тренинг «Важные превращения»; «Движущийся тротуар». 

3. Просмотр видеоматериалов «Задай  вопрос эксперту». 

4. Добавление недостающих слов в  стихотворении «Пешеходный светофор». 5. Дидактические игры «Найди отличия»,  «Заполни клеточки недостающими  знаками». 

6. Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Правила маленького  пешехода».

1. Выполнение заданий из рабочей  тетради «Школа юного пешехода»  (сентябрь-октябрь). 

2. Дидактические игры «Зашумленные  картинки», «Определи по цвету», «Пазлы» 3. Рисование по замыслу «Придумай  дорожный знак. 

4. Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД».

Работа с родителями: 

1. Создание фотовыставки «Я с дорожным  знаком». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

3 неделя Тема «Виды дорожных знаков». 

Цель. Расширение знаний о правилах  дорожного движения, в ориентировке видов  дорожных знаков. 

1. Беседы «Какие бывают дорожные  знаки», «Полезные знаки». 

2. Чтение В. Семернина «Запрещается – рразрешается». 

3. Упражнение «Расставь знаки» (с  использованием книги Ю.Юдохина  «Здравствуй, друг, дорожный знак»). 4. Рассматривание и анализ типичных  ошибок на иллюстрациях со знаками ПДД. 5. Дидактические игры «Три письма», «Объяснялки».

1. Дидактические игры «Люди на  дорожных знаках («Пешеходный  переход», «Дети», «Дорожные работы»,  «Движение пешеходов запрещено»,  «Пешеходная дорожка»), «Найди  отличия». 

2. Игры со строительным материалом.  Строительный набор «Железная дорога» с  дорожными знаками. 

Работа с родителями: 

1. Оформление информационно 

просветительского материала «Школа  безопасности» в родительских уголках. Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

28

4 неделя Тема «Твои помощники на дороге». Цель. Закрепление знаний о видах  дорожных знаков. 

1. Беседа: «Запрещающие, предписывающие знаки». 

2. Беседа-развлечение «Путаница в Стране  дорожных знаков». 

3. Подвижная игра « К знаку беги». 4. Слушание песни «Дорожный знак» муз. Е.Зарицкой, сл.И.Шевчука. 

5. Проблемная ситуация: «Я – автоинспектор». 

6. Рассматривание плакатов «Правила  дорожного движения». 

7. Дидактические игры «Загадочное лото», «Армия знаков». 

8. Просмотр видеофильма «Дорожная  школа».

1. Конструирование из бумаги  «Светофор». 

2. Игры на напольной игре: «Дорога». 3. Выполнение заданий из рабочей  тетради «Школа юного пешехода»  (ноябрь-декабрь). 

4. Работа в творческой мастерской:  рисование цветными мелками, красками  по теме «Дорожные знаки».

Работа с родителями: 

1. Консультация «Как сделать детей  дисциплинированными пешеходами». 2. Строительство участка улицы из снега. 3. Папка-передвижка «Дорога в детский  сад». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

29

3 неделя

Январь 

Тема: «Кто такой Светофор Светофорович?» 

Цель. Знакомство с историей возникновения  светофора. 

1. Беседы «Что предмет расскажет о себе» (Светофор), «Где родился светофор?». 2. Чтение произведений С.Волкова «Про  правила дорожного движения», А.Дорохова  «Перекресток». 

3. Заучивание стихотворения Р.Фархади «У  любого перекрестка нас встречает  светофор». 

4. Составление детьми рассказов «Что я  видел на улице, когда шел в детский сад». 5. Подвижно-дидактическая игра «Сигналы  светофора», «Сломанный светофор»,  «Найди свой цвет». 

6. Игра-занятие КВН на тему «Красный,  Зеленый»; 

7. Дидактическая игра «Собери светофор», «Игра в слова». 

8. Создание иллюстраций для оформления  книжки-малышки о ПДД в подарок  Светофорчику.

1. Дидактические игры: «Разрезные  картинки», «Нарисуй отгадку»,  «Безопасная дорога», «Светофор», «Узнай  знак». 

2. Изготовление дорожных знаков  (конструирование из бросового материала  по собственному замыслу). 

3. Самостоятельная игра «Построим  улицу».

Работа с родителями: 

1. Рубрика родительского уголка «Это  интересно»: «Из истории создания  светофора». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

30

4 неделя Тема «Наши верные друзья на улицах и  дорогах». 

Цель.Расширение знаний о видах светофоров и значение их сигналов. 1. Беседа «Бульвар дорожных знаков. Сами  не видят, а другим указывают».  

2. Слушание и сравнение музыкальных  произведений: «Песенка красного светофора.  Песенка зеленого светофора. Песенка желтого светофора». 

3. Чтение: произведений А.Северного «Светофор», Б.Житкова «Светофор». 4. Проблемная ситуация: ««Если на улице  нет светофора», «Сигналы регулировщика и  светофора»; 

5. Викторина «Серьезные вопросы к  Светофору». 

6. Создание иллюстраций для оформления  книжки-малышки о ПДД в подарок  Светофорчику.

1. Игра «Домашние гонки». 

2. Рисование по замыслу «Дорожное движение». 

3. Настольно-развивающая игра-лото  «Внимание! Дорога!».

Работа с родителями: 

1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый,  зелёный»; «Красный – зеленый». 

2. День открытых дверей «Как мы учим  детей правилам дорожного движения». Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук»; 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

31

Февраль  

1 неделя

Тема «Светофор. Дорожный язык». Цель. Обобщение и систематизация знаний  о видах светофоров и дорожных знаках. 

1. Чтение М. Дружининой «Наш друг  светофор». 

2. Придумывание сказки о соблюдении  правил дорожного движения: «В Городе  светофорных наук». 

3. Игра-развлечение «Зеленый огонек»,  «Назовите лишний цвет светофора»; 4. Проблемная ситуация: «Шапка вместо  светофора». 

5. Обыгрывание ситуаций поведения на  улице «Путешествие на зеленый свет». 6. Дидактические игры: «Какие дорожные  знаки ты знаешь?», «Огонек», «Кому и что  говорят сигналы». 

7. Заучивание стихотворения «Три сигнала  светофора». 

8. Создание иллюстраций для оформления  книжки-малышки о ПДД в подарок  Светофорчику.

1. Выполнение заданий из рабочей  тетради «Школа юного пешехода»  (ноябрь-декабрь); 

2. Дидактическая игра «Заполни клеточки  недостающими знаками», «Игра в слова».

Работа с родителями: 

1. Памятка «Улица – лучший учебник»  (Правила дорожного движения). 

2. Консультации по теме: «Пример  родителей – один из основных факторов  успешного воспитания у детей навыков  безопасного поведения на улице». 

Работа с педагогами:  

6. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук»; 

7. Выставка методической литературы по  разделу. 

8. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

Раздел 3. «Транспорт. Безопасное поведение в транспорте»

 

32

2 неделя Тема «Знакомство с транспортом». Цель. Формирование представлений о  транспорте разного вида (грузовом,  пассажирском, воздушном, водном);  закрепить правила поведения на улицах  города. Изучение событий из истории  развития дорожного движения. 

1. Беседа: «На чем люди ездят?», «Какой бывает транспорт?», «Из истории  транспорта»; 

2. Чтение произведений А.Усачева «Паповоз», Н.Носова «Автомобиль». 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья.  Путешествие по городу». 

4. Дидактическая игра: «Автошкола». 5. Подвижная игра «Цветные автомобили». 6. Проблемная ситуация «Как понять  автомобиль». 

7. Рассматривание плакатов «Правила  дорожного движения». 

8. Изготовление атрибутов для сюжетных  игр «Военная автоинспекция». 

9. Загадывание загадок, заучивание  пословиц, поговорок.

1. Дидактические игры: «Так и не так», «В  городском транспорте», «Зашумленные  картинки». 

2. Конструирование по схеме «Фургон и  грузовик».

Работа с родителями: 

1. Советы для родителей «В  общественном транспорте», «На  остановке». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

33

3 неделя Тема «Городской транспорт». 

Цель. Уточнение знаний о транспортных  средствах, пополнение активного словаря за  счет названий автомашин, знакомство с трудом водителя. 

1. Беседа «Безопасное поведение на улице  и в транспорте», «Ежели вы вежливы». 2. Обыгрывание ситуаций поведения «Что я  видел…», «Остановка общественного  транспорта». 

3. Составление рассказов по серии  картинок «Автобус». 

4. Наблюдение за транспортом на прогулке. 5. Виртуальная экскурсия «Автобусная  остановка». 

6. Чтение рассказа Е.Рыжова «Транспорт  большого города». 

7. Подвижная игра: «Стоп, машина!»,  «Едем, едем на машине!». 

8. Игра «Обходи транспорт правильно»,  «Парные картинки». 

9. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». 10. Просмотр видеофильма «Пассажиром  быть не просто».

1. Дидактическая игра: «Четвертый  лишний». 

2. Рассматривание и раскрашивание  изображений различных транспортных  средств. 

3. Строительные игры «Улица». 

4. Рисование по собственному замыслу  (карандаши) «Автобус, украшенный  флажками, едет по улице».

Работа с родителями: 

1. Практические советы «На остановке». Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу; 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

34

4 неделя Тема «Какие бывают машины». 

Цель.Знакомство со специальным  транспортом, закрепить обобщающее  понятие «транспорт», обогатить словарь  детей новыми словами. 

1. Беседа «Что колесо может и умеет»,  «Железнодорожный транспорт и его  опасность», «Гужевой транспорт». 

2. Дидактические игры: «Подбери  

картинку», «Машины едут по городу», «На  станции технического обслуживания  автомобилей», «Какие бывают машины?». 3. Чтение рассказов Я.Пишумова 

«Говорящая машина», Н.Носова  

«Милиционер»; 

4. Разучивание считалки: «Стоп, машина,  стоп, мотор!». 

5. Загадывание и отгадывание загадок по  видам транспорта. Составление  описательных загадок о транспорте по  методу А.А.Нестеренко. 

6. Целевая прогулка: «Научимся правильно  ходить по тротуару», «Наблюдение за  спецмашинами». 

7. Подвижная игра «Пешеходы и  автомобили» (ходьба в заданном  направлении). 

8. Просмотр видеофильма «Улица полна  неожиданностей».

1. Рассматривание и раскрашивание  изображений различных транспортных  средств. 

2. Игра «Виды транспорта»  (классификация и обобщение). 

3. Игры со строительным материалом.  Строительный набор «Железная дорога»  со знаками дорожного движения.

Работа с родителями: 

1. Рубрика «Советы родителям» – «Мама,  поехали!». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

35

1 неделя

Март 

Тема «Безопасное движение пешеходов и  велосипедистов». 

Цель. Углубленное знакомство с  элементами улиц и дорог, правилами  дорожного движения для велосипедистов. 1. Игровая ситуация «Я вышел из автобуса  и увидел друга на другой стороне улицы». 2. Беседы «Игры на дворе», «Катание на  велосипеде и самокате». 

3. Просмотр видеофильма «Уроки за рулем». 4. Создание макета на фланелеграфе по  самостоятельному замыслу «Безопасное  движение пешеходов и велосипедистов»  (коллективная работа). 

5. Просмотр мультфильма «Дядя Степа». 6. Игра-развлечение «Знатоки Правил  дорожного движения». 

7. Составление творческих рассказов: «Что  случилось бы, если бы не было правил  дорожного движения?». 

8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бездельник – светофор».

1. Работа в творческой мастерской:  рисование цветными мелками, красками. 2. Создание бизнес-плана «Станция  технического обслуживания» (работа с  прикладным материалом по собственному  замыслу). Работа с родителями: 

1. Оформление стенда для родителей  «Азбука безопасности». 

2. Составление буклетов «Письмо  водителю». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

Раздел 4. «Безопасное поведение на улице»

 

36

2 неделя Тема «Нам на улице не страшно». Цель.Закрепление знаний правил дорожного  движения, расширять знания о правилах  поведения на улице, учить решать  дорожные ситуации. 

1. Беседа «Как ходить по улице». 

2. Чтение произведений И.Лешкевича «Азбука безопасности», Я.Акима «Улица». 3. Виртуальное путешествие по улицам  родного города. 

4. Придумывание сказки о соблюдении  правил дорожного движения: «В городе  Светофорных наук». 

5. Дидактические упражнения «Дорожная  грамота», «Красный-зеленый». 

6. Сюжетно-ролевая игра «Улица».

1. Рисование по замыслу. Тема:  «Дорожное движение». 

2. Дидактическая игра «Бывает – не  бывает» (с мячом), «Улица города»,  «Безопасная дорога», «Хорошо-плохо». 3. Игры со строительным материалом  «Построим улицу».

Работа с родителями: 

1. Выставка рисунков «Улица полна  неожиданностей». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

3 неделя Тема «Пешеход». 

Цель. Уточнение знаний правил поведения  пешехода, закрепление знаний о дорожных  знаках для пешеходов 

1. Беседы: «Как ходить по улице», «Играем  в …», «Участники дорожного движения». 2. Игровая ситуация «Пешеходом быть не  просто», «Я – пешеход». 

3. Придумывание конца рассказа «Как мы  переходим через улицу». 

4. Дидактическая игра «Подбери знак»,  «Что бы было, если…». 

5. Разыгрывание игровой ситуации «На  улицах города» и «За городом». 

6. Чтение произведений А.Дорохова «Подземный переход», В.Тимофеева «Для  пешеходов». 

7. Загадывание и отгадывание загадок по  ПДД.

1. Изготовление макетов разных видов  транспорта по чертежу (конструирование  по схеме); 

2. Дидактические игры: «Подбери  картинку», «Машины едут по городу», «На станции технического обслуживания  

автомобилей», «Какие бывают машины?». 3. Работа в творческой мастерской:  рисование цветными мелками, красками;

Работа с родителями: 

1. Изготовление памятки «Родителям – автолюбителям». 

2. Выставка детской литературы для  чтения по ПДД. 

3. Папка-передвижка «Добрая Дорога  Детства». 

Работа с педагогами: 

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

37

4 неделя Тема «Знай и выполняй правила  дорожного движения». 

Цель. Расширение правил поведения на  улице, где можно играть и где нельзя. 1. Беседа о правилах поведения в  общественном транспорте, правила  безопасности при переходе  железнодорожных переездов, «Опасные  участки на пешеходной части улицы». 2. Просмотр видеофильма «Пассажиром  быть не просто». 

3. Видеовопросы «Ты мне – я тебе». 4. Сюжетно-ролевая игра «Автосалон». 5. Чтение стихотворения В.Семернина «Запрещается- разрешается». 

6. Дидактические игры «Приходи ко мне в  гости», «Складываем пазлы», «Найди  лишнее». 

7. Игры «Да или нет», «Клуб внимательных  пешеходов». 

8. Загадывание загадок, заучивание  пословиц, поговорок.

1. Конструирование по схеме «Автомобиль» из коробочек продолговатой и кубической формы. 2. Рассматривание и раскрашивание  различных изображений. 

3. Дидактические игры: «Разрезные  картинки», «Нарисуй отгадку»,  «Безопасная дорога», «Светофор».

Работа с родителями: 

1. Консультация «Где мы живём, и где  гуляют наши дети». 

2. Памятка для родителей «Дети и  дорога». 

Работа с педагогами: 

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

Раздел 5. «Безопасность»

 

38

1 неделя 

Апрель 

Тема «Движением полон город». 

Цель. Систематизация и расширение знаний  по ПДД, закрепление знаний основ  безопасного поведения на улицах в качестве  пешехода. 

1. Беседа «Серьезный подход» по  стихотворению Я.Пишумова «Город, в  котором…» (беседа по презентации),  «Железнодорожный переезд. Правила  перехода». 

2. Изготовление атрибутов для игры  «Заморочки из аптечки». 

3. Игра «Доскажи словечко», «Расскажи,  как проехать …». 

4. Просмотр видеонарезок опасных  ситуаций на дороге, обсуждение. 

5. Практикум после просмотра  видеонарезок: «Как поступить в данной  ситуации?» 

6. Игра в парах «Безопасно».

1. Дидактические игры:«Подбери вторую  половину», «Раскрась предметы, на  зашумленном рисунке», «Соедини  детали». 

2. «Письмо водителю!» (рисование по  собственному замыслу). 

3. Дидактические игры «Складываем  пазлы», «Найди лишнее».

Работа с родителями: 

1. Советы родителям «Берегите юных  пассажиров». 

2. Рекомендации для родителей: «Если вы  купили ребёнку велосипед». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

 

39

2 неделя Тема «Какие имеются средства  безопасности». 

Цель. Изучение средств безопасности,  привлечение к активной пропаганде ПДД,  выработка умений по оказанию первой  доврачебной помощи. 

1. Беседы: «Светоотражатели»,«Ремень  безопасности и автокресло», «Первая  доврачебная помощь. Автомобильная  аптечка»; 

2. Игра «Заморочки из аптечки. Виды  помощи». 

3. Просмотр видеофильмов «Первая  доврачебная помощь». 

4. Проблемные ситуации «Если бы не  было…» (ремня безопасности,  светоотражателя на одежде и т.д.). 

5. Составление и выпуск брошюры «Будь  внимателен!».

1. Рассматривание и раскрашивание  изображений различных транспортных  средств. 

2. Дидактические игры: «Разрезные  картинки», «Нарисуй отгадку»,  «Безопасная дорога». 

3. Игры со строительным материалом.

Работа с родителями: 

2. Выставка-конкурс «Светоотражатели фликеры». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

Раздел 6 . «Путь до школы. Путь домой»

 

40

3 неделя Тема «Мой путь». 

Цель. Разбор и анализ конкретных  ситуаций, наблюдение за участниками  дорожного движения, выявление  нарушителей. 

1. Составление рассказов «Мой путь от дома  до школы». 

2. Составление маршрутного листа  безопасности «Дом – школа – дом». 

3. Чтение стихотворения В.Головко  «Дорожные знаки». 

4. Просмотр записей перекрестков города с  камер видеонаблюдения; 

5. Блиц-опрос по знакам дорожного  движения с помощью стихотворения  В.Головко «Дорожные знаки». 

6. Графический диктант.

1. Рассматривание и раскрашивание  изображений различных транспортных  средств. 

2. «Письмо участнику дорожного  движения!» (рисование по собственному  замыслу). 

3. Игры со строительным материалом.

Работа с родителями:  

1. Консультация «Поведение детей на  дорогах и улицах». 

2. Совместное выполнение домашнего  задания детьми и родителями на тему:  «Мой маршрут в школу». 

Работа с педагогами:  

1. Оформление стенда для педагогов  «Школа пешеходных наук». 

2. Выставка методической литературы по  разделу. 

3. Создание макета «Микрорайон  детского сада».

4 неделя Тема «Мой безопасный путь в школу и  домой». 

Цель.Практическое закрепление знаний в выборе наиболее безопасного пути в школу  и домой. 

1. Составление маршрутного листа безопасности «Дом – школа – дом». 

2. Подвижные игры «Красный, зеленый»,  «Воробышки и автомобиль». 

3. Изготовление дорожных знаков для игр,  праздников, развлечений в летнее время. 4. Загадывание загадок, заучивание  пословиц, поговорок, разгадывание ребусов. 5. Веселый КВН «У Светофора нет  каникул!»;

1. Дидактические игры «Складываем  пазлы», «Дорожная грамота» «Автошкола»

2. Работа в творческой мастерской:  рисование цветными мелками, красками.

Работа с родителями:  

1. Рубрика «Советы родителям» – «Как  сделать дорогу в школу безопасной». 2. Совместное выполнение домашнего  задания детьми и родителями на тему:  «Мой маршрут в школу». 

Работа с педагогами:  

1. Представление макета «Микрорайон  детского сада».

 

41

42